Тема: «Гласные буквы У и Ю. Х.К.Андерсен «Гадкий утенок»
Класс: 1 «А»
Задачи:
- Продолжать знакомство с гласными звуками и буквами, закрепить знания учащихся о буквах у и ю, совершенствовать навыки написания гласных букв, их соединений в слогах и словах
- Развивать монологическую и диалогическую речь, умение выражать свои мысли и рассуждать, развивать память, мышление, познавательные интересы
- Воспитывать чувство сострадания, умение определять и ценить человеческие качества, совершенствовать навыки совместной деятельности, организованности
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: карта путешествия, корабль, значки экипажа, конверт с письмом, картинки для диктанта, карточки со словами, кроссворд, портрет писателя, иллюстрации к сказке
Ход урока:
1.Ритмическая часть
Приветствие.
-Доброе утро, 1 класс! Я очень рада вас видеть!
2.Основная часть
- Ребята, сегодня нам предстоит выполнить очень важное и ответственное задание. К нам пришло письмо, в котором просят о помощи «Спасите! Мы в плену у согласных букв. Буквы У и Ю» Непростое путешествие нам предстоит, так как мы отправляемся по воде, по морю. А совершим мы это путешествие на этом корабле. Каждое выполненное задание будет нас приближать к цели, поэтому будьте решительны и активны!
1) Минутка каллиграфии
- Итак, чтобы преодолеть 1 часть пути необходимо ваше умение писать красиво и аккуратно. Открыли тетради, запишем сегодняшнее число. Пропишем буквы у,ю и сочетания букв.
УуЮю учу л уз юлюш
2) Словарный диктант в картинках
- А теперь запишем слова, я показываю вам картинку, а вы должны записать название предмета изображенного на ней.
Кукла юла юрта утюг урюк
Молодцы! Вот мы и прошли первую часть пути!
3) Объяснение нового материала
Звуко-буквенный анализ слова лук
-Что это? (лук)
-Произнесем это слово и протянем гласный звук(лууук)
-Какой слышим звук? (у)
-Как произносится согласный звук стоящий перед ним? (твердо)
Звуко-буквенный анализ слова утюг
-Посмотрите на вторую картинку, что это? (утюг)
-Сколько слогов в это слове? (2 слога)
-Какой слог ударный? (второй)
-Произнесем это слово и протянем ударный гласный звук (ут*уууг)
-Какой слышим звук?(у)
-Как произносится согласный звук, стоящий перед ним? (мягко)
-А как читался согласный когда за ним следовал гласный у (твердо)
-Значит какой вывод мы можем сделать?
Звуко-буквенный анализ слова юбка
-А что изображено на этой картинке? (юбка)
-Произнесем слово медленно, растягивая каждый звук. Внимательно слушаем звуки, особенно первые (йубка)
-Произнесите первый слог (йуб)
-Какие звуки слишите?
-Звуки йу как мы обозначаем на письме, какой буквой? (ю)
-Значит буква ю может обозначать 2 звука, в каких случаях это бывает? (когда буква ю стоит в начале слова)
Молодцы!
Физминутка
Букву у мы изучаем
И движенья повторяем
Утка плавает в реке
Уж плетется по земле
И улитка вот ползет
На себе свой дом везет
Медвежонок Умка
Прячет черный носик
Ну а нам пора работать
Много ждет вопросов.
4)Закрепление изученного
А) Работа по учебнику
-Продолжим наш путь к спасению букв у и ю. Откройте учебники на странице 46 (4 и 6), найдите задание под номером 3, внизу.
-Посмотрите, ребята, здесь изображены рисунки, нужно заменить их словами и записать, но записать сначала слова с буквой у, а затем с буквой ю.
Назовите слова с буквой у (утюг, ручка, улитка)
Назовите слова с буквой ю (юбка, верблюд, брюки, утюг). Запишем.
У-утюг, ручка, улитка. Ю- юбка, верблюд, брюки, утюг.
Молодцы! Мы стали еще ближе к цели.
Пальчиковая гимнастика
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
К себе ладошки мы прижмем,
Гладить ласково начнем.
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
Б) Работа с карточками
-А теперь поработаем устно, я вам буду показывать слова, в которых есть буква ю, их нужно разделить на 2 столбика. К первому столбику будут отнесены слова, в которых буква обозначает 1 звук у, во второй 2 звука йу.
Ю- [у]
Люк
Илюша
люстра
Ю- [йу]
Юля
Юла
Юрта
-Итак, когда буква ю обозначает 2 звука? Молодцы! Мы приблизились к заветной цели.
Гимнастика для глаз.
1. Посмотрите вправо, влево.
2. Посмотрите вверх, вниз.
3. Опишите круг по часовой стрелке и против часовой стрелки.
4. Фиксация взгляда на кончике носа.
5. Моргание(5 раз)
6.Нарисуйте в воздухе взглядом букву у, ю
В) Работа в альбомах
-Ребята, откройте альбомы, на листах изображены предметы, вам необходимо раскрасить эти предметы, а также звуковые схемы слов. (урюк, утюг, юла)
Г) Игра на внимание
-Хлопайте в ладоши, если услышите букву ю.
Юра, яблоко, юмор, яма, юла, улица, юбка, Елена. Молодцы!
И вот мы доплыли до нужного места. Буквы У и Ю спасены!
5.Подведение итогов
-Буква у и буква ю
Нам нужны для звука у
Слушать нужно звук согласный
Он нам всем подскажет ясно
После твердых- буква у
После мягких- буква ю.
-В каких случаях буква ю обозначает 2 звука?
Молодцы!
-Ребята, сегодня к нам в гости пришла сказка и называется она «Гадкий утенок». Но прежде чем ее прочитать узнаем об ее авторе. Эту сказку написал Ганс Христиан Андерсен.
А) Биография автора
Андерсен всю жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало ему для этого никаких оснований. Родился он в 1805 году в датском городе Одензе в семье сапожника.
Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью его семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где разрастался лук, и несколько вазонов на окнах, в которых цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта.
Во всем этом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод радоваться и выдумывал всякие истории.
Над ним потешались и называли фантазером.
Но Ганс Христиан вырос и стал писателем.
Б) Работа с незнакомыми словами
Орава
Безобразный
Несносный
Изгородь
В) Чтение
-чтение учителем произведения
-чтение учащимися по цепочке
Г) Анализ
-Ребята, а чем закончилась история? В кого превратился гадкий утенок?
Сейчас проверим, насколько внимательны вы были при чтении, разгадаем кроссворд.
- Главный герой сказки? (утенок)
- Какого цвета он был? (серый)
- Кто говорил: «Глаза бы мои тебя не видели»(утка)
- Об утенке говорили «Он некрасив, но у него доброе …»(сердце)
- Время года, когда на свет появились утята? (лето)
- Кто говорил: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода»(сестры)
- Что во словам матери утенок умел делать прекрасно? (плавать)
-Какое ключевое слово у нас получилось? (красота)
-Ребята как вы считаете что такое красота?
-Давайте посмотрим, как дает толкование Сергей Иванович Ожегов. Красота- все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
-А красивый это какой? Красивый- доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом.
-Как вы считаете, если человек красивый, он во всем хорош?
-Значит красота бывает внешняя и внутренняя. О внешней красоте мы узнаем сразу. Но вот как распознать внутреннюю красоту? (поступки, дела, слова)
-Хорошо ли быть красивым? Почему? А некрасивым? Почему?
-Пословица гласит «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок ». Чему учит нас эта сказка? (нельзя судить по внешности, нужно судить по делам и поступкам) человек может быть красив не только внешне, но и душой.
Д) Работа с пословицами
-Прочитаем пословицы и выберем те, которые подойдут к этой сказке.
1. Некрасив собой, но красив душой
2. Красивый вид человека не портит
3.Суди не по внешности, а суди по делам
-Почему?
-Давайте хором прочитаем эти пословицы. Запомните их.
Домашнее задание: упр 6 стр47, пересказ стр 48-49
3.Рассказывание