kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Г. Х. Андерсен "Ель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

\Сmd+vЦель – познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста.

Задачи урока:

Образовательные:

  • поддерживать мотив интереса учащихся через использование приёма самостоятельной постановки задач урока;
  • продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному источнику;
  • формировать систему читательских умений;
  • активизировать “вдумчивое” чтение.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний, и привлекая к написанию небольших сочинений на заданную тему;
  • развивать у детей философское видение мира;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать умение анализировать и оценивать поведение героев в соответствии с авторским замыслом, делать характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом;

Воспитательные:

  • привлечение внимания учащихся к главной идее сказке “Что самое ценное в жизни?”;
  • воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний; выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности;
  • создать условия для воспитания положительных качеств, присущих людям.

Оборудование:

  • Учебник: “Литературное чтение”.
  • Презентация
  • ТСО: мультимедиапроектор, компьютер.
  • Карточки для групповой работы.

Ход урока

1. Организационный момент.Эмоциональный настрой.

Учитель. - Начинаем урок литературного чтения. Думаю, что он поставит перед нами серьёзные вопросы, заставит задуматься и просто принесёт радость от общения друг с другом.

Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет
Тихонько сказку расскажи
И в мире добра больше станет!

2. Мотивация учебной деятельности.
Звучит музыка Э.Грига “Пер Гюнт” “Последняя весна”.

- Давным - давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет…эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока еще маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Ну, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого заката солнца. А сказки росли, росли…пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: “Пора, пора, мой добрый сказочник”! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О. Дриз) 
- Почему так старался сказочник, работая в своём саду? 
- Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?

3. Активизация имеющихся у детей знаний. Проверка домашнего задания.

Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется … “Жизнь дана на добрые дела”.

- В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это…сказки.

-Почему вы любите слушать и читать сказки?

-Чем отличается сказка от других произведений?
(главное в сказке - вымысел, фантазия)

Выборочное чтение:

- Зачитайте слова, относящиеся к первой горошине; второй горошине; третьей горошине; четвёртой горошине. Как вы относитесь к каждой из четырёх горошин? А какое ваше отношение к пятой горошине?

Обращение к эпиграфу: “Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!” 

 4. Постановка темы и задач урока.

 -Давайте познакомимся ещё с одной сказкой Андерсена?

В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

- Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем.

- Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

Чтение стихотворения учеником.

В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
А наш класс, вдруг, снова посетила сказка
Как она зовется – вот она подсказка.

. Загадка

Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель) 

5. Подготовка к первичному восприятию.

Приём “Прогнозирование”.

- А что вы уже знаете о ели? (Дети рассказывают о ели.) Далее составляется кластер о ели (на доске)Ель

Дерево хвойное,     вечнозелёное,       растёт в лесу, широко используется человеком.

символ Нового года.

Дети обобщают полученную информацию, опираясь на составленный кластер.

Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? При ответе на поставленный вопрос учитывайте цель нашего урока.

Дети высказывают свои предположения.

6. Знакомство с произведением.

- Как украсили ёлочку? (воспроизведение информации)

- Почему трепетала ёлочка?

- Что бы изменилось, если ёлочка была некрасивая?

- Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

Физминутка.

7. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.

- Какое настроение сложилось у вас после знакомства со сказкой Г.Х.Андерсена “Ель”? Объясните почему?

1-я карточка:

- Какие чувства у вас вызывает ель?

- Какой она вам показалась в начале сказки и в конце сказки?

2-я карточка:

- Какой совет вы дали бы ёлочке, когда она ещё жила в лесу?

 - О чём бы вы хотели спросить у ёлочки?

3- карточка:

- Какую положительную черту вы отметили у ёлочки?

- Как бы вы хотели, чтобы сказка закончилась?

(Дети по желанию выбирают карточки и готовят свои высказывания.

Образовались соответственно группы детей. Они готовили ответы на вопросы, используя выборочное чтение, чтение по ролям, выразительное чтение, рассуждения. А затем выступают перед классом).

8. Выявление идеи произведения.

-Не показалось ли вам, что главные герои в сказках Андерсена - это люди?

-Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль?

-Как называется такой приём в литературе (Олицетворение

-Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому сказка является литературной.

-Конец у сказки очень грустный: ель умирает. Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?

- Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума?

- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории?

(Это мудрая сказка о том, что такое жизнь, что в ней самого ценного.)

9. Рефлексия.

Подведение итога.

- Подтвердились ли ваши предположения, которые вы высказали в начале урока?

- О чём заставляют задуматься сказки Г.-Х. Андерсена?

- Один ученик сказал, что сказки Андерсена познавательные. Это правда?

10. Домашнее задание.

На выбор:

1) перечитать сказку, разделить на части и озаглавить их (составить план);

2) составить диафильм к сказке;

3) придумать другую концовку к сказке “ Ель”.

-Спасибо вам за урок

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Г. Х. Андерсен "Ель"»

Урок литературного чтения

Тема урока: "Г.Х. Андерсен "Ель"".





Цель – познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста.

Задачи урока:

Образовательные:

  • поддерживать мотив интереса учащихся через использование приёма самостоятельной постановки задач урока;

  • продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному источнику;

  • формировать систему читательских умений;

  • активизировать “вдумчивое” чтение.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний, и привлекая к написанию небольших сочинений на заданную тему;

  • развивать у детей философское видение мира;

  • развивать критическое мышление;

  • развивать умение анализировать и оценивать поведение героев в соответствии с авторским замыслом, делать характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом;

Воспитательные:

  • привлечение внимания учащихся к главной идее сказке “Что самое ценное в жизни?”;

  • воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний; выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности;

  • создать условия для воспитания положительных качеств, присущих людям.

Оборудование:

  • Учебник: “Литературное чтение”.

  • Презентация

  • ТСО: мультимедиапроектор, компьютер.

  • Карточки для групповой работы.













Ход урока

1. Организационный момент .Эмоциональный настрой.

Учитель. - Начинаем урок литературного чтения. Думаю, что он поставит перед нами серьёзные вопросы, заставит задуматься и просто принесёт радость от общения друг с другом.

Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет
Тихонько сказку расскажи
И в мире добра больше станет!

2. Мотивация учебной деятельности.
Звучит музыка Э.Грига “Пер Гюнт” “Последняя весна”.

- Давным - давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет…эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока еще маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Ну, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого заката солнца. А сказки росли, росли…пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: “Пора, пора, мой добрый сказочник”! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О. Дриз) 
- Почему так старался сказочник, работая в своём саду? 
- Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?

3. Активизация имеющихся у детей знаний. Проверка домашнего задания.

Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется … “Жизнь дана на добрые дела”.

- В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это…сказки.

-Почему вы любите слушать и читать сказки?

-Чем отличается сказка от других произведений?
(главное в сказке - вымысел, фантазия)

Выборочное чтение:

- Зачитайте слова, относящиеся к первой горошине; второй горошине; третьей горошине; четвёртой горошине. Как вы относитесь к каждой из четырёх горошин? А какое ваше отношение к пятой горошине?

Обращение к эпиграфу: “Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!” 

4. Постановка темы и задач урока.

-Давайте познакомимся ещё с одной сказкой Андерсена?

В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

- Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем.

- Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

Чтение стихотворения учеником.

В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
А наш класс, вдруг, снова посетила сказка
Как она зовется – вот она подсказка.

. Загадка

Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)

 

5. Подготовка к первичному восприятию.

Приём “Прогнозирование”.

- А что вы уже знаете о ели? (Дети рассказывают о ели.) Далее составляется кластер о ели (на доске)

Ель

Дерево хвойное,     вечнозелёное,       растёт в лесу, широко используется человеком.

символ Нового года.

Дети обобщают полученную информацию, опираясь на составленный кластер.

Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? При ответе на поставленный вопрос учитывайте цель нашего урока.

Дети высказывают свои предположения.

6. Знакомство с произведением.

- Как украсили ёлочку? (воспроизведение информации)

- Почему трепетала ёлочка?

- Что бы изменилось, если ёлочка была некрасивая?

- Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

Физминутка.

7. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.

- Какое настроение сложилось у вас после знакомства со сказкой Г.Х.Андерсена “Ель”? Объясните почему?

1-я карточка:

- Какие чувства у вас вызывает ель?

- Какой она вам показалась в начале сказки и в конце сказки?

2-я карточка:

- Какой совет вы дали бы ёлочке, когда она ещё жила в лесу?

- О чём бы вы хотели спросить у ёлочки?

3- карточка:

- Какую положительную черту вы отметили у ёлочки?

- Как бы вы хотели, чтобы сказка закончилась?

(Дети по желанию выбирают карточки и готовят свои высказывания.

Образовались соответственно группы детей. Они готовили ответы на вопросы, используя выборочное чтение, чтение по ролям, выразительное чтение, рассуждения. А затем выступают перед классом).

8. Выявление идеи произведения.

-Не показалось ли вам, что главные герои в сказках Андерсена - это люди?

-Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль?

-Как называется такой приём в литературе (Олицетворение

-Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому сказка является литературной.

-Конец у сказки очень грустный: ель умирает. Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?

- Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума?

- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории?

(Это мудрая сказка о том, что такое жизнь, что в ней самого ценного.)

9. Рефлексия.

Подведение итога.

- Подтвердились ли ваши предположения, которые вы высказали в начале урока?

- О чём заставляют задуматься сказки Г.-Х. Андерсена?

- Один ученик сказал, что сказки Андерсена познавательные. Это правда?

10. Домашнее задание.

На выбор:

1) перечитать сказку, разделить на части и озаглавить их (составить план);

2) составить диафильм к сказке;

3) придумать другую концовку к сказке “ Ель”.

-Спасибо вам за урок! 

























Приложение 1

2. Применение древесины ели

Ель — дерево исключительное по своим свойствам. Одним из таких свойств является музыкальность. Из ели с древнейших времен делают музыкальные инструменты, в том числе струнные. Новгородские гусли средневековой Руси чаще всего делали из ели.

Древесина ели трудна в обработке из-за большой твёрдости сучков, но в некоторых местностях избы возводили полностью из ели. Считали, что в такой избе дышится легко, даже бытовала поговорка: «Изба елова, да сердце здорово».

Древесина ели мягкая, лёгкая, не очень прочная, употребляется как строительный материал (доски, брусья), для мелких поделок, для переработки в древесную массу.

Ель используется для производства бумаги и картона. Семена служат кормом лесным птицам (дятел, клёст) и грызунам (мышь, белка). Хвоя часто используется на корм скоту. 

Широко применялась еловая древесина и в кораблестроении.

В старину внутренний слой еловой коры добавляли в муку при выпечке хлеба.

3. Елка.
Наталья Филимонова.

Елка летом просто елка:
Тронешь ветку — пальцам колко,
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.
Вот когда зима придет,
Елка будто оживет:
На морозе распушится,
Под ветрами распрямится,
Вовсе не колючая,
Как цветок пахучая.
Пахнет не росой, не медом,
Елка пахнет Новым годом!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Г. Х. Андерсен "Ель"

Автор: Лапшина Елена Анатольевна

Дата: 12.03.2016

Номер свидетельства: 304868

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок чтения по теме Х.-К.Андерсен "Ель""
    ["seo_title"] => string(44) "urok-chtieniia-po-tiemie-kh-k-andiersien-iel"
    ["file_id"] => string(6) "267331"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450357742"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "«Гласные буквы У и Ю. Х.К.Андерсен «Гадкий утенок» "
    ["seo_title"] => string(52) "glasnyie-bukvy-u-i-iu-kh-k-andiersien-gadkii-utienok"
    ["file_id"] => string(6) "204913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429769902"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Технологическая карта урока по литературному чтению во 2, 4 классах"
    ["seo_title"] => string(77) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-vo-2-4-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "269791"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450900518"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Х.-К. Андерсен "Ель""
    ["seo_title"] => string(16) "khkandiersieniel"
    ["file_id"] => string(6) "292058"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455210330"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Х.-К. Андерсен "Ель""
    ["seo_title"] => string(17) "khkandiersieniel1"
    ["file_id"] => string(6) "292059"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455210341"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства