\Сmd+vЦель – познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста.
Задачи урока:
Образовательные:
- поддерживать мотив интереса учащихся через использование приёма самостоятельной постановки задач урока;
- продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному источнику;
- формировать систему читательских умений;
- активизировать “вдумчивое” чтение.
Развивающие:
- развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний, и привлекая к написанию небольших сочинений на заданную тему;
- развивать у детей философское видение мира;
- развивать критическое мышление;
- развивать умение анализировать и оценивать поведение героев в соответствии с авторским замыслом, делать характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом;
Воспитательные:
- привлечение внимания учащихся к главной идее сказке “Что самое ценное в жизни?”;
- воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний; выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности;
- создать условия для воспитания положительных качеств, присущих людям.
Оборудование:
- Учебник: “Литературное чтение”.
- Презентация
- ТСО: мультимедиапроектор, компьютер.
- Карточки для групповой работы.
Ход урока
1. Организационный момент.Эмоциональный настрой.
Учитель. - Начинаем урок литературного чтения. Думаю, что он поставит перед нами серьёзные вопросы, заставит задуматься и просто принесёт радость от общения друг с другом.
Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет
Тихонько сказку расскажи
И в мире добра больше станет!
2. Мотивация учебной деятельности.
Звучит музыка Э.Грига “Пер Гюнт” “Последняя весна”.
- Давным - давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет…эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока еще маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Ну, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого заката солнца. А сказки росли, росли…пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: “Пора, пора, мой добрый сказочник”! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О. Дриз)
- Почему так старался сказочник, работая в своём саду?
- Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?
3. Активизация имеющихся у детей знаний. Проверка домашнего задания.
- Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется … “Жизнь дана на добрые дела”.
- В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это…сказки.
-Почему вы любите слушать и читать сказки?
-Чем отличается сказка от других произведений?
(главное в сказке - вымысел, фантазия)
Выборочное чтение:
- Зачитайте слова, относящиеся к первой горошине; второй горошине; третьей горошине; четвёртой горошине. Как вы относитесь к каждой из четырёх горошин? А какое ваше отношение к пятой горошине?
Обращение к эпиграфу: “Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!”
4. Постановка темы и задач урока.
-Давайте познакомимся ещё с одной сказкой Андерсена?
- В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.
- Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем.
- Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?
Чтение стихотворения учеником.
В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
А наш класс, вдруг, снова посетила сказка
Как она зовется – вот она подсказка.
. Загадка
Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
5. Подготовка к первичному восприятию.
Приём “Прогнозирование”.
- А что вы уже знаете о ели? (Дети рассказывают о ели.) Далее составляется кластер о ели (на доске)Ель
Дерево хвойное, вечнозелёное, растёт в лесу, широко используется человеком.
символ Нового года.
Дети обобщают полученную информацию, опираясь на составленный кластер.
- Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? При ответе на поставленный вопрос учитывайте цель нашего урока.
- Дети высказывают свои предположения.
6. Знакомство с произведением.
- Как украсили ёлочку? (воспроизведение информации)
- Почему трепетала ёлочка?
- Что бы изменилось, если ёлочка была некрасивая?
- Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
Физминутка.
7. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.
- Какое настроение сложилось у вас после знакомства со сказкой Г.Х.Андерсена “Ель”? Объясните почему?
1-я карточка:
- Какие чувства у вас вызывает ель?
- Какой она вам показалась в начале сказки и в конце сказки?
2-я карточка:
- Какой совет вы дали бы ёлочке, когда она ещё жила в лесу?
- О чём бы вы хотели спросить у ёлочки?
3- карточка:
- Какую положительную черту вы отметили у ёлочки?
- Как бы вы хотели, чтобы сказка закончилась?
(Дети по желанию выбирают карточки и готовят свои высказывания.
Образовались соответственно группы детей. Они готовили ответы на вопросы, используя выборочное чтение, чтение по ролям, выразительное чтение, рассуждения. А затем выступают перед классом).
8. Выявление идеи произведения.
-Не показалось ли вам, что главные герои в сказках Андерсена - это люди?
-Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль?
-Как называется такой приём в литературе (Олицетворение)
-Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому сказка является литературной.
-Конец у сказки очень грустный: ель умирает. Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?
- Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума?
- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории?
(Это мудрая сказка о том, что такое жизнь, что в ней самого ценного.)
9. Рефлексия.
Подведение итога.
- Подтвердились ли ваши предположения, которые вы высказали в начале урока?
- О чём заставляют задуматься сказки Г.-Х. Андерсена?
- Один ученик сказал, что сказки Андерсена познавательные. Это правда?
10. Домашнее задание.
На выбор:
1) перечитать сказку, разделить на части и озаглавить их (составить план);
2) составить диафильм к сказке;
3) придумать другую концовку к сказке “ Ель”.
-Спасибо вам за урок