1.Мобилизующий этап Вовлечение обучающихся в учебный процесс 2. Этап актуализации и пробного учебного действия Включение обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний | На доске запись, которая открывается во время работы с обучающимися на уроке. Тема: … “… …” Цель: Повторить и узнать новое о … и … … познакомиться с … … “…” Учиться … и ??? … … “ Посмотрите на запись на доске. Расшифруйте фамилию писателя, с произведением которого будем знакомиться на уроке. 1 14 5 6 17 18 6 14 Прочитайте слова. Определите, по какому признаку записаны фамилии. Объясните, в какой столбик запишите фамилию нашего писателя. Перро Есенин Гримм Тютчев | Это порядковые номера букв в алфавите. Фамилия автора – Андерсен. В первый столбик записаны фамилии зарубежных писателей, а во втором столбике – фамилии русских писателей. Андерсен – датский писатель, значит, его фамилию запишем в первый столбик. В первом столбике записаны фамилии сказочников, а во втором – фамилии поэтов. Андерсен сочинял сказки, значит, его фамилию запишем в первый столбик. | Целеполагание Наблюдение и анализ объекта | Взаимодействие в процессе обсуждения, формулирование простых выводов. Представлять различные формы общения | волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию Оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ и взаимоанализ успешности в учебном диалоге. |
3. Целеполагание Формирование и развитие ценностного отношения к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения | Посмотрите на запись на доске. Назовите буквы первого ряда. Составьте второй ряд, подставив к каждой написанной букве, предшествующую ей по алфавиту букву. Назовите произведение, с которым будем знакомиться на уроке. Е Ё У К Д П Е Б Отгадав загадку, вы узнаете, с какой сказкой мы сегодня познакомимся. Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цель урока. - Давайте определим цели урока, используя опорные слова: 1. Мы познакомимся с ... 2. Мы узнаем... 3. Мы вспомним... 4. Мы сможем поразмышлять... | 2 класс | 4 класс | Исследуют , наблюдают и воспринимают учебный материал. Самостоятельное решение проблем поискового характера Высказывают, предлагают, обсуждают проблемные вопросы | Взаимодействие в процессе обсуждения | Умения правильно поставить конкретные цели, прогнозировать возможные ситуации. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. |
Знакомство с биографией автора Словарная работа Физминутка 4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Формирование и развитие ценностного отношения к совместной познавательной деятельности Приём “Прогнозирование”. (творческая самостоятельная работа) | Я расскажу некоторые сведения из жизни великого сказочника. Постарайтесь их запомнить. После моего рассказа нужно будет задать одноклассникам вопросы по его содержанию. Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875) Андерсен не имел семьи. Его жизнь проходила в путешествиях из страны в страну. В общей сложности он 29 раз покидал Данию. Любимой страной стала Италия. Действие многих его сказок и историй разворачивается там или переносится туда. Размышления о собственной необыкновенной судьбе определили характер его героев – маленьких, беззащитных в огромном мире. Эти герои авторский идеал мужества и веры в добро. Андерсен дружил со многими знаменитыми художниками, музыкантами, писателями своего времени: Гюго, Бальзак, Дюма, Шуман, Лист, Мендельсон. Интерес к творчеству Андерсена в России возник в середине 40-х годов 19 века. В 1958 году была учреждена Международная Золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена. Два раза в год присуждается лучшему современному автору, художнику-иллюстратору. Ежегодно проводится день детской книги – 2 апреля, в день рождения Андерсена. - Какие вопросы вы можете задать одноклассникам? В тексте встретятся слова, значение которых надо уточнить. Какое задание надо выполнить, чтобы прочитать следующие слова: 4 класс: НР.В П.РЧ. ГР.М.С. Х.НДР. Объясните значение данных слов. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю. - А что вы уже знаете о ели? - А сейчас ребята нам помогут узнать о ели побольше. 1.На доске иллюстрация «Ель» – подготовьте рассказ о дереве – 1группа 2.Прочитать отрывок из произведения научно-популярного характера “Что делают из ели?” -2 группа 3.Чтение стихотворения Н.Филимоновой “Ёлка”. -3 группа Елка. Елка летом просто елка: Тронешь ветку — пальцам колко, Паутиной ствол обвит, Мухомор внизу стоит. Вот когда зима придет, Елка будто оживет: На морозе распушится, Под ветрами распрямится, Вовсе не колючая, Как цветок пахучая. Пахнет не росой, не медом, Елка пахнет Новым годом! Вам известно название произведения, некоторые слова из текста. Попробуйте определить содержание нового произведения. Кто же окажется прав? Давайте проверим наши предсказания. | - Назовите любимую страну Андерсена. - С кем из знаменитых людей своего времени дружил Андерсен? - Какого числа проводится день детской книги? Рождество — церковный праздник. Талеры — монеты, деньги. Сусальное золото — позолоченные листочки бумаги для украшения ёлочных игрушек. Горничная — прислуга, убирающая комнаты. Сочельник — день перед Рождеством (Дети рассказывают о ели.) 1группа: дают характеристику ели как дереву, используя иллюстрацию “Ель” Вывод: ель – хвойное, вечнозелёное дерево. 2группа: читают отрывок из произведения научно-популярного характера “Что делают из ели?” Вывод: ель – широко используется человеком. 3-группа: читают стихотворение Н.Филимоновой “Ёлка”. Елка летом просто елка: Тронешь ветку — пальцам колко, Паутиной ствол обвит, Мухомор внизу стоит. Вот когда зима придет, Елка будто оживет: На морозе распушится, Под ветрами распрямится, Вовсе не колючая, Как цветок пахучая. Пахнет не росой, не медом, Елка пахнет Новым годом! Вывод: Ёлка – символ Нового года. обучающиеся высказывают свои предположения | - Сколько раз писатель покидал Данию? - В каком году была учреждена Международная Золотая медаль Андерсена? Вставив пропущенные гласные, я составил слова: нрав, гримасы, парча, хандра. Нрав – характер Гримасы – намеренное или невольное искажение лица Парча – плотная узорчатая ткань с золотыми или серебряными нитями Хандра – мрачное, тоскливое настроение обучающиеся высказывают свои предположения. | Взаимодействуют в беседе, строят понятные для партнеров высказывания. | формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументиро- вать; | |
Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста Приём “Дерево предсказаний” Вторичное восприятие. Анализ произведения | На экране ель, с прикрепленными к ней вопросами: „Как будут развиваться события дальше?” „Чем все закончится?” Назовите жанр произведения. Какое настроение было у вас при чтении стихотворения? О чем это стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями. Объясните название стихотворения. - Какое настроение сложилось у вас после знакомства со сказкой Г.Х.Андерсена “Ель”? Объясните почему? - О чём мечтала ель? - Была ли счастлива ель? - Что её советовали солнечные лучи? Прочтите? - О чём пожалела елочка? - Какой совет вы дали бы ёлочке, когда она ещё жила в лесу? Верно. Нужно ценить то, что у тебя есть сейчас. Какая интонация должна быть при чтении? - Как бы вы хотели, чтобы сказка закончилась? - Что нужно делать, чтобы бы ели в лесу жили и не умирали? - Придумать другую концовку к сказке “ Ель”. Как автор относится к каждому месяцу? -Как автор говорит о каждом месяце? -Какое средство художественной изобразительности использует автор? Приведите примеры Какие слова выбирает, характеризуя главный признак месяца? Какие описания вас удивили? Почему? С какими описаниями вы согласны? Можно ли только по описанию узнать, о каком месяце идет речь? В чем своеобразие построения этого стихотворения? Две рифмующиеся строки образуют двустишие. | Чтение 1-3 части сильными учениками 1 ряд читает 4 главу. 2 ряд читает 5 главу. 3 ряд читает 6 главу Высказывания детей Творческая работа | Чтение произведения обучающимися самостоятельно Это стихотворение, потому что есть ритм и рифма. - При чтении стихотворения у меня было настроение веселое. - В этом стихотворении Андерсен дает характеристику каждому месяцу - В году двенадцать месяцев. Андерсен сравнивает их с детьми. Самостоятельное чтение стихотворения Андерсен к каждому месяцу относится с симпатией. (Выборочное чтение). Автор использует прием олицетворение. Месяцы он называет сыновьями, братьями. Говорит о них, как о живых людях. Выборочное чтение Апрель простужен. Сентябрь – художник. Октябрь хандрит. Февраль – гуляка Андерсен старается в одном слове показать главный признак месяца: Июнь манит в поле. Март – пачкун. Январь прячется в тулуп. Меня удивило описание апреля: Апрель простужен – и для нас Его улыбки – ряд гримас. Ученики высказывают своё мнение.) Если быть внимательным, то можно узнать месяц его по описанию. В этом стихотворении рифмуются две строчки. | | | |
5.Предъявление и комментирование домашнего задания. Закрепление, проверка уровня усвоения учебного материала 6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Формирование и развитие ценностного отношения к умению анализировать и оценивать свои достижения в учебной деятельности | Продолжи предложение: “Самым интересным на уроке для меня было … | Творческая работа "Елочка дружбы" (из цветной бумаги построить ель). | Творческая работа Прочитайте слова, записанные на карточках. Что они могут обозначать? Грязник Травник Снегогон Хмурень Жнивень Протальник Студень Хлеборост Ветродуй Страдник Соотнесите с современными названиями месяцев. Объясните свой выбор. Какие бы названия вы дали оставшимся месяцам? | | оформляют монологическое высказывание Комментируют самооценку | анализ эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной) деятельности. |