Просмотр содержимого документа
«Каким бывает снег»
Тема: З. Александрова «Зима». С. Иванов «Каким бывает снег».
Цели: формировать умение работать с текстом произведения; обогащать читательский опыт детей; формировать читательские умения; знакомить с литературоведческими понятиями; обогащать речь обучающихся выразительными средствами языка (эпитеты, сравнения), расширять словарный запас детей; пробуждать видение красоты природы.
Оборудование: карточки со словами, музыкальные фрагменты из произведений М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, плакат «Идёт волшебница-зима», снежинки, картина птицы, приветствие детей Зимой, магнитофон, учебник: Литературное чтение. 2 класс. Авт.-сост.Л.А. Ефросинина
Ход урока.
I. Организационный момент.
Доброе утро, ребята. Сегодня на уроке я желаю вам удачи и хочу, чтобы у вас всё получилось.
Дети: Мы- умные,
Мы- дружные,
Мы- успешные,
Мы- старательные,
Мы- внимательные.
Всё у нас получится!
II. Создание психологической комфортности на уроке.
Возьмите друг- друга за руки, повернитесь лицом к своему соседу и улыбнитесь. Пожелайте ему удачи. Присаживайтесь на свои места.
Учитель: Кто хочет разговаривать , Дети: Мы будем разговаривать
Тот будет выговаривать. И будем выговаривать.
Так правильно и внятно, Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно. Чтоб было всем понятно.
Да, ребята, чисто, красиво, внятно и понятно мы учимся говорить именно на уроке чтения. Потренируем нашу артикуляцию. Чистоговорка:
Ок- ок- ок-начинаем наш урок.
Ам- ам- ам- гости пришли к нам.
Ать- ать- ать- надо знания показать.
Ем- ем- ем- чтоб приятно было всем.
III. Объявление темы и цели урока».
Игра «Да- нетка».
-У меня в руках конверт. Что в нём лежит?
Прислала его одна замечательная дама.
В одних литературных произведениях она королева, в других матушка, в третьих- бабушка, а в четвёртых и совсем старуха.
-Отгадайте, кто она? (Слайд №1.)
А В Ц О И Л Н Ш Б Е А З М И
-Она хотела вам загадать загадку, но подули метели, закружили бураны и она рассыпалась. Попробуйте собрать загадку. (Слайд №2.)
Что, звёздочки, сквозные, за,
Пальто , и, на, на, платке,
Вырезные, сквозные, все,
А, вода, возьмёшь, руке, в.
-Как в загадке названа снежинка? Звёздочка.
(Слайд №3.) Появляется тема урока. Раздел: «Снежок порхает, кружится»
Тема: З. Александрова «Зима», С. Иванов «Каким бывает снег».
-А какой он бывает? Как вы думаете?
Ребята, у вас у каждого на парте снежинка. На её лучиках напишите, пожалуйста, какой бывает снег. (Потом это фиксируется на доске. Кластер.(Слайд №4.)
-У нас, ребята, во дворе тоже снег, идёт зима. (В это время стук в дверь) Заходит Зима.
Зима: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, Зима!
Зима: Молодцы, что меня узнали.
Ученик: Зима, как только ты пришла к нам, сразу стало холодно.
Зима: Да, дети, я люблю холод, снег. Люблю морозить всех. Но чтобы земля, растения, деревья зимой не замёрзли, я их бережно покрываю белоснежным покрывалом. А вы знаете, что такое снег? А где я живу, знаете?
Дети: В той ледяной избушке. (Показывают рисунок)
Зима: Да, я живу в ледяной избушке. У меня там холодно, хорошо. Уф, как у вас жарко, ребята. Я лучше пойду на улицу, поморожу непослушных детей, укутаю деревья в снег, нарисую узоры на окнах. (Уходит)
-Ребята, а когда начинается зима?
Учёные считают началом зимы период с 15 ноября по 22 декабря. Когда температура воздуха ниже 0 градуса, прочным снегом покрывается земля. По календарю зима начинается 1 декабря. Мы можем увидеть снег на картине (показываю на доску), в кино, на улице. И каждый раз восхищает красота снега, его неповторимость. Снег ещё можно представить, слушая произведения писателей и поэтов, настолько яркие картины возникнут перед вашими глазами.
IV.Изучение нового материала.
Ребята, давайте прочитаем стихотворение З. Александровой «Зима».
Чтение стихотворения учащимися. Работа над стихотворением.
-Как описывает автор зимний снежок, снегирей? Посмотрите, вот какая птица прилетает к нам на зиму, вместо Зяблика сейчас у нас поселились снегири.
-Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
Ещё сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением С. Иванова «Каким бывает снег». Узнаем много интересных сравнений, о том каким бывает снег в разные месяцы зимы. Постарайтесь запомнить их, и тогда ваша речь станет богаче и ярче.
Чтение по частям.
Первую часть читает учитель, дети следят, коллективно выбирают слова о снеге, проводят словарную работу.(Слайд №5.)
-О каком снеге идёт речь в первой части? (О первом снеге, об октябрьском)
-Как автор говорит о первом снеге? Найдите ответы в тексте. (Он робок и тих, извиняется, белый и лёгкий, для красоты)
Слушание музыкального фрагмента.
-Прослушайте музыкальный фрагмент, который как бы подчёркивает робость и лёгкость, невесомость первого снега. (Звучит первый фрагмент. П. И. Чайковский Рождество.)
-Увидели ли вы первый снег, представили его. Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников и композиторов. Перед вами репродукция картины «Первый снег». На картине первый снег воздушный, нежный, пахнущий нежной свежестью. Увидев первый снег, дети выбежали на улицу, они так спешили, что не успели одеться, а накинули на плечи и радостные выбежали на крыльцо.
2. Вторую часть читает хорошо читающий ученик, дети следят, одновременно отмечая карандашом слова, которые обозначают какой бывает снег.
-А теперь мы повстречаемся с другим снегом. Давайте вновь узнаем секреты слов.(Слайд№6.)
Бездонно- чрезвычайно глубокое
Дух захватывает- испытывает волнение
Сыпучее- состоящее из очень мелких частиц и легко рассыпающееся
Натужно- напрячь все силы, медленно и протяжно.
-О каком снеге рассказал С. Иванов во второй части?
-Каким изображён январский снег? Найдите в тексте.
-Что говорится о солнце? (выглянет утром и загорится, как лампочка: светит и не греет).
_Какое небо в январе? (Синее и бездонное )
Почему автор сравнивает январский снег с сыпучим болотом? (п. ч. В нём можно провалиться как на болоте)
-Посмотрите на картину . Картина с обилием снега, мягкого, пушистого, на могучих деревьях сказочная красота инея.
V. Физминутка.
Снегурочка-подпрыгнули
Снежки-лепим
Снеговик-присели
Снежинки-кружимся
.
3.Третью часть дети читают самостоятельно, отмечают нужные слова. Работа в парах.
Словарно- лексическая работа.(Слайд№7.)
Мглистое небо- непрозрачное
Нахлобучив- надвинув низко на лоб
Лютует- быть злым, беспощадным, причиняющим мучения
-Какой снег описывает автор в 3 части?
-Какие слова, выражения нашёл С. Иванов для февральского снега? ( злой, колючий, злодей, ведьмин сын, колдун)
И читать эту часть нужно напряжённо, жёстко, отрывистыми фразами, передавая настроение путника и характер снега. Но чтобы ещё лучше понять интонацию чтения, давайте послушаем музыкальный фрагмент Мусоргского «Избушка на курьих ножках».
4.Четвёртую часть вновь читает учитель.
-Итак мы подошли к последней части и снова обратимся к словарику.(Слайд№7.)
Оспинки-неровности в виде маленьких углублений.
Беседа после чтения.
-О каком снеге мы прочитали?
-Какой апрельский снег? (он плотный, липкий, словно белый пластилин, дырявый)
-Скажите апрельский снег всё так же чист? (нет, берёзы уже белее снега)
-Много ли снега осталось? (Нет, он в проталинах, дырявый)
-Прочитайте последнее предложение. Что автор хотел нам сказать? (Что закончилась зима, и скоро исчезнет весь снег).
-Посмотрите на картину художника Юона «Конец зимы» . Снег совсем другой. Он потерял свою прежнюю белизну, зима готовится к своему уходу. А у Левитана зима ещё не ушла, а весна уже наступила.
VI.Устное словесное рисование. Работа в группах.
Следующее задание выполните в группах. У каждой группы будет свой снег. (Деление на группы.)
Найдите свою часть из рассказа, внимательно прочитайте, выпишите те слова и словосочетания, которыми автор изображает особенности снега в разные месяцы. (ответы детей по группам). Появляются слайды после ответов каждой группы.(Слайды №8,№9,№10,№11)
-Сейчас на обратной стороне вашей снежинки записывайте новые слова, какими вы узнали бывает снег после прочтения рассказа.
VII. Моделирование обложки. Работа в паре.
Смоделируйте обложку произведения. Для моделирования обложки на партах лежат шаблоны, необходимые для моделирования. Кто закончит, подайте сигнал «Работа завершена». (Ответы детей)
-Какой же вывод мы можем с вами сделать, о том какой бывает снег? (Он разный в разные месяцы и для него подходят разные описания и сравнения).
VIII. Обобщение урока.
Подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Молодцы.
-Вам понравилось?
А зима только на пороге. Вы ещё полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем, красотой зимних деревьев, кувыркаетесь в зимних сугробах, покатаетесь на лыжах, санках, на коньках. А на уроках чтения мы встретимся с новыми произведениями, которые будут посвящены волшебному времени года-ЗИМЕ!
Выставление оценок.
Домашнее задание.
I в. Подготовить пересказ близко к тексту одной понравившейся части.
II. Нарисовать к каждой части рассказа рисунок, попытайтесь при помощи карандаша передать характер снега.
III. Найти в библиотеке книги о зиме. Прочитай одну из них. Принеси в класс. Расскажи о прочитанном.