Разработка урока по литературному чтению
для 2 класса
по теме: «Каким бывает снег" по С.Иванову
учителя начальных классов Володарской гимназии "София"
Паниной Ирины Александровны
Тема: Каким бывает снег по С.Иванову
Задачи: Ознакомить учащихся с текстом, формировать умения осознанного и правильного чтения;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать изучаемый материал с окружающей
действительностью и с произведениям искусства; формировать навыки общения в группе;
- воспитывать интерес к родной природе, эстетические качества.
Оборудование: иллюстрации картин К.Юона «Мартовский снег», «Март», обучающий мультфильм
«Почему все снежинки разные», видеоролик «Первый снег», проектор, компьютер
Ход урока:
I.Организационный момент
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок.
Мы друг к дружке повернулись
И немножко улыбнулись.
Пожелаем все удачи
Чтоб решить поставленные задачи.
II.Актуализация знаний
1.Язычковые упражнения
-Чтобы хорошо читать, необходимо язычок свой нам размять
( движения языком вперёд- назад, вправо - влево, вверх - вниз,
«чистим зубы», «облизываем варенье с губ», лошадка копытцами стучит)
2.Дыхательные упражнения
А)(задуваем свечу большую – глубокий выдох, много маленьких свечек- отрывистые выдохи, на ладошку села снежинка – сдуем её)
Б) скороговорка
Белый снег, белый мел,
Белый заяц, тоже бел.
А вот белка не бела
Белой даже не была.
3. Проверка домашнего задания:
А)«Конкурс чтецов» стихотворения В.Кириленко
Протянула я ладошку,
Чтоб схватить снежинку – крошку,
И её поймала!
«Мама! Вот что в кулачке!» -
А снежинки нет в руке…
Плохо я держала – и она сбежала.
III. Сообщение темы урока. Мотивация.
Девиз урока: «Умную речь приятно слушать»
Загадка: Он всё время занят делом
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (снег)
На уроке нам предстоит ответить на ряд вопросов(записаны на боковой доске):
1.Что такое снег?
2. Из чего он состоит?
3. Каким бывает снег?
4.Нужен нам снег вообще?
IV. Работа над материалом урока
- «Проблемный вопрос»
–Что такое снег? (ответы детей)
- Чтобы узнать ответ на второй вопрос, нам достаточно посмотреть мультфильм «Почему все снежинки разные»
- Давайте проверим: правильно ли нарисовали дома снежинки наши дети
рисунки детей - «Снежинка – балеринка» (домашнее задание)
- Попробуем найти ответ на четвёртый вопрос
(ответы детей записываю на лучиках снежинки)
Упражнение «Снежинка»
Белый
лёгкий пушистый
ослепительный искристый
- Беседа
– Ребята, а когда выпадает снег? Уточните, в каком месяце.
- Работа с текстом
А) Словарная работа:
В тексте встретятся слова и выражения: робкий, мгла, канатоходец, проталины, бездонное небо, дух захватывает, нахлобучить шапку, семена-самолётики. Как вы понимаете значение этих слов и словосочетаний?
Б)Задание перед чтением: - С чем сравнивает автор снег, землю?
В) чтение учителем
- Чтобы узнать каким ещё бывает снег, давайте прослушаем рассказ
С. Иванова и украсим нашу снежинку. После прочтения рассказа, дописать на лучиках каким ещё бывает снег.
- Сумел ли автор передать нам своё настроение?
Г) Упражнение «Углы»
1группа – при чтении текста должна найти описание состояния неба и снега в октябре,
2 группа - в январе,
3 группа – в феврале,
4 группа - в апреле.
(результаты записываются на доске в таблицу)
Название месяца Состояние неба Описание снега
Октябрь
Январь
Февраль
Апрель
Д) соотношение текста и иллюстраций
- Как вы думаете, какой снег изображён на картинах К.Юона? Почему вы так решили?
7. Интерактивное упражнение «Перекрёстный бой»
(работа в группах)
- Как вы думаете: нужен ли нам снег?(создаётся 2 команды единомышленников. В течении 2-3 минут обдумывают свои доводы. Затем по очереди приводят свои доказательства)
Вывод: Зима без снега - не зима, но нужно быть предельно внимательными и аккуратными, чтобы не попасть в беду.
V. Итог урока
- О каком снеге идёт речь:
А) Злой и колючий;
Б) Дырявый, липкий;
В) Робкий, тихий.
VI. Домашнее задание
Читать и пересказывать с. 70-72
Мини – сочинение «Первый снег»
VII. Рефлексия
Видеоролик «Первый снег»
Источники:
- «Отгадай» Л.В.Гураш, Г.Г.Клюева, А.М.Богуш, Киев, 1981г.
- « Протянула я ладошку» В.Кириленко
- «Почему все снежинки разные» http://yandex.ua/video/search? text= обучающий%20мультфильм%20почему%20все%20снежинки%20разные&path=wizard&fiw=0.00245268&filmId=nrB0112aUXI&fiw=0.00245268
4.видеоролик «Первый снег» https://www.youtube.com/watch?v=-RlF9N8_