К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ. 10 КЛАСС
И.А. ГОНЧАРОВ. РОМАН «ОБЛОМОВ». ХАРАКТЕР ОБЛОМОВА.
Иван Александрович Гончаров как будто позаботился, чтобы о нем узнали как можно меньше. Он перед смертью уничтожил свой архив, письма. Предсмертная воля Гончарова гласила: «Пусть письма мои остаются собственностью тех, кому адресованы… а потом предадутся уничтожению». Он обращался к потомкам: «Пусть же добрые, порядочные люди, джентльмены пера…. не печатают….ничего, что я сам не напечатал при жизни и чего не назначил напечатать по смерти!».
ПОЛЕМИКА ВОКРУГ РОМАНА И ОБРАЗА ОБЛОМОВА.
Родов дряхлеющих обломок…
А.С. Пушкин.
Полемика вокруг романа развернулась сразу после появления его в печати. Высказывались разные точки зрения на образ Обломова. Добролюбов в ст. «Что такое обломовщина?» увидел в Обломове лишь отталкивающий образ обломовщины с ее отталкивающей «ленью и апатией», характерной для «лишних людей». Дружинин писал о двойственной природе Обломова. Есть Обломов «заплесневевший, почти гадкий», а есть Обломов, влюбленный в Ольгу, но сам разрушающий эту любовь. Добролюбов доискивался до истоков обломовщины и находит их в самой почве русской жизни и считает, что Обломов – «коренной народный наш тип».
В критике утвердились две противоположные тенденции в оценке и осмыслении Обломова. Одни считали его «обрюзгшим лентяем», «духовно-нравственным нулем», «мертвой душой», «инфантильным невротиком», паразитом, другие же видели в нем мудреца и созерцателя, подчеркивая его»духовную силу», образ, созданный во хвалу личности, или даже святого. Были попытки толковать Обломова как анархиста или даже нигилиста.
Все критики единодушны в одном: Обломов представляет собою «коренной тип» русской жизни, даже мифический символ вообще
Вл. Соловьев писал, что отличительной чертой Гончарова является «сила художественного обобщения, благодаря которой он мог создать такой всероссийский тип, как Обломов, равного которому мы не находим ни у одного из русских писателей». .
По мнению Гончарова, Обломов был «цельным, ничем не разбавленным выражением массы, покоившейся в долгом и непробудном сне и застое»
ДОБРОЛЮБОВ О РОМАНЕ ГОНЧАРОВА.
«Что такое обломовщина?» напечатана в пятом номере «Современника» за 1859 год. Публикация «Обломова» в «Отечественных записках» только-только завершилась, а радикальный критик уже определил по-своему основную особенность главного героя.
Он увидел в Обломове олицетворение определенной общественной тенденции, выделил мастерское изображение в одном человеке привычек и манер представителей целой социальной группы. А именно тех, кто и в эпоху общественного энтузиазма удовлетворяется ролью «лишних людей», готов прозябать в нерешительности и лени. Эти люди, по мнению Добролюбова, не выдержали испытания временем, оказались неспособны к энергичным действиям на благо прогресса. Печорины и Онегины были обусловлены временем, реальными социальными причинами. В 60-е годы человек просто не имеет права оставаться лишним, потому что перед ним открыты все пути практического применения своих способностей. Такова логика рассуждений Добролюбова. В позиции Добролюбова много верного, да и анализ романа дан вполне профессиональный. Но нельзя этот роман рассматривать так односторенне.
ЗНАЧЕНИЕ ФАМИЛИИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РОМАНА.
Обломов – сон-облом (из сказки) именно такой сон объемлет Обломовку – «зачарованное сном царство»
«Облый» - круглый. В описании внешности Обломова – все округло.
ХАРАКТЕР ОБЛОМОВА.
Мы встречаемся с Обломовым на первой странице романа и сразу же попадаем в царство покоя и сна.
В портрете обозначены черты его характера.
Гончаров ни разу не употребил глагол «жить», он говорит: «комната, где лежал Обломов». Лежанье для Обломова – форма существования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА «ОБЛОМОВ»
Замысел романа относится к 1847 году, но лишь одну главу «Сон Обломова» опубликовал он в журнале «Современник» в 1849г. весь же роман вышел только через 10 лет – только в 1859 г.
Этим романом Гончаров показал, как условия помещичьего быта и дворянское воспитание порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, распаду личности.
Главная тема романа – судьба поколения, ищущего себе место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Идейную направленность определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель – климат, среди захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства.
Также Гончаров ставить вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.
В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошел в галерею лучших образов мировой литературы, его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещика, изображенного Гоголем, Тургеневым. В нем нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благороден. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.
КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА полностью соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало, особенно в первой части. Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Место действия – Петербург, только в 1Х главе («Сон Обломова») перенесено в имение Обломовку.
ЭКСПОЗИЦИЮ составляет первая часть и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность. Чтобы проследить его эволюцию.
В 3 и 5 главах второй части завязывается узел событий – знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку. 6-11 главы этой части – развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли отрешиться от лени, о чем мы узнаем из письма к Ольге. Кульминация – 12 глава третьей части. Илья Ильич объясняется в любви к Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены 11-12 главы третьей части, которые составляют развязку. В них показаны несостоятельность и банкротство Обломова.
В четвертой части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате и целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны отношения Ольги и Штольца.
В эпилоге Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни. Авторские рассуждения сведены до минимума.
СЮЖЕТ. По поводу сюжета существует две точки зрения. Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов – Ольга и Штольц – Ольга. Ольга связывает эти две линии воедино, но идейное противостояние остается.
Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия – превращение Обломова в «мертвую душу». Все остальные герои и эпизоды для того только, чтобы оттенить судьбу Обломова.
ЯЗЫК РОМАНА отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитет и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50 годов.
Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц – люди образованные, говорят правильным литературным языком. Но у каждого он связан с внутренним обликом. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко (летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Ольга и Обломов, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?
Роман Гончарова вызвал очень много споров, но был высоко оценен современниками Гончарова. Тургенев, прочитав роман, заметил: «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова». И это так, потому что жизнь и судьба главного героя заставляют размышлять о сложнейших вопросах жизни.
ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ «ОБЛОМОВ»
ПОНЯТИЕ «ОБЛОМОВЩИНА»
«Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова».(Тургенев)
«…капитальная вещь, какой давно не было……Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временной, а настоящей публике». (Л.Н. Толстой)
«Едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару – и к ней: сижу в ее комнате, иду в парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хоть и моложе меня, но неповоротливее, и я надеюсь их скоро развести. Тогда уеду с ней во Франкфурт, потом в Швейцарию, или прямо в Париж…»
Такое письмо получил от Гончарова его друг Лоховский летом 1857 года из Мариенбада. А оказалось, что речь шла о главной героине нового романа Ольге Ильинской. Это и был знаменитый Обломов. Летом 1857 в Мариенбаде Гончаров читал его Тургеневу и Фету. И грянул успех, который Л.Н. Толстой уверенно назовет «капитальным».
Жизнь и судьба Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу»? о том, как пагубно насилие над человеческой личностью (даже с установкой «во благо») Как же должна быть устроена жизнь, чтобы человек в ней не погибал, не прятался о нее, не съеживался от ее прикосновений? В чем залог полноценного и деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова – это допустимый, возможный, законный ее вариант? Роман не дает ответы на эти вопросы. Но подробный и неторопливый рассказ о жизни человеческой тревожит чувства. Можно вспомнить фразу Лермонтова: «История души человеческой, хотя бы и самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…»
Заканчивая первую часть романа, Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или «сонная» обломовщина? И всем последующим описанием ведет читателя к ответу.
БЕСЕДА:
Можно ли сказать, что Обломов – характер типический? Ему подобные были до него? После него? Прав ли Обломов, говоря: «Нам имя - легион»?
Как понять сочетание в Обломове такого противоречия: с одной стороны – желание жить, с другой – боязнь жить; с третьей стороны – «мне давно совестно жить»? выделите привлекательные его черты и его слабости, символы.
(привлекательные черты: мягкость, простота, великодушие, доброта… Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни, интереса к жизни, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни… символы: большой диван, мягкий халат, мягкие, удобные туфли)
Штольц – антипод Обломова или его двойник?
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА:
Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова.
Штольц – антипод Обломова или его двойник?
ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ В РОМАНЕ «ОБЛОМОВ»
Расскажите об Ольге Ильинской.
Как развивались отношения Обломова с Ольгой?
Какую роль в романе играет эпизод «Письмо Обломова к Ольге»?
Каков характер Ольги? Каковы ее идеалы?
Почему Ольга полюбила Обломова?
Является ли Ольга Ильинская положительной героиней?
Брак Штольца и Ольги. Счастливый ли он?
Привлекательные черты Ольги: неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками. Деятельная, страстная натура, много сделала, чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Образом этой женщины Обломов решал проблему равенства женщины. Целеустремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы: стремится приносить пользу людям, обществу, свободна от личных стремлений.
В романе Гончарова все двойственно, все полярно. Лежание у Обломова «…не было ни необходимостью, как у больного, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». Это не следствие каких-то внешних обстоятельств, а причина, точка отсчета. Лень для Обломова – нормальное состояние. И бесполезно оценивать ее, разбираться, плох или хорош выбор главного героя.
Обломов – не тип лентяя, лежебоки. Перед нами образ человека, который олицетворяет собой абсолютный отказ от любого поступка. Бездействие Обломова – принципиально. Он добровольно отстранился от любого поступка, отказался вмешиваться в окружающий мир, добровольно самоотстранился от забот повседневности.
ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ ОБЛОМОВА
Очень важно, что любовь к Ольге вспыхнула в душе Обломова под влиянием пения Ольги. «От слов, от звуков , от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же миг хотелось умереть, не пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни.»
Любовь Ольги началась «с подробного плана». Штольц, уезжая, завещал ей Обломова, «просил приглядывать за ним, не давать сидеть дома». Ольга уже представляла, как совершит чудо. Любовь Ольги была придумана, что называется головной. Она началась с люботытства. Она отнеслась к Обломову, как к книгам, которые рекомендовал ей Штольц, руководя ее развитием. Ольга экспериментирует над податливым материалом и сама искренне увлекается этой игрой.
Обломов отказался от брака с Ольгой не потому, что возникли материальные затруднения, не потому, что полагал, что его любовь к Ольге – это оскорбление, но потому, что понимал, что стать таким, каким хочет видеть его Ольга, он не может.
Представления о любви у Обломова не совпадают с представлениями о норме жизни.
Ни Ольга, ни Штольц не видят в Обломове достойного любви человека. (предательство Штольца) Они не понимают его ( в этом и есть трагедия Обломова, что даже самые близкие люди не могут его понять) Но они искренне любят его.
За что? За «честное сердце».
ШТОЛЬЦ: «За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот – никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его будет всегда чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Вот чему ты осталась верна и почему забота о нем никогда не будет тяжела мне. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никогда так прочно и горячо, как Обломова. Узнав его, разлюбить нельзя»
А.В.ДРУЖИНИН: «Не за комические стороны, не за жалостную жизнь, не за проявление общих нам всем слабостей любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и при ином развитии, на дела истинной любви и милосердия… И, наконец, он любезен нам как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека и не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному».
Н.О. ЛОССКИЙ: «Обломовщина есть во многих случаях оборотная сторона высоких свойств русского человека – стремление к полному совершенству и чуткости к недостаткам нашей действительности»
В ЧЕМ ЖЕ СМЫСЛ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЛОМОВЫХ? Неужели они, действительно, «балласт человечества», а жизнь их пуста и никчемна?
Сам Обломов «взглянет на окружающее его, вкусит временных благ и успокоится, задумчиво глядя, как тихо и покойно утопает в пожаре зари вечернее солнце, наконец решит, что жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудрено, чтобы выразить возможность идеально спокойной стороны человеческого бытия.
Другим, думал он, выпадало на долю выражать ее тревожные стороны, двигать создающими и разрушающими силами: у всякого свое назначение!».
В ЧЕМ ЖЕ СМЫСЛ ТАКИХ ИДЕАЛИСТОВ, КАК ОБЛОМОВ?
Что сделали они для человечества?
В смысле материальных и политических интересов – ничего. Значимость их определяется не материальными интересами. Глубинный смысл образа Обломова и его жизни в том, что не оставил ни дурной памяти о себе, ни одного обиженного человека, ни единого злого поступка, ни недоброго дела, «ни единого пятна, упрека в холодном цинизме. Свет, исходивший от Обломова – человека с «голубиной душой», человека рыцарского благородства, - озарял всех, кто находился рядом с ним.
Смысл жизни таких идеалистов-созерцателей лежит в сфере духовной, религиозно-философской. Личности, подобные Обломову, живущие по извечным библейским заповедям, увеличивают сумму добра в мире – того добра и той нравственной силы, что служат защитой всем тем, кто занят «злобой дневи».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.
Что вы можете рассказать о своеобразии личности и судьбы И.А. Гончарова?
В чем своеобразие художественного метода Гончарова-романиста? Что говорил о нем сам писатель?
Почему Гончаров связывает свои романы «единой нитью»?
Расскажите об истории создания романа «Обломов»
Какую авторскую идею хотел выразить в образе Обломова Гончаров? Удалось ли ему это в полной мере?
какова художественная природа образа Обломова?
Как в портрете Обломова проявляются основные черты его характера?
Какую роль в построении романа и характера героя играет художественная деталь? Охарактеризуйте ключевые, сквозные детали романа.
Какую роль в раскрытии характера и проблематики романа играет эпизод с визитами к Обломову?
Почему Обломов поддается охватившей его лени и апатии? Может ли он жить по-другому?
Какую роль в обрисовке характера Обломова играет образ Захара? В чем смысл и сущность споров барина и слуги?
Какова композиционная роль главы «Сон Обломова»? что объясняет она в характере, жизни и идеалах Обломова?
Как композиционное построение романа отражает сущность главного героя?
Почему Обломов отвергает «деловую» жизнь?
Слаб или силен Обломов? Что является проявлением его силы, а что – слабости?
Каков идеал жизни по Обломову? Можно ли назвать его общечеловеческим?
Каков художественный смысл образа Андрея Штольца?
Любила ли Обломова Ольга Ильинская?
Почему Штольц и Ольга совершили предательство по отношению к своему другу? В чем его смысл?
В чем состоит смысл жизни таких людей, как Обломов?
7