kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

К урокам литературы в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале ХХ столетия Мережковский писал: «Тургенев, говорят, устарел. Две исполинский кариатиды русской словесности – Лев Толстой и Достоевский – заслонили от нас Тургенева. Надолго ли? Не суждено ли нам через них вернуться к нему? В России, в стране всяческого революционного и религиозного максимализма, в стране самосожжений, стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва ли не единственный, после Пушкина, гений меры и, следовательно, гений культуры. Ибо что такое культура, как не измерение, накопление и сохранение ценностей».

Проходят десятилетия, складывающиеся в столетия, а мы продолжаем читать книги Тургенева, восхищаясь его мастерством в создании человеческих характеров, зарисовок природы, описании человеческих чувств и переживаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ»

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

1860 – 1904


Эпиграфы:

Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…

А.П. Чехов

Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле

А.П. Чехов.


Чехов – один из самых чудесных писателей на земле.

А. Фадеев.



  1. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА:

Годы

Событие

17 (29) января 1860 г

Родился в г. Таганроге в купеческой семье


1867

Греческая школа

1868-1879

Таганрогская гимназия

1876-1879

Самостоятельная жизнь в Таганроге. Семья уехала в Москву. Учеба, театр, работа, начало творчества.

1879-1884

Московский университет, медицинский факультет

1890

Поездка на Сахалин

1891, 1894, 1897, 1901

Поездки за границу

1893-1894

Книга. «Остров Сахалин»

1892

Поселился в приобретенной в подмосковной усадьбе Мелихово. Определяется основная тема творчества – равнодушие, символ которого стал «человек в футляре»

1898

Пьеса «Чайка». Работа для Московского художественного театра

1899

Пьеса «дядя Ваня»

1901

Пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе О. Л. Книппер.

1902

Переселился в Ялту из-за болезни

1903-1904

Пьеса «Вишневый сад»

1904

Скончался в Баденвейлере (Германия). Похоронен в Москве.



Художественный талант Чехова формировался в 80-е годы 19 века, в эпоху переоценки ценностей. Все творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Писатель не проповедует, авторский голос его в произведениях скрыт. Но эта чеховская недоговоренность действует на читателя сильнее громких слов. Он умел схватить общую картину жизни по мельчайшим ее деталям. Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». В коротких рассказах дает явления жизни, которым посвятили романы Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой. Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности.



МАЛЕНЬКАЯ ТРИЛОГИЯ.

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ.

РАССКАЗЫ «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ», «КРЫЖОВНИК», «О ЛЮБВИ».


1898 год. В журнале «Русская мысль» в № 7 – «Человек в футляре», в № 8 – «Крыжовник», «О любви». Это своеобразная трилогия.

Объединяет эти рассказы: герой, рассказчик – слушатель – действующее лицо. Конструкция – рассказ в рассказе, общий образ «человека в футляре». В центре произведения – один случай, который дает возможность проследить историю жизни человека, за жизненной историей создается обобщающее представление о характере современной жизни.


«Человек в футляре»

«Крыжовник»

«О любви»

Футляр защищает от жизни. Это символ духовной инертности

Футляр – усадьба – идеал покоя, бездумного существования, крыжовник – символ плотского, физиологического счастья

Футляр для чувства, для любви. Этот футляр до неба. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности.


Нет, так жить нельзя. Должна быть широкая, своеобразная, более отвечающая назначению человека жизнь.

Чехов сумел заглянуть в глубину подсознания человека, в подтекст отношений людей, показать трагическое противоречие мечты и жизни – необходимость активного сопротивления, противостояния «мелочам жизни», преодоления его «пороков». Его герои оторваны от народной среды. Они задыхаются в футляре своего бесцельного, бессмысленного существования, не питаемого корнями оправданного, целесообразного народного бытия, изолированного от деятельности, преобразующей энергии своего народа.

2



Просмотр содержимого документа
«И Тургенев стих в прозе»

И.С. ТУРГЕНЕВ. СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ.


«Стихотворения в прозе» я читал… не глазами, а сердцем….Образы этих миниатюр так густы, что насыщают мгновенно и надолго. Навсегда.» - Лев Озеров.

«Иван Сергеевич Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с лирической дисциплиной стиха. «Стихотворения в прозе» являются не произвольным соединением стихов и прозы, а принципиально новым видом творчества» - Лев Озеров.

Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив их характерные черты.

Каковы эти черты?

Лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора. в большинстве случаев – прямая автобиографичность и рассказ от первого лица. Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то смятение. Дневниковость, носящая исповедальный характер.

Философские раздумья над основными вопросами бытия: жизнь и смерть, дружба и любовь, правда и ложь. При решении их – глубоко интимный контакт с читателем, чуткость и человечность, какой бы вопрос ни решался – сугубо личный, общественный или планетарный.

Предельная краткость каждого стихотворения в прозе, каждой миниатюры. От двух-трех строк до полутора-двух страниц, не более.

Стихотворение в прозе дает возможность сгустить, сплющить, стиснуть временные и пространственные величины до одной фразы, например, «проходят тысячи лет: одна минута….» в «Разговоре».

Острейшая наблюдательность, позволяющая обыкновенную бытовую деталь превращать в символы и эмблемы (котелок со щами «Щи»)

Ритм стихотворений в прозе каждый раз нов, разнообразен. Целиком подчинен авторской интонации.

Мелодичность фразы, строки, абзаца, целой вещи выдержана в одном музыкальном ключе. Мелодичность эта подчас доходит у Тургенева до сладкогласия, упоительного бельканто, как называют в Италии красивое, плавное пение.

Послушайте:

«О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя… во сне. Нас было несколько человек на красивой, разубранной лодке. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами».

Это зачин миниатюры «Лазурное царство» звучит, как запев песни. Поэтому и повтор, применяемый Тургеневым, усиливает мелодичность речи» «О лазурное царство! О царство лазури…». Слова расположены так, что их не прочитаешь скороговоркой, а нараспев, плавно, под аккомпанемент хора или оркестра, находящегося где-то вдали.

Тургенев находит для каждой фразы, для каждого образа свое речевое звучание.

Написаны тургеневские миниатюры между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни Тургенева, отсюда и название, придуманное писателем для них – «Senilia» - латинское слово, обозначающее «старческое». Это название журнала»Вестник Европы» заменил другим, оставшимся навсегда – «Стихотворения в прозе»

«Стихотворения в прозе» состоят из двух частей. Первая часть была напечатана еще при жизни автора в 1882 году в журнале «Вестник Европы», вторая («Новые стихотворения в прозе») сохранилась в черновиках писателя и впервые опубликована французским ученым-славистом А. Мазоном в Париже только в 1930 году.

Личные и общественные причины побудили чуткого писателя живо откликнуться на события современности. В реалистической форме или символико-отвлеченной, в форме притчи или философского раздумья – так или иначе – Тургенев неизменно возвращался к главным темам дня: народ, героика, личность, настоящее и будущее России, смена поколений, миг и вечность. Все его интересовало, все питало его воображение.

Материал «Стихотворений в прозе» в тематическом и жанровом отношении многообразен. Что ни миниатюра, то новая тема, новая мысль, новый образ, новый способ изображения. Здесь жанровая зарисовка (»Деревня»), сказка («Старуха»), сатира («Довольный человек», «Житейское правило», «Черепа»), легенда («Восточная легенда»), диалог («Рабочий и белоручка»), философская миниатюра» («Истина и правда»), некролог («Памяти Ю.П. Вревской»), послание («Н.Н.»). мы встречаемся здесь со сравнительной характеристикой («Два четверостишья» и «Два богача»), с философской и публицистической трактовкой строк Пушкина («Услышь суд глупца…»), Гоголя («О моя молодость! О моя свежесть!»), Мятляева («Как хороши, как свежи были розы…»), латинских присловий.

Тургеневские «Стихотворения в прозе» многозначны, как музыка.

«Стихотворения в прозе» Тургенева – это наше собственное детство, наша юность, наша зрелость, - все то, что неотделимо от нас самих, от нашего восприятия жизни и родной речи.

Это – осколки солнца, собранные бережной рукой мастера и взятые им в чудесную оправу.

Это – кусочки янтаря, выброшенные на берег волнами жизни и найденные ищущим художником.

Это – настоящие жемчужины, за которыми, как известно, смельчаки отправляются на океанское дно.

Это – калитка, открытая в цветущий сад летнего полдня России.

Это – дорога к морю, его далекое предчувствие, его угадывание по усиливающейся влажной синеве воздуха.

Это – круглое, похожее на люк, слуховое окно в голубизну и вечность, окно, на которое садятся голуби.

Это, наконец, почва, благодатная почва, на которой растет и вырастает мысль и воображение читателя.» Лев Озеров.

Просмотр содержимого документа
«С-Щ Господв Головлевы»

К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ. 10 класс


САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ»


ПЛАН.

  1. История создания романа «Господа Головлевы»

  2. Смысл названия романа.

  3. Художественные особенности романа.


1.Семейная хроника сначала не мыслилась, как самостоятельное произведение, оно входило в цикл очерков «Благонамеренные речи» («благонамеренные» в значении надежные, благоразумные, некрамольные). Работа над романом, особенно над образом Иудушки, сопровождалась напряженными творческими исканиями. «Боюсь одного, - высказывал свои опасения Некрасову, - как бы не скомкать Иудушку».

Внимание автора сосредоточено на индивидуально-психологических особенностях характеров, за которыми скрываются социально-классовые особенности.


2. В романе автор показывает, как постепенно, от главы к главе складывается судьба господ Головлевых, Арины Петровны, ее мужа, сыновей, дочери, сыновей Иудушки, его «племяннушек», новорожденного Володеньки.

Один за другим уходят из жизни представители головлевского семейства: сначала Степан Владимирович, следом за ним Павел Владимирович. На глазах распадаются семейные связи, в беспомощном одиночестве умирает Арина Петровна, погибают сыновья Порфирия Головлева Володенька и Петенька, кончает жизнь самоубийством «племянушка» Любинька. Иудушка остается один и словно захлебываетс в совем привычном пустословии.

  • Какая же злая сила погубила господ Головлевых?

  • Прежде всего их губит праздность, неприспособленность к делу, полнейшая бездуховность. Вся их жизнь – комедия, где каждый играет свою роль. Главы о жизни «племяннушек» рассказывают о том, что и в городах то же лицемерие, подлость, вероломство, «бесконечный подлый угар», только еще более зримые, агрессивные, жестокие.

  • Как вы понимаете слово «господа», которое поставлено в заглавие? Какие синонимы к нему можно подобрать?

  • Это и форма вежливого обращения, и человек, принадлежащий к привилегированному классу, владыка, хозяин, барин, помещик.

  • Кого же можно назвать в романе этим словом? (формально – все Головлевы, но на самом деле только Арина Петровна и двое ее сыновей – Порфирий и Павел).


Для раскрытия смысла названия, основной мысли романа автор умело использует изобразительно-художественные средства:

  • 1. Неповторимые особенности речи щедринских героев. Формы уменьшительно-ласкательные, но теплоты и ласки за ними не ощущается. Участливость, доброе внимание и ласка превратились у Иудушки в ритуал, в привычный обряд, в бездушную форму. «Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов», - пишет Салтыков-Щедрин в главе «Семейные итоги». Порфирия Владимировича характеризует полное «нравственное окостенение» - вот диагноз писателя-сатирика. В этом одна из основных разгадок щедринского героя, его хищного предательства. Но в этом, по убеждению автора, и заключается источник страшной для человека трагедии.

  • 2. Важное место в романе отведено пейзажу. Пейзаж у Салтыкова-Щедрина не просто описательный. Он передает ощущение всеобщего разлада, запустения, разорения, он словно бы предвещает гибель героев. В главе «Семейный суд» пейзаж контрастен тому, что чувствует Степан, возвращаясь в усадьбу к матери.

  • Позднее преобладают мрачные, скорбные тона. Таким образом, пейзаж ведет к пониманию авторской идеи произведения.


Образ Иудушки.

  • Как описывает автор главного героя в главе «Семейный суд»? Почему Арина Петровна только среднего – Порфирия – не то чтобы любила, а как бы побаивалась?

  • Сравните характер Порфирия с характером Павла. (человек без поступков)

  • Эпистолярная характеристика героев. (отрывки из писем)

  • Какая особенная сила, заключенная в нем, служит источником гибели и смерти ближних?

  • Что заставило Иудушку вдруг очнуться?

  • Закономерен ли конец Иудушки?

  • Можно ли считать, что автор в какой-то мере оправдывает героя?


Вывод. Великий мастер смеха Салтыков-Щедрин представил гениальный образец сатирического произведения, в котором смех застывает, замолкает, а читатели пробуждаются к серьезным раздумьям о страшных последствиях, к которым приводят человека нравственные изъяны, нравственное окостенение.


Сочинение:

  1. Что роднит Иудушку с Плюшкиным и Собакевичем

  2. «Эзопов язык» Салтыкова-Щедрина.

  3. Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина.

Просмотр содержимого документа
«ТУРГЕНЕВ Отцы и дети»

ТУРГЕНЕВ. «ОТЦЫ И ДЕТИ».


В начале ХХ столетия Мережковский писал: «Тургенев, говорят, устарел. Две исполинский кариатиды русской словесности – Лев Толстой и Достоевский – заслонили от нас Тургенева. Надолго ли? Не суждено ли нам через них вернуться к нему? В России, в стране всяческого революционного и религиозного максимализма, в стране самосожжений, стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва ли не единственный, после Пушкина, гений меры и, следовательно, гений культуры. Ибо что такое культура, как не измерение, накопление и сохранение ценностей».

Проходят десятилетия, складывающиеся в столетия, а мы продолжаем читать книги Тургенева, восхищаясь его мастерством в создании человеческих характеров, зарисовок природы, описании человеческих чувств и переживаний.


Современники назвали романы Тургенева художественной летописью духовной и общественно-политической жизни русской интеллигенции. Мы видим в романах Тургенева исторически верное и художественно убедительное изображение различных этапов исторического развития русской интеллигенции, а также различных типов национального интеллигентского сознания.

В художественном наследии Тургенева шесть романов: «Рудин» (1855), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Новь» (1877), «Дым» (1880).

Герой романа «Рудин» представляет собою итог размышлений Тургенева над типом «лишнего человека». Рудин – просветитель, пропагандист, блестящий представитель интеллектуальной элиты 1840х годов, вышедший из ее духовного центра – московских философских кружков, в которых зрели еще пока смутные, но благородные общечеловеческие идеалы молодых гегельянцев. Погибший на парижской баррикаде, Рудин являет собою символ неисчерпаемых, нереализованных возможностей культурной дворянской среды.

Герой романа «Дворянское гнездо» Федор Иванович Лаврецкий» - представитель своего рода, наследник всех завоеваний и заблуждений многовековой истории рода Лаврецких. Он отличается гармонической естественностью поступков и переживаний, его разум не перевешивает сердца, он хорош и безупречен как в своих лучших поступках, так в неудачах и поражениях. Трагедия Лаврецкого в том, что он не может найти ни выход, ни ни применения своим силам, сознает свое бессилие, понимая, что будущее не сулит ему никакой собой роли. Прощаясь с уходящей в прошлое эпохой, обращается в молодежи: «Играйте, веселитесь, растите молодые силы. Жизнь у вас впереди, вам надобно дело делать, работать…»

Так в творчестве Тургенева намечается переход к изображению нового этапа, «молодых сил» России. Роман «Накануне»

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТУРГЕНЕВА определяется восприятием современной ему эпохи как переходной, переломной. «Мир в муках рождения», - писал Тургенев о своем времени. Обладая необычайно точным и глубоким чувством времени, он смог уловить все малейшие изменения, которые происходили в общественном сознании и социальной жизни. Тургенев был убежден, что общественное развитие России «неизбежно сопряжено с болезнями, с мучительными кризисами; самыми злыми, на первый взгляд, безвыходными противоречиями».

Будучи противником всякого насилия над личностью, Тургенев был убежден, что изменения в социальной жизни назрели. Но глубокие изменения не должны быть результатом революционных потрясений, ведущих к разрушению основ. Из речи на открытии памятника Пушкину: «Падает, рушится только мертвое, неорганическое; живое изменяется органически – ростом. А России растет – не падает».

Свою задачу Тургенев полагал в угадывании «мгновений перелома», мгновений, в которые «прошлое умирает и зарождается новое»

В центре внимания Тургенева – взаимоотношения личности и исторической эпохи, характера и времени, общего и частного, индивидуального и общечеловеческого. В столкновении этих понятий рождается проблематика и конфликты тургеневских романов, складываются характеры героев. «Перечитывая романы Тургенева, видишь, как все меняется, и мы меняемся вместе с этим», - писал Урусов.


«Отцы и дети» в контексте эпохи. Творческая история романа.

В 40-е годы начался процесс вытеснения их общественно-политической и культурной сферы дворянской интеллигенции. Формируется новый тип русского интеллигента – разночинца, выходца из дворянства и мещанства. Тургенева очень интересовал тип нового героя времени. Изучает труды немецких материалистов. В конце июля 1860 года на острове Уайт Тургенев набрасывает предварительный портрет своего будущего главного героя. «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает… Знает довольно много, энергичен, может нравиться своей развязностью. В сущности бесплоднейший субъект – антипод Рудина – ибо без всякого энтузиазма и веры… независимая душа и гордец первой руки.»

Замысел романа окончательно сформировался после встречи на немецком курорте с врачом-разночинцем Дмитриевым, поразившем Тургенева силой своих убеждений, огромной волей и энергией. В статье «По поводу «Отцов и детей» пишет: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года). В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма».

В 1861 году роман появился в журнале «Русский вестник». В 1862 – издан отдельной книгой и сразу привлек внимание читающей публики. Читатели и критики разделились на две группы. Одни видели в Базарове представителя лучших демократических сил России, другие – критику на молодое поколение.


Смысл названия романа.


В названии обозначается главное – конфликт, столкновение двух противоборствующих сил. Но этот конфликт имеет несколько проблемно-смысловых уровней.

1 уровень определяется общественно-исторической ситуацией. Конфликт двух общественных групп – либералов и революционных демократов по вопросу об отмене крепостного права.

2 уровень связан с «вечным» конфликтом – младшего и старшего поколения, конфликт непонимания и неприятия.

3 уровень определяется как философский. Тургенев не сомневался, что на смену старому должно прийти нечто новое, но в то же время считал, что не все нужно менять, должно существовать нечто такое, что не подлежит пересмотру и уничтожению, что вечно и незыблемо. Уничтожению и изменению подлежит только то, что действительно устарело и омертвело.

Главная проблема эпохи 50-х годов – проблема «нового героя» времени, «нового» человека, способного переменить сложившиеся в России вековые устои.

2



Просмотр содержимого документа
«УРОК ЛИТЕРАТУРЫ Обломов»

К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ. 10 КЛАСС


И.А. ГОНЧАРОВ. РОМАН «ОБЛОМОВ». ХАРАКТЕР ОБЛОМОВА.


  1. Иван Александрович Гончаров как будто позаботился, чтобы о нем узнали как можно меньше. Он перед смертью уничтожил свой архив, письма. Предсмертная воля Гончарова гласила: «Пусть письма мои остаются собственностью тех, кому адресованы… а потом предадутся уничтожению». Он обращался к потомкам: «Пусть же добрые, порядочные люди, джентльмены пера…. не печатают….ничего, что я сам не напечатал при жизни и чего не назначил напечатать по смерти!».


  1. ПОЛЕМИКА ВОКРУГ РОМАНА И ОБРАЗА ОБЛОМОВА.

Родов дряхлеющих обломок…

А.С. Пушкин.


Полемика вокруг романа развернулась сразу после появления его в печати. Высказывались разные точки зрения на образ Обломова. Добролюбов в ст. «Что такое обломовщина?» увидел в Обломове лишь отталкивающий образ обломовщины с ее отталкивающей «ленью и апатией», характерной для «лишних людей». Дружинин писал о двойственной природе Обломова. Есть Обломов «заплесневевший, почти гадкий», а есть Обломов, влюбленный в Ольгу, но сам разрушающий эту любовь. Добролюбов доискивался до истоков обломовщины и находит их в самой почве русской жизни и считает, что Обломов – «коренной народный наш тип».

В критике утвердились две противоположные тенденции в оценке и осмыслении Обломова. Одни считали его «обрюзгшим лентяем», «духовно-нравственным нулем», «мертвой душой», «инфантильным невротиком», паразитом, другие же видели в нем мудреца и созерцателя, подчеркивая его»духовную силу», образ, созданный во хвалу личности, или даже святого. Были попытки толковать Обломова как анархиста или даже нигилиста.

Все критики единодушны в одном: Обломов представляет собою «коренной тип» русской жизни, даже мифический символ вообще

Вл. Соловьев писал, что отличительной чертой Гончарова является «сила художественного обобщения, благодаря которой он мог создать такой всероссийский тип, как Обломов, равного которому мы не находим ни у одного из русских писателей». .

По мнению Гончарова, Обломов был «цельным, ничем не разбавленным выражением массы, покоившейся в долгом и непробудном сне и застое»



ДОБРОЛЮБОВ О РОМАНЕ ГОНЧАРОВА.

«Что такое обломовщина?» напечатана в пятом номере «Современника» за 1859 год. Публикация «Обломова» в «Отечественных записках» только-только завершилась, а радикальный критик уже определил по-своему основную особенность главного героя.

Он увидел в Обломове олицетворение определенной общественной тенденции, выделил мастерское изображение в одном человеке привычек и манер представителей целой социальной группы. А именно тех, кто и в эпоху общественного энтузиазма удовлетворяется ролью «лишних людей», готов прозябать в нерешительности и лени. Эти люди, по мнению Добролюбова, не выдержали испытания временем, оказались неспособны к энергичным действиям на благо прогресса. Печорины и Онегины были обусловлены временем, реальными социальными причинами. В 60-е годы человек просто не имеет права оставаться лишним, потому что перед ним открыты все пути практического применения своих способностей. Такова логика рассуждений Добролюбова. В позиции Добролюбова много верного, да и анализ романа дан вполне профессиональный. Но нельзя этот роман рассматривать так односторенне.



  1. ЗНАЧЕНИЕ ФАМИЛИИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РОМАНА.

Обломов – сон-облом (из сказки) именно такой сон объемлет Обломовку – «зачарованное сном царство»

«Облый» - круглый. В описании внешности Обломова – все округло.



  1. ХАРАКТЕР ОБЛОМОВА.

Мы встречаемся с Обломовым на первой странице романа и сразу же попадаем в царство покоя и сна.

В портрете обозначены черты его характера.

Гончаров ни разу не употребил глагол «жить», он говорит: «комната, где лежал Обломов». Лежанье для Обломова – форма существования.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА «ОБЛОМОВ»


Замысел романа относится к 1847 году, но лишь одну главу «Сон Обломова» опубликовал он в журнале «Современник» в 1849г. весь же роман вышел только через 10 лет – только в 1859 г.

Этим романом Гончаров показал, как условия помещичьего быта и дворянское воспитание порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, распаду личности.

Главная тема романа – судьба поколения, ищущего себе место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Идейную направленность определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель – климат, среди захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства.

Также Гончаров ставить вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошел в галерею лучших образов мировой литературы, его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещика, изображенного Гоголем, Тургеневым. В нем нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благороден. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.

КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА полностью соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало, особенно в первой части. Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Место действия – Петербург, только в 1Х главе («Сон Обломова») перенесено в имение Обломовку.

ЭКСПОЗИЦИЮ составляет первая часть и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность. Чтобы проследить его эволюцию.

В 3 и 5 главах второй части завязывается узел событий – знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку. 6-11 главы этой части – развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли отрешиться от лени, о чем мы узнаем из письма к Ольге. Кульминация – 12 глава третьей части. Илья Ильич объясняется в любви к Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены 11-12 главы третьей части, которые составляют развязку. В них показаны несостоятельность и банкротство Обломова.

В четвертой части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате и целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны отношения Ольги и Штольца.

В эпилоге Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни. Авторские рассуждения сведены до минимума.

СЮЖЕТ. По поводу сюжета существует две точки зрения. Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов – Ольга и Штольц – Ольга. Ольга связывает эти две линии воедино, но идейное противостояние остается.

Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия – превращение Обломова в «мертвую душу». Все остальные герои и эпизоды для того только, чтобы оттенить судьбу Обломова.

ЯЗЫК РОМАНА отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитет и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50 годов.

Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц – люди образованные, говорят правильным литературным языком. Но у каждого он связан с внутренним обликом. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко (летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Ольга и Обломов, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

Роман Гончарова вызвал очень много споров, но был высоко оценен современниками Гончарова. Тургенев, прочитав роман, заметил: «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова». И это так, потому что жизнь и судьба главного героя заставляют размышлять о сложнейших вопросах жизни.



ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ «ОБЛОМОВ»

ПОНЯТИЕ «ОБЛОМОВЩИНА»

«Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова».(Тургенев)

«…капитальная вещь, какой давно не было……Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временной, а настоящей публике». (Л.Н. Толстой)

«Едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару – и к ней: сижу в ее комнате, иду в парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хоть и моложе меня, но неповоротливее, и я надеюсь их скоро развести. Тогда уеду с ней во Франкфурт, потом в Швейцарию, или прямо в Париж…»

Такое письмо получил от Гончарова его друг Лоховский летом 1857 года из Мариенбада. А оказалось, что речь шла о главной героине нового романа Ольге Ильинской. Это и был знаменитый Обломов. Летом 1857 в Мариенбаде Гончаров читал его Тургеневу и Фету. И грянул успех, который Л.Н. Толстой уверенно назовет «капитальным».


Жизнь и судьба Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу»? о том, как пагубно насилие над человеческой личностью (даже с установкой «во благо») Как же должна быть устроена жизнь, чтобы человек в ней не погибал, не прятался о нее, не съеживался от ее прикосновений? В чем залог полноценного и деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова – это допустимый, возможный, законный ее вариант? Роман не дает ответы на эти вопросы. Но подробный и неторопливый рассказ о жизни человеческой тревожит чувства. Можно вспомнить фразу Лермонтова: «История души человеческой, хотя бы и самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…»

Заканчивая первую часть романа, Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или «сонная» обломовщина? И всем последующим описанием ведет читателя к ответу.

БЕСЕДА:

  • Можно ли сказать, что Обломов – характер типический? Ему подобные были до него? После него? Прав ли Обломов, говоря: «Нам имя - легион»?

  • Как понять сочетание в Обломове такого противоречия: с одной стороны – желание жить, с другой – боязнь жить; с третьей стороны – «мне давно совестно жить»? выделите привлекательные его черты и его слабости, символы.

  • (привлекательные черты: мягкость, простота, великодушие, доброта… Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни, интереса к жизни, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни… символы: большой диван, мягкий халат, мягкие, удобные туфли)

  • Штольц – антипод Обломова или его двойник?


ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА:

  1. Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова.

  2. Штольц – антипод Обломова или его двойник?


ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ В РОМАНЕ «ОБЛОМОВ»


  1. Расскажите об Ольге Ильинской.

  2. Как развивались отношения Обломова с Ольгой?

  3. Какую роль в романе играет эпизод «Письмо Обломова к Ольге»?

  4. Каков характер Ольги? Каковы ее идеалы?

  5. Почему Ольга полюбила Обломова?

  6. Является ли Ольга Ильинская положительной героиней?

  7. Брак Штольца и Ольги. Счастливый ли он?

Привлекательные черты Ольги: неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками. Деятельная, страстная натура, много сделала, чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Образом этой женщины Обломов решал проблему равенства женщины. Целеустремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы: стремится приносить пользу людям, обществу, свободна от личных стремлений.


В романе Гончарова все двойственно, все полярно. Лежание у Обломова «…не было ни необходимостью, как у больного, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». Это не следствие каких-то внешних обстоятельств, а причина, точка отсчета. Лень для Обломова – нормальное состояние. И бесполезно оценивать ее, разбираться, плох или хорош выбор главного героя.

Обломов – не тип лентяя, лежебоки. Перед нами образ человека, который олицетворяет собой абсолютный отказ от любого поступка. Бездействие Обломова – принципиально. Он добровольно отстранился от любого поступка, отказался вмешиваться в окружающий мир, добровольно самоотстранился от забот повседневности.



ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ ОБЛОМОВА


Очень важно, что любовь к Ольге вспыхнула в душе Обломова под влиянием пения Ольги. «От слов, от звуков , от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же миг хотелось умереть, не пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни.»

Любовь Ольги началась «с подробного плана». Штольц, уезжая, завещал ей Обломова, «просил приглядывать за ним, не давать сидеть дома». Ольга уже представляла, как совершит чудо. Любовь Ольги была придумана, что называется головной. Она началась с люботытства. Она отнеслась к Обломову, как к книгам, которые рекомендовал ей Штольц, руководя ее развитием. Ольга экспериментирует над податливым материалом и сама искренне увлекается этой игрой.

Обломов отказался от брака с Ольгой не потому, что возникли материальные затруднения, не потому, что полагал, что его любовь к Ольге – это оскорбление, но потому, что понимал, что стать таким, каким хочет видеть его Ольга, он не может.

Представления о любви у Обломова не совпадают с представлениями о норме жизни.

Ни Ольга, ни Штольц не видят в Обломове достойного любви человека. (предательство Штольца) Они не понимают его ( в этом и есть трагедия Обломова, что даже самые близкие люди не могут его понять) Но они искренне любят его.

За что? За «честное сердце».

ШТОЛЬЦ: «За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот – никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его будет всегда чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Вот чему ты осталась верна и почему забота о нем никогда не будет тяжела мне. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никогда так прочно и горячо, как Обломова. Узнав его, разлюбить нельзя»


А.В.ДРУЖИНИН: «Не за комические стороны, не за жалостную жизнь, не за проявление общих нам всем слабостей любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и при ином развитии, на дела истинной любви и милосердия… И, наконец, он любезен нам как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека и не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному».

Н.О. ЛОССКИЙ: «Обломовщина есть во многих случаях оборотная сторона высоких свойств русского человека – стремление к полному совершенству и чуткости к недостаткам нашей действительности»


В ЧЕМ ЖЕ СМЫСЛ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЛОМОВЫХ? Неужели они, действительно, «балласт человечества», а жизнь их пуста и никчемна?


Сам Обломов «взглянет на окружающее его, вкусит временных благ и успокоится, задумчиво глядя, как тихо и покойно утопает в пожаре зари вечернее солнце, наконец решит, что жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудрено, чтобы выразить возможность идеально спокойной стороны человеческого бытия.

Другим, думал он, выпадало на долю выражать ее тревожные стороны, двигать создающими и разрушающими силами: у всякого свое назначение!».


В ЧЕМ ЖЕ СМЫСЛ ТАКИХ ИДЕАЛИСТОВ, КАК ОБЛОМОВ?

Что сделали они для человечества?

В смысле материальных и политических интересов – ничего. Значимость их определяется не материальными интересами. Глубинный смысл образа Обломова и его жизни в том, что не оставил ни дурной памяти о себе, ни одного обиженного человека, ни единого злого поступка, ни недоброго дела, «ни единого пятна, упрека в холодном цинизме. Свет, исходивший от Обломова – человека с «голубиной душой», человека рыцарского благородства, - озарял всех, кто находился рядом с ним.

Смысл жизни таких идеалистов-созерцателей лежит в сфере духовной, религиозно-философской. Личности, подобные Обломову, живущие по извечным библейским заповедям, увеличивают сумму добра в мире – того добра и той нравственной силы, что служат защитой всем тем, кто занят «злобой дневи».


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

  1. Что вы можете рассказать о своеобразии личности и судьбы И.А. Гончарова?

  2. В чем своеобразие художественного метода Гончарова-романиста? Что говорил о нем сам писатель?

  3. Почему Гончаров связывает свои романы «единой нитью»?

  4. Расскажите об истории создания романа «Обломов»

  5. Какую авторскую идею хотел выразить в образе Обломова Гончаров? Удалось ли ему это в полной мере?

  6. какова художественная природа образа Обломова?

  7. Как в портрете Обломова проявляются основные черты его характера?

  8. Какую роль в построении романа и характера героя играет художественная деталь? Охарактеризуйте ключевые, сквозные детали романа.

  9. Какую роль в раскрытии характера и проблематики романа играет эпизод с визитами к Обломову?

  10. Почему Обломов поддается охватившей его лени и апатии? Может ли он жить по-другому?

  11. Какую роль в обрисовке характера Обломова играет образ Захара? В чем смысл и сущность споров барина и слуги?

  12. Какова композиционная роль главы «Сон Обломова»? что объясняет она в характере, жизни и идеалах Обломова?

  13. Как композиционное построение романа отражает сущность главного героя?

  14. Почему Обломов отвергает «деловую» жизнь?

  15. Слаб или силен Обломов? Что является проявлением его силы, а что – слабости?

  16. Каков идеал жизни по Обломову? Можно ли назвать его общечеловеческим?

  17. Каков художественный смысл образа Андрея Штольца?

  18. Любила ли Обломова Ольга Ильинская?

  19. Почему Штольц и Ольга совершили предательство по отношению к своему другу? В чем его смысл?

  20. В чем состоит смысл жизни таких людей, как Обломов?

7



Просмотр содержимого документа
«УРОК ЛИТЕРАТУРЫ Тютчев жизнь и твор»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 10 класс с компьютерной поддержкой.


ТЕМА: ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ.

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта; своеобразие лирики Ф.И. Тютчева.


Урок-лекция, сообщения учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация, информационно-иллюстративный материал.


Литература:

  • Г. Чагин. Тютчев в Москве. М. Детская литература, 1984 г.

  • И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе (вторая половина Х1Х века), М. «ВАКО», 2003 г.

  • Ф.И. Тютчев. Лирика. Школьная программа, М. Дрофа, 2000г.

  • О.Ю. Юрьева. Русская литература Х1Х века. Иркутск, 2002г.

  • Русская литература Х1Х века. 10 класс. Под редакцией А.Н. Архангельского, М. Дрофа, 2003 г.



ХОД УРОКА.

1. Вступительное слово учителя.

Судьба творческого наследия Ф.И. Тютчева поистине драматична. Не понятый своими современниками, поэт обрел известность только в ХХ веке, когда символисты назвали его своим учителем. Его лирика является высочайшим проявлением национальной художественной культуры, вершинным достижением национального художественного сознания. «Ныне все знают, что Тютчев один из первокласснейших наших поэтов, - пишет В. Кожинов. – Но и при жизни Тютчева, и долгое время после его кончины это знание, или, вернее, понимание, было уделом очень немногих людей – прежде всего тех, кто сами являли собой цвет русской литературы; истинные ценители тютчевского творчества в Х1Х веке – Пушкин, Некрасов, Фет, Достоевский, Толстой».

Но что это был за человек? Впечатление неизмеримой духовной силы получали все, кто общался с ним близко. «Человек необыкновенно гениальный», - писал о нем Жуковский. «Самое воздушное воплощение поэта, каким его рисует себе романтизм», - отзывался о Тютчеве Фет. «Милый, умный, как день , умный», - восторгался Тургенев. Все исследователи и биографы отмечают в Тургеневе главное свойство, присущее его гениальной натуре, - непрерывно-напряженная и неослабевающая работа мысли, утонченное воображение.

2. Сообщения учащихся о жизненном и творческом пути Тютчева.


Краткая хроника жизни и творчества Тютчева:


1803 год

5 декабря (23 ноября ст.стиль)

Родился Федор Иванович Тютчев в имении Тютчевых – селе Овстуг Орловской губернии

1813 –1818

Получает домашнее образование под руководством С.Е. Раича, поэта, переводчика. «Года через три он был уже не учеником, а товарищем моим».

12-летний Тютчев за оду – подражание Горацию «На новый 1816 год» Обществом любителей российской словесности удостоен звания «сотрудника»

1819

Первое выступление в печати – вольное переложение «Послание Горацио к Меценату»

Осенью того же года поступает в Московский университет на словесное отделение.

1821

Окончил университет с кандидатской (высшей из возможных) степенью

1822

Назначен на службу в Коллегию иностранных дел в Петербурге. Вскоре получает место в русской дипломатической миссии в Баварии и отправляется в Мюнхен

1826

Женится на Элеоноре Петерсон (урожденной графине Ботмер)

1836

В журнале Пушкина «Современник» напечатано 24 стихотворения Тютчева.

1838

Смерть жены, на руках поэта остаются три дочери.

1839

Женится на Эрнестине Дернберг (урожденная баронесса Пфеффель)

1844

Возвращение в Россию

1845

Зачислен старшим цензором при Особой канцелярии Министерства иностранных дел; с 1858 г и до самой смерти – председатель «комитета ценсуры иностранной»

1843-1850

Выступает с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и революция» и др.

1850

Знакомится с Еленой Александровной Денисьевой. В январском номере журнала «Современник» появляется статья Некрасова «Русские второстепенные поэты», в которой Некрасов поставил Тютчева в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

1854

В Петербурге выходит первый сборник Тютчева под руководством Тургенева.

1864

Смерть Денисьевой, которую крайне тяжело переживал поэт и которая открыла полосу утрат в его жизни. «Дни сочтены, утрат не перечесть, / Живая жизнь давно уж позади….»

1868

Выходит второй сборник Тютчева

1873

27 июля (15 по ст.стилю)

Ф.И. Тютчев скончался в Царском Селе. Похоронен в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.




3. СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ ТЮТЧЕВА.

Инстинкт познания, страсть к мыслительной деятельности и способность постигать беспредельное и тайное в тленной оболочке зримого мира, жажда к постижению «стихии чуждой, беспредельной» определили содержание и своеобразие лирики Тютчева, в которой с неведомой доселе для поэзии силой и выразительностью воплотился синтез мысли и воображения, разума и чувства. Как писал Аксаков, Тютчев «мыслил образами». Тургенев о Тютчеве: «каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная тучка, вспыхивала под влиянием чувства или сильного впечатления… мысль господина Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым их мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно».


ПЕЙЗАЖНО-ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА

Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей Тютчев вошел прежде всего как певец природы. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве что Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Некрасов отметил необыкновенную способность Тютчева улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской «Весны»:

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины,

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены,

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

Да разве в торопливом говоре весенних ручейков не слышится нам песня тютчевских весенних вод, славящих приход «молодой весны», и разве первым раскатам весеннего грома не вторят в нашем сознании строки:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильнее ее назвать пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чем его Судьба. Тютчев как бы возвращается к исходным темам познания людьми мира, к тем вопросам, которые волновали человека еще на заре его существования и которые получили отражение в легендах, обрядах, сказках. Старинные образы Матери-земли, Океана, Солнца, Дня и Ночи, Смерти, Сна, Любви, Человека, Судьбы вошли в его поэзию.

Природа у Тютчева изменчива и динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоборствующих сил, беспрерывной смены дня и ночи, круговороте времен года, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. «Как хорошо ты, о море ночное» (1865), «Весенние грозы», «Есть в осени первоначальной…», «Осенний вечер».

Поэта особенно привлекают переходные, промежуточные моменты жизни природы.

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. «Не то, что мните вы, природа…» Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. «Осенний вечер», «Еще земли печален вид…», «Когда в кругу убийственных забот…»

Человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величественен одновременно. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, немощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному.


Тютчев запечатлел все четыре времени года. Шум природы передает само звучание стихов.

  • Чтение стихотворений о весне «Весенняя гроза», «Весна»

Лето, осень, зима «Чародейкою зимою…»


Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф, он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.


АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ.


  1. Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул –

Жизнь, движенья разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!…

Все во мне и я во всем!…


Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства мглой самозабвенья

Переполни через край!…

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

(1835)



  1. Анализ первой строфы.

- Выпишите ключевые слова, создающие мир сумерек.( тени сизые, сумрак зыбкий, гул дальний, полет незримый, тоска невыразимая).


  • Оцените значения эпитетов. (Точные, единственно возможные. Тени действительно «сизые» - они переливаются множеством оттенков, поэтому сумрак «зыбкий». А постепенный уход дневной жизни и внешней точнее не выразить – «гул дальний»)

  • Проанализируйте значение глагола «смесились» (устаревшая форма глагола смешиваться, но это не столько механическое смешение, сколько слияние).

  • Перед нами не просто словесные образы, а как бы реальный сумрак на исходе реального дня, в реальной комнате, где слышен «мотылька полет незримый». Удивительный дар поэта находить многосмысловые слова придает первому стиху характер какого-то неясного, сказанного шепотом (аллитерация на «С»), но вполне ощутимого откровения. Реалии дневного мира растворяются: «цвет поблекнул, гул уснул»; само бытие человеческое становится зыбким : «Жизнь, движенье разрешилось // в сумрак зыбкий, в дальний гул…»

  • Проанализируем глагол «разрешилось» (Разрешиться можно от бремени. У Тютчева мелькает другое значение – превратилось) Так возникает ощущение начала драмы.

  • Чем символичен образ «полета незримого» мотылька? (Этот образ становится кульминационным в создании внутренней реальности сумерек: с одной стороны, слух в сумерках обостряется так, что слышен трепет крыльев мотылька; с другой – физически ощутимо одиночество человеческой души. Этим объясняется трагическое восклицание: «Час тоски невыразимой!» в нем можно услышать страх, одиночество, ужас.)

  • В последней стоке передается ощущение растворения «Я» во Вселенной.

  • Анализ второй строфы.

  • К кому обращается поэт? (обращение к сумраку – вся глагольная лексика использована в повелительном наклонении.

  • Как во второй строфе развивается поэтический образ сумрака? (Сумрак обретает «текучую» природу: «лейся…залей… утиши»Человеческая душа стремится к покою и тишине. Призыв звучит не просто сумраку литься, но все залить. Местоимение все делает равнозначными мир души и Вселенной. Лирический герой жаждет «самозабвенья». Как заклинание звучат слова: «Дай вкусить уничтоженья» (вкушают обычно блаженство) опять возникает тютчевская «вибрация» - оказывается, есть не только ужас уничтожения, но и слабость.

  • Последняя строчка одним словом «смешай» замыкает магическое кольцо стихотворения: вначале «тени сизые смесились», а теперь и «я», уничтожаясь, смешиваюсь с ними. Таким образом, это стихотворение о душе в сумерках и о душе сумерек.




2. Анализ стихотворения.


Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит…

Уж в пристани волшебный ожил челн,

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.



5



Просмотр содержимого документа
«викторина о Пушкине»

КОНКУРС «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»

  • Какое стихотворение Пушкина первым появилось в печати? Где оно опубликовано? Сколько лет было автору? («К другу-стихотворцу», «Вестник Европы», 15 лет)

  • Какое стихотворение было написано поэтом для чтения на публичном экзамене 8 января 1815 года при переходе с младшего трехлетнего курса лицея на старший? («Воспоминания в Царском селе»)

  • Когда и в связи с чем В. Жуковский подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»? (1820 г. за поэму «Руслан и Людмила»)

  • Кто из русских литераторов так же, как Пушкин, служил в Коллегии иностранных дел? (Кюхельбеккер, Грибоедов)

  • Под каким произведением поэт впервые поставил свою полную подпись? («Воспоминания в Царском селе»)

  • Какие два стихотворения, написанные в 1814 и 1829 году, имеют одинаковые названия? («Воспоминания в Царском селе»)

  • В основе какого пукинского стихотворения лежит летописный рассказ, приведенный Карамзиным в пятой главе первого тома «Истории Государства российского»? («Песнь о вещем Олеге»)

  • Какое стихотворение, открывающее романтический период в творчестве Пушкина, написано в 1820 году на корабле, во время переезда из Феодосии в Гурзуф? («Погасло дневное светило»)

  • К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду»? («Капитанская дочка»)

  • Какая баллада написана на тему украинской сказки? («Гусар»)

  • Назовите произведения Пушкина, в которых имя главной героини – Мария. («Капитанская дочка», «Дубровский», «Метель», «Выстрел», «Полтава», «Бахчисарайский фонтан»,»Мария Шопинг»)

  • Какие пушкинские стихотворения и поэма носят одинаковые названия? («Цыгане»)

  • Какое стихотворение написано 16 июля 1827 года в связи с годовщиной казни декабристов? («Арион»)

  • В каком стихотворении встречаются устаревшие слова «персты», «зеницы», «уста», «вещие», «десница», «глас», «виждь», «отверзлись»? («Пророк»)

  • Назовите произведение, в первых строках которого автор определяет цель своего создания: «На тронах поразить порок»? (Ода «Вольность»)

  • Какое одинаковое название имеют рассказ Л.Н. Толстого и поэма А.С. Пушкина? («Кавказский пленник»)

  • К какому циклу произведений Пушкин взял эпиграфом слова из комедии Фонвизина «Недоросль»? («Повести Белкина»)

  • Героями каких произведений являются Мария и Владимир? («Дубровский», «Метель»)

  • В каких произведениях изображен Петр 1? («Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Полтава»)

  • Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»? Кто написал музыку к нему? Кому посвящалась музыка? (Племяннице Осиповой А.П. Керн, Глинка.







РАЗМИНКА ДЛЯ ПАМЯТИ.


  1. Из каких произведений эти строки?

    • «Глаголом жги сердца людей»? («Пророк»)

    • «Я гимны прежние пою»? («Пророк»)

    • «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»? («К Чаадаеву»)

    • «Восстаньте, падшие рабы»? («Вольность»)

    • «Служенье муз не терпит суеты»? («19 октября»)

    • «Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода; во мне не дремлет дух великого народа»? («Лицинию»)

    • «Да здравствует солнце, да скроется мгла»? («Вахчийская песня»)

    • «Здравствуй, племя молодое, незнакомое»? («Вновь я посетил…»)


  1. О ком пишет Пушкин?

  • «Мой первый друг, мой друг бесценный»? (Пущин)

  • «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (Лицеисты)

  • «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!» (няня Арина Родионовна)

  • «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль» (Жуковский)


  1. Знаете ли вы героев пушкинских произведений?

  • Когда был не в духе, насвистывал «Гром победы раздавайся»? («Дубровский» Кирилл Петрович)

  • Наряжался в крестьянское платье, когда шел на свидание? («Барышня-крестьянка», Лиза)

  • Делал змея из географической карты? («Капитанская дочка», Петр Гринев)

  • Перед венчанием заблудился в поле? («Метель». Владимир)

  • Не мог отличить ямба от хорея? («Евгений Онегин» Онегин)

  • Был похищен в день свадьбы? («Руслан и Людмила». Людмила)

  • Казался русским, а носил иностранное имя? («Выстрел». Сильвио)


  1. Пушкин и другие виды искусства.

  • Кем написаны наиболее известные прижизненные портреты А. Пушкина? (Кипренский, Тропинин)

  • О каком портрете А. С. Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»? (Кипренский)

  • В содружестве каких художников было написано полотно на сюжет стихотворения «К морю»? (Айвазовский, Репин)

  • Какие кинофильмы сняты по произведениям Пушкина? («Станционный смотритель», «Метель», «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка», «Моцарт и Сальери»,»Дубровский», сказки – «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», мультфильмы)












ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»?


  1. В каком году родился Онегин? (1795)

  2. Время действия романа второй и третьей глав? (Лето 1820)

  3. Фамилию какого персонажа комедии Фонвизина «Недоросль» упоминает Пушкин при перечислении гостей Лариных? (Скотинин)

  4. Каким было отчество Татьяны Лариной? (Дмитриевна)

  5. К кому из русских поэтов обращается Пушкин в ХХХ строфе 3 главы, называя «певцом пиров и грусти томной»? (Баратынский)

  6. Не обращаясь к датам, попробуйте определить по тексту, какое произведение было написано раньше: роман А. Пушкина «Евгений Онегин» или комедия А. Грибоедова «Горе от ума»? («Горе от ума»)





КТО ИЗ ГЕРОЕВ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»:


  • «Острижен по последней моде, как денди лондонский одет…» (Онегин)

  • «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива…» (Татьяна)

  • «Всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела…» (Ольга)

  • «Красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт…» (Владимир Ленский)

  • «Капусту садит, как Гораций, разводит уток и гусей и учит азбуки детей…» (Загорецкий)


3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
К урокам литературы в 10 классе

Автор: Бахтин Сергей Фёдорович

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133242

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Урок литературы в 7 классе по теме  «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». "
    ["seo_title"] => string(127) "urok-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-doliushka-zhienskaia-v-stikhakh-n-a-niekrasova-v-polnom-razgharie-strada-dierievienskaia"
    ["file_id"] => string(6) "146730"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419250688"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока литературы в 11 классе «…. и жизнь, и слезы, и любовь». "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-i-zhizn-i-sliezy-i-liubov"
    ["file_id"] => string(6) "174557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424155594"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства