kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Питание как важнейшая потребность человека. Интегрированный урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

М. М. Иванов,

 сурдопедагог,

учитель ОБЖ,

«специалист высшей категории»,

«учитель-методист»,

 отличник народного образования Украины.

А. И. Головина,

                    учитель биологии,

      «специалист высшей категории»

Донецкой СОШИ №19 (для глухих детей)

Конспект интегрированного  урока

Тема: Питание как важнейшая потребность человека. Белки. Строение, свойства, функции

Интегрированный урок ОБЖ и биологии.

Задачи урока:   (Биология) - дать  начальные знания  о белках, их строение, свойства, функции; закреплять умения работать с текстом, справочной литературой, схемами, таблицами; учить делать выводы по изученному материалу. (ОБЖ) изучить основные правила питания, расширять знания учащихся о роли белков, жиров, углеводов для организма; использовать все доступные методы для улучшения не только здорового питания, но и улучшения культуры питания; развивать аналитическое мышление, память, внимание, речь;.

Тип урока -  комбинированный.

Оборудование: учебники, справочники, учебник «Валеология», стр. 301, схемы, таблицы, экран, проектор, тетради.

                                                              ЭПИГРАФ:

                             «Человек должен знать

меру во всём –

ибо мера есть мудрость

жизни и здоровья»

                                                                                                           Гиппократ.               

Ход урока

  1. Организация класса.
  2. Актуализация мыслительной деятельности. Повторение ранее изученного.

УЧИТЕЛЬ ОБЖ:

Организм человека на протяжении тысячелетий «строился» и эволюционировался на структурной основе натуральных продуктов питания. Так было и так должно оставаться, если мы хотим быть здоровыми и иметь здоровое потомство. Вся жизнь человека связана с непрерывным обменом веществ, происходящем в организме. На обмен веществ тратится большое количество энергии. Энергия – это не что иное, как материал для обновления и роста клеток и тканей, обеспечивающие пищей.

Ребята, в природе не существует продукта, который содержал бы все необходимые организму компоненты. Только комбинация разных продуктов обеспечивает организму доставку необходимых веществ, витаминов, микроэлементов…

Ребята, чтобы приступить к изучению нового материала нам важно уяснить, насколько хорошо вы усвоили ранее изученное.  На экране вы видите вопросы, на которые вам нужно ответить.                     

- Пища, что это?

- Из чего состоит наш организм?

- Расскажите, как наш организм обеспечивает едой 100 миллиардов клеток?

- Всем ли клеткам нужна одинаковая пищи?

- Какие органические вещества входят в состав живых организмов?

- Какие органические вещества мы изучали на прошлых уроках?

- Какова роль жиров и углеводов?

Запомните, что у человека суточная потребность в основных питательных веществах и калориях зависит от возраста и интенсивности труда и составляет:

                белков – 85 – 120 граммов,

                жиров -  90 – 160 граммов,

                углеводов – 345 – 610 граммов,

         или от 2 550 до 4350 килокалорий.

Какие же выводы можно сделать? 

    Для обеспечения нормальной деятельности организм должен получать необходимое количество питательных веществ с оптимальным соотношением. Учёными установлено, что человеку необходимо 70 самых важных ингредиентов (веществ) питания, которые выполняют функции в обмене веществ.

СХЕМА № 1

БЕЛКИ

Протеины

- основа строения каждого организма, каждой клетки;

- аминокислот насчитывается около 180;

- основной критерий белкового питания – азотистое равновесие

Сейчас мы с вами поговорим о белках, их строении, свойствах, функциях в общих чертах, но на следующих уроках мы более подробно будем изучать эту тему и разбирать каждое понятие, термин. Вашему вниманию я предлагаю мини лекцию. Ваша задача не только внимательно слушать, запоминать, но и постарайтесь сделать краткий конспект, выделяя главное.

                                           МИНИ   ЛЕКЦИЯ

В организме человека около 5 миллионов типов белковых молекул, отличающихся не только друг от друга, но и от белков других организмов. У каждого человека строение белков отличается от строения белков другого человека.

            Несмотря на такое разнообразие и сложность строения белки построены из 20 различных аминокислот. Белки бывают растительного и животного происхождения. Белки животного происхождения (молоко, мясо, яйца…) содержат незаменимые аминокислоты, не образующиеся в организме человека, однако являются необходимыми для его развития, и поддержания жизнедеятельности. Поэтому они обязательно должны поступать в наш организм с пищей.

            В пищеварительном тракте белки расщепляются до аминокислот. Всасываясь в кровь, аминокислоты транспортируются в клетки тканей, где из них на рибосомах, при участии нуклеиновых кислот синтезируются белки, свойственные данному организму. Одновременно белки клетки и часть аминокислот распадаются до углекислого газа, воды и других веществ, при этом выделяется энергия, необходимая организму. Продукты распада выводятся через лёгкие, почки, кожу… В организме человека белки никогда не запасаются. В клетке белки используются для построения всех её элементов, поэтому белковая пища имеет особое значение для молодого растущего формирующегося организма. Учитель, обращаясь к ученикам, просит ответить на проблемный вопрос.

      «Подумайте и попробуйте обосновать  ответ на мой вопрос:  ПОЧЕМУ повышение температуры у человека до 40 градусов и выше опасны для жизни?»

 Важнейшими свойствами белков являются ДЕНАТУРАЦИЯ и РЕНАТУРАЦИЯ.

   Ребята, откройте словари и запишите определения этим понятиям.

 Денатурация –..

Ренатурация –...

 На экране – таблица № 1 Дать определение понятию « белки» и определить функции белко

БЕЛКИ –..

Типы белков

 (названия записаны)

Функции белков

(записывают ученики)

  1. Структурные

Компоненты опорных покровных структур. Входят в состав соединительных тканей, участвуют в образовании скелета, связок, кожи…

  1. Защитные

Предохраняют клетки и органы от повреждений, от проникновения в организм посторонних соединений, болезнетворных микроорганизмов, других инородных тел.

  1. Гормоны

Реприруют обмен веществ

  1. Ферменты

Ускоряют ход биологических реакций в 100 – 1000 раз. Уменьшают затраты энергии для реакции.

  1. Сохранительные

Обеспечивают способность клеток, тканей, органов организма изменять форму движения.

  1. Запасные

Участвуют в создании запаса веществ для обеспечения его роста, развития и жизнедеятельности.

  1. Транспортные

гемоглобин

Перенос кислорода, углекислого газа, обеспечивая газообмен в клетках, тканях

Табл.2  Вторая группа учеников, работая со справочной литературой, заполняет другую таблицу.

БЕЛКИ

(заполняют ученики)

Функции белков

(записаны в таблице)

1.Ферменты

ДНК – полимераза 1

Превращает крахмал в глюкозу. Осуществляет реперацию молекул ДНК

2.Структурные

Кератин

Коллаген

Главный компонент волос, ногтей…

Главный компонент сухожилий, связок, хрящей…

3.Гормоны

Инсулин

Водопрессин

Регулируют потребление глюкозы

Стимулирует обратное всасывание воды в почках.

4. Сохранительные

Актин

Миозин

Мышечные сокращения

5. Запасные

Казеин

Ферритин

Белок молока

Депонирование железа в селезёнке, в яичном желтке.

6. Транспортные

Гемоглобин

Сывороточный альбумин

Переносит кислород

Переносит жирные кислоты

7.Токсины

Нейротоксин

Блокирует передачу нервного импульса (действующее начало яда змеи)

Рефлексия
 

НИКОГДА:

- не ешь, если тебе не хочется;

- не отвлекайся от еды разговорами, чтением, игрой.

- не жуй на ходу;

- не вызывай недовольства родителей, отказываясь от еды;

- не развивай жадность, не ешь лишнего.

НЕ НАДО:

- водить руками по столу;

 - раздвигать тарелки, играть посудой;

- пробовать десерт, пока не съедены первое, второе блюда;

- выходя из-за стола, брать с собой еду;

- вставать из-за стола, не окончив еды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Питание как важнейшая потребность человека. Интегрированный урок. »


М. М. Иванов,

сурдопедагог,

учитель ОБЖ,

«специалист высшей категории»,

«учитель-методист»,

отличник народного образования Украины.


А. И. Головина,

учитель биологии,

«специалист высшей категории»

Донецкой СОШИ №19 (для глухих детей)







Конспект интегрированного урока


Тема: Питание как важнейшая потребность человека. Белки. Строение, свойства, функции

Интегрированный урок ОБЖ и биологии.

Задачи урока: (Биология) - дать начальные знания о белках, их строение, свойства, функции; закреплять умения работать с текстом, справочной литературой, схемами, таблицами; учить делать выводы по изученному материалу. (ОБЖ) изучить основные правила питания, расширять знания учащихся о роли белков, жиров, углеводов для организма; использовать все доступные методы для улучшения не только здорового питания, но и улучшения культуры питания; развивать аналитическое мышление, память, внимание, речь;.

Тип урока - комбинированный.

Оборудование: учебники, справочники, учебник «Валеология», стр. 301, схемы, таблицы, экран, проектор, тетради.

ЭПИГРАФ:

«Человек должен знать

меру во всём –

ибо мера есть мудрость

жизни и здоровья»

Гиппократ.

Ход урока

  1. Организация класса.

  2. Актуализация мыслительной деятельности. Повторение ранее изученного.

УЧИТЕЛЬ ОБЖ:

Организм человека на протяжении тысячелетий «строился» и эволюционировался на структурной основе натуральных продуктов питания. Так было и так должно оставаться, если мы хотим быть здоровыми и иметь здоровое потомство. Вся жизнь человека связана с непрерывным обменом веществ, происходящем в организме. На обмен веществ тратится большое количество энергии. Энергия – это не что иное, как материал для обновления и роста клеток и тканей, обеспечивающие пищей.

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ:

Ребята, в природе не существует продукта, который содержал бы все необходимые организму компоненты. Только комбинация разных продуктов обеспечивает организму доставку необходимых веществ, витаминов, микроэлементов…

Ребята, чтобы приступить к изучению нового материала нам важно уяснить, насколько хорошо вы усвоили ранее изученное. На экране вы видите вопросы, на которые вам нужно ответить.

Вопросы по ОБЖ

- Пища, что это?

- Из чего состоит наш организм?

- Расскажите, как наш организм обеспечивает едой 100 миллиардов клеток?

- Всем ли клеткам нужна одинаковая пища?

Вопросы по биологии

- Какие органические вещества входят в состав живых организмов?

( углеводы, жиры, липиды, белки, нуклеиновые кислоты…)

- Какие органические вещества мы изучали на прошлых уроках?

Углеводы, жиры…)

- Какова роль жиров и углеводов?


УЧИТЕЛЬ ОБЖ:

Спасибо, Вы довольно хорошо усвоили материал прошлых тем.

Запомните, что у человека суточная потребность в основных питательных веществах и калориях зависит от возраста и интенсивности труда и составляет:

белков – 85 – 120 граммов,

жиров - 90 – 160 граммов,

углеводов – 345 – 610 граммов,

или от 2 550 до 4350 килокалорий.


Ребята, на экране схема со стержневыми понятиями и терминами. Вам нужно её заполнить устно.



Какие же выводы можно сделать? Выслушав ответы учеников, учитель подводит итог:

Для обеспечения нормальной деятельности организм должен получать необходимое количество питательных веществ с оптимальным соотношением. Учёными установлено, что человеку необходимо 70 самых важных ингредиентов (веществ) питания, которые выполняют функции в обмене веществ.



СХЕМА № 1

БЕЛКИ

Протеины

- основа строения каждого организма, каждой клетки;

- аминокислот насчитывается около 180;

- основной критерий белкового питания – азотистое равновесие.










УГЛЕВОДЫ

- группа органических соединений;

- незаменимый фактор питания;

- основной источник энергии для всего организма;

- основной углевод – крахмал, мука, крупы, фасоль, горошек, макаронные изделия…




ЖИРЫ

- участвуют в обменных процессах;

- обеспечивают высокий энергетический потенциал;

- источники: мясо, мясопродукты, молоко, молокопродукты, яйца, рыба, орехи.







ОСНОВЫ ПИТАНИЯ










МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

- необходимые компоненты, обеспечивающие развитие и нормальное функционирование организма;

- много в твёрдых тканях, крови, лимфе: кальций, магний, азот, натрий, фосфор, железо, медь, йод, хром, кремний.




ВИТАМИНЫ

А, Б, С, Д, Р…
















УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ:

Ребята, давайте обратим внимание на белки. Ведь среди органических веществ клетки белка занимают главенствующее место как по количеству, так и по значению.

Сейчас мы с вами поговорим о белках, их строении, свойствах, функциях в общих чертах, но на следующих уроках мы более подробно будем изучать эту тему и разбирать каждое понятие, термин. Вашему вниманию я предлагаю мини лекцию. Ваша задача не только внимательно слушать, запоминать, но и постарайтесь сделать краткий конспект, выделяя главное.


МИНИ ЛЕКЦИЯ

В организме человека около 5 миллионов типов белковых молекул, отличающихся не только друг от друга, но и от белков других организмов. У каждого человека строение белков отличается от строения белков другого человека.

Несмотря на такое разнообразие и сложность строения белки построены из 20 различных аминокислот. Белки бывают растительного и животного происхождения. Белки животного происхождения (молоко, мясо, яйца…) содержат незаменимые аминокислоты, не образующиеся в организме человека, однако являются необходимыми для его развития, и поддержания жизнедеятельности. Поэтому они обязательно должны поступать в наш организм с пищей.

В пищеварительном тракте белки расщепляются до аминокислот. Всасываясь в кровь, аминокислоты транспортируются в клетки тканей, где из них на рибосомах, при участии нуклеиновых кислот синтезируются белки, свойственные данному организму. Одновременно белки клетки и часть аминокислот распадаются до углекислого газа, воды и других веществ, при этом выделяется энергия, необходимая организму. Продукты распада выводятся через лёгкие, почки, кожу… В организме человека белки никогда не запасаются. В клетке белки используются для построения всех её элементов, поэтому белковая пища имеет особое значение для молодого растущего формирующегося организма.

Учитель, обращаясь к ученикам, просит ответить на проблемный вопрос.

«Подумайте и попробуйте обосновать ответ на мой вопрос: ПОЧЕМУ повышение температуры у человека до 40 градусов и выше опасны для жизни?»

Выслушав ответы учеников, учитель продолжает лекцию. Важнейшими свойствами белков являются ДЕНАТУРАЦИЯ и РЕНАТУРАЦИЯ.

Ребята, откройте словари и запишите определения этим понятиям.

Денатурация – утрата белковой молекулы своей структурной организации. Денатурацию может вызвать повышенная температура, обезвоживание, радиационное облучение и другие факторы. Ребята, высокая температура опасна для организма, потому что ферменты денатурируют, разрушая их структуру. Вначале разрушаются четвертичная, затем – третичная, вторичная и при жёстких условиях первичная структура молекулы. Как правило, денатурация имеет необратимый процесс. Хотя на первых её стадиях при условии прекращения действия негативных факторов белок восстанавливает свои первоначальные состояния. Это явление называется ренатурацией. При восстановлении нормальных условий среды полностью восстанавливается структура белка.

Ренатурация – это восстановление белка. Свойства белков полного восстановления утраченной структуры используется в медицине и пищевой промышленности для приготовления медицинских препаратов: антибиотики, для получения пищевых концентратов, сохраняющих длительное время в высушенном виде питательные вещества.

Ребята, а сейчас свои записи вы дополните таблицами. Одна группа для заполнения таблицы будет использовать текст учебника, другие – дополнительную и справочную литературу.

На экране – таблица № 1 Дать определение понятию « белки» и определить функции белков.


Примерные ответы учеников:

БЕЛКИ – высокомолекулярные биополимеры, мономерами которых являются остатки кислот.


Типы белков

(названия записаны)

Функции белков

(записывают ученики)

  1. Структурные


Компоненты опорных покровных структур. Входят в состав соединительных тканей, участвуют в образовании скелета, связок, кожи…

  1. Защитные


Предохраняют клетки и органы от повреждений, от проникновения в организм посторонних соединений, болезнетворных микроорганизмов, других инородных тел.

  1. Гормоны

Реприруют обмен веществ

  1. Ферменты

Ускоряют ход биологических реакций в 100 – 1000 раз. Уменьшают затраты энергии для реакции.

  1. Сохранительные

Обеспечивают способность клеток, тканей, органов организма изменять форму движения.

  1. Запасные

Участвуют в создании запаса веществ для обеспечения его роста, развития и жизнедеятельности.

  1. Транспортные

гемоглобин

Перенос кислорода, углекислого газа, обеспечивая газообмен в клетках, тканях


Табл.2 Вторая группа учеников, работая со справочной литературой, заполняет другую таблицу.

БЕЛКИ

(заполняют ученики)

Функции белков

(записаны в таблице)

1.Ферменты

ДНК – полимераза 1

Превращает крахмал в глюкозу. Осуществляет реперацию молекул ДНК

2.Структурные

Кератин

Коллаген


Главный компонент волос, ногтей…

Главный компонент сухожилий, связок, хрящей…

3.Гормоны

Инсулин

Водопрессин


Регулируют потребление глюкозы

Стимулирует обратное всасывание воды в почках.


4. Сохранительные

Актин

Миозин


Мышечные сокращения

5. Запасные

Казеин

Ферритин

Белок молока

Депонирование железа в селезёнке, в яичном желтке.

6. Транспортные

Гемоглобин

Сывороточный альбумин


Переносит кислород

Переносит жирные кислоты

7.Токсины

Нейротоксин

Блокирует передачу нервного импульса (действующее начало яда змеи)


Рефлексия




НИКОГДА:

- не ешь, если тебе не хочется;

- не отвлекайся от еды разговорами, чтением, игрой..

- не жуй на ходу;

- не вызывай недовольства родителей, отказываясь от еды;

- не развивай жадность, не ешь лишнего.



НЕ НАДО:

- водить руками по столу;

- раздвигать тарелки, играть посудой;

- пробовать десерт, пока не съедены первое, второе блюда;

- выходя из-за стола, брать с собой еду;

- вставать из-за стола, не окончив еды.












НАДО:

- перед едой тщательно вымыть руки;

- жевать пищу с закрытым ртом;

- есть только за столом;

- пользоваться правильно вилкой, ложкой, ножом…

- окончив еду, задвинь стул, убери со стола, скажи спасибо;

- ешь аккуратно.





ПОМНИ:

- нельзя есть из общей тарелки…;

- пользоваться общей чашкой, ложкой…

- упавшую на пол пищу есть нельзя;

- фрукты, овощи, ягоды надо мыть перед едой;

- сразу после бега, игры в футбол… пить нельзя;

- нельзя пить воду из крана;

- общий стакан нужно за собой вымыть.

- окончив еду, задвинь стул, убери со стола, скажи спасибо;

- ешь аккуратно.






КУЛЬТУРА

ПИТАНИЯ

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Питание как важнейшая потребность человека. Интегрированный урок.

Автор: Головина Анна Ивановна, Иванов Михаил Михайлович

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203333

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Интегрированный урок " Мы то, что мы едим" (химия, биология) для 10 класса "
    ["seo_title"] => string(76) "intieghrirovannyi-urok-my-to-chto-my-iedim-khimiia-biologhiia-dlia-10-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "123433"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414498349"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Здоровьесберегающие  образовательные технологии "
    ["seo_title"] => string(60) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "137141"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417275163"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Социально-бытовая ориентировка как условие решения проблемы социальной адаптации умственно отсталых школьников"
    ["seo_title"] => string(124) "sotsial-no-bytovaia-oriientirovka-kak-usloviie-rieshieniia-probliemy-sotsial-noi-adaptatsii-umstvienno-otstalykh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "252135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447336934"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа факультатива "Мир глазами ученика" "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-fakul-tativa-mir-ghlazami-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "127583"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415344809"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства