М. М. Иванов,
сурдопедагог,
учитель ОБЖ,
«специалист высшей категории»,
«учитель-методист»,
отличник народного образования Украины.
А. И. Головина,
учитель биологии,
«специалист высшей категории»
Донецкой СОШИ №19 (для глухих детей)
Конспект интегрированного урока
Тема: Питание как важнейшая потребность человека. Белки. Строение, свойства, функции
Интегрированный урок ОБЖ и биологии.
Задачи урока: (Биология) - дать начальные знания о белках, их строение, свойства, функции; закреплять умения работать с текстом, справочной литературой, схемами, таблицами; учить делать выводы по изученному материалу. (ОБЖ) изучить основные правила питания, расширять знания учащихся о роли белков, жиров, углеводов для организма; использовать все доступные методы для улучшения не только здорового питания, но и улучшения культуры питания; развивать аналитическое мышление, память, внимание, речь;.
Тип урока - комбинированный.
Оборудование: учебники, справочники, учебник «Валеология», стр. 301, схемы, таблицы, экран, проектор, тетради.
ЭПИГРАФ:
«Человек должен знать
меру во всём –
ибо мера есть мудрость
жизни и здоровья»
Гиппократ.
Ход урока
- Организация класса.
- Актуализация мыслительной деятельности. Повторение ранее изученного.
УЧИТЕЛЬ ОБЖ:
Организм человека на протяжении тысячелетий «строился» и эволюционировался на структурной основе натуральных продуктов питания. Так было и так должно оставаться, если мы хотим быть здоровыми и иметь здоровое потомство. Вся жизнь человека связана с непрерывным обменом веществ, происходящем в организме. На обмен веществ тратится большое количество энергии. Энергия – это не что иное, как материал для обновления и роста клеток и тканей, обеспечивающие пищей.
Ребята, в природе не существует продукта, который содержал бы все необходимые организму компоненты. Только комбинация разных продуктов обеспечивает организму доставку необходимых веществ, витаминов, микроэлементов…
Ребята, чтобы приступить к изучению нового материала нам важно уяснить, насколько хорошо вы усвоили ранее изученное. На экране вы видите вопросы, на которые вам нужно ответить.
- Пища, что это?
- Из чего состоит наш организм?
- Расскажите, как наш организм обеспечивает едой 100 миллиардов клеток?
- Всем ли клеткам нужна одинаковая пищи?
- Какие органические вещества входят в состав живых организмов?
- Какие органические вещества мы изучали на прошлых уроках?
- Какова роль жиров и углеводов?
Запомните, что у человека суточная потребность в основных питательных веществах и калориях зависит от возраста и интенсивности труда и составляет:
белков – 85 – 120 граммов,
жиров - 90 – 160 граммов,
углеводов – 345 – 610 граммов,
или от 2 550 до 4350 килокалорий.
Какие же выводы можно сделать?
Для обеспечения нормальной деятельности организм должен получать необходимое количество питательных веществ с оптимальным соотношением. Учёными установлено, что человеку необходимо 70 самых важных ингредиентов (веществ) питания, которые выполняют функции в обмене веществ.
СХЕМА № 1
БЕЛКИ
Протеины
- основа строения каждого организма, каждой клетки;
- аминокислот насчитывается около 180;
- основной критерий белкового питания – азотистое равновесие
Сейчас мы с вами поговорим о белках, их строении, свойствах, функциях в общих чертах, но на следующих уроках мы более подробно будем изучать эту тему и разбирать каждое понятие, термин. Вашему вниманию я предлагаю мини лекцию. Ваша задача не только внимательно слушать, запоминать, но и постарайтесь сделать краткий конспект, выделяя главное.
МИНИ ЛЕКЦИЯ
В организме человека около 5 миллионов типов белковых молекул, отличающихся не только друг от друга, но и от белков других организмов. У каждого человека строение белков отличается от строения белков другого человека.
Несмотря на такое разнообразие и сложность строения белки построены из 20 различных аминокислот. Белки бывают растительного и животного происхождения. Белки животного происхождения (молоко, мясо, яйца…) содержат незаменимые аминокислоты, не образующиеся в организме человека, однако являются необходимыми для его развития, и поддержания жизнедеятельности. Поэтому они обязательно должны поступать в наш организм с пищей.
В пищеварительном тракте белки расщепляются до аминокислот. Всасываясь в кровь, аминокислоты транспортируются в клетки тканей, где из них на рибосомах, при участии нуклеиновых кислот синтезируются белки, свойственные данному организму. Одновременно белки клетки и часть аминокислот распадаются до углекислого газа, воды и других веществ, при этом выделяется энергия, необходимая организму. Продукты распада выводятся через лёгкие, почки, кожу… В организме человека белки никогда не запасаются. В клетке белки используются для построения всех её элементов, поэтому белковая пища имеет особое значение для молодого растущего формирующегося организма. Учитель, обращаясь к ученикам, просит ответить на проблемный вопрос.
«Подумайте и попробуйте обосновать ответ на мой вопрос: ПОЧЕМУ повышение температуры у человека до 40 градусов и выше опасны для жизни?»
Важнейшими свойствами белков являются ДЕНАТУРАЦИЯ и РЕНАТУРАЦИЯ.
Ребята, откройте словари и запишите определения этим понятиям.
Денатурация –..
Ренатурация –...
На экране – таблица № 1 Дать определение понятию « белки» и определить функции белко
БЕЛКИ –..
Типы белков
(названия записаны)
Функции белков
(записывают ученики)
- Структурные
Компоненты опорных покровных структур. Входят в состав соединительных тканей, участвуют в образовании скелета, связок, кожи…
- Защитные
Предохраняют клетки и органы от повреждений, от проникновения в организм посторонних соединений, болезнетворных микроорганизмов, других инородных тел.
- Гормоны
Реприруют обмен веществ
- Ферменты
Ускоряют ход биологических реакций в 100 – 1000 раз. Уменьшают затраты энергии для реакции.
- Сохранительные
Обеспечивают способность клеток, тканей, органов организма изменять форму движения.
- Запасные
Участвуют в создании запаса веществ для обеспечения его роста, развития и жизнедеятельности.
- Транспортные
гемоглобин
Перенос кислорода, углекислого газа, обеспечивая газообмен в клетках, тканях
Табл.2 Вторая группа учеников, работая со справочной литературой, заполняет другую таблицу.
БЕЛКИ
(заполняют ученики)
Функции белков
(записаны в таблице)
1.Ферменты
ДНК – полимераза 1
Превращает крахмал в глюкозу. Осуществляет реперацию молекул ДНК
2.Структурные
Кератин
Коллаген
Главный компонент волос, ногтей…
Главный компонент сухожилий, связок, хрящей…
3.Гормоны
Инсулин
Водопрессин
Регулируют потребление глюкозы
Стимулирует обратное всасывание воды в почках.
4. Сохранительные
Актин
Миозин
Мышечные сокращения
5. Запасные
Казеин
Ферритин
Белок молока
Депонирование железа в селезёнке, в яичном желтке.
6. Транспортные
Гемоглобин
Сывороточный альбумин
Переносит кислород
Переносит жирные кислоты
7.Токсины
Нейротоксин
Блокирует передачу нервного импульса (действующее начало яда змеи)
Рефлексия
НИКОГДА:
- не ешь, если тебе не хочется;
- не отвлекайся от еды разговорами, чтением, игрой.
- не жуй на ходу;
- не вызывай недовольства родителей, отказываясь от еды;
- не развивай жадность, не ешь лишнего.
НЕ НАДО:
- водить руками по столу;
- раздвигать тарелки, играть посудой;
- пробовать десерт, пока не съедены первое, второе блюда;
- выходя из-за стола, брать с собой еду;
- вставать из-за стола, не окончив еды.