kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы на тему: "С Илимом связаны судьбой…" (Родной край в стихотворениях поэтов XX века)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к уроку "С Илимом связаны судьбой…" (Родной край в стихотворениях поэтов XX века)
В настоящее время особую актуальность приобрела проблема формирования ценностных ориентиров личности. А где же искать эти ценностные ориентиры, как не в изучении истории, традиций, обычай, культуры и природы своего родного края. Русский писатель В. Распутин писал: "Малая Родина, родной край дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте берут начало здесь, и всю жизнь затем соотносятся с изначальными образами и понятиями". "Малая Родина" ребенка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:
Закон Российской Федерации "Об образовании". Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что система образования призвана обеспечить "историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательной активности. При изучении "своей местности" у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий.
На данном уроке реализуются идеи формирования патриотического сознания школьника через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности. Методологическую основу урока составляет личностно - деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности школьника, в воспитании гражданина и патриота.
Создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам.
"    Доступность: содержание урока выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся
"    Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ученика. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что учащийся видит или может увидеть вокруг себя.
"    Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в ходе просмотра видеофильмов.
Работаю по программе Коровиной (2 часа в неделю, 68 часов в год, учебник состоит из двух частей). Урок представлен в 1-ой  номинации: о любви к родному краю,  Родине (на основе изучения художественной литературы и публицистики)
Данный урок проводился в 8 б классе. В классе 18 учеников. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика.
Тема урока "С Илимом связаны судьбой (Родной край в стихотворениях поэтов XX века)". Это первый урок знакомства с поэзией о родном крае.
Задачи урока реализовала через следующие аспекты:
1.    Образовательный: формирование представления о понятии "образ родного края", выражение  "образа" в языковых средствах.
2.    Развивающий: формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей.
3.    Воспитательный: привитие любви к природе родного края в тесной взаимосвязи с музыкой.
Использовала на уроке презентацию, аудиозапись стихотворения, музыкальные композиции, рисунки детей, выставку книг поэтов - земляков,  раздаточный материал для оформления газеты.
Тип урока: интегрированный, в форме педагогической мастерской.
Осуществляла данные подходы:
1.    Текстоориентированный (выбор из текста выразительных средств)
2.    Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи)
3.    Интегрированный (связь с музыкой)
4.    Личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей)
Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.
На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой  к предстоящей работе. При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод (в музыке-образы), применяя познавательные УУД. При формулировке задач урока учениками - регулятивные УУД.
На начальном этапе изучения темы проводилась словарная работа, способствующая развитию абстрактного и логического  мышления.
Наглядный и словесный метод использовался при знакомстве с  фотография и рисунками о родном крае. Проводилась на уроке работа в группах, как важный аспект развития коммуникативных УУД.
При работе с лирическим произведением предусматривала следующие приемы: осмысление текста, сравнение и характеристика образов, поиск  языковых средств.
На заключительном этапе урока письменный  мини-вывод (1 предложение) способствовал развитию  личностных  и коммуникативных УУД. При закреплении темы  прочтение собственного стихотворения использовала как метод эмоционального стимулирования с вытекающей постановкой домашнего задания типичного характера.
Работа в группе:
o "мозговой штурм": каждый по очереди высказывает свою мысль.
o сбор лучших ответов.
o построение ответа.
o выслушивание ответа и его корректировка.
o выбор ученика, отвечающего за всю группу.

Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом  регулятивных УУД.  Цель урока достигнута.
Презентации "Малая Родина - Рудногорск" содержит интересный рассказ о родном крае, сопровождающийся множеством фотографий, замечательных людей края, отвечающие по своему содержанию и своей формулировке тематике урока. Презентации составлены так, что позволяет составить полное представление о своей малой Родине и в полной мере повторить и закрепить изученный материал на уроках истории и географии.
Применение компьютерных технологий позволило сделать урок ярким, насыщенным, полным и дал возможность мгновенно осуществить проверку решаемых на мероприятии заданий. Это очень важно, так как экономится время, а учащиеся, работающие самостоятельно, получают возможность проверить свои знания по литературе.

Просмотр содержимого документа
«С Илимом связаны судьбой»


Тема урока: «С Илимом связаны судьбой…»
(Родной край в стихотворениях поэтов
XX века)


Цели:

Формирование у учащихся ключевых компетенций.

Воспитывать на примере творчества поэтов любовь к Родине, родному краю, месту, где родился. Пробудить потребность обращаться к поэзии «в минуту жизни трудную» и в часы досуга, в кругу друзей и наедине с собой. Прививать любовь к русскому поэтическому слову.

Заставить задуматься, что значит Родина для каждого из нас и как это – любить ее.

Метапредметные:

Сформировать умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами (ПиРУУД);

способствовать овладению обучающимися основами самоконтроля, самооценки (РУУД);

формировать умение строить логическое рассуждение, делать выводы (КУУД);

формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (РУУД);

формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей (КУУД);


Личностные:

Сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

способствовать формированию нравственных чувств;

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.



Задачи:

  1. Помочь учащимся глубже проникнуть в мир природы и поэзии через анализ стихов;

  2. Учить выражать собственное отношение к обсуждаемым проблемам;

  3. Воспитывать любовь к родному краю и русскому слову через творчество родных поэтов.



Методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный; 

  2. Частично-поисковый. 

  3. Проблемный


Форма проведения: урок общеметодологической направленности.

Тип урока: интегрированный, в форме педагогической мастерской, экскурсия

Наглядность: Высказывания великих людей о нашем посёлке. Кроссворд. Рисунки учащихся. Сочинения о Рудногорске.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации

Работа в группах: 3 группы: « Илимчане», « Северяне», «Ждановцы».












ХОД УРОКА.

I. Мотивация.

Ну что ж!!! Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

Учитель: Ребята, с каким настроение пришли на урок? (Ответы ребят)

Звучит песня «Родина моя» (группа «Синяя птица»)

II. Актуализация знаний.
Учитель:
Почему сегодня наш урок начался с этой песни, о чем она?  Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)
Учитель: Совершенно верно, речь пойдет о поэзии, в которой отражена природа родного края. Давайте запишем в маршрутных листах, которые находятся у каждого на столе тему нашего урока. А цели какие поставим? (ответ учащихся)

III. Определение темы урока
Учитель: А тема сегодняшнего урока звучит так: «С Илимом связаны судьбой…»
Все мы граждане Земли, мира, своей страны, своего посёлка. От того какими будем мы с Вами, наши дела и поступки, зависит наша жизнь и жизнь нашего посёлка. Об этом сегодня и пойдёт наш разговор. Родина для каждого из нас начинается в том уголке родной земли, где мы родились и выросли.
Родной посёлок – именно с любви к родному посёлку начинается гражданин.
Родина для нас – посёлок Рудногорск.

Наш урок я предлагаю начать со слов поэтессы Елены Жилкиной:


Эпиграф к уроку:

Кто, мечтая, рассветы встречал,

кто здесь вырос и духом окреп,

В беспокойном труде возмужал,

Тот влюблён в свой посёлок навек.

Елена Жилкина


Учитель: Ребята, встаньте те, кто родился в Рудногорске. Посмотрите, сколько нас!!!

Чтение стихотворения (Горамьёва Вика, стихотворение Е.Жилкиной)


***

Край мой милый, полный простоты,
новой небывалой красоты.
Снег голубоватый… Тишина.
Просека далекая видна.
Потеснив таежные просторы,
стали здесь железные опоры.
Выше их лишь небо,
небо выше только.
Где ж они упорства раздобыли столько?




Выступление группы «Илимчане»: Какие замечательные стихи! Мы считаем, что только человек, любящий свою землю, может написать такие добрые и красивые слова о ней.

Любовь к родной Илимской земле связывает невидимыми нитями всех людей, живущих на Илиме. И где бы они ни проживали, добрая память о Илиме, где прошли их детство, юность, зрелость, до сих пор отзывается болью в людских сердцах.

В начале 30-х годов возле горы без названия, в верховьях реки Гандюха, где железная руда лежала прямо на поверхности, появился посёлок без названия.

Геологи поработали и ушли, а посёлок остался.

Когда пришла пора осваивать это месторождение железной руды, геологи в конце 40-х годов появились снова в посёлке у рудной горы. И когда местных жителей, работавших в геологической экспедиции, спрашивали, где они работают или куда они пошли, то они отвечали, на «Рудник» или на «Рудную». Так и прижилось название новому посёлку лесников, который разместился в тайге недалеко от «Рудной»; долго гадать не пришлось, на картах уже был нанесён посёлок геологов – Рудногорск.

А дата образования посёлка – 1968 год.

Сегодня посёлку 47 лет. Много это или мало? Наверное, правильней будет сказать: и много, и мало. Города и посёлки, как и люди, имеют своё лицо, свой характер. Они могут грустить и радоваться. Они живут, день ото дня становятся краше.

Уже не осталось и следа от палаточного посёлка, положившего начало Рудногорска, но память о нём жива. Чем дальше уходит время вперёд, тем ценность сделанного первостроителями повышается, а первым всегда труднее – это неоспоримая истина. Жизнь посёлка определяют люди. Многие живут с основания посёлка, которые перемесили глину собственными ногами, живут с первого колышка. Это люди интересных судеб, честно прожитых жизней, познавшие голод и холод, а многие и тяжкий труд во время войны. Охрименко Полина Андреевна, которая жила в оккупации, видела, как сжигали деревни за связь с партизанами; Рудых Татьяна Константиновна – представитель трудовой династии, первая заведующая детским садом; Шнакенберг Гарри Андреевич – малолетний узник концентрационного лагеря.

Сегодня на урок пригласили старожила нашего посёлка Конных Я.С., она расскажет, как зарождался посёлок. (Рассказ приглашённой, слайды презентации)


Стихи читает учащаяся – Готкина Полина.

Чтение стихотворения «Малая родина, милая родина…»
(стихотворение Г. И. Замаратского)

Малая родина, милая родина

Как же ты мне дорога!

Ты - это всё: и лесная смородина,

И за деревней у сосен поскотина,

И на покосах стога.



Родина милая, светлая, чистая,

Как не гордиться тобой!

То золотая, то ветрено-мглистая,

То молодая, как песня ручьистая,

Родина русская, пашня Илимская

Стали моею судьбой.











Выступление группы «Северяне»:
Что может быть обиднее, что может быть оскорбительнее того, когда человека лишают родины? Малой родины!» - эти слова Г. И. Замаратского могут выразить главную тему самого пронзительного периода его творчества.

Глубину любви Георгия Иннокентьевича к своей малой Родине мы понимаем, прочитывая его стихотворения. Талантливый поэт умело использует богатство языка для создания шедевров - стихов. Его стихи полны чувством любви, уважения и гордости за свой родной край. А вы, какие красивые слова, мысли можете высказать по отношению к своей Родине?

(Защита творческих работ « Литературный альманах «Край родной, навек любимый», посвященных родной земле.)

III. Физминутка.
По родному краю дружно мы шагаем.  (Марш на месте)
Справа от нас  -  зеленый ковер. (Поворот направо)
Слева от нас  -  зеленый ковер. (Поворот налево)
В апрельской степи полно чудес. (Круговые движения руками)
Тушканчики быстренько скок да скок, (Прыжки)
Журавль крыльями машет. Ух!
У нас захватывает дух! (Махи руками)
Солнце после дождика светит мамам. (Повороты головы)
Мы рады многочисленным  тюльпанам! (Наклоны)

IV. Открытие нового знания

Выступление группы «Ждановцы»: В 1967 году началось строительство дороги Брусничный – Рудногорск. Ощущалась нехватка жилья. Люди жили в палатках, сейчас трудно представить жизнь в палатках в 50-600 мороз, но людей согревала молодость, задор, энтузиазм, чувство долга. А немного позже, в маленьком посёлке появился свой гимн – Гимн Рудногорска.


Написали его учитель музыки М.В. Долматов и учитель русского языка Мустафеева Г.Г.


Рудногорск - это стройка Сибири,
Что родилась в таежной глуши.
Раньше здесь только звери бродили
Не встречая нигде ни души


ПРИПЕВ: Рудногорск – это Родина наша,
Что влечет нас к себе все  сильней.
Рудногорск – в этом слове сольются едино
Шум тайги, пламя новых печей.

А сейчас Рудногорск стал поселком,
Больше сотни домов уже есть.
Тепловозов гудки, шум моторов,
Скоро город воздвигнем мы здесь.

ПРИПЕВ.


И хотя еще много работы,
Недостатков хватает и тут,
И клянем мы подчас непогоду,
Рудногорскую грязь, неуют.

ПРИПЕВ.

Но проложим в тайге мы дороги,
Руды новые в недрах найдем.
И забудутся наши невзгоды,
Счастье здесь мы свое обретем.

ПРИПЕВ

Ты смотри, как долины дымятся,
Как шумит над равнинами лес.
С Рудногрском вовек не расстаться
Шепчет он вознесясь до небес



Ученица: Несправедливо было бы не сказать о ветеранах труда, живущих в нашем посёлке: Чупахины, Ясинец, Моцная, Бурденюк, Шнакенберг, Рубцов и т.д.

Сколько фамилий, столько характеров… И всё-таки они поразительно похожи. Чем? Да тем, что в своём выборе не раскаялись, а одержимости и энтузиазма хватит на долгие годы.


Стихотворение В. Брюсова «Труд» это гимн труду.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

Но когда заря смеётся,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льётся
Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награждён,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершён!


Учитель: И с Илимской землёй связаны судьбы и жизни великих людей. Назовите?

Ученики: Янгель М.К., уроженец деревни Зырянова. Знаем о жизни нашего замечательного земляка, который, несмотря на свои выдающиеся достижения, всегда оставался верен Родине, Илимской земле, и на протяжении всей своей жизни он любил и не забывал свою малую Родину и свою маму. Он был поистине Гражданином своей страны.

Поэт земли нижнеилимской Г. И. Замаратский, всю свою жизнь отдавший служению своей малой родины, Г. И. Замаратский прожил долгую нелегкую жизнь. Вся его жизнь - это служение родному краю, прославление его, стремление улучшить жизнь проживающих здесь людей. Мастеру, земляки, композиторы-песенники В.Ю.Подкорытов и Н.П.Савичев, которые положили на музыку многие стихи Замаратского.
Учитель: Гражданин должен обладать определёнными качествами, давайте попробуем выявить какими.
(Работа в группах -
использование метода «кейс-стади», приложение № 1)

V. Первичное закрепление

Учитель: Обладают ли этими качествами люди, которые стояли у истоков строительства нашего посёлка?

Мы должны стремиться быть похожими на них, не оставаться равнодушными, быть первыми в делах и учёбе.

Давайте мы с вами составим свой портрет гражданина. У вас на столах листы с названиями качеств. Вы должны выбрать те из них, которые вы хотите видеть у себя и окружающих.


НАДЕЖНОСТЬ

УВАЖЕНИЕ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

АВТОРИТЕТ

ЗЛОСТЬ

ЭГОИЗМ

ЗАБОТЛИВОСТЬ

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

ЗАМКНУТОСТЬ

НЕУВАЖЕНИЕ




VI. Расширение кругозора учащихся по изучаемой теме (приём «яркого пятна»)
А сейчас я предлагаю вам отправиться в виртуальную экскурсию по достопримечательностям и интересным местам Рудногорска.

Учитель: А вот эти цифры нам о многом говорят:

1967 – образование леспромхоза

1969 – школа

1972 – детский сад

1973 – библиотека

1977 – больница

Прошла викторина лучшего знатока нашего посёлка.

Рисунки замечательны, порадовали сочинения о нашем посёлке. (Зачитываются работы)

Победители викторины: Жданов Сергей, Омельченко Максим.
Учитель: Какие чувства вызывает у вас слово «Родина»? (составление кластера и ментальной карты).

Наш посёлок не только воспевали и любили люди, которые родились и выросли в нём, но и люди, которые лишь однажды побывали в Рудногорске, наша иркутская поэтесса Елена Жилкина (звучит стихотворение, музыка).

Учитель: Есть поэты, удивительно похожие на свои стихи и книги. Елена Викторовна не просто похожа на свои стихи – она едина с ними… в жизни она добра, наивна, сентиментальна, улыбчива, нетороплива. Её обыденная речь удивляет своей ритмической выстроенностью, её поэтическая речь, наоборот, не столь ровна, ритмически прихотлива… и всё-таки Жилкина пишет всегда так, как живёт, - негромко, но безоглядно…» - таков литературный портрет сибирской поэтессы, Иркутской « Ахматовой».
Негромкая и трепетная любовь к родному краю звучит в каждой строчке («В Саянах», «Птенец» и др.). А какое дивное, яркое стихотворение «Но города – то нет пока…»

Чтение наизусть:


Но города – то нет пока,
а есть одно название,
да над горами облака
застывшим изваяньем,
да на поверхности руда
блестящей черной коркой…

Но ничего нет и тогда
светлее Рудногорска.


Плывет через реку Илим
надежная посуда –
плывет паром, куда велим:
туда, сюда, отсюда.

Еще не тронута тайга
и дышит тишь веками…
И ставят здесь, когда снега,
на соболей капканы.



Учитель: Прочтешь его и невольно повторяешь про себя поэтические строки, перебираешь слова: стихотворение о нашем поселке – это, скорее, биография сердца. Ведь сама Елена Жилкина ни рассказов, ни пьес не пишет! Не странно ли? Нет, не странно! Ибо её уроки – это не только и не сколько школа мастерства, это, прежде всего, пример трудолюбия, честности, несуетности, бескорыстия. Елена Жилкина обладает завидным умением находить свежий образ, впечатляющий эпитет, яркое сравнение.
Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас я посмотрю, как на практике вы сможете применить ваши знания. Для того, чтобы поэт зазвучал для каждого из вас, поработаем в творческой «мастерской». Перед вами, ребята, ставится задача – работать вы будете по группам, анализируя разные стихотворения, но по одному плану, который представлен в ваших маршрутных листах. А чтобы погрузиться в работу, нас будет сопровождать прекрасная музыка Г. Свиридова. На эту работу отводится 3 минуты.
Учитель: Вам, ребята, я предлагаю стихотворение Замаратского Г.И. «Мое отечество - Илим» (1 группа). Для ребят второй группы я приготовила стихотворение … «Осин  трепещущие  души». И стихотворение Е. Жилкиной «Над посёлком далеко окрест» я попрошу проанализировать ребят из 3 группы.

(В это время
на слайде картины природы Рудногорска под музыкальное сопровождение)

(Выступление групп - анализ предложенных стихотворений; коллективное обсуждение, комментарий учителя, оценки за работу )

Учитель: Каждый живущий в нашем посёлке считает его самым красивым, самым уютным и старается сделать что-то полезное, нужное, оставить после себя добрую память. Много у нас есть селян, наших земляков, которые делают все для того, чтобы поселок становился красивее, богаче. Пока вы еще школьники, но, когда подрастете, вам предстоит де­лать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой поселок, а любить - значит, знать его.
Поэтическое творчество прирастает талантами  в нашем таёжном крае, в нашем посёлке есть неугомонные стихотворцы, которые слышат шёпот леса,  мелодии волн, бесконечные прелести всех времён года и несут в себе величие души.
Представляю стихотворение собственного сочинения Елены Давыденко. (приложение 2)

Учитель: Наш урок подходит к завершению, но мы будем с вами продолжать знакомиться с историей и славными традициями нашего посёлка и в дальнейшем.


Учитель: Ребята! Я благодарю вас за прекрасное чтение стихов о родном крае, огромное спасибо за интересный рассказ Янине Степановне,

Низкий поклон всем, кто живёт, жил на земле Илимской и сохранил веру и любовь к своему краю.


Душа Илима в нас живёт всегда.

Она даёт нам силы и надежду.

И каждой встречей дорожат друзья –

Пусть память о Илиме будет вечна!


VII. Рефлексия урока: «Пейзаж». Учащимся предлагаю две фотографии с изображением пейзажа родного поселка. Одна фотография проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту фотографию, которая соответствует их настроению.


VIII. Завершение урока. Информация о домашнем задании к следующему уроку.


-Оценки за урок.

-Домашнее задание: творческое:

«Выбери себе задание» - написать сочинение – миниатюру, стихи, пословицы, загадки, связанные с темой «Край родной, земля Сибирская»», используя материал урока.

Написать  другу, проживающему в другой области, письмо в котором вы расскажете о достопримечательностях своего  края, на следующем уроке мы выберем лучшее письмо.

Учитель: Упражнение «Прощание». Положить руку друг другу на плечо и трижды сказать: «Мы – молодцы!»

7



Просмотр содержимого документа
«Анкета»

Анкета-заявка

На участие в финале районного конкурса методических разработок урока литературы педагогами русского языка и литературы "Мой лучший урок литературы" по номинации: о любви к родному краю, Родине (на основе изучения художественной литературы и публицистики)

1.Фамилия, имя, отчество автора (полностью) Чибышева Ирина Филипповна

2. Год, месяц день рождения 28.03.1974

3. Место работы МОУ «Рудногорская сош»

полный адрес: индекс 665689 город (поселок) Рудногорск

улица Вокзальная

телефон/факс 89642142693
e-mail ichibysheva@mail.ru

4. Должность: учитель русского языка и литературы

5. Педагогический стаж работы: 21 год

6. Преподаваемый предмет: русский язык и литература

7. Класс проведения урока 8 Б количество детей в классе 18

9. ФИО руководителя образовательного учреждения Чибышева Ирина Андреевна

телефон для связи 8(39566)51362 телефон/ факс 8(39566)51362

e-mail: rudnogorsk69@mail.ru


Подпись руководителя образовательного учреждения _________________________


М.П. Дата заполнения 02.03.2015 г.



Просмотр содержимого документа
«Ментальная карта»

Родной край в поэзии Г. И. Замаратского (составление ментальной карты)

Призывно  зреет  земляника

Родина русская ,пашня илимская

Которому бежать бы вечно

А  вот  брусника – чудо  ягода

Малая родина, милая родина

Любим

В  лесу  нет  ягоды  вкусней!

Клюква – ягода  болотная

Март еще по утрам свирепеет

Загублен

Мне  сердце  говорит:
Взгляни - ка



Но оранжевый солнечный веер

Мы с вами как -будто побывали в тайге, и с полными кузовками отправляемся  дальше

Наши сибирские кедры

Предмет для мрачных разговоров

Он светел , как весна

Поднимают душевный настрой,

Моя родная сторона

ИЛИМ









Мое Отечество



Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к уроку»

Пояснительная записка к уроку «С Илимом связаны судьбой…» (Родной край в стихотворениях поэтов XX века)

В настоящее время особую актуальность приобрела проблема формирования ценностных ориентиров личности. А где же искать эти ценностные ориентиры, как не в изучении истории, традиций, обычай, культуры и природы своего родного края. Русский писатель В. Распутин писал: «Малая Родина, родной край дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте берут начало здесь, и всю жизнь затем соотносятся с изначальными образами и понятиями». «Малая Родина» ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

Закон Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательной активности. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий.

На данном уроке реализуются идеи формирования патриотического сознания школьника через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности. Методологическую основу урока составляет личностно – деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности школьника, в воспитании гражданина и патриота.

Создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам.

  • Доступность: содержание урока выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ученика. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что учащийся видит или может увидеть вокруг себя.

  • Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в ходе просмотра видеофильмов.

Работаю по программе Коровиной (2 часа в неделю, 68 часов в год, учебник состоит из двух частей). Урок представлен в 1-ой номинации: о любви к родному краю, Родине (на основе изучения художественной литературы и публицистики)

Данный урок проводился в 8 б классе. В классе 18 учеников. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика.

Тема урока «С Илимом связаны судьбой (Родной край в стихотворениях поэтов XX века)». Это первый урок знакомства с поэзией о родном крае.

Задачи урока реализовала через следующие аспекты:

  1. Образовательный: формирование представления о понятии «образ родного края», выражение «образа» в языковых средствах.

  2. Развивающий: формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей.

  3. Воспитательный: привитие любви к природе родного края в тесной взаимосвязи с музыкой.

Использовала на уроке презентацию, аудиозапись стихотворения, музыкальные композиции, рисунки детей, выставку книг поэтов - земляков, раздаточный материал для оформления газеты.

Тип урока: интегрированный, в форме педагогической мастерской.

Осуществляла данные подходы:

  1. Текстоориентированный (выбор из текста выразительных средств)

  2. Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи)

  3. Интегрированный (связь с музыкой)

  4. Личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей)

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе. При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод (в музыке-образы), применяя познавательные УУД. При формулировке задач урока учениками - регулятивные УУД.

На начальном этапе изучения темы проводилась словарная работа, способствующая развитию абстрактного и логического мышления.

Наглядный и словесный метод использовался при знакомстве с фотография и рисунками о родном крае. Проводилась на уроке работа в группах, как важный аспект развития коммуникативных УУД.

При работе с лирическим произведением предусматривала следующие приемы: осмысление текста, сравнение и характеристика образов, поиск языковых средств.

На заключительном этапе урока письменный мини-вывод (1 предложение) способствовал развитию личностных и коммуникативных УУД. При закреплении темы прочтение собственного стихотворения использовала как метод эмоционального стимулирования с вытекающей постановкой домашнего задания типичного характера.

Работа в группе:

• «мозговой штурм»: каждый по очереди высказывает свою мысль.

• сбор лучших ответов.

• построение ответа.

• выслушивание ответа и его корректировка.

• выбор ученика, отвечающего за всю группу.



Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД. Цель урока достигнута.

Презентации «Малая Родина - Рудногорск» содержит интересный рассказ о родном крае, сопровождающийся множеством фотографий, замечательных людей края, отвечающие по своему содержанию и своей формулировке тематике урока. Презентации составлены так, что позволяет составить полное представление о своей малой Родине и в полной мере повторить и закрепить изученный материал на уроках истории и географии.
Применение компьютерных технологий позволило сделать урок ярким, насыщенным, полным и дал возможность мгновенно осуществить проверку решаемых на мероприятии заданий. Это очень важно, так как экономится время, а учащиеся, работающие самостоятельно, получают возможность проверить свои знания по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Приложение»

Приложение №1

Кроссворд. Метод: «Кейс-стади»














КРОССВОРД

1. Любовь ко всем людям, человечность. (Гуманизм)

2. Если люди тебя уважают,

Часто просят дать им совет.

И тебя очень многие знают

Значит, завоевал ты …(Авторитет)

3. Это качество ассоциируется, прежде всего, с мамой, которая оберегает вас всю жизнь. (Заботливость)

4. Почтительное отношение, основанное на признании человеческих достоинств. (Уважение)

5. Качество, характеризующее человека на которого всегда можно положиться. (Надежность)

6. Какое чувство испытывает человек к другому человеку за оказанную помощь, поддержку. (Благодарность)

7. Правдивость (Честность).

8. Синоним к слову «индивидуальность». (Личность)

9. Необходимость, обязанность отвечать за свои действия. (Ответственность)



Приложение №2

Стихотворение собственного сочинения

За что люблю я Рудногорск, спросили?
Да разве Родину возможно не любить?
За то, что он родной, такой красивый,
За то, что здесь живу, и буду жить!
Все улочки знакомы, так раздольно:
Почтовая, Лесная и Центральная!
По Мира так красиво и по Школьной,
А я живу на улице "Вокзальная"!
По вечерам огни пятиэтажек,
загадочно окошками глядят...
Есть у подъездов здесь скамейки даже,
площадки детские всегда полны ребят!
Как украшают жители фасады:
резьбой по дереву, с фантазией, с умом!
Цветочки за причудливой оградой,
отделан сайдингом, дощечкой, каждый дом!
Прекрасные аллеи зеленеют
и что-то шепчут, шелестя листвой...
И душу тронуть так они умеют,
надев наряды снежные, зимой!
Чудесным ароматом нас дурманят:
весенняя черёмуха, сирень!
А летом нас залив, иль речка манят,
прохладой выручая в жаркий день!
Я ворох листьев пёстрых обожаю!
Пылают краски осенью огнём!
Я за природу край наш уважаю,
места таёжные, в которых мы живём!
Здесь много разных ягод и грибов,
в бору сосновом можно прогуляться,
для рыбаков богат всегда улов,
да на охоту есть куда податься!
А за горами  рыжая заря!
Стучат колёса, слышится  гудок...
Здесь есть руда и Коршуновский ГОК!
Хорошие тут люди проживают,
простой у нас, выносливый народ,
который никогда не унывает,
за край Нижнеилимский очень горд!


Приложение №3


План анализа стихотворения

1.  Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чем причины этих изменений?

2. Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?

3. Каким вы представляете себе лирического героя?

4. В каких словах автор прямо выражает свое отношение к изображаемому? В чем особенность авторской позиции?

5. Роль строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?



Приложение № 3

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ



учени_______________________________________________________________________

ТЕМАУРОКА:____________________________________________________________________



Кто, мечтая, рассветы встречал,

кто здесь вырос и духом окреп,

В беспокойном труде возмужал,

Тот влюблён в свой посёлок навек.

Елена Жилкина




СОВМЕСТНАЯ РАБОТА НА УРОКЕ


МОЯ РАБОТА НА УРОКЕ

1. История родного поселка

_____________________________________________
_____________________________________________



Образ «малой» родины для Замаратского Г.И, Е. Жилкиной - это …



____________________________________________________

2. Лексическая работа:



3. Составление кластера и ментальной карты:


Домашнее задание: творческое:

«Выбери себе задание» - написать сочинение – миниатюру, стихи, пословицы, загадки, связанные с темой «Край родной, земля Сибирская»», используя материал урока.








Приложение №4

Использование метода «ментальных карт» на уроках русского языка и литературы.

Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, самоотдачи, творческого отношения к работе. Если мы хотим, чтобы из наших школ выпускались люди, готовые к самостоятельной жизни, способные решать свои проблемы и проблемы общества, то в школе дети должны видеть педагогов – профессионалов, талантливых, с высоким уровнем знаний, активных, успешных людей. Именно поэтому одним из важнейших направлений президентской инициативы «Наша новая школа» стало направление «Совершенствование учительского корпуса» «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего».     

Педагог – одна из самых массовых и уникальных по своему характеру и материалу профессия. Учитель дает первые ответы на вечные жизненные вопросы, открывает тайны человеческой души, раскрывает способы человеческого жизнеустройства, обогащает ум и душу, помогает обрести уверенность в будущем. И это не завышенная оценка миссии учителя,  - ни одно начинание, ни одна реформа, ни одна идея  не станут реальностью в образовании без поддержки учителя.

Перемены, происходящие в России, обозначили приоритеты в образовательной политике 21 века:

  1. Ориентация на международный стандарт образования;

  2. Компетентностный подход в организации образовательного процесса;

  3. Конкурентноспособность выпускника школы в современном обществе;

  4. Замена модели формирующей педагогической деятельности на развивающую;

  5. Повышение ценностного статуса образования;

  6. Выделение профессиональной компетенции учителя как основного критерия оценки профессионализма.

При ознакомлении с текстом, прослушивании лекций, составлении конспектов и подготовке к экзаменам, как правило, работает левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление. Однако правое полушарие, отвечающее за образное мышление и интуицию, может очень здорово помочь в усвоении нового материала. Как же заставить его работать вместе с левым? Есть интересная идея на этот счет, и называется она «ментальные карты» или «интеллект-карты». Они сочетают в себе элементы как логического, так и образного мышления, при их изучении работают оба полушария. Результат их применения - гораздо лучшее усвоение материала, лучшая воспроизводимость полученных знаний, развитие образного мышления, цепкая память.
Ментальные карты (Mind maps) - это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
Что же такое ментальные карты? Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом.

«Ментальные карты» (Интеллект-карты )— это инструмент, позволяющий:

  • эффективно структурировать и обрабатывать информацию;

  • мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Области применения Интеллект-карт (Ментальных карт):

Обучение

  • создание ясных и понятных конспектов лекций;

  • максимальная отдача от прочтения книг/учебников;

  • написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.

Запоминание

  • подготовка к экзаменам;

  • запоминание списков: что сделать/кому позвонить/...

Презентации

  • вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;

  • проведение деловых встреч и переговоров.

Планирование

  • управление временем: план на день, неделю, месяц, год…

  • разработка сложных проектов: нового бизнеса...
    Мозговой штурм

  • генерация новых идей, творчество;

  • коллективное решение сложных задач.

Принятие решений

  • четкое видение всех «за» и «против»;

  • более взвешенное и продуманное решение.

Почему ментальные карты воспринимаются лучше, чем привычные списки, графики, таблицы, тексты? Ментальные карты (интеллект – карты) задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.

Свойства интеллект-карт:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Преимущества интеллект-карт перед другими методами:

Пишем:

  • с удовольствием

  • быстро

  • мало

Видим:

  • взаимосвязи

  • структуру изложения материала

  • логику

Развиваем:

  • мышление

  • память

  • воображение

Задействуем:

  • весь потенциал

  • творчество

Запоминаем:

  • сразу

  • много

  • качественно

Используя поисковую систему Интернет, программу ConceptDraw MINDMAP можно составлять не только учителю, но ученикам свои интеллект – карты.

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала

  • закрепление материала

  • обобщение материала

  • написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы

  • подготовка проекта, презентации

  • аннотирование

  • конспектирование

С помощью интеллект-карты очень легко научить учащихся запоминать стихотворение

Данный метод дает возможность учителю:

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся

  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

  • активизировать деятельность

  • выявлять причины когнитивных затруднений

  • корректировать знания учащихся










Просмотр содержимого документа
«Рецензия»

МОУ «Рудногорская сош»

Рецензия к уроку «С Илимом связаны судьбой…»
(Родной край в стихотворениях поэтов
XX века).

Учитель: Чибышева Ирина Филипповна

Для проведения урока была выбрана нестандартная форма – интегрированный, в форме педагогической мастерской, экскурсия. Данная форма способствует заинтересованности, положительной эмоциональной настроенности, что в свою очередь активизирует деятельность участвующих, развивает познавательные способности.

Использование ИКТ на уроке позволило сформировать и развить познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогло создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы класса или группы учащихся.

На уроке предложен материал познавательного характера с целью создания мотива для деятельности каждого учащегося, умеющего проявить себя как личность, привлечения интереса к изучению такой дисциплины как литература.

Урок сопровождался чередованием заданий, наглядностью, что способствовало развитию у детей зрительной памяти, внимания и мышления. Разнообразие форм позволило поддерживать работоспособность учащихся в течение всего урока.

Педагог показал технику коммуникации. На уроке был услышан каждый ученик. Режим свободного диалога, на основе которого выстроено занятие, охватывал не только линию «ученик -ученик», но и линию «учитель - ученик». Поэтому можно с уверенностью сказать, что изучаемая тема пронизывала урок как содержательно, так и организационно. Ценностное отношение к чужому мнению, умение прислушиваться друг к другу и по-настоящему чувствовать собеседника - на сегодняшний день все эти качества личности очень востребованы в мире. Именно на формирование этих качеств направлены все примененные на уроке методические приемы.

Обращаясь к вопросу актуальности темы, выбранной учителем для разработки и проведения урока, следует сказать, что поэзия является важнейшим признаком гражданского, цивилизованного, зрелого общества. Существование самого общества невозможно без чуткого, бережного, внимательного и уважительного отношения людей друг к другу. Открытием анализируемого урока можно считать преломление проблемы толерантности сквозь призму именно литературного содержания. Необходимо отметить исключительно творческий характер урока, удивительно теплую, доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, которая в течение всех этапов учебной деятельности царила в классе.

Разнообразны и привлеченные учителем сами формы работы, однако все они объединены общим свойством - коммуникативно-деятельностный характер, создание условий для пробуждения интереса к поднятой на уроке проблеме.


Урок построен таким образом, что всегда есть возможность внести в его структуру дополнительные методические штрихи, например, формы парной или групповой работы, приемы формирования универсальных учебных действий, связанных с ИКТ-компетенцией учащихся и т.д. Но это вряд ли представляется возможным, а самое главное необходимым, поскольку урок уже получился вполне целостным и завершенным.

Воспитательный замысел урока оказался реализованным в полной мере. Духовно-нравственная составляющая урока литературы, пожалуй, самое главное его достоинство.

Ребята на протяжении урока не раз «пережили» сильные эстетические чувства, а присутствовавшие на уроке коллеги педагога не раз испытали гордость за то, что наши словесники по-прежнему вносят такой огромный вклад в формирование морального облика подрастающего поколения. Учитель смог задеть за живое каждого. Предложенный нашему вниманию урок - это образец урока литературы мощной воспитательной направленности.
Зная поэзии родного края у учащихся появится желание путешествовать по стране, изучать глубже, а главное – беречь ее. Рекомендуется для проведения обобщающих уроков и районных семинаров по воспитательной работе.

Брылева О.В.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чибышева Ирина Филипповна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184598

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства