«Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе
«Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе
Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе на тему :"Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино"".
Предложенная модель урока позволяет реализовать основные содержательные линии литературного искусства, иллюстрирует возможности учебника Г.С.Меркина в реализации целей образования. Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель урока: Познакомить обучающихся с содержанием стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино", с особенностями его исторической основы.
Цели для учителя:
- Образовательная: создать условия для понимания идейно-художественного своеобразия стихотворения "Бородино", его исторической основы.
- Развивающая: формировать умение анализировать поэтический текст, определяя средства выразительности речи; развивать творческие способности обучающихся в форме письменного ответа на вопрос, связанный с текстом.
- Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к историческому прошлому России,её великим творцам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе »
Номинация: Разработка урока
Автор: Елена Антоновна Муравейко
Название работы:
«Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе
«Бородинская битва и русский солдат в стихотворении
М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе
Тема урока: «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении
М.Ю. Лермонтова «Бородино»»
Предложенная модель урока позволяет реализовать основные содержательные линии литературного искусства, иллюстрирует возможности учебника Г.С. Меркина в реализации целей образования.
Цель урока: познакомить с содержанием стихотворения «Бородино», с особенностями его исторической основы.
Цели для учителя:
Образовательная: создать условия для понимания идейно-художественного своеобразия стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», его исторической основы.
Развивающая: формировать умение анализировать поэтический текст, определяя средства выразительности речи; развивать творческие способности учащихся в форме письменного ответа на вопрос, связанный с текстом.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою Родину и уважение к историческому прошлому России, её великим творцам.
Текстовый этап. Беседа по вопросам к тексту произведения. Осмысление текста. Словарная работа. Работа с использованием интерактивной доски.
Посттекстовый этап.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Выставление оценок.
Метапредметные связи.
Межнациональные (русско-французские) отношения в истории 19 века и в современности.
Восприятие героических поступков предков современной молодёжью.
Ход урока:
Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, – сильно, пламенно и нежно. М.Ю.Лермонтов
Оргмомент.
Вступительное слово учителя литературы:
- Имеет ли право человек гордиться собой? При каких условиях?
- А что может являться предметом гордости всего народа?
(Ребята называют исторические события).
-Россия имеет богатую историю. Мы можем гордиться своей Родиной. Одна из великих страниц Российской истории - год 1812… - Бородинское сражение.
-Кто участвовал в нём?
(Звучит музыка.)
Сообщение темы и целей урока.
-Обратите внимание на эпиграф к уроку. (Чтение эпиграфа)
- Как вы понимаете слова М.Ю.Лермонтова?
-Есть ли взаимосвязь между Лермонтовым и Бородинским сражением?
(М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Бородино», посвящённое Бородинскому сражению)
- Сегодня, ребята, мы совершим экскурсию в литературу и историю одновременно с целью ознакомления с содержанием стихотворения «Бородино», с особенностями его исторической основы.
- При помощи чего достигается выразительность поэтической речи? (При помощи переносного значения слова)
- Как называются такие средства? (Эпитеты, метафоры, олицетворения)
- Что они обозначают? (Затрудняются ответить)
- Этих сведений нам не хватает. В процессе урока необходимо познакомиться и с литературными тропами.
Предтекстовый этап.
Актуализация опорных знаний.
Слово учителя истории
(Слайд)
Когда-то жил во Франции капрал.
Он сильно, дерзко воевал,
Был генералом, славился в народе.
Не ведал поражений он,
А звался Бонапарт Наполеон,
Всех европейцев жаждал он
Собрать в народ единый, став кумиром.
И все бы вышло у него,
Не доставало одного:
Гордыню присоединить Россию.
Не тут-то было!
Русских не уговоришь:
Зачем какой-то нам Париж!
У нас Москва, реликвии святые.
Беда, коль жаден человек.
Он не насытится вовек,
И сколько ты не дай ему- все мало!
(Слайд)
Изрёк тогда он: « Се ля ви!»
Собрал огромные войска свои –
И им поведал: «Франция, вперед!
К Москве! Великая награда ждет!»
(Слайд)
Родимая столица дорога,
Но было - отступали от врага,
(Слайд)
Войсками русскими тогда
Великий царь командовал. Беда,
Коль в полководце нет таланта.
Смоленск был сдан.
- Как нам остановить француза силу?!
- Куда податься? – Как нам быть?
- Как Бонапарта нам разбить?
- Спаси, Господь, и сохрани Россию!
(Слайд)
И пронеслась благая весть:
У нас теперь Кутузов есть!
Нам, братцы, некуда бежать.
Глянь, впереди, уже Можайск,
А там – Москва родная - древняя столица.
Остановились у Бородино.
Вот так –то лучше. Будем на смерть здесь сражаться!
- Кто показан истинными героями в стихотворении М.Ю. Лермонтова?
Текстовый этап.
Беседа по вопросам к тексту стихотворения «Бородино».
-Вы прочитали стихотворение дома, прослушали его аудиозапись сейчас. Ответьте на вопросы:
-Какова тема стихотворения?(Отечественная война 1812 года.Бородинское сражение )
-В какой форме оно написано?(Первая и вторая строфа стихотворения представляют собой диалог. Солдат-новобранец задает вопрос старому солдату).
- Из скольких строф состоит стихотворение? ( Из 14)
- Далее следует рассказ бывалого солдата.В какой форме он представлен? (Монолог)
- Сколько строф в стихотворении ему отведено? (13)
- Почему? (Чтобы придать большую достоверность рассказу, так как говорит сам участник боевых событий).
- Прочитайте первую строфу стихотворения. Каковы знаки препинания в конце предложений? (Вопросительные и восклицательные знаки)
- С какой целью Лермонтов использует такую пунктуацию? (Усиление эмоциональности)
- Этот приём называется риторическим восклицанием.
-Прочтите определение в учебнике.
- Найдите в тексте стихотворения строки с риторическим восклицанием. С какой целью оно употребляется? (Показывает неудержимое желание защищать Родину).
-Посмотрите на картину П. Е. Заболоцкого “Старый солдат”. Именно таким увидел художник этого солдата. Какие качества характера вы увидели в образе этого человека?
- Прочитайте выразительно 3,4, 5 строфы и скажите , каким стилем они написаны.Докажите свою точку зрения. (Разговорным стилем, т.к. используются выражения: «у наших ушки на макушке», «брат мусью» и т.д.)
-Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход Отечественной войны 1812 года и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).
-Что рисует фраза “Есть разгуляться, где на воле” (широту русской души и мощь русской армии).
- Какими словами старый солдат характеризует полковника?(«слуга царю, отец солдатам»)
-Какое чувство выражают эти слова?(Уважение, почтение)
- Как полковник обращается к солдатам? Прочитайте
-Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на призыв своего командира- “отца” отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это.
(И умереть мы обещали И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой.)
-В какой строфе начинается описание боя? (В 10)
-Как отражена динамичность боя? (Автор использует большое количество глаголов). Прочтите. Чем еще увеличивается впечатление динамичности? (Перечислением предметов и действий)
-Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса, нагнетающая интонация).
-Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их. (“Ну ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”)
-Как называется такой приём? (Риторическое восклицание)
- Прочитайте определение в учебнике.
-Какой фрагмент Бородинского сражения изображён на фрагменте панорамы А.Ф. Рубо?
Чтение текста
-Что использует автор для создания живой картины боя? (Изобразительно-выразительные средства)
Словарная работа
(Запись слов: редут, лафет, картечь, бивак, кивер, булат, улан, драгун, басурманы - в тетрадь с их объяснением)
Работа с использованием интерактивной доски.
Средства выразительности
Эпитеты
Сравнения
Метафоры
Двинулись, как тучи
Бой удалый
Дым летучий
Протяжный вой
Картечь визжала
Звучал булат
Носились знамена, как тени
- Посмотрите на доску. Перед вами средства выразительности речи, используемые в тексте. Выделите среди них эпитеты и занесите в соответствующую графу. Запишите в тетрадь
-Прочитайте определение эпитета в учебнике.
- Для чего автор использует эпитеты в тексте? (Чтобы образно передать картину боя)
- Прочитайте 10 строфу. С чем сопоставляет Лермонтов наступление французской армии? (С тучами)
- Как можно назвать такой приём? (Сравнение)
-Прочитайте определение в учебнике.
-А сейчас заполните в таблице графу «сравнения». Запишите в тетрадь сравнения.
-Какова роль сравнений в тексте? (Позволяют здесь ярко изобразить схватку)
-Прочитаем 11 строфу. Назовите слова, употреблённые в переносном значении.(Звучал, визжала)
На чём основано использование этих слов? (На сходстве издаваемых звуков)
- Это и есть новый для вас троп, называющийся метафорой. Прочитайте определение в учебнике .
-Заполните последнюю графу таблицы.
-Для чего автор использует изобразительно-выразительные средства? (Для создания яркого образа битвы).
-Выпишите слова. Которыми автор называет врага.(Француз, мусью, басурманы)
-А сейчас выпишите слова, которыми Лермонтов называет русских солдат. (Богатыри, братья, командиры и т.д.)
-Можно ли определить отношение по этим словам к русским и французским солдатам ?( К русским - уважительное, к французским - негативное. )
- В каких словах наиболее ярко отражается героизм и отвага русских воинов? (Богатыри!)
-Как вы понимаете выражение “до конца стоять”? (До победы ценой жизни.)
-Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”.
-Что хочет подчеркнуть поэт вместе со своим героем? (Он считает, что современники недостойны называться богатырями)
6 . Посттекстовый этап.
- Какие средства выразительности речи помогают раскрыть картину Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова? С какими из них вы познакомились сегодня? (эпитет, метафора, сравнение, риторическое восклицание.)
- Кто в стихотворении является истинными героями Бородинской битвы? (Солдаты- богатыри, народная армия.)
-Каким показан русский солдат в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»? (Настоящим героем)
Подведение итогов:
Учитель истории:
Теперь я расскажу финал.
Увы, француз не ликовал.
Был вынужден плестись назад
Домой без боя Бонапарт.
Пришло возмездие: лишен
Короны был Наполеон,
Приговорен на остров к заточенью...
И только русская земля
Стоит под звездами Кремля!
Рефлексия
- Как вы оцениваете совместную работу учителей и учащихся на сегодняшнем уроке?
- Учитывая результаты сегодняшней работы, скажите, в постижении знаний вы были похожи на русских- победителей или французов-побеждённых? Отметьте на доске при помощи соответствующих знаков (головные уборы русских или французских воинов).
- Спасибо!
Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино» (по выбору, но не меньше половины)
Письменный ответ на вопрос: «Каким изображён русский солдат на Бородинском поле в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?»
Выставление оценок (в соответствии с выставленными в ходе урока значками, символизирующими определённый набор баллов за работу на уроке).