kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе на тему :"Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино"".

Предложенная модель урока позволяет реализовать основные содержательные линии литературного искусства, иллюстрирует возможности учебника Г.С.Меркина в реализации целей образования. Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Цель урока: Познакомить обучающихся с содержанием стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино", с особенностями его исторической основы.

Цели для учителя:

- Образовательная: создать условия для понимания идейно-художественного своеобразия стихотворения "Бородино", его исторической основы.

- Развивающая: формировать умение анализировать поэтический текст, определяя средства выразительности речи; развивать творческие способности обучающихся в форме письменного ответа на вопрос, связанный с текстом.

- Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к  историческому прошлому России,её великим творцам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе »






Номинация: Разработка урока



Автор: Елена Антоновна Муравейко



Название работы:

«Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе

«Бородинская битва и русский солдат в стихотворении

М.Ю. Лермонтова «Бородино»»























Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе

Тема урока: «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении

М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Предложенная модель урока позволяет реализовать основные содержательные линии литературного искусства, иллюстрирует возможности учебника Г.С. Меркина в реализации целей образования.

Цель урока: познакомить с содержанием стихотворения «Бородино», с особенностями его исторической основы.

Цели для учителя:

Образовательная: создать условия для понимания идейно-художественного своеобразия стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», его исторической основы.

Развивающая: формировать умение анализировать поэтический текст, определяя средства выразительности речи; развивать творческие способности учащихся в форме письменного ответа на вопрос, связанный с текстом.

Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свою Родину и уважение к историческому прошлому России, её великим творцам.

Цели для учащихся:

Знать (понимать):

-содержание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»;

-основные художественные приёмы, используемые для создания ключевых образов.

Уметь:

-определять авторскую позицию и находить средства её выражения;

- собирать материал для письменного ответа на вопрос;

-аргументировать свою точку зрения по вопросу: «Достоинства и недостатки современников» на основе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. Предтекстовый этап. Актуализация опорных знаний. Восприятие текста. Постановка проблемного вопроса.

  4. Текстовый этап. Беседа по вопросам к тексту произведения. Осмысление текста. Словарная работа. Работа с использованием интерактивной доски.

  5. Посттекстовый этап.

  6. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

  1. Домашнее задание.

  2. Выставление оценок.

Метапредметные связи.

  1. Межнациональные (русско-французские) отношения в истории 19 века и в современности.

  2. Восприятие героических поступков предков современной молодёжью.





Ход урока:

Москва, Москва!.. люблю тебя,
как сын,
Как русский, – сильно, пламенно
и нежно.
М.Ю.Лермонтов

  1. Оргмомент.

Вступительное слово учителя литературы:

- Имеет ли право человек гордиться собой? При каких условиях?

- А что может являться предметом гордости всего народа?

(Ребята называют исторические события).

-Россия имеет богатую историю. Мы можем гордиться своей Родиной. Одна из великих страниц Российской истории - год 1812… - Бородинское сражение.

-Кто участвовал в нём?

(Звучит музыка.)

  1. Сообщение темы и целей урока.

-Обратите внимание на эпиграф к уроку. (Чтение эпиграфа)

- Как вы понимаете слова М.Ю.Лермонтова?

-Есть ли взаимосвязь между Лермонтовым и Бородинским сражением?

(М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Бородино», посвящённое Бородинскому сражению)

- Сегодня, ребята, мы совершим экскурсию в литературу и историю одновременно с целью ознакомления с содержанием стихотворения «Бородино», с особенностями его исторической основы.

- При помощи чего достигается выразительность поэтической речи? (При помощи переносного значения слова)

- Как называются такие средства? (Эпитеты, метафоры, олицетворения)

- Что они обозначают? (Затрудняются ответить)

- Этих сведений нам не хватает. В процессе урока необходимо познакомиться и с литературными тропами.

  1. Предтекстовый этап.

Актуализация опорных знаний.

Слово учителя истории

(Слайд)

Когда-то жил во Франции капрал.

Он сильно, дерзко воевал,

Был генералом, славился в народе.

Не ведал поражений он,

А звался Бонапарт Наполеон,



Всех европейцев жаждал он

Собрать в народ единый, став кумиром.

И все бы вышло у него,

Не доставало одного:

Гордыню присоединить Россию.

Не тут-то было!

Русских не уговоришь:

Зачем какой-то нам Париж!

У нас Москва, реликвии святые.

Беда, коль жаден человек.

Он не насытится вовек,

И сколько ты не дай ему- все мало!

(Слайд)

Изрёк тогда он: « Се ля ви!»

Собрал огромные войска свои –

И им поведал: «Франция, вперед!

К Москве! Великая награда ждет!»

(Слайд)

Родимая столица дорога,

Но было - отступали от врага,

(Слайд)

Войсками русскими тогда

Великий царь командовал. Беда,

Коль в полководце нет таланта.

Смоленск был сдан.

- Как нам остановить француза силу?!

- Куда податься? – Как нам быть?

- Как Бонапарта нам разбить?

- Спаси, Господь, и сохрани Россию!

(Слайд)

И пронеслась благая весть:

У нас теперь Кутузов есть!

Нам, братцы, некуда бежать.

Глянь, впереди, уже Можайск,

А там – Москва родная - древняя столица.

Остановились у Бородино.

Вот так –то лучше. Будем на смерть здесь сражаться!

(Слайд)

Балладу сказывать и дальше я могла бы,

Да уступить приходит срок

(Мне с классиком тягаться не пристало)-

Пусть лучше Лермонтов для Вас

Про эту битву свой рассказ

В стихах сейчас поведает, ребята.



Аудиозапись стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».



Постановка проблемного вопроса.

- Кто показан истинными героями в стихотворении М.Ю. Лермонтова?



  1. Текстовый этап.

Беседа по вопросам к тексту стихотворения «Бородино».

-Вы прочитали стихотворение дома, прослушали его аудиозапись сейчас. Ответьте на вопросы:

-Какова тема стихотворения?(Отечественная война 1812 года.Бородинское сражение )



-В какой форме оно написано?(Первая и вторая строфа стихотворения представляют собой диалог. Солдат-новобранец задает вопрос старому солдату).

- Из скольких строф состоит стихотворение? ( Из 14)



- Далее следует рассказ бывалого солдата.В какой форме он представлен? (Монолог)

- Сколько строф в стихотворении ему отведено? (13)

- Почему? (Чтобы придать большую достоверность рассказу, так как говорит сам участник боевых событий).

- Прочитайте первую строфу стихотворения. Каковы знаки препинания в конце предложений? (Вопросительные и восклицательные знаки)

- С какой целью Лермонтов использует такую пунктуацию? (Усиление эмоциональности)

- Этот приём называется риторическим восклицанием.

-Прочтите определение в учебнике.

- Найдите в тексте стихотворения строки с риторическим восклицанием. С какой целью оно употребляется? (Показывает неудержимое желание защищать Родину).

-Посмотрите на картину П. Е. Заболоцкого “Старый солдат”. Именно таким увидел художник этого солдата. Какие качества характера вы увидели в образе этого человека?

- Прочитайте выразительно 3,4, 5 строфы и скажите , каким стилем они написаны.Докажите свою точку зрения. (Разговорным стилем, т.к. используются выражения: «у наших ушки на макушке», «брат мусью» и т.д.)

-Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход Отечественной войны 1812 года и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).

-Что рисует фраза “Есть разгуляться, где на воле” (широту русской души и мощь русской армии).

- Какими словами старый солдат характеризует полковника?(«слуга царю, отец солдатам»)

-Какое чувство выражают эти слова?(Уважение, почтение)

- Как полковник обращается к солдатам? Прочитайте

-Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на призыв своего командира- “отца” отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это.

(И умереть мы обещали
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.)

-В какой строфе начинается описание боя? (В 10)

-Как отражена динамичность боя? (Автор использует большое количество глаголов). Прочтите. Чем еще увеличивается впечатление динамичности? (Перечислением предметов и действий)

- Какими выражениями передана ожесточенность боя? (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное перечислением (“смешались в кучу кони, люди, звуки орудий)).

-Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса, нагнетающая интонация).

-Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их. (“Ну ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”)

-Как называется такой приём? (Риторическое восклицание)

- Прочитайте определение в учебнике.

-Какой фрагмент Бородинского сражения изображён на фрагменте панорамы А.Ф. Рубо?

Чтение текста

-Что использует автор для создания живой картины боя? (Изобразительно-выразительные средства)

Словарная работа

(Запись слов: редут, лафет, картечь, бивак, кивер, булат, улан, драгун, басурманы - в тетрадь с их объяснением)

Работа с использованием интерактивной доски.

Средства выразительности

Эпитеты

Сравнения

Метафоры

Двинулись, как тучи




Бой удалый




Дым летучий




Протяжный вой




Картечь визжала




Звучал булат




Носились знамена, как тени






- Посмотрите на доску. Перед вами средства выразительности речи, используемые в тексте. Выделите среди них эпитеты и занесите в соответствующую графу. Запишите в тетрадь

-Прочитайте определение эпитета в учебнике.

- Для чего автор использует эпитеты в тексте? (Чтобы образно передать картину боя)

- Прочитайте 10 строфу. С чем сопоставляет Лермонтов наступление французской армии? (С тучами)

- Как можно назвать такой приём? (Сравнение)

-Прочитайте определение в учебнике.

-А сейчас заполните в таблице графу «сравнения». Запишите в тетрадь сравнения.

-Какова роль сравнений в тексте? (Позволяют здесь ярко изобразить схватку)

-Прочитаем 11 строфу. Назовите слова, употреблённые в переносном значении.(Звучал, визжала)

На чём основано использование этих слов? (На сходстве издаваемых звуков)

- Это и есть новый для вас троп, называющийся метафорой. Прочитайте определение в учебнике .

-Заполните последнюю графу таблицы.

-Для чего автор использует изобразительно-выразительные средства? (Для создания яркого образа битвы).

-Выпишите слова. Которыми автор называет врага.(Француз, мусью, басурманы)

-А сейчас выпишите слова, которыми Лермонтов называет русских солдат. (Богатыри, братья, командиры и т.д.)

-Можно ли определить отношение по этим словам к русским и французским солдатам ?( К русским - уважительное, к французским - негативное. )

- В каких словах наиболее ярко отражается героизм и отвага русских воинов? (Богатыри!)

-Как вы понимаете выражение “до конца стоять”? (До победы ценой жизни.)

-Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”.

-Что хочет подчеркнуть поэт вместе со своим героем? (Он считает, что современники недостойны называться богатырями)

6 . Посттекстовый этап.

- Какие средства выразительности речи помогают раскрыть картину Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова? С какими из них вы познакомились сегодня? (эпитет, метафора, сравнение, риторическое восклицание.)

- Кто в стихотворении является истинными героями Бородинской битвы? (Солдаты- богатыри, народная армия.)

-Каким показан русский солдат в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»? (Настоящим героем)

  1. Подведение итогов:

Учитель истории:

Теперь я расскажу финал.

Увы, француз не ликовал.

Был вынужден плестись назад

Домой без боя Бонапарт.

Пришло возмездие: лишен

Короны был Наполеон,

Приговорен на остров к заточенью...

И только русская земля

Стоит под звездами Кремля!

Рефлексия

- Как вы оцениваете совместную работу учителей и учащихся на сегодняшнем уроке?

- Учитывая результаты сегодняшней работы, скажите, в постижении знаний вы были похожи на русских- победителей или французов-побеждённых? Отметьте на доске при помощи соответствующих знаков (головные уборы русских или французских воинов).

- Спасибо!

  1. Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино» (по выбору, но не меньше половины)

Письменный ответ на вопрос: «Каким изображён русский солдат на Бородинском поле в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?»



  1. Выставление оценок (в соответствии с выставленными в ходе урока значками, символизирующими определённый набор баллов за работу на уроке).

11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе

Автор: Муравейко Елена Антоновна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Интегрированный урок (литература-история 11 класс) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки». "
    ["seo_title"] => string(98) "intieghrirovannyi-urok-litieratura-istoriia-11-klass-po-rasskazu-v-tiendriakova-khlieb-dlia-sobaki"
    ["file_id"] => string(6) "184148"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425999985"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "интегрированный урок "Порочный круг" "
    ["seo_title"] => string(38) "intieghrirovannyi-urok-porochnyi-krugh"
    ["file_id"] => string(6) "221488"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435321450"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект интегрированного урока литература история на тему "Восстание Е.Пугачева" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-istoriia-na-tiemu-vosstaniie-ie-pughachieva"
    ["file_id"] => string(6) "204227"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429623342"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект интегрированного урока литературы и МХК "Созвучие пейзажей А.Чехова и полотен И.Левитана""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiektintieghrirovannoghourokalitieraturyimkhksozvuchiiepieizazhieiachiekhovaipolotienilievitana"
    ["file_id"] => string(6) "285434"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454169551"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Интегрированный урок по истории и географии: «Шoкан  Уалиханoв - великий кaзахский прoсветитель»"
    ["seo_title"] => string(90) "intieghrirovannyiurokpoistoriiighieoghrafiishokanualikhanovvielikiikazakhskiiprosvietitiel"
    ["file_id"] => string(6) "280709"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453400454"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства