kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок (литература-история 11 класс) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Разработчик: Останина Наталия Владимировна

Модуль

Тема урока: «Интегрированный урок  (литература – история) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки» (11 кл)

Цель: формирование гражданской позиции через осмысление исторического прошлого страны и основополагающих нравственных понятий.

Тип урока: комбинированный урок

Механизмы создания мотивационного поля:

- создание проблемной ситуации

- эмоционально насыщенная позитивная атмосфера, поддержка со стороны учителя

- совместная работа  группы, нацеленная на результат

- причастность к истории страны

- целостность восприятия (история + литература)

Проблемная задача, учебная задача, проблемная ситуация

Формы организации работы: диалог (учитель - ученик), групповая, монологическое высказывание

Рефлексия: Эссе (д/з), высказывание своего мнения

Домашнее задание: разноуровневое, по выбору учащихся

Результат урока: формирование УУД:

- личностные: Нравственная оценка, своё отношение к событиям 30-х годов

- регулятивные: постановка цели, коррекция своих действий, планирование работы в группе

- познавательные: поиск и отбор необходимой информации, её структуирования, логические действия и операции

- коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, эффективно сотрудничать с учителем, оказывать поддержку друг другу

Необходимое оборудование: действия и операции

1.Текст рассказа В.Тендрякова «Хлеб для собаки».

2.Интернет.

3.Учебники истории.

4.Картины, фотографии 30-х годов 20-го века

5.Аппаратура для показа презентаций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (литература-история 11 класс) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки». »

Технологическая карта урока

Разработчик: Останина Наталия Владимировна

Модуль

Тема урока: «Интегрированный урок (литература – история) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки» (11 кл)

Цель: формирование гражданской позиции через осмысление исторического прошлого страны и основополагающих нравственных понятий.

Тип урока: комбинированный урок

Механизмы создания мотивационного поля:

- создание проблемной ситуации

- эмоционально насыщенная позитивная атмосфера, поддержка со стороны учителя

- совместная работа группы, нацеленная на результат

- причастность к истории страны

- целостность восприятия (история + литература)

Проблемная задача, учебная задача, проблемная ситуация

Формы организации работы: диалог (учитель - ученик), групповая, монологическое высказывание

Рефлексия: Эссе (д/з), высказывание своего мнения

Домашнее задание: разноуровневое, по выбору учащихся

Результат урока: формирование УУД:

- личностные: Нравственная оценка, своё отношение к событиям 30-х годов

- регулятивные: постановка цели, коррекция своих действий, планирование работы в группе

- познавательные: поиск и отбор необходимой информации, её структуирования, логические действия и операции

- коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, эффективно сотрудничать с учителем, оказывать поддержку друг другу

Необходимое оборудование: действия и операции

1.Текст рассказа В.Тендрякова «Хлеб для собаки».

2.Интернет.

3.Учебники истории.

4.Картины, фотографии 30-х годов 20-го века

5.Аппаратура для показа презентаций.





























Интегрированный урок (литература-история)

по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки».

Ребята, сегодня на уроке перед вами лежат 2 учебника: литературы и истории. Домашнее задание к уроку – прочитать рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки», также по желанию были даны индивидуальные задания.


Мне хотелось бы начать урок с такого задания: кто из вас может сформулировать о чём прочитанный вами рассказ (кратко)

Ответы учащихся, например: - о детстве Тендрякова

- о голоде в 30-е годы

- о совести…

- о кулаках …

(Учитель записывает кратко все версии детей на доске)


Хорошо, всё, что вы сказали, правильно, но в начале урока я хочу задать вам вопрос: «Ребята, а было ли вам когда-нибудь стыдно за то, что вы совершили?»

(Детям даётся время подумать, если кто-то хочет, может рассказать о поступке, за который им было стыдно).


Как вы объясните, что такое совесть?

(Версии детей можно записать на доске)

Выступление докладчика, объяснение лексического значения и этимологии слова «совесть».



Совместно с детьми формулируется тема урока.

(Возможные варианты может подготовить учитель).

«Голод как нравственная проблема».

«Бесчеловечное отношение к ссыльным».

«Изображение определенной эпохи в жизни нашей страны».

Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки».) 

Эпиграфом к уроку будут слова русского философа Н.А. Бердяева: «Когда ты голоден, это биологическая проблема, когда голоден рядом человек, твой брат, это уже нравственная проблема». 

Герою рассказа Володе Тенкову тоже было стыдно, а за что?

(Ответы уч.-ся)


Выскажите, пожалуйста, своё мнение: может ли маленький (десятилетний) мальчик отвечать за поступки взрослых людей?

(Ответы уч.-ся)


Только ли о переживаниях, муках совести мальчика рассказ или можно обозначить более широкую тему?

(Ответы уч.-ся)


Обратите внимание (см. текст рассказа), с чего он начинается и чем заканчивается.

(Ответы уч.-ся)

Зачем это дано в рассказе?

(Ответы уч.-ся: - чтобы рассказать о времени, событиях 30-х гг.)

- рассказ о тяжёлых голодных годах…


Ребята, а что вы знаете о 30-х годах из уроков истории? Запишите в тетради в виде тезисов.


Дети записывают, затем называют, учитель пишет на доске (кратко):

- голод в Поволжье

- враги народов, шпионы

- коллективизация

Специально подготовленный ученик выступает с сообщением и презентацией по данным пунктам.


Мы с вами услышали о мрачной стороне жизни наших соотечественников в 30-е годы, а только ли мрачные картины рисовались? Была ли другая сторона в жизни нашей страны?


Я попрошу вас разделиться на группы и почитать в интернете о тех событиях 30-х годов, которые я записаны на доске: парады физкультурников, стахановцы, съезды молодёжи, спортивные марши, развитие индустриализации…

На работу даётся 8-10 минут.


Заслушиваются сообщения всех групп.


На экран проецируется 2 фотографии 30-х гг. На одной голодные дети, на другой здоровые, весёлые, сильные, гордые молодые советские люди.


Детей можно попросить составить ассоциативный ряд к каждой фотографии.


( В тексте постоянно противопоставлены друг другу смерть куркулей и постоянно звучащая по радио песня «Не спи, вставай кудрявая!»)


А сейчас вернёмся к рассказу Тендрякова. Кого в рассказе называют куркулями?

Кто такие куркули: враги народа или люди, честным трудом заработавшие своё состояние?


Что вы почувствовали, прочитав рассказ?


Рассказ Тендряков раскрывает как личную драму десятилетнего мальчика, так и драму в жизни людей 30-хгг.

У страны, к сожалению, есть два «я»: одно – внешне – «я» бодрых песен, красивых лозунгов, другое – внутреннее – драматическое, но реальное, истинное «я» нерешенных проблем, социальной несправедливости, умирающих от голода, застрелившегося в муках совести начальника станции, внутренних противоречий Володиного отца, детей, столкнувшихся со зрелищем массовой гибели людей, и, наконец, той странной власти, которая распорядилась в голодный, ужасный год вывозить зерно за границу.


Ребята, а зачем В.Тендряков спустя 36 лет рассказывает о своём детстве, к чему он призывает? Нужны ли в литературе такие страшные произведения?


Рассказ этот обращён ко всей стране: к правительству, и ко всем ее гражданам. Автор призывает отвечать за свои действия, быть внимательным к любому живому существу, особенно к человеку, взрослому или ребёнку, говорит об ответственности перед людьми и собой самим, перед своей совестью. Рассказ будоражит человеческую совесть именно своей резкостью, неприкрытой правдой реальности. Он, несмотря на изображённые в нём ужасные картины, или, вернее, благодаря им, представляет собой истинно гуманное произведение, наполненное болью за страну и человека, стремлением сделать людей лучше, чем они есть.


Д/З: 1.Мини-сочинение (размышление на тему рассказа)

2.Эссе.

3.Сочинение-рассуждение на одну из тем:

«Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О.Волков)

«Научить гениальному нам не по силам… научить бы одному: не обижайте друг друга, люди!» (В.Тендряков)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Останина Наталия Владимировна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 184148


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства