Интегрированный урок (литература-история 11 класс) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки».
Интегрированный урок (литература-история 11 класс) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки».
Технологическая карта урока
Разработчик: Останина Наталия Владимировна
Модуль
Тема урока: «Интегрированный урок (литература – история) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки» (11 кл)
Цель: формирование гражданской позиции через осмысление исторического прошлого страны и основополагающих нравственных понятий.
Тип урока: комбинированный урок
Механизмы создания мотивационного поля:
- создание проблемной ситуации
- эмоционально насыщенная позитивная атмосфера, поддержка со стороны учителя
- совместная работа группы, нацеленная на результат
- причастность к истории страны
- целостность восприятия (история + литература)
Проблемная задача, учебная задача, проблемная ситуация
Формы организации работы: диалог (учитель - ученик), групповая, монологическое высказывание
Рефлексия: Эссе (д/з), высказывание своего мнения
Домашнее задание: разноуровневое, по выбору учащихся
Результат урока: формирование УУД:
- личностные: Нравственная оценка, своё отношение к событиям 30-х годов
- регулятивные: постановка цели, коррекция своих действий, планирование работы в группе
- познавательные: поиск и отбор необходимой информации, её структуирования, логические действия и операции
- коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, эффективно сотрудничать с учителем, оказывать поддержку друг другу
Необходимое оборудование: действия и операции
1.Текст рассказа В.Тендрякова «Хлеб для собаки».
2.Интернет.
3.Учебники истории.
4.Картины, фотографии 30-х годов 20-го века
5.Аппаратура для показа презентаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (литература-история 11 класс) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки». »
Технологическая карта урока
Разработчик: Останина Наталия Владимировна
Модуль
Тема урока: «Интегрированный урок (литература – история) по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки» (11 кл)
Цель: формирование гражданской позиции через осмысление исторического прошлого страны и основополагающих нравственных понятий.
Тип урока: комбинированный урок
Механизмы создания мотивационного поля:
- создание проблемной ситуации
- эмоционально насыщенная позитивная атмосфера, поддержка со стороны учителя
- совместная работа группы, нацеленная на результат
- причастность к истории страны
- целостность восприятия (история + литература)
Проблемная задача, учебная задача, проблемная ситуация
Формы организации работы: диалог (учитель - ученик), групповая, монологическое высказывание
Рефлексия: Эссе (д/з), высказывание своего мнения
Домашнее задание: разноуровневое, по выбору учащихся
Результат урока: формирование УУД:
- личностные: Нравственная оценка, своё отношение к событиям 30-х годов
- регулятивные: постановка цели, коррекция своих действий, планирование работы в группе
- познавательные: поиск и отбор необходимой информации, её структуирования, логические действия и операции
- коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, эффективно сотрудничать с учителем, оказывать поддержку друг другу
Необходимое оборудование: действия и операции
1.Текст рассказа В.Тендрякова «Хлеб для собаки».
2.Интернет.
3.Учебники истории.
4.Картины, фотографии 30-х годов 20-го века
5.Аппаратура для показа презентаций.
Интегрированный урок (литература-история)
по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки».
Ребята, сегодня на уроке перед вами лежат 2 учебника: литературы и истории. Домашнее задание к уроку – прочитать рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки», также по желанию были даны индивидуальные задания.
Мне хотелось бы начать урок с такого задания: кто из вас может сформулировать о чём прочитанный вами рассказ (кратко)
Ответы учащихся, например: - о детстве Тендрякова
- о голоде в 30-е годы
- о совести…
- о кулаках …
(Учитель записывает кратко все версии детей на доске)
Хорошо, всё, что вы сказали, правильно, но в начале урока я хочу задать вам вопрос: «Ребята, а было ли вам когда-нибудь стыдно за то, что вы совершили?»
(Детям даётся время подумать, если кто-то хочет, может рассказать о поступке, за который им было стыдно).
Как вы объясните, что такое совесть?
(Версии детей можно записать на доске)
Выступление докладчика, объяснение лексического значения и этимологии слова «совесть».
Совместно с детьми формулируется тема урока.
(Возможные варианты может подготовить учитель).
«Голод как нравственная проблема».
«Бесчеловечное отношение к ссыльным».
«Изображение определенной эпохи в жизни нашей страны».
Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки».)
Эпиграфом к уроку будут слова русского философа Н.А. Бердяева: «Когда ты голоден, это биологическая проблема, когда голоден рядом человек, твой брат, это уже нравственная проблема».
Герою рассказа Володе Тенкову тоже было стыдно, а за что?
(Ответы уч.-ся)
Выскажите, пожалуйста, своё мнение: может ли маленький (десятилетний) мальчик отвечать за поступки взрослых людей?
(Ответы уч.-ся)
Только ли о переживаниях, муках совести мальчика рассказ или можно обозначить более широкую тему?
(Ответы уч.-ся)
Обратите внимание (см. текст рассказа), с чего он начинается и чем заканчивается.
(Ответы уч.-ся)
Зачем это дано в рассказе?
(Ответы уч.-ся: - чтобы рассказать о времени, событиях 30-х гг.)
- рассказ о тяжёлых голодных годах…
Ребята, а что вы знаете о 30-х годах из уроков истории? Запишите в тетради в виде тезисов.
Дети записывают, затем называют, учитель пишет на доске (кратко):
- голод в Поволжье
- враги народов, шпионы
- коллективизация
Специально подготовленный ученик выступает с сообщением и презентацией по данным пунктам.
Мы с вами услышали о мрачной стороне жизни наших соотечественников в 30-е годы, а только ли мрачные картины рисовались? Была ли другая сторона в жизни нашей страны?
Я попрошу вас разделиться на группы и почитать в интернете о тех событиях 30-х годов, которые я записаны на доске: парады физкультурников, стахановцы, съезды молодёжи, спортивные марши, развитие индустриализации…
На работу даётся 8-10 минут.
Заслушиваются сообщения всех групп.
На экран проецируется 2 фотографии 30-х гг. На одной голодные дети, на другой здоровые, весёлые, сильные, гордые молодые советские люди.
Детей можно попросить составить ассоциативный ряд к каждой фотографии.
( В тексте постоянно противопоставлены друг другу смерть куркулей и постоянно звучащая по радио песня «Не спи, вставай кудрявая!»)
А сейчас вернёмся к рассказу Тендрякова. Кого в рассказе называют куркулями?
Кто такие куркули: враги народа или люди, честным трудом заработавшие своё состояние?
Что вы почувствовали, прочитав рассказ?
Рассказ Тендряков раскрывает как личную драму десятилетнего мальчика, так и драму в жизни людей 30-хгг.
У страны, к сожалению, есть два «я»: одно – внешне – «я» бодрых песен, красивых лозунгов, другое – внутреннее – драматическое, но реальное, истинное «я» нерешенных проблем, социальной несправедливости, умирающих от голода, застрелившегося в муках совести начальника станции, внутренних противоречий Володиного отца, детей, столкнувшихся со зрелищем массовой гибели людей, и, наконец, той странной власти, которая распорядилась в голодный, ужасный год вывозить зерно за границу.
Ребята, а зачем В.Тендряков спустя 36 лет рассказывает о своём детстве, к чему он призывает? Нужны ли в литературе такие страшные произведения?
Рассказ этот обращён ко всей стране: к правительству, и ко всем ее гражданам. Автор призывает отвечать за свои действия, быть внимательным к любому живому существу, особенно к человеку, взрослому или ребёнку, говорит об ответственности перед людьми и собой самим, перед своей совестью. Рассказ будоражит человеческую совесть именно своей резкостью, неприкрытой правдой реальности. Он, несмотря на изображённые в нём ужасные картины, или, вернее, благодаря им, представляет собой истинно гуманное произведение, наполненное болью за страну и человека, стремлением сделать людей лучше, чем они есть.
Д/З: 1.Мини-сочинение (размышление на тему рассказа)
2.Эссе.
3.Сочинение-рассуждение на одну из тем:
«Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О.Волков)
«Научить гениальному нам не по силам… научить бы одному: не обижайте друг друга, люди!» (В.Тендряков)