kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок "Порочный круг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителя русского языка и литературы Шичкова Л.В., истории и обществознание Игнатова Е.А. Интегрированный урок литературы, истории и права в 6 «В» классе на тему «Порочный круг». Цели урока: обсудить феномен мести как одно из сложнейших противоречивых явлений в жизни человеческого общества; проанализировать феномен мести с гуманитарной точки зрения; углубить представления учащихся о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепить умение собирать материал для характеристики героя, выявить авторскую позицию; отработать навык работы с историческими терминами; ознакомить с основными гражданскими обязанностями. Оборудование урока: книга для учеников 6 класса «Вокруг тебя – Мир…»; карта Киевской Руси IX-XII вв; карточки для словарной работы (летопись, повесть, эпитет, полюдье, уроки, язычество, тризна, месть); репродукция картины В,М. Васнецова «Нестор-летописец»; иллюстрации учащихся к изучаемым фрагментам. Ход урока I. Вступительное слово учителя литературы. Ребята, мы совершаем очередное путешествие в страну знаний. Сегодня оно будет очень интересным, так как наш урок необычен. Это интегрированный урок. Обратимся к словарю и уточним значение слова «интегрировать» (интегрировать – объединять части в одно целое). Наш урок объединяет несколько учебных предметов: литературу, историю и обществознание. Сегодня мы будем обсуждать на уроке такое сложное и противоречивое явление, как месть, сравним отношение к мести в разные исторические эпохи, посмотрим на это явление с позиции гуманистических ценностей и права. 1. Что же такое месть? Как объясняется в словаре значение этого слова? (Месть – намеренное причинение зла с целью оплатить за оскорбление, обиду). Заимствовано из старославянского языка. Месть буквально «возмещение» друг другу. 2. В центре нашего внимания сегодня на уроке будут два фрагмента. Это фрагмент из «Повести временных лет» («Месть Ольги») и отрывок из повести В. Закруткина «Матерь человеческая». 3. В начале этого учебного года на уроках литературы мы знакомились с другими отрывками из «Повести временных лет». Назовите их. («Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе».) 4. Давай вспомним, что нам известно о «Повести временных лет». - Назовите ее жанр. (Летопись – повествование по годам.) -Когда и почему возникло летописание? (Первый летописец – Никон, XI в. Русскому народу надо было найти место в той грандиозной картине всемирной истории, которую дали древние переводные книги). 5. Каким годом датируется появление «Повести временных лет» и кто считается ее автором? ( г., Нестор, монах Киево-Печерского монастыря; переписал Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря – Лаврентьевская летопись 1377г.) 6. О чем рассказывается в «Повести временных лет» (о том, как жили славянские племена в древности, о войнах, о князьях, о крещении Руси, о появлении славянской письменности, об образовании Русского государства. Это своеобразная историческая энциклопедия). 7. Каким чувством проникнуто это произведение, какова его основная идея? (Высоким патриотическим чувством, идеей единства Русской земли). 8. Каковы художественные особенности летописи? (Здесь объединены самые разнородные материалы – рассказы из библейской истории, этнографические сведения о древних славянах, устные легенды о первых князьях, юридические документы (договоры Руси с Византией), политические повести о княжеских междоусобицах, церковные поручения и другие. Летопись излагает сведения короткими фразами, почти всегда без метафор и сравнений. Летопись избегает восклицаний и вопросов. Повествование сдержанное. Встречаются отрывки, написанные взволнованно, но их немного. Это церковные похвалы умершим князьям или религиозные наставления современникам.) 9. О каком историческом событии рассказывается в прочитанном фрагменте? (Об убийстве древлянами князя Игоря в 945 г. и мести Ольги за это.) 10. В какое время происходят события, описанные в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»? (Во время Великой Отечественной войны, в 1942-1943гг.) 11. Сколько веков отделяют героинь этих произведений? (Десять веков). II. Историческая справка, данная учителем истории. В IX в. на территории, где жили различные славянские племена, появилось государство – Киевская Русь. Почему ее называли Киевской? В 945 г. киевский князь Игорь вместе со своей дружиной отправился в племя древлян за данью. Сбор дани в те времена называли полюдьем. Благополучно ее собрав, князь отправился домой, но вскоре вернулся и повторно потребовал уплаты дани. Древляне объединились и дали жесткий отпор, самого Игоря пленили и предали мучительной позорной смерти. Какое правило нарушил князь Игорь? Какие чувства это вызывало у древлян, был ли у них другой выход? III. Анализ фрагмента «Месть Ольги». Учитель литературы. 1. За что мстит Ольга? Кому именно, сколько раз и какими способами? (Всем, 5 раз, ее месть во много раз превосходит по жестокости зло древлян; отмечается хитрость, коварство Ольги.) 2. Важно ли для Ольги, за что убили ее мужа? 3. Как автор относится к действиям Ольги? Можете ли вы найти в тексте хоть один оценочный эпитет? Почему? (Нет, для летописи характерна объективность стиля.) 4. Сравните описание одного и того же эпизода из «Повести временных лет» в переложении писательницы Ишимовой и историка Соловьева. Чем они отличаются? А что в них совпадает почти дословно? 5. Какой вариант рассказа о мести Ольги было бы лучше поместить в учебник истории, а какой – в учебник литературы? 6. А какой вариант вы бы выбрали для пересказа своим родителям? А младшим братьям или сестрам? Чем объясняется ваш выбор? 7. Почему летописец посчитал необходимым подробно описать месть Ольги? IV. Историко-правовой комментарий учителя права или истории. 1. Можно ли назвать поведение Ольги нормальным для женщины? (В те времена женщина наравне с мужчинами обязана была исполнять закон «кровной мести».) 2. Что означает принцип «око за око»? 3. Мужчина, желающий отомстить, станет вынашивать хитроумный план, коварный план? (Нет.) Но ведь Ольга - женщина, ее месть особенная, разделенная на 5 этапов: А) похороны в ладье; Б) сожжение в бане; В) тризна с убийством 5 тыс. древлян; Д) сожжение столица, г. Коростеня. 4. Какие чувства испытывала княгиня во время мести? А после нее, спустя некоторое время? На одной чаше весов оказывается одна жизнь (чья?), на другой тысячи жизней (чьих?). Месть Ольги явилась страшным нравственным испытанием. Никто из окружения не упрекнул ее в жестокости, только собственная совесть. Может быть, поэтому она так старается навести в стране порядок. Искореняет междоусобные войны, устанавливает «уроки» (строго определенный размер дани). Но и этого ей оказалось мало. Спустя 9 лет она первой принимает на Руси христианство, ее крестным отцом был сам византийский император. До конца жизни она вымаливает прощение. V. Анализ фрагмента из повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Учитель литературы. 1. Прослушав исторический комментарий, мы понимаем, чем объясняется поступок Ольги. И теперь можем ответить на ранее заданный вопрос: «Почему летописец посчитал необходимым подробно рассказать о мести Ольга?» (Месть соответствовала правилам того времени. С точки зрения современников Ольга достойно отомстила.) 2. Но как к действиям Ольги относитесь вы, люди XX века? (Жестокий поступок.) Десять веков отделяют нас от событий, с которыми познакомил нас автор «Повести временных лет». Однако и в наши дни, в 21веке, вопросы, связанные с таким явлением, как месть, по-прежнему волнуют людей. - Как поступит челок: подчинится ли желанию отомстить и вступит в «порочный круг» или сможет побороть это разрушительное чувство. Свое представление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации, предлагает нам автор повести «Матерь человеческая», Виталий Александрович Закруткин. Эту женщину я не мог и не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием, - все это было мне известно. Так начинается повесть, которую в полном объеме мы будем изучать в старших классах, а сегодня мы лишь приоткроем отдельные страницы. 3. О чем рассказывается в повести с таким торжественным названием? Писатель создает исключительную ситуацию: во время Великой Отечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей- одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна Мария, мужа и сына которой повесили. «Я не смогу жить…-давясь слезами, шептала Мария. – Я не хочу жить…Разве можно так жить?» И все же героиня находит в себе силы жить. Поселившись в погребе на родном пепелище, Мария с большим трудом организовала свой скудный быт. Из тряпья сшила подобие одежды. Приплелись к ней собаки Дружок и Дамка, 4 коровы и 3 подседланные лошади. И стало оттаивать измученное горем сердце. Для каждого из животных Мария находила ласку, и они по-своему выражали ей свою благодарность. Эти бессловесные существа «окружали ее, чтобы прикоснуться к своей спасительнице: бархатистыми губами целовали ее захолодевшие на морозе щеки рыжие кони; на плечи и на голову, воркуя, сплетались голуби, у ног хлопотали куры…». Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожженную деревню. - Кому и за что хотела отомстить Мария? - Какие чувства к раненому немецкому солдату хотел вызвать у учителя автор? Как он этого добивается? Мария тоже сразу испытывает к нему жалость? Кого увидела в немце Мария? (Убийцу.) -Какое она принимает решение? («Убить убийцу» во имя высшей справедливости.) - Что ее остановило? Почему именно слово мама автор вложил в уста раненого немца? - Как сама Мария через некоторое время оценивает то, что хотела совершить? (Ужаснулась…) - Кого теперь видит перед собой Мария (Страдающего человека.) - Кто посылает на смерть таких мальчиков? - Как она поступает с ним? (гуманно.) - Но ведь он враг, заслуживает ли он гуманного отношения? (Он безоружен, смертельно ранен, он не опасен, это страдающий человек, он нуждается в помощи.) Учитель истории Красный Крест оказывает помощь жертвам войны не потому, что они являются гражданами какой-либо конкретной страны или воюют за те или иные идеалы, а лишь потом, что они люди, которые страдают и нуждаются в помощи. Так выполняется заклинание, прозвучавшее после битвы при Сольферино: «Все мы – братья». Красный Крест обеспечен особой защитой международного гуманитарного права. - Что такое МГП? (Совокупность правил, действующих в условиях вооруженного конфликта; защищает гражданское (мирное) население и тех, кто перестал принимать участие в боевых действиях: раненые, пленные…) - В каких документах зафиксированы эти положения? (В IV Женевской конвенции 1949 г.) - Прочитайте информацию в рубрике «Знаешь ли ты…». Легко ли это: отказаться от мести? Слабый или сильный человек может это сделать? - Какой след оставляет месть в душе человека? Помогает ли разрешить конфликт? (Образует порочный круг: князь Игорь несправедлив к древлянам, следовательно, его смерть, жестокость древлян, их месть, следовательно, месть Ольги во много раз больше.) VI. Заключение. Вывод. - Кто из двух героинь вступил в порочный круг мести? У Ольги не оставалось иного выхода, она была княгиней, хозяйкой – главным судьей, олицетворением закона. Это мы, люди XX века, знаем, что человека нельзя лишить жизни не иначе как по приговору суда. Некоторые специалисты полагают, что все то зло и добро, что творят люди, бесследно не исчезает, а остается и накапливается. Месть Ольги вернулась к нам, ее далеким потомкам. Она не могла знать, что на месте сожженного ею города Коростеня будет построена Чернобыльская АЭС. 26 апреля 1986 г. 4-й реактор взорвется, радиоактивное облако, накрыв тысячи кв. м, унесет жизни очень многих ни в чем не повинных людей. Может быть, это предупреждение свыше о том, что пора нам глубоко задуматься над тем, как мы живем и как относимся друг к другу. Поблагодарить за работу на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«интегрированный урок "Порочный круг" »

29 ноября 2012года

Учителя русского языка и литературы Шичкова Л.В., истории и обществознание Игнатова Е.А.

Интегрированный урок литературы, истории и права в 6 «В» классе на тему «Порочный круг».

Цели урока: обсудить феномен мести как одно из сложнейших противоречивых явлений в жизни человеческого общества; проанализировать феномен мести с гуманитарной точки зрения; углубить представления учащихся о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепить умение собирать материал для характеристики героя, выявить авторскую позицию; отработать навык работы с историческими терминами; ознакомить с основными гражданскими обязанностями.

Оборудование урока: книга для учеников 6 класса «Вокруг тебя – Мир…»; карта Киевской Руси IX-XII вв; карточки для словарной работы (летопись, повесть, эпитет, полюдье, уроки, язычество, тризна, месть); репродукция картины В,М. Васнецова «Нестор-летописец»; иллюстрации учащихся к изучаемым фрагментам.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя литературы.

Ребята, мы совершаем очередное путешествие в страну знаний. Сегодня оно будет очень интересным, так как наш урок необычен. Это интегрированный урок. Обратимся к словарю и уточним значение слова «интегрировать» (интегрировать – объединять части в одно целое). Наш урок объединяет несколько учебных предметов: литературу, историю и обществознание.

Сегодня мы будем обсуждать на уроке такое сложное и противоречивое явление, как месть, сравним отношение к мести в разные исторические эпохи, посмотрим на это явление с позиции гуманистических ценностей и права.

  1. Что же такое месть? Как объясняется в словаре значение этого слова? (Месть – намеренное причинение зла с целью оплатить за оскорбление, обиду). Заимствовано из старославянского языка. Месть буквально «возмещение» друг другу.

  2. В центре нашего внимания сегодня на уроке будут два фрагмента. Это фрагмент из «Повести временных лет» («Месть Ольги») и отрывок из повести В. Закруткина «Матерь человеческая».

  3. В начале этого учебного года на уроках литературы мы знакомились с другими отрывками из «Повести временных лет». Назовите их. («Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе».)

  4. Давай вспомним, что нам известно о «Повести временных лет».

- Назовите ее жанр. (Летопись – повествование по годам.)

-Когда и почему возникло летописание? (Первый летописец – Никон, XI в. Русскому народу надо было найти место в той грандиозной картине всемирной истории, которую дали древние переводные книги).

5. Каким годом датируется появление «Повести временных лет» и кто считается ее автором? ( г., Нестор, монах Киево-Печерского монастыря; переписал Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря – Лаврентьевская летопись 1377г.)

6. О чем рассказывается в «Повести временных лет» (о том, как жили славянские племена в древности, о войнах, о князьях, о крещении Руси, о появлении славянской письменности, об образовании Русского государства. Это своеобразная историческая энциклопедия).

7. Каким чувством проникнуто это произведение, какова его основная идея? (Высоким патриотическим чувством, идеей единства Русской земли).

8. Каковы художественные особенности летописи?

(Здесь объединены самые разнородные материалы – рассказы из библейской истории, этнографические сведения о древних славянах, устные легенды о первых князьях, юридические документы (договоры Руси с Византией), политические повести о княжеских междоусобицах, церковные поручения и другие. Летопись излагает сведения короткими фразами, почти всегда без метафор и сравнений. Летопись избегает восклицаний и вопросов. Повествование сдержанное. Встречаются отрывки, написанные взволнованно, но их немного. Это церковные похвалы умершим князьям или религиозные наставления современникам.)

9. О каком историческом событии рассказывается в прочитанном фрагменте? (Об убийстве древлянами князя Игоря в 945 г. и мести Ольги за это.)

10. В какое время происходят события, описанные в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»? (Во время Великой Отечественной войны, в 1942-1943гг.)

11. Сколько веков отделяют героинь этих произведений? (Десять веков).

II. Историческая справка, данная учителем истории.

В IX в. на территории, где жили различные славянские племена, появилось государство – Киевская Русь. Почему ее называли Киевской?

В 945 г. киевский князь Игорь вместе со своей дружиной отправился в племя древлян за данью. Сбор дани в те времена называли полюдьем. Благополучно ее собрав, князь отправился домой, но вскоре вернулся и повторно потребовал уплаты дани. Древляне объединились и дали жесткий отпор, самого Игоря пленили и предали мучительной позорной смерти.

Какое правило нарушил князь Игорь? Какие чувства это вызывало у древлян, был ли у них другой выход?

III. Анализ фрагмента «Месть Ольги».

Учитель литературы.

  1. За что мстит Ольга? Кому именно, сколько раз и какими способами? (Всем, 5 раз, ее месть во много раз превосходит по жестокости зло древлян; отмечается хитрость, коварство Ольги.)

  2. Важно ли для Ольги, за что убили ее мужа?

  3. Как автор относится к действиям Ольги? Можете ли вы найти в тексте хоть один оценочный эпитет? Почему? (Нет, для летописи характерна объективность стиля.)

  4. Сравните описание одного и того же эпизода из «Повести временных лет» в переложении писательницы Ишимовой и историка Соловьева. Чем они отличаются? А что в них совпадает почти дословно?

  5. Какой вариант рассказа о мести Ольги было бы лучше поместить в учебник истории, а какой – в учебник литературы?

  6. А какой вариант вы бы выбрали для пересказа своим родителям? А младшим братьям или сестрам? Чем объясняется ваш выбор?

  7. Почему летописец посчитал необходимым подробно описать месть Ольги?

IV. Историко-правовой комментарий учителя права или истории.

  1. Можно ли назвать поведение Ольги нормальным для женщины? (В те времена женщина наравне с мужчинами обязана была исполнять закон «кровной мести».)

  2. Что означает принцип «око за око»?

  3. Мужчина, желающий отомстить, станет вынашивать хитроумный план, коварный план? (Нет.)

Но ведь Ольга - женщина, ее месть особенная, разделенная на 5 этапов:

А) похороны в ладье;

Б) сожжение в бане;

В) тризна с убийством 5 тыс. древлян;

Д) сожжение столица, г. Коростеня.

4. Какие чувства испытывала княгиня во время мести? А после нее, спустя некоторое время?

На одной чаше весов оказывается одна жизнь (чья?), на другой тысячи жизней (чьих?).

Месть Ольги явилась страшным нравственным испытанием. Никто из окружения не упрекнул ее в жестокости, только собственная совесть. Может быть, поэтому она так старается навести в стране порядок. Искореняет междоусобные войны, устанавливает «уроки» (строго определенный размер дани).

Но и этого ей оказалось мало. Спустя 9 лет она первой принимает на Руси христианство, ее крестным отцом был сам византийский император. До конца жизни она вымаливает прощение.





V. Анализ фрагмента из повести В. Закруткина «Матерь человеческая».

Учитель литературы.

  1. Прослушав исторический комментарий, мы понимаем, чем объясняется поступок Ольги. И теперь можем ответить на ранее заданный вопрос: «Почему летописец посчитал необходимым подробно рассказать о мести Ольга?» (Месть соответствовала правилам того времени. С точки зрения современников Ольга достойно отомстила.)

  2. Но как к действиям Ольги относитесь вы, люди XX века? (Жестокий поступок.)

Десять веков отделяют нас от событий, с которыми познакомил нас автор «Повести временных лет». Однако и в наши дни, в 21веке, вопросы, связанные с таким явлением, как месть, по-прежнему волнуют людей.

- Как поступит челок: подчинится ли желанию отомстить и вступит в «порочный круг» или сможет побороть это разрушительное чувство. Свое представление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации, предлагает нам автор повести «Матерь человеческая», Виталий Александрович Закруткин.

Эту женщину я не мог и не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием, - все это было мне известно.

Так начинается повесть, которую в полном объеме мы будем изучать в старших классах, а сегодня мы лишь приоткроем отдельные страницы.

  1. О чем рассказывается в повести с таким торжественным названием?

Писатель создает исключительную ситуацию: во время Великой Отечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей- одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна Мария, мужа и сына которой повесили.

«Я не смогу жить…-давясь слезами, шептала Мария. – Я не хочу жить…Разве можно так жить?»

И все же героиня находит в себе силы жить. Поселившись в погребе на родном пепелище, Мария с большим трудом организовала свой скудный быт. Из тряпья сшила подобие одежды. Приплелись к ней собаки Дружок и Дамка, 4 коровы и 3 подседланные лошади. И стало оттаивать измученное горем сердце. Для каждого из животных Мария находила ласку, и они по-своему выражали ей свою благодарность. Эти бессловесные существа «окружали ее, чтобы прикоснуться к своей спасительнице: бархатистыми губами целовали ее захолодевшие на морозе щеки рыжие кони; на плечи и на голову, воркуя, сплетались голуби, у ног хлопотали куры…».

Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожженную деревню.

- Кому и за что хотела отомстить Мария?

- Какие чувства к раненому немецкому солдату хотел вызвать у учителя автор? Как он этого добивается?

Мария тоже сразу испытывает к нему жалость? Кого увидела в немце Мария? (Убийцу.)

-Какое она принимает решение? («Убить убийцу» во имя высшей справедливости.)

- Что ее остановило? Почему именно слово мама автор вложил в уста раненого немца?

- Как сама Мария через некоторое время оценивает то, что хотела совершить? (Ужаснулась…)

- Кого теперь видит перед собой Мария (Страдающего человека.)

- Кто посылает на смерть таких мальчиков?

- Как она поступает с ним? (гуманно.)

- Но ведь он враг, заслуживает ли он гуманного отношения? (Он безоружен, смертельно ранен, он не опасен, это страдающий человек, он нуждается в помощи.)



Учитель истории

Красный Крест оказывает помощь жертвам войны не потому, что они являются гражданами какой-либо конкретной страны или воюют за те или иные идеалы, а лишь потом, что они люди, которые страдают и нуждаются в помощи. Так выполняется заклинание, прозвучавшее после битвы при Сольферино: «Все мы – братья».

Красный Крест обеспечен особой защитой международного гуманитарного права.

- Что такое МГП? (Совокупность правил, действующих в условиях вооруженного конфликта; защищает гражданское

(мирное) население и тех, кто перестал принимать участие в боевых действиях: раненые, пленные…)

- В каких документах зафиксированы эти положения? (В IV Женевской конвенции 1949 г.)

- Прочитайте информацию в рубрике «Знаешь ли ты…». Легко ли это: отказаться от мести? Слабый или сильный человек может это сделать?

- Какой след оставляет месть в душе человека? Помогает ли разрешить конфликт? (Образует порочный круг: князь Игорь несправедлив к древлянам, следовательно, его смерть, жестокость древлян, их месть, следовательно, месть Ольги во много раз больше.)

VI. Заключение. Вывод.

  • Кто из двух героинь вступил в порочный круг мести?

У Ольги не оставалось иного выхода, она была княгиней, хозяйкой – главным судьей, олицетворением закона.

Это мы, люди XX века, знаем, что человека нельзя лишить жизни не иначе как по приговору суда.

Некоторые специалисты полагают, что все то зло и добро, что творят люди, бесследно не исчезает, а остается и накапливается.

Месть Ольги вернулась к нам, ее далеким потомкам. Она не могла знать, что на месте сожженного ею города Коростеня будет построена Чернобыльская АЭС.

26 апреля 1986 г. 4-й реактор взорвется, радиоактивное облако, накрыв тысячи кв. м, унесет жизни очень многих ни в чем не повинных людей.

Может быть, это предупреждение свыше о том, что пора нам глубоко задуматься над тем, как мы живем и как относимся друг к другу.

Поблагодарить за работу на уроке.











4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
интегрированный урок "Порочный круг"

Автор: Шичкова Любовь Виктровна,Игнатова Елена Алексеевна

Дата: 26.06.2015

Номер свидетельства: 221488

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Интегрированный урок литературы и истории "Порочный круг" "
    ["seo_title"] => string(60) "intieghrirovannyi-urok-litieratury-i-istorii-porochnyi-krugh"
    ["file_id"] => string(6) "214879"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432500713"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства