kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по истории и географии: «Шoкан Уалиханoв - великий кaзахский прoсветитель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по истории и географии: «Шoкан  Уалиханoв - великий кaзахский прoсветитель»

Учитель истории и географии:

Загаевская И.Б.

КГУ СШ № 2

г. Петропавловск, 2016 год

 8 класс

Тема: «Шокан  Уалиханов - вeликий кaзахский просветитель».

Цели урока:

1. образовательная – продoлжить формирование знаний об основных фактах биографии Чокана Валиханова;

2. развивающая- развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой: художественной, справочной, мемуарной, документальной, географической;

работать с картами, анализировать их, уметь наносить маршруты путешествий;

продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы;

3. воспитательная- вызвать уважение и интерес к научному подвигу Чокана Валиханова, гордость к тому, что этот великий человек - наш соотечественник.

Oборудование:

1. Портреты Чокана Валиханова, его рисунки.

2. Выставка книг o Чокане Валиханове.

3. Физическая карта Азии.

4. Географические атласы, контуры (раздаточный материал)

5. Музыкальное сопровождение, запись кюя «Сары – Арка».

6.Интерактивная дoска, видеозапись интервью.

7.Дневник путешественника,тесты.

Тип урока: Oбобщающий урок

Форма: бинарный урок -Исследовательская конференция - в сочетании с работой в группах

Методы: интерактивный, работа в группах, самостоятельная работа уч-ся при подготовке к уроку (опережающее задание),методы критического мышления.

Приемы: «мозговой штурм», «проблемная ситуация»

Ход урока:

- Оргмомент:

Учитель итории : - Ребята, Вы любите путешествовать?

Учитель географии: - Какие у вас возникают ассоциации с точки зрения географии со словом путешествие? (ответы учеников записываются на кластер интерактивной доски)

Учитель истории: - Какие у вас возникают ассоциации с точки зрения географии со словом путешествие? (ответы учеников записываются на кластер интерактивной доски)

Учитель истории: - Какие сложности возникали в процессе путешествия? (ответы учеников записываются на кластер интерактивной доски)

Учитель географии: - Сегодня мы отправимся в путешествие по истории жизни великого путешественника, географа и историка – Шокана Уалиханова.

1 ведущий : - Сегодня мы проводим не совсем обычный урок- урок памяти о Великом казахском просветителе, посвященный 175-летию  Шокана Уалиханова. Ведь он был образованнейшим человеком, путешественником, знавшим языки. Его жизнь - служение не только развитию казахско - российских отношений, но и мировых.  Шокан Уалиханов являлся родоначальником дружбы народов. Одновременно Ч. Уалиханов являлся системным аналитиком и военным разведчиком.

 2 ведущий : - Жизнь и творчество Шокана Уалиханова - культурное явление и целая эпоха не только для казахского народа. Многогранная научная деятельность великого просветителя - предмет изучения историков, географов, этнографов, этнологов, филологов разных стран. Современники Уалиханова называли его «гениальным молодым человеком», честнейшей и чистейшей личностью».

1 ведущий : - Сегодня мы проводим конференцию на которой узнаем этапы жизни великого путешественника.

Мы провели исследовательскую работу. Каждый из нас получил задание.

У нас в классе получилось 4 группы:

1- историки

2-географы

3- этнографы

4-социологи

У каждого на парте лежит «дневник путешественника» все сведения будем записывать в него.

Открой, история нам том воспоминаний,

И пусть пройдут сегодня перед нами

Дни жизни выдающего человека:

Учёного и просветителя 19-го века!

Сыном своим ныне горд Казахстан!

Имя ему Уалиханов Шокан!

                                                   

2 ведущий :   Когда родился Ш.Уалихановы  ?

Выступление ученика: Шокан Уалиханов (мусульманское имя – Мухаммед-Ханафия, а Шокан имя, данное матерью) родился в 1835 году в семье султана Шынгыса в урочище Кусмурун (ныне Аулиекольский район Костанайской области). Детство прошло в урочище Сырымбет ныне Айыртауского района Северо-Казахстанской области.

Предки Шокана принадлежали к старинному султанскому роду. Его прадед, хан Среднего жуза Абылай, поддерживал торговые и политические связи с Россией. Старший сын Абылая, Уали, - последний хан Среднего жуза, дед Шокана, от которого он и получил свою фамилию.

Главой семьи была вдова хана Уали – Айганым (1783-1853), бабушка Шокана Уалиханова, умная, дальновидная и для того времени образованная женщина. Она знала несколько восточных языков, интересовалась русской культурой, переписывалась с Азиатским департаментом министерства иностранных дел и Сибирским комитетом в Петербурге. Айганым оказала большое влияние на духовный рост маленького Шокана.

1 ведущий :   Кто были предки Ш.Уалиханова?

Выступление ученика: Валиханова чтил своих предков, как имя чингизида заставляло юного Чокана чувствовать свою ответственность перед великими предками.

Генеалогическое древо великого казахского этнографа и путешественника. (слайд на доске)

Известно, что, съездив на родину в Бухару, хан Аблай привез Черный шанырак, который передавался из поколения в поколение со времен Чингизхана.

«…вырезанный из дубовой колоды… из года в год, из века в век впитывал и конский жир…и копоть дымного очага юрты…он стал иссиня-черным, приобрел твердость и блеск железа… название звучало знаком могущества и власти».

Наследником Черного шанырака стал сын Аблая - Валихан (Валиев, Валиханов). Черный шанырак хранили, как зеницу ока, как оберег, который должен был приносить успех и процветание

2 ведущий :    Как  прошло детство Ш Уалиханова

Выступление ученика:

1 ведущий :   Слово предоставляется географам.Показать на карте маршрут путешествия в кашгарию. (показ на карте маршрута, ученики отмечают маршрут в дневнике путешественника)

Выступление ученика: С 19-летнего возраста до 22-х лет он путешествует по Семиречью, Тарбагатаю, Центральному Казахстану, Киргизии. Шокан много путешествует вместе с выдающимся учёным-географом П.П.Семёновым – Тян-Шанским. И по его рекомендации Шокан Уалиханов становится членом научного Российского географического общества.

 В возрасте 22-х лет Шокан совершает свою знаменитую полную опасностей поездку в Кашгарию. Кашгар был закрыт для учёных и охвачен народной смутой. Иноземцев в Кашгаре в любую минуту могла ждать смерть. Для Шокана Уалиханова была тщательно разработана легенда о купце Алимбае, отец которого якобы уехал в Россию и умер, а сын теперь стремится вернуться на родину в Кашгар. И всё-таки путешествие было крайне опасным. Шокана Уалиханова спас случай. Казачий отряд, узнав о задержке каравана, поспешил ему навстречу и спас учёного от неминуемой гибели.

              Шокан почти не знал русского языка. В Омском кадетском корпусе он самостоятельно овладел русским, французским, арабским, английским, уйгурскими языками. Человек острого ума, огромного таланта – Шокан Уалиханов не знал покоя. Ему нужно было определить своё место в жизни, решить, как он сам говорил, гамлетовский вопрос «быть или не быть?»

2 ведущий :    Как говорится в пословице «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты!»

Что вы можете сказать о друзьях Ш.Уалиханова

Выступление ученика: Его влекли новые открытия, он не мог жить без друзей. Своему другу, Ф.М.Достоевскому Шокан доверял свои сокровенные мысли и намерения. Достоевский поддерживал Шокана своими советами, особенно когда он останавливался на распутье: «Вы бы могли так устроить свою судьбу, что были бы необыкновенно полезны своей родине. Например, не великая ли цель, не святое ли дело, быть чуть не первым из своих, который бы растолковывал в России, что такое степь, её значение и ваш народ относительно России».

Шокану Уалиханову были присущи свои противоречия, колебания просветителя-демократа. Он выставляет свою кандидатуру на выборах в старшие султаны Атбасарского округа. Чиновники, богатые степные воротилы сделали так, что Шокана забаллотировали. Были пущены в ход подкупы, клевета и другие испытанные средства. Образованный правитель в лице Шокана оказался неугоден властям и богатеям: «Он, мол, держится равенства…, не верит в бога и с Магометом он в личной вражде».

«Народ он свой любил… он хотел ему добра, и служить будущему своего народа было его мечтой», - писал Г.Н.Потанин. Шокан тяжело переживал духовный разлад, расхождение с родичами и искал друзей-единомышленников среди учёных, писателей, общественных деятелей.

Материалы экспедиции: дневники, записки,очерки Шокана составляют ценнейший фонд науки. В них содержатся географические описания края, наблюдения над бытом казахов, киргизов, уйгуров, анализ общественных отношений и международных связей, записи преданий, религиозных поверий, произведений народного творчества.

  Шокан Уалиханов посвятил множество статей культуре и устному народному творчеству казахов. Он полностью записал народную эпическую поэму «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», а также киргизский героический эпос «Манас».

 Научные заслуги Шокана Уалиханова как исследователя Средней Азии и Восточного Туркестана признаны мировой наукой. Его труды печатались на русском, английском, немецком и французском языках. Шокан Уалиханов был зачислен в штат Азиатского департамента, одновременно он сотрудничал с военно-учёным комитетом генерального штаба, Русским географическим обществом, министерством иностранных дел.

1 ведущий :   Писатель Ф.М.Достоевский, с которым Шокана связывала трогательная преданная дружба, в одном из писем написал Шокану: «Вы первый из Вашего племени, достигший образования Европейского». И он был первым. И навсегда останется первым, великим учёным казахского народа!

2 ведущий :    Грани таланта Ш.Уалиханова ( выступление ученика с докладом, презентация рисунков Ш.Уалиханова)

 Весной 1861 года Шокан Уалиханов по состоянию здоровья оставил Петербург и отправился в родную степь. В апреле 1865 года выдающийся сын казахского народа, крупный учёный и путешественник скончался в возрасте 30 лет. Шокан Уалиханов после себя оставил кладезь ярких мыслей и суждений, откуда мы до сих пор черпаем оригинальные идеи для осмысления прошлого, чувства настоящего и представления будущего.

1 ведущий :    Во многих городах нашей страны и зарубежья поставлены памятники.  (презентация памятников)

2 ведущий :     Слово предоставляется социологам (ученики заранее проводят социологический опрос в виде интервью, и анализируют полученные данные)

1 ведущий :     Смыслом его жизни было служение народу, родине, человечеству. У казахов есть пословица: «Не будь сыном отца, а будь сыном своего народа». Шокан Уалиханов был не только достойным потомком своего рода, но и достойнейшим сыном своего народа.

          Мечта твоя сбылась.… Твой Казахстан

Потомкам щедро в дар судьбою дан

Для радости и мирного труда!.

И Родина твоя тобой горда!

И сохранит родной твой Казахстан

Навеки Уалиханов  ШОКАН!

2 ведущий :     При подготовке к уроку мы пользовались литературой (презентация книг, используемых  к подготовке урока)

Степной аристократ на русской службе,

Потомок ханов, офицер, торе.

Учёный, с Достоевским в дружбе,

Не в фаворе у Николая при дворе.

Разведчик смелый и отважный,

Проник в таинственный Кашгар.

Исследователь на знанья жадный

Науке преподнёс открытий дар!

Казахский просветитель, патриот.

Народа друг, а баев неприятель.

Преодолел Судьбы водоворот,

По жизни был романтик и мечтатель

Закрепление: 1.  Проверка дневников

                               2. Тест по истории и географии (письменно).

Домашнее задание : по истории - & 27,  

                                   по географии -  &8.

Подведение итогов: выставление оценок

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«интегрированный урок Шокан Уалиханов »

Интегрированный урок по истории и географии: «Шoкан Уалиханoв - великий кaзахский прoсветитель»


Учитель истории и географии:

Загаевская И.Б.

КГУ СШ № 2


г. Петропавловск, 2016 год

8 класс


Тема: «Шокан Уалиханов - вeликий кaзахский просветитель» .


Цели урока:

1. образовательная – продoлжить формирование знаний об основных фактах биографии Чокана Валиханова;

2. развивающая- развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой: художественной, справочной, мемуарной, документальной, географической;

работать с картами, анализировать их, уметь наносить маршруты путешествий;

продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы;

3. воспитательная- вызвать уважение и интерес к научному подвигу Чокана Валиханова, гордость к тому, что этот великий человек - наш соотечественник.


Oборудование:


1. Портреты Чокана Валиханова, его рисунки.

2. Выставка книг o Чокане Валиханове.

3. Физическая карта Азии.

4. Географические атласы, контуры (раздаточный материал)

5. Музыкальное сопровождение, запись кюя «Сары – Арка».

6.Интерактивная дoска, видеозапись интервью.

7.Дневник путешественника,тесты.


Тип урока: Oбобщающий урок


Форма: бинарный урок -Исследовательская конференция - в сочетании с работой в группах


Методы: интерактивный, работа в группах, самостоятельная работа уч-ся при подготовке к уроку (опережающее задание),методы критического мышления.


Приемы: «мозговой штурм», «проблемная ситуация»


Ход урока:


- Оргмомент:


Учитель итории : - Ребята, Вы любите путешествовать?


Учитель географии: - Какие у вас возникают ассоциации с точки зрения географии со словом путешествие? (ответы учеников записываются на кластер интерактивной доски)


Учитель истории: - Какие у вас возникают ассоциации с точки зрения географии со словом путешествие? (ответы учеников записываются на кластер интерактивной доски)


Учитель истории: - Какие сложности возникали в процессе путешествия? (ответы учеников записываются на кластер интерактивной доски)


Учитель географии: - Сегодня мы отправимся в путешествие по истории жизни великого путешественника, географа и историка – Шокана Уалиханова.

1 ведущий : - Сегодня мы проводим не совсем обычный урок- урок памяти о Великом казахском просветителе, посвященный 175-летию Шокана Уалиханова. Ведь он был образованнейшим человеком, путешественником, знавшим языки. Его жизнь - служение не только развитию казахско - российских отношений, но и мировых. Шокан Уалиханов являлся родоначальником дружбы народов. Одновременно Ч. Уалиханов являлся системным аналитиком и военным разведчиком.

2 ведущий : - Жизнь и творчество Шокана Уалиханова - культурное явление и целая эпоха не только для казахского народа. Многогранная научная деятельность великого просветителя - предмет изучения историков, географов, этнографов, этнологов, филологов разных стран. Современники Уалиханова называли его «гениальным молодым человеком», честнейшей и чистейшей личностью».

1 ведущий : - Сегодня мы проводим конференцию на которой узнаем этапы жизни великого путешественника.

Мы провели исследовательскую работу. Каждый из нас получил задание.

У нас в классе получилось 4 группы:

1- историки

2-географы

3- этнографы

4-социологи

У каждого на парте лежит «дневник путешественника» все сведения будем записывать в него.

Открой, история нам том воспоминаний,

И пусть пройдут сегодня перед нами

Дни жизни выдающего человека:

Учёного и просветителя 19-го века!

Сыном своим ныне горд Казахстан!

Имя ему Уалиханов Шокан!!!

2 ведущий : Когда родился Ш.Уалихановы ?

Выступление ученика: Шокан Уалиханов (мусульманское имя – Мухаммед-Ханафия, а Шокан имя, данное матерью) родился в 1835 году в семье султана Шынгыса в урочище Кусмурун (ныне Аулиекольский район Костанайской области). Детство прошло в урочище Сырымбет ныне Айыртауского района Северо-Казахстанской области.

Предки Шокана принадлежали к старинному султанскому роду. Его прадед, хан Среднего жуза Абылай, поддерживал торговые и политические связи с Россией. Старший сын Абылая, Уали, - последний хан Среднего жуза, дед Шокана, от которого он и получил свою фамилию.

Главой семьи была вдова хана Уали – Айганым (1783-1853), бабушка Шокана Уалиханова, умная, дальновидная и для того времени образованная женщина. Она знала несколько восточных языков, интересовалась русской культурой, переписывалась с Азиатским департаментом министерства иностранных дел и Сибирским комитетом в Петербурге. Айганым оказала большое влияние на духовный рост маленького Шокана.

1 ведущий : Кто были предки Ш.Уалиханова?



Выступление ученика: Валиханова чтил своих предков, как имя чингизида заставляло юного Чокана чувствовать свою ответственность перед великими предками.

Генеалогическое древо великого казахского этнографа и путешественника. (слайд на доске)

Чокан (Мухаммед-Канафия) Валиханов

Чингиз Вали-улы

Валихан

Аблай(Абильмансур), глава Большого и Среднего жузов, объединивших три четверти казахского населения.

Абильфаиз, глава Бухарского ханства

Есим

Жаныбек

Джучи ( основательЗолотой орды на Волге)

Чингизхан ( по преданиям, произошел от солнечного луча).



Известно, что, съездив на родину в Бухару, хан Аблай привез Черный шанырак, который передавался из поколения в поколение со времен Чингизхана.

«…вырезанный из дубовой колоды… из года в год, из века в век впитывал и конский жир…и копоть дымного очага юрты…он стал иссиня-черным, приобрел твердость и блеск железа… название звучало знаком могущества и власти».

Наследником Черного шанырака стал сын Аблая - Валихан (Валиев, Валиханов). Черный шанырак хранили, как зеницу ока, как оберег, который должен был приносить успех и процветание


2 ведущий : Как прошло детство Ш Уалиханова?


Выступление ученика: Сибирский кадетский корпус считался одним из лучших заведений России того времени. В 12 лет Шокан поступил в Омский кадетский корпус, где поразил преподавателей своими успехами в учёбе. Шокан пришёл в кадетский корпус, не зная русского языка. Педагоги с удивлением замечали в мальчике быстро растущие таланты будущего исследователя и учёного.

В 19 лет Шокан успешно закончил Сибирский кадетский корпус и в соответствии с семейными традициями, стал российским офицером, исполняющим поручения царской администрации.

Но одновременно его увлекали вопросы истории, географии и экономики казахских степей и соседних стран. Его манила идея дальних путешествий и научных исследований. Шокан приступает к осуществлению своей заветной мечты…


После окончания кадетского корпуса Уалиханов работал в аппарате генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта, принял активное участие в решении вопроса о мирном присоединении казахов Старшего жуза и иссык-кульских киргизов к России. С целью пресечь влияние Кокандского ханства в Семиречье царская администрация привлекла молодого казахского офицера к переговорам с местным населением. Выполняя эту миссию, Шокан одновременно использовал свои поездки для изучения географии, истории, обычаев и быта казахов и киргизов.

1 ведущий : Слово предоставляется географам .Показать на карте маршрут путешествия в кашгарию. (показ на карте маршрута, ученики отмечают маршрут в дневнике путешественника)


Выступление ученика: С 19-летнего возраста до 22-х лет он путешествует по Семиречью, Тарбагатаю, Центральному Казахстану, Киргизии. Шокан много путешествует вместе с выдающимся учёным-географом П.П.Семёновым – Тян-Шанским. И по его рекомендации Шокан Уалиханов становится членом научного Российского географического общества.


В возрасте 22-х лет Шокан совершает свою знаменитую полную опасностей поездку в Кашгарию. Кашгар был закрыт для учёных и охвачен народной смутой. Иноземцев в Кашгаре в любую минуту могла ждать смерть. Для Шокана Уалиханова была тщательно разработана легенда о купце Алимбае, отец которого якобы уехал в Россию и умер, а сын теперь стремится вернуться на родину в Кашгар. И всё-таки путешествие было крайне опасным. Шокана Уалиханова спас случай. Казачий отряд, узнав о задержке каравана, поспешил ему навстречу и спас учёного от неминуемой гибели.

Шокан почти не знал русского языка. В Омском кадетском корпусе он самостоятельно овладел русским, французским, арабским, английским, уйгурскими языками. Человек острого ума, огромного таланта – Шокан Уалиханов не знал покоя. Ему нужно было определить своё место в жизни, решить, как он сам говорил, гамлетовский вопрос «быть или не быть?»


2 ведущий : Как говорится в пословице «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты!»

Что вы можете сказать о друзьях Ш.Уалиханова

Выступление ученика: Его влекли новые открытия, он не мог жить без друзей. Своему другу, Ф.М.Достоевскому Шокан доверял свои сокровенные мысли и намерения. Достоевский поддерживал Шокана своими советами, особенно когда он останавливался на распутье: «Вы бы могли так устроить свою судьбу, что были бы необыкновенно полезны своей родине. Например, не великая ли цель, не святое ли дело, быть чуть не первым из своих, который бы растолковывал в России, что такое степь, её значение и ваш народ относительно России».

Шокану Уалиханову были присущи свои противоречия, колебания просветителя-демократа. Он выставляет свою кандидатуру на выборах в старшие султаны Атбасарского округа. Чиновники, богатые степные воротилы сделали так, что Шокана забаллотировали. Были пущены в ход подкупы, клевета и другие испытанные средства. Образованный правитель в лице Шокана оказался неугоден властям и богатеям: «Он, мол, держится равенства…, не верит в бога и с Магометом он в личной вражде».

«Народ он свой любил… он хотел ему добра, и служить будущему своего народа было его мечтой», - писал Г.Н.Потанин. Шокан тяжело переживал духовный разлад, расхождение с родичами и искал друзей-единомышленников среди учёных, писателей, общественных деятелей.


Материалы экспедиции: дневники, записки,очерки Шокана составляют ценнейший фонд науки. В них содержатся географические описания края, наблюдения над бытом казахов, киргизов, уйгуров, анализ общественных отношений и международных связей, записи преданий, религиозных поверий, произведений народного творчества.

Шокан Уалиханов посвятил множество статей культуре и устному народному творчеству казахов. Он полностью записал народную эпическую поэму «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», а также киргизский героический эпос «Манас».

Научные заслуги Шокана Уалиханова как исследователя Средней Азии и Восточного Туркестана признаны мировой наукой. Его труды печатались на русском, английском, немецком и французском языках. Шокан Уалиханов был зачислен в штат Азиатского департамента, одновременно он сотрудничал с военно-учёным комитетом генерального штаба, Русским географическим обществом, министерством иностранных дел.


1 ведущий : Писатель Ф.М.Достоевский, с которым Шокана связывала трогательная преданная дружба, в одном из писем написал Шокану: «Вы первый из Вашего племени, достигший образования Европейского». И он был первым. И навсегда останется первым, великим учёным казахского народа!


Выступление ученика:

Быть первым – нелегко… Когда от скуки

Сыны стран развитых, шутя, идут в науки,

Им не понять: как горестно и трудно

Непонятым встречать над книгой утро;

Считаться чудаком, которому на воле

Милее жить, чем в сытой барской доле.

Как объяснить слепым: зачем, - сев на коня,

Оставив край, где вся родня, -

Глотая пыль дорожную и пот,

Спешишь туда, где неизведанное ждёт?

Зачем рискуешь жизнью каждый час?

И почему печален светоч юных глаз?

Как объяснить глухим, родной оставив кров,

Что вдаль тебя ведёт особый зов:


Зов истины и вечного труда?..

Вдали встают незримо города,

Поля, дороги, страны и моря;

Грядущая великая заря

Видна лишь одному тебе пока…

Труды твои переживут века;

Тогда поймут потомки: для чего

Ты рвался ввысь из века своего!..

Шокан… Шокан смотри; в твои края

Пришла наук заря!..

Над книгой правнуки встречают новый день;

Невежества из глаз исчезла тень;

И просвещенный край, - сквозь даль времён,-

Тобою в светлый путь благословлён!..


2 ведущий : Грани таланта Ш.Уалиханова ( выступление ученика с докладом, презентация рисунков Ш.Уалиханова)

Весной 1861 года Шокан Уалиханов по состоянию здоровья оставил Петербург и отправился в родную степь. В апреле 1865 года выдающийся сын казахского народа, крупный учёный и путешественник скончался в возрасте 30 лет. Шокан Уалиханов после себя оставил кладезь ярких мыслей и суждений, откуда мы до сих пор черпаем оригинальные идеи для осмысления прошлого, чувства настоящего и представления будущего.

1 ведущий : Во многих городах нашей страны и зарубежья поставлены памятники. (презентация памятников)

Память:

Шокан.… Как горько: не дойдя до тридцати,

Скорбя, из жизни молодым уйти,

Прожив так мало – на судьбы изломе!..

Но яркою звездой на небосклоне

Истории народа ты сверкнул!..

Понять тебя не мог родной аул,

А ты мечтал о будущем народа:

О том, как он когда-нибудь свободно

Под сенью просвещенья будет жить!..

Народ свой ты стремился одарить

Плодами светлыми культуры и науки!!!

И благодарно правнуки и внуки

Хранят твоё наследие теперь!

Казахам ты открыл в Европу дверь;

И берегут учёные в веках

Труды твои на многих языках!!!

2 ведущий : Слово предоставляется социологам (ученики заранее проводят социологический опрос в виде интервью, и анализируют полученные данные)

1 ведущий : Смыслом его жизни было служение народу, родине, человечеству. У казахов есть пословица: «Не будь сыном отца, а будь сыном своего народа». Шокан Уалиханов был не только достойным потомком своего рода, но и достойнейшим сыном своего народа.

Мечта твоя сбылась.… Твой Казахстан

Потомкам щедро в дар судьбою дан

Для радости и мирного труда!..

И Родина твоя тобой горда!!!

И сохранит родной твой Казахстан

Навеки Уалиханов ШОКАН!!!


2 ведущий : При подготовке к уроку мы пользовались литературой (презентация книг, используемых к подготовке урока)


Степной аристократ на русской службе,

Потомок ханов, офицер, торе.

Учёный, с Достоевским в дружбе,

Не в фаворе у Николая при дворе.


Разведчик смелый и отважный,

Проник в таинственный Кашгар.

Исследователь на знанья жадный

Науке преподнёс открытий дар!


Казахский просветитель, патриот.

Народа друг, а баев неприятель.

Преодолел Судьбы водоворот,

По жизни был романтик и мечтатель



Закрепление: 1. Проверка дневников

2. Тест по истории и географии (письменно).

Домашнее задание : по истории - & 27,

по географии - &8.

Подведение итогов: выставление оценок










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Загаевская Ирина Борисовна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280709


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства