Интегрированный урок по истории и географии: «Шoкан Уалиханoв - великий кaзахский прoсветитель»
Учитель истории и географии:
Загаевская И.Б.
КГУ СШ № 2
г. Петропавловск, 2016 год
8 класс
Тема: «Шокан Уалиханов - вeликий кaзахский просветитель».
Цели урока:
1. образовательная – продoлжить формирование знаний об основных фактах биографии Чокана Валиханова;
2. развивающая- развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой: художественной, справочной, мемуарной, документальной, географической;
работать с картами, анализировать их, уметь наносить маршруты путешествий;
продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы;
3. воспитательная- вызвать уважение и интерес к научному подвигу Чокана Валиханова, гордость к тому, что этот великий человек - наш соотечественник.
Oборудование:
1. Портреты Чокана Валиханова, его рисунки.
2. Выставка книг o Чокане Валиханове.
3. Физическая карта Азии.
4. Географические атласы, контуры (раздаточный материал)
5. Музыкальное сопровождение, запись кюя «Сары – Арка».
6.Интерактивная дoска, видеозапись интервью.
7.Дневник путешественника,тесты.
Тип урока: Oбобщающий урок
Форма: бинарный урок -Исследовательская конференция - в сочетании с работой в группах
Методы: интерактивный, работа в группах, самостоятельная работа уч-ся при подготовке к уроку (опережающее задание),методы критического мышления.
Приемы: «мозговой штурм», «проблемная ситуация»
Ход урока:
- Оргмомент:
Учитель итории : - Ребята, Вы любите путешествовать?
Учитель географии: - Какие у вас возникают ассоциации с точки зрения географии со словом путешествие? (ответы учеников записываются на кластер интерактивной доски)
Учитель истории: - Какие у вас возникают ассоциации с точки зрения географии со словом путешествие? (ответы учеников записываются на кластер интерактивной доски)
Учитель истории: - Какие сложности возникали в процессе путешествия? (ответы учеников записываются на кластер интерактивной доски)
Учитель географии: - Сегодня мы отправимся в путешествие по истории жизни великого путешественника, географа и историка – Шокана Уалиханова.
1 ведущий : - Сегодня мы проводим не совсем обычный урок- урок памяти о Великом казахском просветителе, посвященный 175-летию Шокана Уалиханова. Ведь он был образованнейшим человеком, путешественником, знавшим языки. Его жизнь - служение не только развитию казахско - российских отношений, но и мировых. Шокан Уалиханов являлся родоначальником дружбы народов. Одновременно Ч. Уалиханов являлся системным аналитиком и военным разведчиком.
2 ведущий : - Жизнь и творчество Шокана Уалиханова - культурное явление и целая эпоха не только для казахского народа. Многогранная научная деятельность великого просветителя - предмет изучения историков, географов, этнографов, этнологов, филологов разных стран. Современники Уалиханова называли его «гениальным молодым человеком», честнейшей и чистейшей личностью».
1 ведущий : - Сегодня мы проводим конференцию на которой узнаем этапы жизни великого путешественника.
Мы провели исследовательскую работу. Каждый из нас получил задание.
У нас в классе получилось 4 группы:
1- историки
2-географы
3- этнографы
4-социологи
У каждого на парте лежит «дневник путешественника» все сведения будем записывать в него.
Открой, история нам том воспоминаний,
И пусть пройдут сегодня перед нами
Дни жизни выдающего человека:
Учёного и просветителя 19-го века!
Сыном своим ныне горд Казахстан!
Имя ему Уалиханов Шокан!
2 ведущий : Когда родился Ш.Уалихановы ?
Выступление ученика: Шокан Уалиханов (мусульманское имя – Мухаммед-Ханафия, а Шокан имя, данное матерью) родился в 1835 году в семье султана Шынгыса в урочище Кусмурун (ныне Аулиекольский район Костанайской области). Детство прошло в урочище Сырымбет ныне Айыртауского района Северо-Казахстанской области.
Предки Шокана принадлежали к старинному султанскому роду. Его прадед, хан Среднего жуза Абылай, поддерживал торговые и политические связи с Россией. Старший сын Абылая, Уали, - последний хан Среднего жуза, дед Шокана, от которого он и получил свою фамилию.
Главой семьи была вдова хана Уали – Айганым (1783-1853), бабушка Шокана Уалиханова, умная, дальновидная и для того времени образованная женщина. Она знала несколько восточных языков, интересовалась русской культурой, переписывалась с Азиатским департаментом министерства иностранных дел и Сибирским комитетом в Петербурге. Айганым оказала большое влияние на духовный рост маленького Шокана.
1 ведущий : Кто были предки Ш.Уалиханова?
Выступление ученика: Валиханова чтил своих предков, как имя чингизида заставляло юного Чокана чувствовать свою ответственность перед великими предками.
Генеалогическое древо великого казахского этнографа и путешественника. (слайд на доске)
Известно, что, съездив на родину в Бухару, хан Аблай привез Черный шанырак, который передавался из поколения в поколение со времен Чингизхана.
«…вырезанный из дубовой колоды… из года в год, из века в век впитывал и конский жир…и копоть дымного очага юрты…он стал иссиня-черным, приобрел твердость и блеск железа… название звучало знаком могущества и власти».
Наследником Черного шанырака стал сын Аблая - Валихан (Валиев, Валиханов). Черный шанырак хранили, как зеницу ока, как оберег, который должен был приносить успех и процветание
2 ведущий : Как прошло детство Ш Уалиханова
Выступление ученика:
1 ведущий : Слово предоставляется географам.Показать на карте маршрут путешествия в кашгарию. (показ на карте маршрута, ученики отмечают маршрут в дневнике путешественника)
Выступление ученика: С 19-летнего возраста до 22-х лет он путешествует по Семиречью, Тарбагатаю, Центральному Казахстану, Киргизии. Шокан много путешествует вместе с выдающимся учёным-географом П.П.Семёновым – Тян-Шанским. И по его рекомендации Шокан Уалиханов становится членом научного Российского географического общества.
В возрасте 22-х лет Шокан совершает свою знаменитую полную опасностей поездку в Кашгарию. Кашгар был закрыт для учёных и охвачен народной смутой. Иноземцев в Кашгаре в любую минуту могла ждать смерть. Для Шокана Уалиханова была тщательно разработана легенда о купце Алимбае, отец которого якобы уехал в Россию и умер, а сын теперь стремится вернуться на родину в Кашгар. И всё-таки путешествие было крайне опасным. Шокана Уалиханова спас случай. Казачий отряд, узнав о задержке каравана, поспешил ему навстречу и спас учёного от неминуемой гибели.
Шокан почти не знал русского языка. В Омском кадетском корпусе он самостоятельно овладел русским, французским, арабским, английским, уйгурскими языками. Человек острого ума, огромного таланта – Шокан Уалиханов не знал покоя. Ему нужно было определить своё место в жизни, решить, как он сам говорил, гамлетовский вопрос «быть или не быть?»
2 ведущий : Как говорится в пословице «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты!»
Что вы можете сказать о друзьях Ш.Уалиханова
Выступление ученика: Его влекли новые открытия, он не мог жить без друзей. Своему другу, Ф.М.Достоевскому Шокан доверял свои сокровенные мысли и намерения. Достоевский поддерживал Шокана своими советами, особенно когда он останавливался на распутье: «Вы бы могли так устроить свою судьбу, что были бы необыкновенно полезны своей родине. Например, не великая ли цель, не святое ли дело, быть чуть не первым из своих, который бы растолковывал в России, что такое степь, её значение и ваш народ относительно России».
Шокану Уалиханову были присущи свои противоречия, колебания просветителя-демократа. Он выставляет свою кандидатуру на выборах в старшие султаны Атбасарского округа. Чиновники, богатые степные воротилы сделали так, что Шокана забаллотировали. Были пущены в ход подкупы, клевета и другие испытанные средства. Образованный правитель в лице Шокана оказался неугоден властям и богатеям: «Он, мол, держится равенства…, не верит в бога и с Магометом он в личной вражде».
«Народ он свой любил… он хотел ему добра, и служить будущему своего народа было его мечтой», - писал Г.Н.Потанин. Шокан тяжело переживал духовный разлад, расхождение с родичами и искал друзей-единомышленников среди учёных, писателей, общественных деятелей.
Материалы экспедиции: дневники, записки,очерки Шокана составляют ценнейший фонд науки. В них содержатся географические описания края, наблюдения над бытом казахов, киргизов, уйгуров, анализ общественных отношений и международных связей, записи преданий, религиозных поверий, произведений народного творчества.
Шокан Уалиханов посвятил множество статей культуре и устному народному творчеству казахов. Он полностью записал народную эпическую поэму «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», а также киргизский героический эпос «Манас».
Научные заслуги Шокана Уалиханова как исследователя Средней Азии и Восточного Туркестана признаны мировой наукой. Его труды печатались на русском, английском, немецком и французском языках. Шокан Уалиханов был зачислен в штат Азиатского департамента, одновременно он сотрудничал с военно-учёным комитетом генерального штаба, Русским географическим обществом, министерством иностранных дел.
1 ведущий : Писатель Ф.М.Достоевский, с которым Шокана связывала трогательная преданная дружба, в одном из писем написал Шокану: «Вы первый из Вашего племени, достигший образования Европейского». И он был первым. И навсегда останется первым, великим учёным казахского народа!
2 ведущий : Грани таланта Ш.Уалиханова ( выступление ученика с докладом, презентация рисунков Ш.Уалиханова)
Весной 1861 года Шокан Уалиханов по состоянию здоровья оставил Петербург и отправился в родную степь. В апреле 1865 года выдающийся сын казахского народа, крупный учёный и путешественник скончался в возрасте 30 лет. Шокан Уалиханов после себя оставил кладезь ярких мыслей и суждений, откуда мы до сих пор черпаем оригинальные идеи для осмысления прошлого, чувства настоящего и представления будущего.
1 ведущий : Во многих городах нашей страны и зарубежья поставлены памятники. (презентация памятников)
2 ведущий : Слово предоставляется социологам (ученики заранее проводят социологический опрос в виде интервью, и анализируют полученные данные)
1 ведущий : Смыслом его жизни было служение народу, родине, человечеству. У казахов есть пословица: «Не будь сыном отца, а будь сыном своего народа». Шокан Уалиханов был не только достойным потомком своего рода, но и достойнейшим сыном своего народа.
Мечта твоя сбылась.… Твой Казахстан
Потомкам щедро в дар судьбою дан
Для радости и мирного труда!.
И Родина твоя тобой горда!
И сохранит родной твой Казахстан
Навеки Уалиханов ШОКАН!
2 ведущий : При подготовке к уроку мы пользовались литературой (презентация книг, используемых к подготовке урока)
Степной аристократ на русской службе,
Потомок ханов, офицер, торе.
Учёный, с Достоевским в дружбе,
Не в фаворе у Николая при дворе.
Разведчик смелый и отважный,
Проник в таинственный Кашгар.
Исследователь на знанья жадный
Науке преподнёс открытий дар!
Казахский просветитель, патриот.
Народа друг, а баев неприятель.
Преодолел Судьбы водоворот,
По жизни был романтик и мечтатель
Закрепление: 1. Проверка дневников
2. Тест по истории и географии (письменно).
Домашнее задание : по истории - & 27,
по географии - &8.
Подведение итогов: выставление оценок