Тема урока: «Емельян Пугачев –народный защитник или злодей».
«Ну, барин, беда: буран!. Невесть
и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
Тип: интегрированный урок истории и литературы в 8 классе.
Цели: путем сопоставительного анализа исторических материалов и художественного текста определить отношение к Пугачеву как к исторической личности и художественному образу; дать оценку пугачевскому восстанию, умение вести работу с историческим документом; воспитание гуманизма и милосердия, любви к ближнему. Способствовать развитию монологической речи учащихся.
Оборудование урока: Портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к произведению «Капитанская дочка», кинофрагменты, слайды.
Ход урока:
1 Вступительное слово учителя литературы. Сегодня у нас необычный урок – урок истории и литературы одновременно. Тема его «Емельян Пугачев – народный защитник или злодей». На уроке мы будем использовать исторические материалы для характеристики одного из главных героев повести Пушкина А.С. Емельяна Пугачева, который, подняв восстание, всколыхнул Россию от Урала до Заволжья. Его личность всегда интересовала и историков, и государственных деятелей, и писателей, и художников.
2. Учитель истории: Что представляла собой эпоха, в которую жил Пугачев. Это было время так называемого золотого века Екатерины Второй, время блестящих побед русской армии, расцвета культуры и укрепления абсолютизма. Россия делала значительные шаги в своем общественном и экономическом развитии. Однако на фоне всех этих перемен остро вставал вопрос отмены крепостного права. Я предлагаю вашему вниманию сообщение о вступлении на престол Екатерины Второй. (сообщение уч-ся ). Вторая половина 18 века время усиления крепостного гнета и активного роста народных движений. Одной из самых трагических страниц является гражданская война 1773-1775гг, именуемый пугачевщиной.
- Что означает термин «Гражданская война»? (ответ уч-ся)
(Слайд о причинах восстания)
3 Учитель литературы: Взгляд на предводителя крестьянского восстания противоречив: одни видели в нем смельчака, бросившего вызов Екатерине, другие – умного, проницательного человека.
Вопрос классу: какие эпитеты в народном фольклоре характеризуют отношение народа к Пугачеву? О чем они свидетельствуют? (ответ уч-ся: «добрый молодец, народный заступник, красно солнышко, буйная головушка»). Эти эпитеты показывают, что народ симпатизирует Пугачеву.
4.Учитель истории: (слайд с портретами Пугачева). Перед вами портреты Е. Пугачева. Умный, проницательный, повидавший много лиха. Обратите внимание на то, что один из портретов написан поверх портрета Екатерины, угадывает в этом, что Пугачев бросил вызов царице. У нас есть сообщение о Пугачеве(сообщение учащегося).
- Как вы считаете, почему народ поверил и пошел за Пугачевым? (ответы учащихся: сильная личность, представитель народа, боровшийся за его освобождение)
5 Учитель литературы: Посмотрим на Пугачева глазами Пушкина, который, изображая пугачевское восстание, пытался не только понять и объяснить мотивы его поступков, но и указать путь, по которому надо идти, чтобы выбраться из «бурана» истории, из этой мглы, в которой дороги нет.
6 Учитель истории: Попробуем взглянуть на Емельяна через призму исторического документа. Перед вами Указ Пугачева от 31 июля 1774.
Указ Пугачева.
«Божию милостию, мы император и самодержец всероссийский Петр третий, объявляем во всенародное известие. Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех крестьян, находившихся прежде в подданстве помещиков вольностию и свободою, не требуя рекрутских поборов, подушных и прочих податей, владением землей, лесными угодьями, солеными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян всему народу налагаемых податей и отягощениев. Повелеваем нашим указом, что кои дворяне в своих поместиях и отчинах противники нашей власти и возмутители и разорители крестьян, то их ловить, казнить и вешать, т.е поступать с ними так, как они чинили расправу с вами крестьянами. По истреблении противников и злодеев дворян всякий может почувствовать тишину и спокойную жизнь.»
Вопросы к документу: 1 Как называет себя Пугачев в указе?
2 Что он обещает народу? 3. О какой черте его характера это говорит?
Как он воплощает свои планы? Краткое сообщение о восстании (слайды )
Здесь мы видим Пугачева как талантливого полководца. Говорится ли в данном указе о милосердии? К кому он проявляет милосердие? Как можно одним словом охарактеризовать Пугачева? (злодей)Отступает ли Пушкин от исторической правды? Чьи интересы защищает Пугачев в указе? Можно ли было избежать восстания? Каким образом? (если бы Императрица учла интересы народа).
7 Учитель литературы: - Как велит называть себя в повести Пугачев? Да, «государь Петр Федорович». В разговоре с Гриневым: «Дай срок… как пойду на Москву…»(хрестоматия гл 8 стр 265), проявляется дерзость. Как эти качества показаны в повести? (гл 8 стр 84-85 хрестоматия). - - Какие слова Пугачева говорят о его честолюбии? («Прусский король мог бы со мной потягаться…» «Я воюю хоть куда…. … лучше раз напиться живой крови». (гл 8 стр 102).
- Как показывает автор жестокость, беспощадность Пугачева?(казнь по приказу капитана Миронова, его жены, офицеров Нижне-озерской крепости). Речь Пугачева наполнена угрозами (… унять старую ведьму, … кожу содрать). Портретная характеристика: огненные глаза, звериный взгляд.
- Какие приемы и средства использует Пушкин, чтобы показать милосердие Пугачева? (вывел к жилью Гринева и Савельича; дал овчинный тулуп; освободил Машу и принял самое живое участие в ее судьбе).
- Однозначен ли взгляд Пушкина на Пугачева? (злой, но и милосердный человек).
- Как называется прием, которым пользуется Пушкин для изображения милосердия Пугачева? (художественный вымысел). Какие сцены, по-вашему мнению, вымышлены? (встреча во время бурана; заячий тулуп; встреча с Гриневым; освобождение Маши).
Именно в этих сценах мы видим милосердие Пугачева по отношению к Гриневу и Маше. А что явилось толчком для проявления милосердия? (сострадание Гринева к замерзающему человеку). Как это показывает Пушкин? (… мы проходим через селения, разоренные бунтовщиками. Гл 13 стр111).
Подведение итогов урока:
Учитель литературы: Сопоставив исторические материалы с текстом повести, мы видим, что Пушкин не только не отступал от исторической правды, но и, пользуясь художественным вымыслом, сделал образ Пугачева живым, ярким. Это не только беспощадный злодей, но и человек, которому не чуждо милосердие. В повести раскрывается душа русского народа, заблудившегося в «буране» истории и ответившего на зло злом, на казни – убийством, на насилие помещиков – насилием, на обнищание – грабежом. Литература указывает путь, по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку.
Учитель истории: обратимся в связи с этим к эпиграфу урока. История, основываясь на фактах уже свершившихся, позволяет делать выводы, что Пугачев, являясь защитником народа, всеже был злодеем для богатых.