kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок литературы, истории, музыки, изобразительного искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок истории, литературы, изобразительного искусства, музыки.                                         

Цель и задачи урока: - осмысление феномена войны через личностное

                                    восприятие, жизнь реальных людей, литературу,

                                    изобразительное искусство и музыку и её трагического

                                    влияния на судьбу человека;

                                     - систематизация имеющихся знаний по теме «Великая

                                    Отечественная война»;

                                     - развитие навыков коллективной работы и

                                    познавателтной  активности учащихся;

                                     - воспитание патриатизма и и уважения к истории

                                    страны.

 

Оборудование:          мультимедийный проектор, презентация «Война в судьбе

                                    Человека», телевизор, DVD, кинофильм

                                    С. Бондарчука «Война в судьбе человека»,

                                     проекты учеников

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«интегрированный урок литературы, истории, музыки, изобразительного искусства »


ВОЙНА

В СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА




(интегрированный урок истории, литературы,

изобразительного искусства, музыки )




Цель и задачи урока: - осмысление феномена войны через личностное

восприятие, жизнь реальных людей, литературу,

изобразительное искусство и музыку и её трагического

влияния на судьбу человека;

- систематизация имеющихся знаний по теме «Великая

Отечественная война»;

- развитие навыков коллективной работы и

познавателтной активности учащихся;

- воспитание патриатизма и и уважения к истории

страны.


Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Война в судьбе

Человека», телевизор, DVD, кинофильм

С. Бондарчука «Война в судьбе человека»,

проекты учеников

















Ход урока


Всю правду о войне знает только народ.

К.Симонов


I.Вступление.


Человеку свойственно мечтать, потому что мечта наполняет смыслом жизнь.

Нам нужны мечты,

Как нужны миражи в пустыне

Путнику, изнурённому долгим путем,

Чтоб вперед идти по песчаной пустыне,

Твердо веря в оазис с прохладным дождем.

(Присутствующим предлагается записать на листах свою мечту)

Представьте себе такую ситуацию: каждый из нас вынашивает в себе заветное желание, которое выращивает ежедневно. Эта мечта прорастает, как цветок, и вдруг…(листы-трубочки сминаются)…В О Й Н А!

(звучит песня «Священная война»)

Она рушит все планы, мечты, надежды на будущее, ломает жизнь!

II. Тема нашего урока: «Война в судьбе Человека».

Давайте вместе попробуем сформулировать цель нашей предстоящей работы. (ученики говорят о том, чем будет заниматься класс на уроке)

III. Работа с классом.

Все дальше уходит от нынешних 15-17-летних молодых людей XX век, и его события, такие живые и горячие для старшего поколения, становятся историей. Но существует связующая нить между поколениями, называемая памятью, благодаря которой все отчетливее понимание того, что без истории отдельного человека, отдельной семьи история страны неполная и, как заметил писатель А.Платонов, «народ неполный». Для советских людей Вторая мировая война стала Великой Отечественной.


Сегодня мы будем работать в группах. Это – историки, филологи, литературоведы, искусствоведы.

- Назовите основные события Великой Отечественной войны. (Сообщение исторической группы об основных событиях Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны вторглась на территорию СССР. Гитлером был разработан план «Барбаросса», по которому наступление планировалось по трем направлениям: на Москву, Ленинград и Киев.Он намеревался захватить СССР за 2-3 месяца. Однако, фашистские войска были встречены яростным сопротивлением советского народа. Вся страна поднялась на священную борьбу: фронт и тыл превратились в единый боевой лагерь. Война затянулась на долгие 4 года.

В ее историю вошли такие крупнейшие военные операции, как разгром захватчиков под Москвой, оборона Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы.

Война несла смертельную угрозу всему нашему народу и каждому человеку в отдельности. Война коренным образом изменила жимзнь городов и сел, поставила людей в экстремальные условия, заставила привыкать к обстановке, которая еще совсем недавно казалась им невозможной. На улицах стихли веселые песни, стали строже лица, сдержаннее речь. С этого момента горе вошло в каждую семью. На всех предприятиях прошли митинги и собрания. В военкоматы страны устремились призывники и добровольцы.


1) Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»?


2) Давайте обратимся к Толковому словарю, какое определение дает он слову «война»?

С.И.Ожегов: «Война- вооруженная борьба между государствами».

Вот какое скупое определение войны дается в словаре, но мы с вами знаем, что это слово поразумевает разлуку, смерть, боль, страх, слезы, крушение надежд, и это далеко не полный перечень смысловых значений этого слова.


3)Группа литературоведов сделала подборку материалов «Поэты и прозаики о войне». Давайте послушаем их. (подборка цитат о войне)


4) Сейчас мы с вами послушаем доклады наших искусствоведов, рассмотрим картины советских художников и плакаты военных лет. Как художники изображали военную тематику? (слайды картин и плакатов о войне: «Родина – мать зовёт» Тоидзе, «Защитим родную Москву», «Наше дело правое. Враг будет разбит» Гершаник, «Наши силы неисчислимы» Корецкий, «Воин Красной армии, спаси!» Корецкий, «Слава боевым подругам»Зайцев, «Брестская крепость» Бут, 2Окраины Москвы. Декабрь 1941 г.» Дейнека, «Сестрица» Самсонов, «оборона Севастополя» Дейнека, «Севастопольцы» Присекин, «Победа» Кривоногов, «Непобедимый рядовой»


Работа учителя с группой историков.

Все знают, что война, любая война, - это не набор каких-то абстрактных понятий, а смерть и страдания такого же человека, как любой из нас.

Каковы жертвы Второй мировой войны и Великой Отечественной?

-Сообщение группы социологов.

За года Второй мировой войны человечество потеряло 60 миллионов человек, на долю Советского Союза пришлось27 миллионов: 20 миллионов военнослужащие и 7 миллионов мирные жители.За годы войны СССР потерял треть национального богатства, были разрушены крупнейшие предприятия .

Миллионы граждан потеряли родных, близких, любимых, остались в одиночестве. Особенно тяжело пришлось детям. В стране резко возросла беспризорность. Война жестоко и бесчеловечно прошлась по судьбам людей.

Работа учителя с группой филологов.

Сегодня на уроке речь пойдет о том, как повлияла война на судьбы людей, как круто изменила она человеческую жизнь, что помогло людям выстоять.

Давайте снова обратимся к словарю. Как в словаре определяется слово «судьба»?

«Судьба- 1) стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий;

2) то, что суждено;

3) доля, участь;

4) рок.»


Слово учителя .

Война явилась тем стечением обстоятельств, которые не зависели от воли отдельного человека. И на долю каждого выпали свои испытания, а кому-то были суждены роковые.

Война ассоциируется со смертью. Можно ли привыкнуть к мысли о смерти, которая ходит рядом? К ощущению, что сегодня это не твой удел, что, не найдя тебя, она «схватила» кого-то рядом. Смерть на войне приходила не всегда в бою. Она убивала людей по-разному.

Послушайте письмо вашей ровесницы - Кати Сусаниной из немецкой неволи.

Какова судьба Кати Сусаниной? Почему она решается на самоубийство?


Работа с проектной группой.


Приведите примеры, раскрывающие влияние войны на судьбу отдельного человека.

Дмитрий Карбышев Аркадий Гайдар

Зоя Космодемьянская Гуля Королёва

Прасковья Щеглова Серафима Бухарова

Юлия Друнина Рубен Ибаррури

Работа по рассказу М.Шолохова «Судьба человека».

Война в судьбе человека… Это была настолько животрепещущая тема, что писатели не могли обойти ее стороной. Одним из самых ярких произведений является рассказ М Шолохова «Судьба человека».

Жизнь Соколова можно разделить на три части: до войны, война, после войны.

Был ли счастлив Андрей в довоенное время? Докажите это.( «…и не было для меня красивей и желанней ее (жены)…Всю получку домой несу, семья стала числом порядочная, не до выпивки…Так и прожил 10 лет и не заметил, как они пролетели…)

Что же составляло счастье Андрея Соколова? (Семья, дом, родной город)

-До войны –семья, дом, родной город.

Что отняла война у него? (Война отняла у него все: «..пешком дотопал до места, где когда-то семейно жил.Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс…Глушь, тишина кладбищенская.) (картина «Непобедимый рядовой»)

Звучит фонограмма песни «Враги сожгли родную хату»в исполнении Марка Бернеса.


Слово учителя.

Один из тех, кто пережил войну, сказал : «Не смотря ни на что, мы были счастливы». Ю.Бондарев также заметил : « Война – время подлинных и безусловных ценностей, когда люди не были одиноки». Лев Толстой считал, что «решает участь сражения не количество пушек, а та неуловимая сила, которая называется духом воюющих».

Армия состоит из солдат – людей, которые в условиях войны ходят в атаку, погибают.

Как вы думаете, во имя чего поднимались в кромешном аду в атаку солдаты: во имя коммунистической идеи, во имя Сталина, за Родину, за свою семью, за свою судьбу? (ответы учащихся)

Как изменилась жизнь тех, кто остался в тылу? (ответы) ( плакат «В тылу»)

Какова была участь советских военнопленных?

Да, война отняла у Андрея Соколова все, искалечила его душу. Ночью солдату снятся жена и дети, а утром его подушка мокра от слез. Но не смогла она отнять то, что помогло превозмочь нечеловеческие испытания, помогло выстоять и не сломаться.

Легко сохранить в себе достоинство в ситуации обычной, жизненной, но как трудно проявлять человеческое достоинство в ситуации, когда в тебе не видят человека. Такую ситуацию испытывали на себе советские военнопленные. В такой ситуации был и сумел остаться человеком Андрей Соколов.

Монолог Андрея Соколова в исполнении ученика.

Просмотр и беседа по эпизоду. (Нравственный поединок солдата Соколова с комендантом Мюллером)

Какие черты характера Андрея Соколова мы видим в этом эпизоде?

(мужество, сила воли, несгибаемость, достоинство)

- Толковый словарь Ожегова так объясняет слово «достоинство»: это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Мужество храбрость, присутствие духа в опасности.

(С. И. Ожегов)

Учитель.

После трудной, оплаченной кровью народа победы над фашизмом западные политологи в Европе и Америке ломали голову над вопросом, почему страна, не ожидавшая нападения Германии, страна, только что приподнявшаяся с колен после разрухи мировой и гражданской войн (ведь прошло всего неполных 20 лет мирного труда), смогла сокрушить гитлеровскую армию, полчища которой растоптали и поставили на колени всю Европу, как могла эта страна уцелеть, выжить и вернуться к мирному труду.

Специалисты по России все старались разгадать тайну русского характера, загадку русской души, чтобы ответить на эти вопросы себе и миру.

А когда вышел на экраны фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека», мир понял истоки нашей победы.

Просмотр эпизода из фильма (обретение сына)

После всаех потерь, после ужаса всего пережитого за 4 года войны, израненный, одинокий солдат сумел согреть на пепелище своего седого сердца чужую маленькую жизнь, стал для мальчика опорой, защитой, семьей.

Мир вздрогнул тогда и поклонился Солдату.

(плакат «Солдату-освободителю»)

Книга и фильм «Судьба человека» на истории одной обычной семьи, попавшей в огненную мясорубку войны, высветили серьезные философские, нравственные, этические проблемы, показали нам, людям, лучшее в нас самих.

- В душе автора осталось сомнение в том, что ждет впереди наших героев.

А как думаете вы? Справится ли Андрей Соколов? («Да, справится. Впереди- жизнь, семья, внуки, потому что доказал Соколов своей жизнью, что он несгибаемый человек и поможет ему в этом Ваня»).

-Я тоже уверенна в том, что выдержит русский солдат Андрей Соколов все. Потому что он уверен: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

Разве не в этом высший подвиг? Слова «подвиг» нет больше ни в одном языке мира.Ни «героизм», ни «храбрость», ни «доблесть», ни «смелость»не выражают экспрессии, заключённой в «подвиге». Подвиг – это то, что движет, что заставляет менятся мир и человека.

Что же такое подвиг?

(В словаре Ожегова читаем: «Подвиг – героический, самоотверженный поступок».)

Многих из тех, кто воевал и своим самоотверженным трудом и стойкостью приближал победу, можно назвать героями.

Проекты ( лётчик А. Маресьев, учитель Е. М. Сова, колхозник Данченко Н. И.)

В экстремальной ситуации люди полностью раскрыли лучшие черты характера, осознали личную ответственность за свою судьбу, судьбу семьи, судьбу Родины. Жестокость времени не обесчеловечила людей, в их душах сохранились и вера, и сострадание, и любовь, и нажежда. Они отстояли свою страну, своими подвигами приблизили победу потому, что любили свою семью, свой народ, свою Родину.

А как иначе мы называем любовь Родине?

(«Патриотизм»)

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему

народу и готовность к любым жертвам и подвигам во

имя интересов своей Родины.

(С. И. Ожегов)



Учитель : Правильно, патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

Любовь к Родине - это не отвлеченное понятие. У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с этого начинаеится Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести все заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях остаться Человеком.

Что значит быть Человеком? ( Это значит быть преданным Родине, мужественным, иметь достоинство и честь)


Честь – внутреннее нравственное достоинство человека; доблесть,

честность, благородство души и чистая совесть.

(В. И. Даль)

IV. Рефлексия.

Какую роль сыграла война в судьбах наших соотечественников? (…)


Маршал Советского Союза Г.К. Жуков в статье нашего земляка В. Пескова «О нашей Победе» сказал: «Я счастлив, что родился русским человеком. И разделил со своим народом в минувшей войне горе многих потерь и счастье Победы… Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа, которые помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнём воины качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будет за нами».


V. Выставление оценок.


VI. Домашнее задание. Сочинение-эссе «Война в судьбе моей семьи»




9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
интегрированный урок литературы, истории, музыки, изобразительного искусства

Автор: Гудушаури Светлана Александровна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 170042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Урок литературы в 10 классе "Дом, где разбиваются сердца" Б. Шоу и "Вишневый сад" А. П. Чехова" "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-litieratury-v-10-klassie-dom-ghdie-razbivaiutsia-sierdtsa-b-shou-i-vishnievyi-sad-a-p-chiekhova"
    ["file_id"] => string(6) "188543"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426692085"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) ""Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками» "
    ["seo_title"] => string(84) "patriotizm-chieriez-vospriiatiie-ghieroichieskogho-proshlogho-russkimi-khudozhnikami"
    ["file_id"] => string(6) "173409"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423992343"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Использование межпредметных связей на уроках литературы. "
    ["seo_title"] => string(65) "ispol-zovaniie-miezhpriedmietnykh-sviaziei-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "189611"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426965844"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова "Очарованный странник "
    ["seo_title"] => string(85) "idieino-khudozhiestviennoie-svoieobraziie-poviesti-n-s-lieskova-ocharovannyi-strannik"
    ["file_id"] => string(6) "120514"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413729669"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства