kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 10 классе "Дом, где разбиваются сердца" Б. Шоу и "Вишневый сад" А. П. Чехова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 10 классе по теме:  «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу и «Вишневый сад» А. П. Чехова»

Цель урока: Пробуждение интереса учащихся к исследованию личности и творчества двух великих писателей-драматургов путем сопоставительного анализа пьес.

Задачи урока:

1.Продолжить ознакомление учащихся с биографическими данными писателей, раскрыть идейное содержание произведений;

2. Развивать монологическую и диалогическую речь, развивать познавательные интересы учащихся, творческие способности, развить речевые навыки;

3.Воспитывать интерес к творчеству писателей других народов, умения дружить, уважать; быть любознательным и всесторонним человеком.

Тип урока:  урок закрепления знаний, анализ художественного текста,

Организационная форма: интегрированный урок, урок-практикум

Предварительная подготовка (стимул): прочитать пьесы

Межпредметная связь: Русский язык, история, музыка, изобразительное искусство

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Слово учителя:

- Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке литературы, который поможет нам окунуться в волшебный мир слова! (Запись в тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты

II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. – Стадия вызова

  1. «Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 глагола, 3 прил., 1 предложение) – 2 минуты
  2. «Минутка философии» - 5 минут
  3. «Инсерт» -  5 минут

Инсерт «Жизнь и творческий путь Б. Шоу. Пьеса «Дом, где разбиваются сердца»

Заполнение таблицы

Отметка

Количество

V (уже знал)

+ (новое для меня, не знал)

? (не понял, есть вопросы)

  1. Обсуждение материала – 4 минуты

III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления

  1. Диаграмма Венна – 10 минут

"Вишневый сад" А.П. Чехова и "Дом, где разбиваются сердца" Б.Шоу

Физминутка «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): - 1 минута

 Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.  – 1 минута

1.      Обсуждение анализа – 4 минуты

2.      Тест на закрепление - 2 минуты

Тест

  1. Назовите годы жизни А. П. Чехова

А. 1812-1851г. г.; В. 1814-1841г. г.; С. 1860-1904 г. г.

2. Произведение Бернарда Шоу

А. «Пигмалион»; В. «Письмо отцу»; С. «Улис».

3. Назовите главную героиню пьесы «Вишневый сад»

А. Л. А. Раневская; В. И. Н. Аркадина; С. О. С. Прозорова.

4. Назовите годы жизни Бернарда Шоу

А. 1854-1906 г. г.; В. 1856-1950 г. г. С. 1841-1948 г. г.

5. Кто стоял у истоков «новой драмы»

А. Ибсен, Чехов, Шоу; В. Кокто, Шоу, Миллер; С. Туррини, Фрэнк, Чехов.

IV. Итог урока, выставление  оценок и их комментирование – Стадия рефлексии

  1. Комментирование оценок – 5 минут
  2. «Синквейн» или дополнение «Солнышка» - 5 минут

V.  Домашнее задание – 1 минута

  • Подготовить сообщение по жизни и творчеству А. И. Куприна (готовит Ирина Доскаль и Андрей Скиба)
  • Прочитать повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
  • Написать письмо из XXI века Чехову и Шоу (на выбор)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе "Дом, где разбиваются сердца" Б. Шоу и "Вишневый сад" А. П. Чехова" »

Урок литературы в 10 классе по теме: «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу и «Вишневый сад» А. П. Чехова»

18 марта2015 г.

Цель урока: Пробуждение интереса учащихся к исследованию личности и творчества двух великих писателей-драматургов путем сопоставительного анализа пьес.

Задачи урока:

1.Продолжить ознакомление учащихся с биографическими данными писателей, раскрыть идейное содержание произведений;

2. Развивать монологическую и диалогическую речь, развивать познавательные интересы учащихся, творческие способности, развить речевые навыки;

3.Воспитывать интерес к творчеству писателей других народов, умения дружить, уважать; быть любознательным и всесторонним человеком.

Тип урока: урок закрепления знаний, анализ художественного текста,

Организационная форма: интегрированный урок, урок-практикум

Предварительная подготовка (стимул): прочитать пьесы

Межпредметная связь: Русский язык, история, музыка, изобразительное искусство

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Слово учителя:

- Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке литературы, который поможет нам окунуться в волшебный мир слова! (Запись в тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты

II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. – Стадия вызова

  1. «Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 глагола, 3 прил., 1 предложение) – 2 минуты

  2. «Минутка философии» - 5 минут

  3. «Инсерт» - 5 минут

Инсерт «Жизнь и творческий путь Б. Шоу. Пьеса «Дом, где разбиваются сердца»

Джордж Бернард Шоу (1856-1950) — английский писатель, драматург, прозаик, эссеист, один из реформаторов театра 20 века, Нобелевский лауреат.

Джордж Бернард Шоу родился 26 июля 1856 года в Дублине (Ирландия). В то время Шоу - старший практически полностью разорился и не мог спасти свой бизнес. Поэтому отец Бернарда много пил. Мать Бернарда занималась пением и не видела смысла в своём браке. Но Шоу-младший не слишком расстраивался. Он ходил в школу, очень любил читать. Творчество Диккенса, Шекспира, Беньяна, а также арабские сказки и Библия оставили след в его жизни. Также на его образование и творчество повлияли оперы, которые пела мама, и прекрасные картины в Национальной галерее. Ему нужно было зарабатывать деньги себе на жизнь. Поэтому, когда Бернарду было пятнадцать лет, он стал клерком в компании, которая занималась продажей земельных участков. Потом четыре года проработал кассиром. Родные места он навсегда покинул двадцатилетним юношей. В 1876 переехал в Лондон, где на тот момент жила и работала учителем пения его мама. К тому моменту Бернард уже задумывался над своей литературной карьерой и пытался зарабатывать на жизнь написанием рассказов и очерков. Он постоянно отправлял их в редакции, но работы не издавали. Однако Бернард не отчаивался и всё равно продолжал писать и посылать, надеясь, что однажды его талант поймут и работы опубликуют. Девять лет работы писателя отвергали. У него всего лишь один раз приняли статью и заплатили за неё пятнадцать шиллингов. Зато пять романов, которые он написал за то время, были отвергнуты. Но Шоу это не останавливало. Пока не получалось стать писателем, он решил стать оратором. Поэтому в 1884 году молодой человек вступил в Фабианское общество. Там его сразу же отметили как блестящего оратора. Но Шоу занимался не только ораторским искусством. Он понимал, что настоящий писатель должен постоянно совершенствовать своё образование. Поэтому он ходил в читальный зал Британского музея. Именно в этом музее он и познакомился с писателем Арчером. Это знакомство стало достаточно судьбоносным для Шоу. Арчер помог ему продвинуться в журналистике, и Бернард стал внештатным корреспондентом. С 1888 Бернард Шоу постоянно выступал как театральный критик газеты «Стар», где сначала писал о музыкальном театре, а затем и о драме. Рецензии Шоу собраны в трехтомном издании «Наш театр девяностых» (1932). Основное внимание Шоу-критик уделял новым веяниям на подмостках, соотносившимся для него прежде всего с именем Генрика Ибсена. В 1889 году он выпустил сборник своих пьес «Пьесы приятные и неприятные», в состав которого вошли «Кандида», «Избранник судьбы», «Дом вдовца», «Сердцеед»... Одна из этих пьес, «Профессия миссис Уоррен», была поставлена в 1902 году, но вскоре оказалась запрещена цензурой. Лишь поставленный в Америке Р.Мансфилдом «Ученик дьявола» имел успех у публики.

В 1919 году была опубликована пьеса Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» горькое, трагическое признание кризиса английской буржуазной цивилизации, острейшая насмешка над ложью и бесчеловечностью капиталистических отношений. Одно из самых значительных произведений драматурга, эта пьеса знаменует начало нового этапа в его творческом развитии. Действие драмы происходит во время первой мировой войны. События ее развиваются в доме, построенном наподобие старинного корабля, «наилучшего образца английской культуры», как его рекомендует автор, принадлежащем Шотоверу - бывшему шкиперу. В обширном, как всегда у Шоу, предисловии, поясняющем замысел пьесы, драматург развернул свое понимание борьбы, происходящей в современном мире. В ней, утверждал Шоу, противостоят две силы: дом, где разбиваются сердца и манеж, где объезжают лошадей.

Обитатели «дома» интеллигенты, обитатели «манежа» - дельцы, капиталисты. Борьба этих двух сил и определяет, считает автор, общественную борьбу. Трагедия современности заключается в том, что культура и власть находятся в разных руках или, по его выражению, «в разных отделениях». Так, по-прежнему классовая борьба заменяется Шоу столкновением людей различных психологических складов - романтиков и практиков, людей и сверхлюдей, интеллигентов и дельцов, но смысл в это понятие вкладывается новый и отношение автора к практикам - дельцам не то, что в пьесах раннего периода.

Шоу с грустным сочувствием относится к изображаемым, им интеллигентам, кто бы они ни были, с гневом - к корыстным, эгоистичным и лживым обитателям «манежа», воплощаемым прежде всего в фигуре Менгена. Так, полный душевного благородства Гектор иронически говорит об «идиотах с разбитыми сердцами», а в образе «благодетеля» Менгена раскрывается беззастенчивый эксплуататор, бездушный и ловкий эгоист.

Шоу назвал свою пьесу «фантазией в русском духе на английские темы». В предисловии к ней он говорил о влиянии на него русских мастеров, и прежде всего Чехова и Толстого. Совершенно очевидны в «Доме, где разбиваются сердца» мотивы, вызванные «Вишневым садом». Однако в то время как Чехов верит в молодые силы, которые помогут насадить новый сад, Шоу подчеркивает обреченность героев, встретившихся на палубе дома-корабля, потерявшего курс.

«Дом, где разбиваются, сердца» пронизан символикой, которая помогает глубже понять смысл, вложенный автором в образы чаще всего парадоксальные. Смысл символов очевиден в образе корабля и в образе капитана, покинувшего капитанский мостик, и в образе команды, равнодушной к тому, куда держит курс корабль, на котором они находятся. Рисуя корабль потерявшим курс, а обитателей его людьми с разбитыми сердцами в столкновении с «лошадьми манежа», Шоу с горечью показывал трагедию английского общества и носителей его культуры, устремляющихся к неминуемому крушению, решительно высказывал свое отношение и к основам, на которых держалась капиталистическая цивилизация. Хаос, разброд царят в английском обществе. Неизбежный его финал - крушение.

Реализм Шоу приобрел в «Доме, где разбиваются сердца» новые формы художественного выражения. Резче выступили здесь гротескно-парадоксальные изобразительные средства. Драматург прибегает к фарсу и буффонаде. Парадоксальность образов и ситуаций получает местами почти фантастические очертания. Полуфантастическая условность образов станет еще более подчеркнутой во многих последующих произведениях драматурга, особенно в его политических «экстраваганцах» 30-х годов. Новая манера Шоу, основы которой были заложены в «Доме, где разбиваются сердца», не ослабляла его .реалистических обобщений.

Война 1914-1918 годов была воспринята драматургом иначе, чем многими английскими и европейскими писателями старшего поколения, и в частности Уэллсом. Хотя позиция Шоу в дни войны и не была лишена противоречий - противоречия жили в сознании Шоу от первых дней его сознательной жизни и до конца,- но уже в самом начале войны он выступил с протестом против ее несправедливости, обвинив как немецких, так и английских империалистов.

Шоу очень внимательно следил за тем, как развиваются события в новой России и старался понять их. Очень симптоматично, что в предисловии к «Дому, где разбиваются сердца», написанному после окончания пьесы, Шоу отрицательно отзывается об антирусской клевете, которую уже тогда широко начала распространять английская буржуазия. Октябрьская революция помогла Шоу глубже осмыслить обреченность буржуазного мира. Его политическая зоркость после революции заметно обострилась. Исторические события способствовали разочарованию писателя в фабианстве, но окончательно отказаться от его идей Шоу не удалось, пожалуй, до конца жизни.

  1. Заполнение таблицы

    Отметка

    Количество

    V (уже знал)


    + (новое для меня, не знал)


    ? (не понял, есть вопросы)


  2. Обсуждение материала – 4 минуты

III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления

  1. Диаграмма Венна – 10 минут

"Вишневый сад" А.П. Чехова и "Дом, где разбиваются сердца" Б.Шоу

Своей пьесе “Дом, где разбиваются сердца” Б.Шоу дал подзаголовок “Фантазия в русском стиле” – так он определил жанр своего произведения. Английский драматург, как и Чехов, обращается к теме буржуазно-дворянской интеллигенции, и хотя его герои, представители западной культуры, действуют в иных исторических и социальных обстоятельствах, нежели русские интеллигенты рубежа веков, но общее недовольство окружающей жизнью, ожидание перемен тоже становится фактом их повседневного существования. На это в первую очередь обратим внимание и проследим, как в сюжете произведения выражается эта мысль. Сразу оговоримся, что в пьесе Шоу нет подражания русскому драматургу, речь идёт о своеобразном развитии чеховских традиций, но некоторые детали сразу обращают на себя внимание. Например, Шоу поселил своих героев в доме, похожем на корабль. Дом-корабль – это так же красиво, как и дом, окруженный цветущим вишневым садом. В первой сцене “Дома, где разбиваются сердца” молодая особа читает Шекспира, так ведь и Лопахин в начале пьесы засыпает над книгой, и, скорее всего, это тоже был Шекспир, потому что в конце второго действия он обратится к Варе со словами: “Охмелия, о нимфа, помяни меня в твоих молитвах” (от такого любителя чтения трудно ждать, что он запомнит давно! прочитанную вещь); стук топора в последнем действии “Вишнёвого сада” обернется гулом бомбардировщика у Шоу, звук лопнувшей струны – мелодией флейты. Конечно, корабль не становится образом-символом, как вишнёвый сад, и не является центральным образом произведения, не несёт важной смысловой функции гул бомбардировщика и мелодия флейты, это лишь бытовые детали и не больше, но совпадения отнюдь не случайны.

Чтобы проследить особенности сценического движения обеих пьес, нужно вспомнить, что один из исследователей творчества Чехова Т.К. Шах-Азизова так характеризовала построение драмы Чехова: “Первый акт начинается с относительно медленного вступления, как бы экспозиции к действию…Движение первого акта довольно быстрое, бодрое, с последовательным наращиванием количества происшествий и действующих лиц, так что к концу акта мы уже знаем всех персонажей с их радостями и горестями, карты открыты и никакой тайны нет. Затем второй акт – замедленный, движение и общая тональность его приглушены, общий характер – лирическое раздумье… В этом акте психологически подготавливается кульминация – развиваются, усиливаются намеченные вначале настроения и стремления действующих лиц, приобретающие оттенок нетерпеливости, потребности что-то решить, что-то изменить для себя. Третьи акты у Чехова – обычно кульминационные…” Сценическое движение драмы Б.Шоу будет аналогичным. Проследим его развитие.

Действие первое. В доме старого капитана Шотовера появляется девушка, это Элли, приглашенная Гесионой Хэшебай,его дочерью. Ее никто не встретил, поэтому она садится на подоконник и ждет, когда кто-нибудь появится. Первой ее обнаруживает старая служанка, потом заходит сам капитан. С этого момента количество действующих лиц начинает стремительно нарастать: леди Эттеруорд, миссис Хэшебай, Мадзини, Гектор Хэшебай, Менген, Рэнделл Эттеруорд появляются друг за другом в обозначенной последовательности. Последовательно нарастает и количество происшествий. Из этого действия мы узнаем, что у капитана Шотовера две дочери. Одна, Гесиона Хэшебай, живет в его доме, другая, леди Эттеруорд, двадцать лет назад уехала, выйдя замуж. Этого капитан не может ей простить и делает вид, что не узнает ее, когда она появляется. Элли рассказывает Гесионе о своем отце, Мадзини, человеке бедном, и о женихе Менгене, богатом предпринимателе, затем о Марке Дарни, в которого она влюблена. Гесиона, в свою очередь, пытается отговорить Элли от брака по расчету, но девушка тверда в своем намерении. Картина получается исчерпывающей, все карты открыты, и никакой тайны нет. Уже в этом действии мы обращаем внимание на то, что английский драматург передал в пьесе тот тип общения, который свойственен русской, а не западной культуре. Это у русского человека есть потребность видеть в своём доме не только друзей, но и знакомых, делиться с ними мыслями и переживаниями, тогда как душевная жизнь западного человека более закрыта, и общение сводится больше к receptions, на которых все стоят и разговаривают о погоде. Способность русских к общению наверняка поразила Шоу, читавшего и Чехова, и Толстого, и Достоевского, и ему захотелось “пофантазировать”. В “Доме” такое же вавилонское столпотворение, как и у Раневской, споры, ссоры, примирения, и благодаря этому душевность атмосферы.

Действие второе. Тихий вечер, беседы, рассказы о себе. Мы следим за действием и понимаем, что герои Б.Шоу – милые люди, но жизнь их пуста. Поскольку пустое пространство стремится к заполнению, они заполняют свою жизнь обедами, вином, флиртом. Единственное событие, нарушающее тихое течение вечера, – это появление вора. (Линия Гиннес (служанка) – Билли Дэн (вор) нечто аналогичное линии Дуняша – Епиходов: судьба слуг является повторением судьбы их господ.) Это событие подчеркивает, что обитатели Дома – люди, неспособные принимать решение, брать на себя ответственность. Вора схватили, но отпускают, даже приплатив ему, только бы не было осложняющих жизнь хлопот.

Третье действие происходит в тихую безлунную ночь. Все обитатели Дома снова собрались вместе, На садовой скамье спит капитан Шотовер, рядом с ним сидит Элли, Гесиона с Менгеном прогуливаются позади них. Входит Гектор и останавливается рядом с леди Эттеруорд, томно раскинувшейся в гамаке. Нет только Мадзини и Рэнделла – они спят в своих комнатах. Разговор идет общий и вроде бы ни о чем, но очень быстро приобретает направление, выраженное репликой Гектора: “…Смысла в нас нет ни малейшего. Мы бесполезны, опасны. И нас следует уничтожить”. И ни у кого нет рецепта, как можно сделать жизнь осмысленной. Все это только разговоры, понемногу приобретающие оттенок нетерпеливости. Все чувствуют потребность что-то решить, что-то изменить для себя, но герои непрактичны и неэнергичны, и у них нет будущего.

Шоу, как и Чехов, вывел в пьесе три поколения: капитан Шотовер, мудрый старик, единственный кормилец семейства, дочери Гесиона и Ариадна, обрисованные наиболее сатирически, и юная Элли, представительница поколения, убежденного в том, что “содержать” душу “стоит гораздо дороже, чем, скажем, автомобиль”, поэтому мотив прошлого, настоящего и будущего прослеживается в произведении. Но не эти мотивы доминируют. Центральной будет тема пустоты жизни, потерянной красоты и любви, приближающейся катастрофы. (Яма с песком, динамит в руках капитана, взрыв?) Почему у обитателей Дома и их гостей обязательно разбиваются сердца? Почему такое большое место в их жизни занимает любовь? Ведь не любовь же должна быть целью существования, когда уже за пятьдесят? Нет другого занятия, потому что по факту происхождения герои могут позволить себе не работать? Задумаемся над этим. Герои не хотят жить в мире обыденном, а любовь уводит от обыденности. И все-таки их жизненная философия – философия беспомощная: стремиться еще раз пережить те прекрасные мгновения любви, которые однажды судьба подарила им.

В начале третьего действия герои пьесы слышат странные звуки. Менген – будто идет поезд, Гектор – грозное рычание неба, миссис Хэшебай – чудесное жужжание – один звук вызывает столь различные ассоциации. Герои или не догадываются, или не хотят знать, какая угроза над ними нависла. В конце пьесы раздается отдаленный глухой взрыв и все в недоумении: “Что это такое?” Что это такое, понимают Менген и вор, они бегут в сад, потому что там есть погреб, в нем можно спрятаться, а остальные воспринимают бомбардировку со странным воодушевлением: “А этот звук в небе? Чудесно! Точно настоящий оркестр”. Потом страшный взрыв сотрясает землю, пока все живы, бомба попала в песочную яму, где спрятались два деловых человека – Менген и вор. “Но какое замечательное ощущение! Я думаю – может быть, они снова прилетят”,– этой фразой заканчивается пьеса Б.Шоу. Страх смерти заменяет остроту переживаний, возвращает вкус к жизни. Пьеса заканчивается кульминационным моментом, развязки по сути нет, но третий акт как бы пролог ненаписанной драмы. Это тоже чеховская традиция.

В пьесе Б.Шоу, так же как у Чехова, приглушен конфликт, нет четкого деления на положительных и отрицательных героев. Вот перед нами Элли. Милая девушка, жертвующая собой, чтобы спасти отца, оказывается практичной и расчетливой особой, ищущей выгоду в браке с миллионером. Миссис Хэшебай хочет спасти Элли от этого брака, но делает она это, соблазняя Менгена. Непорядочным на первый взгляд представляется поведение Гектора, мужа миссис Хэшебай, который очаровал Элли, она влюбилась в него без памяти, но лгун и хвастунишка оказывается умным и добрым человеком. У него целый ящик медалей Альберта за спасение погибающих, и он никогда не хвастается тем, что совершил на самом деле, стыдится даже. Эта положительная черта характера выясняется тут же, стоило нам лишь ужаснуться его вероломству и нахальству. Да и Босс Менген столь же мало подходит на роль злодея, сколь и Лопахин. Шоу, конечно, не ставит знака равенства между понятиями красивый человек и добродетельный человек, но красивый и порядочный – да. Гесиона и Ариадна дьявольски красивы, Элли мила и привлекательна, Гектор очень красивый человек, а Менген, по словам одного из героев, чучело. Пока этот “человек очень непривлекательного вида” имеет намерение жениться на юной девушке, он может выглядеть злодеем, а когда пытается оградить себя от “маленькой авантюристки, которая ищет себе мужа, – уже жертва. Все герои вызывают сочувствие и симпатию, нет злодеев, на противодействии которым строится конфликт. Поэтому в пьесе разрушается сквозное действие, ключевое событие, организующее сюжетное единство драмы. В самом деле, миссис Хэшебай приглашает в свой дом Элли, ее отца и Менгена, расстроить чудовищный, с ее точки зрения, брак между девушкой и миллионером. (Кстати, почему ее так заботит судьба Элли, как она с ней познакомилась и узнала о ее проблемах, так и остается непонятным). Но к началу второго действия уже выясняется, что Элли тверда в своем намерении. Конфликт теряет силу и не получает другого оборота.

Б.Шоу, конечно, хорошо знал творчество Чехова, и проблематика чеховских драм не казалась ему исключительно русской, действие легко могло быть перенесено в любой буржуазный или интеллигентский дом в Европе. Он это и сделал, перенес в дом капитана Шотовера. Этот дом населил добрыми, милыми людьми, ведущими пустую жизнь и страдающими от этого. Но если у Чехова нельзя не заметить сочувствия к героям, то у Шоу нотки сочувствия приглушены. Дистанция между обликом героев и идеалами Чехова хорошо ощущается читателем благодаря образу вишневого сада, огромной неповторимой ценности, а у Шоу дом старого капитана – корабль, севший на мель, в плавание ему не пуститься. Образ сада – красоты, созданной общими усилиями природы и человека,– оказывается символом жизни разумной и свободной. Корабль у Шоу тоже символ красоты, поэзии, но он совершенно бесполезен и не рождает у читателя ощущения исторической перспективы. (художники рисуют афишу)

Физминутка «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): - 1 минута

Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. – 1 минута

  1. Обсуждение анализа – 4 минуты

  2. Тест на закрепление - 2 минуты

Тест

  1. Назовите годы жизни А. П. Чехова

А. 1812-1851г. г.; В. 1814-1841г. г.; С. 1860-1904 г. г.

2. Произведение Бернарда Шоу

А. «Пигмалион»; В. «Письмо отцу»; С. «Улис».

3. Назовите главную героиню пьесы «Вишневый сад»

А. Л. А. Раневская; В. И. Н. Аркадина; С. О. С. Прозорова.

4. Назовите годы жизни Бернарда Шоу

А. 1854-1906 г. г.; В. 1856-1950 г. г. С. 1841-1948 г. г.

5. Кто стоял у истоков «новой драмы»

А. Ибсен, Чехов, Шоу; В. Кокто, Шоу, Миллер; С. Туррини, Фрэнк, Чехов.

IV. Итог урока, выставление оценок и их комментирование – Стадия рефлексии

  1. Комментирование оценок – 5 минут

  2. «Синквейн» или дополнение «Солнышка» - 5 минут

V. Домашнее задание – 1 минута

  • Подготовить сообщение по жизни и творчеству А. И. Куприна (готовит Ирина Доскаль и Андрей Скиба)

  • Прочитать повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

  • Написать письмо из XXI века Чехову и Шоу (на выбор)

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сушкова Светлана Юрьевна

Дата: 18.03.2015

Номер свидетельства: 188543


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства