РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 5 – 7 классы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 5 – 7 классы
Раздел «Пояснительная записка»
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2010 год издания).
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно – прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как
средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории -исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения,что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: « Мир изобразительных (пластических) искусств; « Художественный язык изобразительного искусства»; « Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
-Закона «Об образовании» РФ и РО (в действующей редакции);
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями); утвержденного приказом МО и Н РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 (ред. 19.10.2009)
- Примерной программы основного общего образования по технологии;
- Методической рекомендации « Особенности преподавания учебного предмета» Технология» в 2014-2015 учебном году/ сост. Р.А.Вагизова.- Казань: ИРО РО,2014
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 15
-Учебного плана МБОУ школы № 15 на 2014-2015 учебный год;
- Годового календарного учебного графика МБОУ школы № 15 на 2014-2015 учебный год;
-Устава школы.
Цели изучения курса
• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях
живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
КОМПЕТЕНЦИИ
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность -использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность. адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность, оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Компетенция
Характеристика компетенции
Формирование компетенции учителем
Коммуникативная
Поведение в обществе, этикет, национальные традиции.
Работа в группах.
Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях.
Руководство во время работ и практических занятиях в группах.
Социокультурная
Применение на практике и в жизни ЗУНов: Приобретение навыков художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимания особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества.
Обучение основам
Ценностно - смысловая
Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом
Помощь при выборе темы проекта, творческой работы и при его создании.
Выработка навыков работы со справочной литературой.
Информационная
Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, CD-Rom, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств
Культуроведческая и природоведческая
Знакомство с культурой своего народа, края, с культурой других стран и народов.
Учебно - познавательная
Межпредметная связь
Использование демонстрационного материала.
Здоровье- сберегающие
Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, воспитание экологической культуры.
Инструктаж по технике безопасности.
Воспитание экологической культуры, проведение физкультминуток.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 5 – 7 классы »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №15
_________ А.Н. Хачатурьян
Приказ №203 от 30.08.2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Уровень общего образования (класс): 5 – 7 классы
Количество часов: 34
Учитель: Никитина Ирина Викторовна
Программа разработана на основе
учебной программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2010 год издания).
Раздел «Пояснительная записка»
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2010 год издания).
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно – прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как
средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории -исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения ,что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: « Мир изобразительных (пластических) искусств; « Художественный язык изобразительного искусства»; « Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
-Закона «Об образовании» РФ и РО (в действующей редакции);
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями); утвержденного приказом МО и Н РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 (ред. 19.10.2009)
- Примерной программы основного общего образования по технологии;
- Методической рекомендации « Особенности преподавания учебного предмета» Технология» в 2014-2015 учебном году/ сост. Р.А.Вагизова.- Казань: ИРО РО,2014
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 15
-Учебного плана МБОУ школы № 15 на 2014-2015 учебный год;
- Годового календарного учебного графика МБОУ школы № 15 на 2014-2015 учебный год;
-Устава школы.
Цели изучения курса
• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях
живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
КОМПЕТЕНЦИИ
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность -использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность. адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность, оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Компетенция
Характеристика компетенции
Формирование компетенции учителем
Коммуникативная
Поведение в обществе, этикет, национальные традиции.
Работа в группах.
Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях.
Руководство во время работ и практических занятиях в группах.
Социокультурная
Применение на практике и в жизни ЗУНов: Приобретение навыков художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимания особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества.
Обучение основам
Ценностно - смысловая
Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом
Помощь при выборе темы проекта, творческой работы и при его создании.
Выработка навыков работы со справочной литературой.
Информационная
Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, CD-Rom, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств
Культуроведческая и природоведческая
Знакомство с культурой своего народа, края, с культурой других стран и народов.
Учебно - познавательная
Межпредметная связь
Использование демонстрационного материала.
Здоровье- сберегающие
Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, воспитание экологической культуры.
Инструктаж по технике безопасности.
Воспитание экологической культуры, проведение физкультминуток.
Раздел 3. «Место учебного предмета в учебном плане»
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа в год.
Содержание программы направлено на личностный поиск, открытие для себя ценностей искусства, мотивирующих интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности в своей жизни. Данная программа основана на раскрытии идеи значимости искусства в жизни человека и общества. Освоение разнообразных функций искусства происходит в исследовательской и художественно-деятельностной форме. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры, как способ самопознания и утверждения уникальной индивидуальности. Программа построена так, чтобы дать школьникам представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. На основе наблюдения окружающей действительности развиваются способности учащихся к формированию интереса к внутреннему миру человека, к осознанию своего видения мира и отношения к нему. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, а это возможно в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью, - происходит развитие ребенка и формируется его ценностное отношение к миру.
Раздел «Тематическое планирование»
№
Модуль (ГЛАВА)
Количество часов
5 класс
Древние корни народного искусства
8
Связь времен в народном искусстве
8
Декор- человек, общество, время
12
Декоративное искусство в современном мире
6
6 класс
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
9
Мир наших вещей. Натюрморт.
9
Вглядываясь в человека. Портрет.
9
Человек и пространство в изобразительном искусстве.
7
7 класс
Изображение фигуры человека и образ человека.
8
Поэзия повседневности.
9
Великие темы жизни.
11
Реальность жизни и художественный образ (обобщающая)
6
Раздел «Календарно-тематическое планирование»
5 класс
Дата
№ урока
тема урока
Компетенции, формируемые на уроке
Использование ТСО
Домашнее задание
6.09.14
1.
Древние образы в народном искусстве
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
с.12 чит
13.09.14
2.
Декор русской избы.
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
Подбор репродукций, открыток по теме «Интерьер народного жилища», с.20
20.09.1
3.
Внутренний мир русской избы
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с 30 чит
27.09.14
4.
Внутренний мир русской избы
Мультимедиа
4.10.14
5.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
Подбор иллюстрированного материала по выбранной теме:
народная мебель;
народная посуда;
народная вышивка
11.10.14
6.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с 44 чит
18.10.14
7.
Народный праздничный костюм
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с 50 чит
25.10.14
8.
Народные праздничные обряды.
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с 59 чит
15.11.14
9.
Древние образы в современных народных игрушках.
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
Подбор материала к теме «Глиняная расписная игрушка»
22.11.14
10.
Древние образы в современных народных игрушках.
29.11.14
11.
Древние образы в современных народных игрушках.
Сообщения: Гжель Хохлома Жостово
6.12.14
12.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
13.12.14
13.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с82 чит
20.12.14
14.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с92 чит
27.12.14
15.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Мультимедиа
с95 чит
17.01.15
16.
Роль народных промыслов в современной жизни.
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
24.01.15
17.
Зачем людям украшения
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с104чит
31.01.15
18.
Декор и положение человека в обществе.
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
7.02.15
19.
Декор и положение человека в обществе
с108чит
14.02.15
20.
Декор и положение человека в обществе
21.02.15
21.
Одежда говорит о человеке
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Ценностно-смысловая
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с118чит
27.02.15
22.
Одежда говорит о человеке
7.03.15
23.
Одежда говорит о человеке
14.03.15
24.
Одежда говорит о человеке
28.03.15
25.
О чем рассказывают гербы и эмблемы
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Ценностно-смысловая
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
4.04.15
26.
О чем рассказывают гербы и эмблемы
11.04.15
27.
О чем рассказывают гербы и эмблемы
18.04.15
28.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
18.04.15
29.
Современное выставочное искусство
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
18.04.15
30.
Современное выставочное искусство
25.04.15
31.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
Коммуникативная
Социокультурная
Культуроведческая
Учебно-познавательная
Информационная
Здоровьесберегающая
Мультимедиа
16.05.15
32.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
Мультимедиа
23.05.15
33.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
Мультимедиа
30.05.15
34.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства
Мультимедиа
6 класс
сроки
№ урока
тема урока
Компетенции, формируемые на уроке
Использование ТСО
Домашнее задание
3.09.14
1.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная.
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
Подобрать репродукции к каждому виду изобразительного искусства
10.09.
2.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с24 чит
17.09.
3.
Чёрное и белое – основа языка графики.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с34 чит
24.09
4.
Линия и её выразительные возможности.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с30 чит
1.10
5.
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с36 чит
8.10
6.
Цвет. Основы цветоведения.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с38 чит
15.10
7.
Цвет в произведениях живописи.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с43 чит
22.10
8.
Объёмные изображения в скульптуре.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
С 48 чит
29.10
9.
Основы языка изображения .
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с52 чит
12.11
10.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с56 чит
19.11
11.
Изображение предметного мира. Натюрморт.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с58 чит
26.11
12.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с62 чит
3.12
13.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с64 чит
10.12
14.
Освещение. Свет и тень.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с68 чит
17.12
15.
Натюрморт в графике.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с76 чит
24.12
16.
Цвет в натюрморте.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с78 чит
14.01. 15
17.
Цвет в натюрморте.
21.01
18.
Выразительные возможности натюрморта.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с 86 чит
28.01
19.
Образ человека – главная тема в искусстве.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с 90 чит
4.02
20.
Конструкция головы человека и её пропорции.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с102 чит
11.02
21.
Изображение головы человека в пространстве.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с106 чит
18.02
22.
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с112 чит
25.02
23.
Портрет в скульптуре.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с108 чит
4.03
24.
Сатирические образы человека.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с116 чит
11.03
25.
Портрет в живописи.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с108чит
1.04
26.
Роль цвета в портрете. Образные возможности освещения в портрете.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с122 чит
8.04
27.
Музеи мира. Великие портретисты.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
Подбор материалов в интернете
15.04
28.
Жанры в изобразительном искусстве.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с138 чит
22.04
29.
Изображение пространства.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с142 чит
29.04
30.
Правила линейной и воздушной перспективы.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с 146 чит
6.05
31.
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с148 чит
13.05
32.
Пейзаж-настроение. Природа и художник.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с152 чит
20.05
33.
Городской пейзаж.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с168 чит
27.05
34.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
с172 чит
7 класс
сроки
№ урока
тема урока
Компетенции, формируемые на уроке
Использование ТСО
Домашнее задание
3.09. 14
1.
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с7 чит
10.09.
2.
Гармония и контраст в плоскостных композициях.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с15 чит
17.09
3.
Прямые линии и организация пр-ва.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная.
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с21 чит
24.09
4.
Цвет элемент композиционного просанства.
с23 чит
1.10
5.
Свободные формы : линии и тоновые пятна.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с25 чит
8.10
6.
Искусство шрифта
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с29 чит
15.10
7.
Композиционные основы макетирования.
с33 чит
22.10
8.
Композиционные основы макетирования.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с39 чит
29.10
9.
Многообразие форм графического дизайна.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с41 чит
12.11
10.
Объект и пространство..
с49 чит
19.11
11.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
54чит
26.11
12.
Здание как сочетание различных объемов.
3.12
13.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Мультимедиа
с65 чит
10.12
14.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с71 чит
17..12
15.
Цвет в формотворчестве.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с83 чит
24.12 31.12
16.
Проект «Сочинение вещи». Итоговая выставка.
с81 чит задание
14.01
17.
Город и человек. Город сквозь времена и страны.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с 89 чит
21.01
18.
Город сегодня и завтра..
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с103чит
28.01
19.
Живое пространство города
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
с111 чит
4.02
20.
Городской дизайн.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
С.117 чит.
11.02
21.
Интерьер и вещь в доме.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
.с.120 чит
18.02
22.
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве
С.173 чит.
25.02
23.
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
Подобрать мат в итернете.
4.03
24.
Тематическая картина в русском искусстве разных эпох.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
подбор материала в интернете
11.03
25.
Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.
1.04
26.
«Укрощение» коней в живописи и скульптуре.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
Подбор материала в интернете
8.04
27.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
15.04
28.
Место и роль картины в искусстве XX века. Современное искусство.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
Подбор материала в интернете
22.04
29.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
29.04
30.
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
6.05
31.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
13.05
32.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
20.05
33.
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Мультимедиа
27.05
34.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Коммуникативная
Социокультурная
Учебно-познавательная
Здоровье- сберегающие
Раздел «Результаты освоения учебного предмета»
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/уметь:
5 класс
Учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно – прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства;
- несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий;
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен;
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно – прикладного искусства.
6 класс
Учащиеся должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться красками, несколькими графическими материалами;
- видеть конструктивную форму предмета;
- создавать творческие композиционные работы.
7 класс
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве;
- о роли художественной иллюстрации.
Учащиеся должны уметь:
- владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне.
Контроль реализации программы
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля знаний:
Викторины
Кроссворды
Тестирование
Урок-игра
Творческие работы
Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» с краткими методическими рекомендациями 1-9 классы / под редакцией Б.М. Неменского- 3-е издание.- Москва: Просвещение ,2012
Изобразительное искусство: декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
Энциклопедия тайн и загадок «Чудеса света» -Белый город, Москва, 2008
Искусство. Энциклопедия. Авторы: Абеляшева Г.В., Аристова В.В. и др. Москва, РОСМЭН, 2005
Энциклопедия рисования. Редакторы А.Смит и Д.Тетчелл. Москва «РОСМЭН», 2007
Изобразительное искусство в школе. Научно – методический журнал №1, №2, №3, №4, №5 – 2010
Печатные пособия: плакаты, таблицы с изображением поэтапного рисунка орнамента и примерами основных элементов различных видов росписей художественных промыслов России; схемы изображения растений, деревьев, животных, птиц, фигуры человека в русском и древнегреческом орнаментах; схемы поэтапного изображения предметов народного промысла.
Оборудование: мультимедиапроектор, текстовый редактор, редактор создания презентаций, комплекты компакт-дисков с видеофильмами по темам и разделам курса для 5- 8 классов.
Модели и натурный фонд: вышитые полотенца, глиняные игрушки, предметы современных народных промыслов