И это все о нем. Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова
И это все о нем. Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова
Тип урока: исследование текста.
Цели и задачи урока:
Обучающие:
раскрыть проблемы, которые поднимает Лермонтов в своем произведении.
Развивающие:
формировать интеллектуальные умения через работу с текстуальными источниками (словари, учебник, справочный материал, дополнительная литература)
способствовать развитию творческих способностей учащихся
формировать активную жизненную позицию, через самостоятельный поиск проблемы
Воспитывающие:
воспитывать уважение к родному языку и слову в произведении М.Ю. Лермонтова
способствовать формированию ответственного отношения, взаимопомощи и сплоченности в коллективе при групповой работе учащихся
формировать эмоционально-ценностное восприятие мира учащихся
формировать новый взгляд на преемственность поколений, осмысление собственной жизни и деятельности в плане уважения традиций, сопереживания, сострадания.
Слово учителя: Добрый день! Урок сегодня мы начнем с притчи «Вкус жизни»:
Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос:
— Можешь ли ты объяснить мне, в чём цель жизни?
— Не могу, — последовал ответ.
— Тогда хотя бы скажи — в чём её смысл?
— Не могу.
— А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по Ту Сторону?
— Не могу.
Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете?
Мастер успокоил их, сказав:
— Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал её вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нём.
Учитель: Ребята, скажите, о чем эта притча? Каков ее основной смысл?
(Ответы учащихся примерно таковы: притча раскрывает вопросы поиска смысла жизни, путь исканий героя. Притча приводит к размышлению о том, почему человек не останавливается на достигнутом, ради чего он живет.)
Учитель: Обратите внимание на доску. Это слова героя романа о себе. Соотнесите, пожалуйста, данный эпиграф с притчей.
На доске записан эпиграф: «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».
(Учащиеся предварительно получили задание прочесть роман Лермонтова «Герой нашего времени», поэтому знакомы с текстом. Они свободно делают вывод о том, что Печорин равнодушен ко всему, ни к чему не стремится, что можно увидеть жизненный тупик героя, из которого он не видит или не хочет видеть выход и т.д. ).
Рассматривать героя с позиции самого героя было бы не верно, однобоко, скучно. Сегодня на уроке попытаемся взглянуть на Печорина глазами других героев. Для этого я предлагаю вам разделиться на 7 групп, каждая из которых получит задание. Группам будет выдан лист с известными изречениями, афоризмами, которые вы можете использовать в своей работе для подтверждения своей точки зрения, ссылку также вы можете проводить на притчу и другие источники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И это все о нем. Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова»
Литература 9 класс. Лермонтов «Герой нашего времени».
Тема урока: «И это все о нем». Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени».
Я работаю учителем литературы в общеобразовательном лицее, исходя из статуса образовательного учреждения, понимаю, что основная деятельность учащихся направлена на изучение точных предметов. Подготовка к каждому уроку литературы (в данном случае я говорю не о единичных уроках, а о системном подходе) начинается с осмысления тезиса : «никто не может жить в обществе и быть от него свободным», однако при этом каждый имеет право свободного выбора своего жизненного пути, возможность для самореализации. Проще всего предложить учащимся материал для изучения, услышать его интерпретацию, оценить ответы. Необходимое мотивирование учащихся к качественному труду и вовлечение в процесс постоянного улучшения деятельности, говорит о системном подходе на уроках, в частности, это, прежде всего, единство цели, процессов и результата. Современный заказ системе образования направлен на формирование социально ориентированного поколения россиян, поэтому образовательная, воспитательная работа в школе должна быть направлена на выполнение государственного заказа. В своей педагогической деятельности я руководствуюсь основными задачами, оформленными в документах: «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования», «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников», государственная программа «Гражданское образование населенияРоссийской Федерации на 2006-2010 гг.». В данных документах актуализируется возрастающая роль школы как социального института в формировании гражданской компетентности у молодежи.
Процесс становления компетентности как «доказанной готовности к деятельности» может осуществляться только в системной деятельности тех, кто учит и тех, кто учится. Компетентность может реализовываться только в деятельности. Поэтому гражданская компетентность предполагает как наличие определенной жизненной позиции, так и внутренней готовности к ее реализации и может проявиться только в реальной жизненной ситуации.
Задача учителя литературы в рамках гражданского воспитания состоит в реализации компетентностного, деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности, перед собой я ставлю задачу – создать, прежде всего, доброжелательную атмосфер, чем лучше организовано наше окружение, тем продуктивнее и эффективнее будут наши мысли. Создавая условия для развития творческой личности, я не только учу, но и учусь у своих учеников, поощряю, чтобы учащиеся получали радость от приобретенных знаний, несли ответственность за свои действия, решения и поступки. Генри Форд утверждал: «Собратьсявместе – это начало, держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех!»
Значит, основные виды деятельности на уроке, способствующие формированию актуальных компетентностей, должны готовить учащихся к реальной жизни, причем значимая роль в этой жизни отведена взаимодействию, взаимоотношениям, коммуникации. Значимая роль на уроках литературы принадлежит чтению, перечитыванию, вчитыванию. Нам не все равно, каким будет мировоззрение, гражданская и нравственная позиция современных школьников, будущих студентов и полноправных граждан нашей страны.
На уроках и во внеурочной деятельности особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить ученика и построить эффективную систему ее гражданского воспитания через специально задаваемую деятельность. Каждый урок я моделирую, учитывая активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности моих учеников.
Выдающийся математик и педагог Дж. Пойа писал: «Учитель обязан хорошо знать то, чему он собирается учить. Он должен показывать учащимся, как решать задачи, должен стараться, чтобы учащиеся лучше овладели предметом, научились лучше рассуждать, его задача – стимулировать и поощрять творческое мышление».
Тип урока: исследование текста.
Цели и задачи урока:
Обучающие:
раскрыть проблемы, которые поднимает Лермонтов в своем произведении.
Развивающие:
формировать интеллектуальные умения через работу с текстуальными источниками (словари, учебник, справочный материал, дополнительная литература)
способствовать развитию творческих способностей учащихся
формировать активную жизненную позицию, через самостоятельный поиск проблемы
Воспитывающие:
воспитывать уважение к родному языку и слову в произведении М.Ю. Лермонтова
способствовать формированию ответственного отношения, взаимопомощи и сплоченности в коллективе при групповой работе учащихся
формировать эмоционально-ценностное восприятие мира учащихся
формировать новый взгляд на преемственность поколений, осмысление собственной жизни и деятельности в плане уважения традиций, сопереживания, сострадания.
Слово учителя: Добрый день! Урок сегодня мы начнем с притчи «Вкус жизни»:
Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос:
— Можешь ли ты объяснить мне, в чём цель жизни?
— Не могу, — последовал ответ.
— Тогда хотя бы скажи — в чём её смысл?
— Не могу.
— А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по Ту Сторону?
— Не могу.
Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете?
Мастер успокоил их, сказав:
— Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал её вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нём.
Учитель: Ребята, скажите, о чем эта притча? Каков ее основной смысл?
(Ответы учащихся примерно таковы: притча раскрывает вопросы поиска смысла жизни, путь исканий героя. Притча приводит к размышлению о том, почему человек не останавливается на достигнутом, ради чего он живет.)
Учитель: Обратите внимание на доску. Это слова героя романа о себе. Соотнесите, пожалуйста, данный эпиграф с притчей.
На доске записан эпиграф: «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».
(Учащиеся предварительно получили задание прочесть роман Лермонтова «Герой нашего времени», поэтому знакомы с текстом. Они свободно делают вывод о том, что Печорин равнодушен ко всему, ни к чему не стремится, что можно увидеть жизненный тупик героя, из которого он не видит или не хочет видеть выход и т.д. ).
Рассматривать героя с позиции самого героя было бы не верно, однобоко, скучно. Сегодня на уроке попытаемся взглянуть на Печорина глазами других героев. Для этого я предлагаю вам разделиться на 7 групп, каждая из которых получит задание. Группам будет выдан лист с известными изречениями, афоризмами, которые вы можете использовать в своей работе для подтверждения своей точки зрения, ссылку также вы можете проводить на притчу и другие источники.
Цитирование и ссылка – это один из необходимых видов работы во время исследования. Что такое научное исследование, 80% учащихся знает, начиная с 7 класса, именно с этого возраста педагоги вовлекают их научно-исследовательскую деятельность на разных уровнях: лицейском, районном, краевом, региональном.
Ваша задача будет состоять в том, чтобы создать дневниковую страницу героя о Печорине. Предположите, что бы мог сказать каждый из них о Григории Александровиче.
(На данном этапе можно проверить, насколько качественно был изучен материал, могут ли учащиеся ориентироваться в прочитанном тексте. Ведь, как было сказано выше, внимательное вчитывание и личный опыт могут привести к грамотному выводу, видению и обозначению совей гражданской позиции).
Прежде чем приступить к групповой работе, я акцентирую внимание учащихся на художественно – языковые средства, учащиеся вспоминают такие понятия как:
Детализация выделение характерной черты героя, описание нравов общества; деталь выражает авторскую позицию к герою или явлению.
Антитеза- контраст между словами, образами, персонажами, композиционными элементами. Антитеза является выразительным художественным приемом, способным оказать глубокое эмоциональное воздействие на читателя.
Психологизм подробное и глубокое изображение в литературе внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, переживаний, желаний, настроений.
Характер отраженная в литературном произведении человеческая личность с присущими ей социальными и психологическими чертами.
Рефлексия анализ персонажем своего психологического состояния (чувств, поступков, мировосприятия).
2.Этап групповой работы: задание группам и раздаточный материал (афоризмы, содержание которых может составить сам преподаватель).
1 группа: Что мог бы сказать Грушницкий о Печорине. (Возьмите во внимание, что героев связывает дружба сверстников; безжалостность со стороны Печорина; зависть и злость, соперничество со стороны Грушницкого).
2 группа: Вернер о Печорине. (Возьмите во внимание, что героев связывает обоюдный интерес: философская ироничность со стороны Вернера, созерцательная симпатия со стороны Печорина).
3 группа: Максим Максимович о Печорине. (Возьмите во внимание, что героев связывает мнимая дружба: равнодушие и безразличие Печорина, интерес, преданность и сочувствие Максима Максимовича).
4 группа. Бэла о Печорине. (Возьмите во внимание, что героев связывает любовь: сильное влечение Бэлы и быстрая потеря интереса, равнодушие Печорина).
5 группа. Княжна Мери о Печорине. (Возьмите во внимание, что героев связывает влюбленность до безумия Мери и холодность Печорина).
6 группа. Вера о Печорине. (Возьмите во внимание, что героев связывает «рабство» и любовь).
7. группа «Печорин о себе» (взять во внимание лежащее в основе его характера противоречие: эгоист, равнодушный, скучающий человек и страдающая от собственных поступков, рефлексирующая личность)
Афоризмы
Люди редко выставляют напоказ недостатки – большинство старается прикрыть их привлекательной оболочкой. О. Бальзак.
Чем больше скрытничаешь, тем больше даешь пищу для разных нелепых слухов, которые в десять раз хуже истины. С. Моэм.
Несчастья свои скрывай, чтобы не обрадовать своих врагов. Периандр.
Способ нагнать скуку состоит в том, чтобы говорить решительно все. Вольтер.
Скука – болезнь счастливых; несчастные никогда не скучают, у них слишком много дел. А. Дюфрен.
Скука – это энергия, не находящая выхода. Т. Уайлдер.
Измениться не может никто, но стать лучше может каждый. Э. Фейхтерслебен.
Убейте вашу совесть – это самый большой враг всякого, кто хочет быстро добиться успеха в жизни. О. Мирабо.
Судьба сокрушает нас двояким образом: отказывая нам в наших желаниях и исполняя их. А. Амиель.
Судьба не случайность, а предмет выбора; ее не ожидают, а завоевывают. У. Брайан.
Гораздо важнее не судьба человека, а то, как он сам ее воспринимает. В. Гумбольдт.
Внутренней пустотой объясняется погоня за обществом, за всякого рода развлечениями, удовольствиями и роскошью, которая многих приводит к роскоши, а затем и к нищите. Неизвестный автор.
Очень счастливые люди, равно как очень несчастные , одинаково склонны к черствости. Ш. Монтескье.
Что такое циник? Человек, знающий всему цену, но не знающий ценности. О. Уайльд.
Чтобы стать циником, нужно быть умным; чтобы хватило ума не стать им, нужно быть мудрым…. Ф. Херст.
Великая бездна – сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца. Аврелий Августин.
Сказать, что человек состоит из силы и слабости, из разумения и ослепления, из ничтожества и величия, - это значит не осудить его, а определить его сущность. Д.Дидро.
3 этап. Защита работ, проектов, демонстрация пройденного материала. Здесь важно учитывать и знание текста, и умение интерпретировать и анализировать текст, умение ссылаться при ответе на цитаты, аргументированность ответа.
Хочу поделиться некоторыми работами учащихся.
Группа, раскрывающая образ Печорина глазами Бэлы, создала презентацию (Приложение 1).
Участники 7 группы создали такую дневниковую страничку (Приложение 2).
4.Вывод.
На данном этапе работы необходимо подвести итог, развивая критическое мышление учащихся. Каждую группу я прошу составить вопросы по тексту, на которые нельзя дать однозначный ответ ( так называемые «толстые» вопросы как элемент технологии развития критического мышления учащегося). Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ, и те, на которые ответить определенно невозможно, это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначный ответ. (Например, почему герой обречен на одиночество в кругу людей, понимающих и любящих его?). чем больше будет таких вопросов, тем выше вероятность осознания личностных проблем героя, умение разобраться в понятии «психологизм».
Демонстрация своих вопросов. Ответы на вопросы.
Принципиально важным для меня на данном этапе работы является не опрос учеников, а ответы по желанию: одни разобрались с (поняли психологические сложности героя и объяснили их происхождение) данным произведением, другим нужно время для рефлексии, третьи придут к этому через годы.
5. Домашняя работа.
Напишите эссе, ответив на вопросы: 1) В чем смысл человеческого счастья, жизни? Что, по-вашему, значит: любить и ненавидеть, сострадать и оставаться равнодушным? Что значит быть человеком? 2) Современен ли Печорин, похож ли он на героя моего времени?