kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель русского языка и литературы – Акпарова Гульнара Сейткалиевна

 

10 класс                                                     Русская литература

Тема: Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Цели: 1.Формировать у учащихся понятие о романе как жанре повествовательной литературы, познакомить обзорно с романом Лермонтова  «Герой нашего времени».

2. Развивать у учащихся  навык осмысленного чтения.

3. Воспитывать интерес к творчеству Лермонтова.

Тип урока:  изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: иллюстрации к роману

 Ход урока:

1.      Организационный момент.

2.      Опрос домашнего задания.

Рассказать наизусть отрывок из стихотворения Лермонтова «На смерть поэта»

3.      Изучение нового материала.

Запись в тетрадь.

Роман – жанр повествовательной литературы, который позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни. Особенностью романа является разветвленность сюжета, которая отражает сложность отношений в обществе и рисует человека в системе его социальных связей, характер – в обусловленности средой.

Романы бывают исторические, приключенческие, фантастические, философские, социально – бытовые.

         Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов и сцен произведения.

         В романе М.Ю. Лермонтова,  состоящем из пяти повестей и рассказов, объединенных главным действующим лицом – Печориным, композиция подчинена одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя своего времени, так как «история души человеческой, - как заявляет автор, - хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,  особенно, когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

         Каждая повесть имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но основной герой объединяет все эти произведения в нечто цельное, в единый роман. И если взять историю Печорина, изображаемую в романе, то события его жизни располагаются в определенной последовательности.

         Бывший гвардейский офицер, за что-то переведенный на Кавказ, Печорин едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань. Здесь с ним случилось то приключение, о котором рассказывается в повести «Тамань». Отсюда он приезжает в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость. Во время его службы в крепости происходят события, рассказываемые в повести «Бэла» и «Фаталист». Проходит несколько лет, Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию. По дороге оттуда он встречается в последний раз с Максимом Максимовичем («Максим Максимович»).

         Образ Печорина.

Это человек 30-х годов 19 века, времени разгула реакции, когда декабристы были разбиты, а революционные демократы еще не появились.

         Природная одаренность П резко бросается в глаза читателю романа, который видит в нем героя, намного возвышающегося над другими персонажами. Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле П. Острый ум П позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Он дает меткие и точные характеристики людям, с которыми встречается. Сердце П способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно. П – сильная, волевая натура. Он жаждет деятельности,  при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному определению, - «нравственный калека». Его характер и поведение отличаются крайней противоречивостью, как и его внешность, которая, по мнению Лермонтова, отражает внутренний облик человека.

         Рисуя портрет Печорина, писатель постоянно подчеркивает странности своего героя. Глаза П «не смеялись, когда он смеялся».

Накануне дуэли, вспоминая всю свою жизнь, П задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Наверное, для высокой цели, но П не нашел своего высокого предназначения, не нашел деятельности, достойной его сил. Он тратит силы на действия, разрушающие жизнь других. Всем, с кем он соприкасается, он приносит беду.

         Кто же виноват в том, что П превратился в лишнего человека? Сам П отвечает на этот вопрос так: «Моя душа испорчена светом». Лермонтов так дает авторское понимание героя: П – собранный из пороков того времени образ.

 

4.      Закрепление нового материала.

Чтение отрывков из глав «Бэла». Работа по вопросам к данной главе.

5.      Домашнее задание.

стр., 87-109, прочитать главу «Бэла».

6.      Итог урока.

 

 Учитель русского языка и литературы – Акпарова Гульнара Сейткалиевна

 

10 класс                                                     Русская литература

Тема: Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Цели: 1.Формировать у учащихся понятие о романе как жанре повествовательной литературы, познакомить обзорно с романом Лермонтова  «Герой нашего времени».

2. Развивать у учащихся  навык осмысленного чтения.

3. Воспитывать интерес к творчеству Лермонтова.

Тип урока:  изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: иллюстрации к роману

 Ход урока:

1.      Организационный момент.

2.      Опрос домашнего задания.

Рассказать наизусть отрывок из стихотворения Лермонтова «На смерть поэта»

3.      Изучение нового материала.

Запись в тетрадь.

Роман – жанр повествовательной литературы, который позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни. Особенностью романа является разветвленность сюжета, которая отражает сложность отношений в обществе и рисует человека в системе его социальных связей, характер – в обусловленности средой.

Романы бывают исторические, приключенческие, фантастические, философские, социально – бытовые.

         Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов и сцен произведения.

         В романе М.Ю. Лермонтова,  состоящем из пяти повестей и рассказов, объединенных главным действующим лицом – Печориным, композиция подчинена одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя своего времени, так как «история души человеческой, - как заявляет автор, - хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,  особенно, когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

         Каждая повесть имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но основной герой объединяет все эти произведения в нечто цельное, в единый роман. И если взять историю Печорина, изображаемую в романе, то события его жизни располагаются в определенной последовательности.

         Бывший гвардейский офицер, за что-то переведенный на Кавказ, Печорин едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань. Здесь с ним случилось то приключение, о котором рассказывается в повести «Тамань». Отсюда он приезжает в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость. Во время его службы в крепости происходят события, рассказываемые в повести «Бэла» и «Фаталист». Проходит несколько лет, Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию. По дороге оттуда он встречается в последний раз с Максимом Максимовичем («Максим Максимович»).

         Образ Печорина.

Это человек 30-х годов 19 века, времени разгула реакции, когда декабристы были разбиты, а революционные демократы еще не появились.

         Природная одаренность П резко бросается в глаза читателю романа, который видит в нем героя, намного возвышающегося над другими персонажами. Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле П. Острый ум П позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Он дает меткие и точные характеристики людям, с которыми встречается. Сердце П способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно. П – сильная, волевая натура. Он жаждет деятельности,  при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному определению, - «нравственный калека». Его характер и поведение отличаются крайней противоречивостью, как и его внешность, которая, по мнению Лермонтова, отражает внутренний облик человека.

         Рисуя портрет Печорина, писатель постоянно подчеркивает странности своего героя. Глаза П «не смеялись, когда он смеялся».

Накануне дуэли, вспоминая всю свою жизнь, П задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Наверное, для высокой цели, но П не нашел своего высокого предназначения, не нашел деятельности, достойной его сил. Он тратит силы на действия, разрушающие жизнь других. Всем, с кем он соприкасается, он приносит беду.

         Кто же виноват в том, что П превратился в лишнего человека? Сам П отвечает на этот вопрос так: «Моя душа испорчена светом». Лермонтов так дает авторское понимание героя: П – собранный из пороков того времени образ.

 

4.      Закрепление нового материала.

Чтение отрывков из глав «Бэла». Работа по вопросам к данной главе.

5.      Домашнее задание.

стр., 87-109, прочитать главу «Бэла».

6.      Итог урока.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» »

Учитель русского языка и литературы – Акпарова Гульнара Сейткалиевна



10 класс Русская литература

Тема: Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Цели: 1.Формировать у учащихся понятие о романе как жанре повествовательной литературы, познакомить обзорно с романом Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Развивать у учащихся навык осмысленного чтения.

3. Воспитывать интерес к творчеству Лермонтова.

Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: иллюстрации к роману

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Опрос домашнего задания.

Рассказать наизусть отрывок из стихотворения Лермонтова «На смерть поэта»

3. Изучение нового материала.

Запись в тетрадь.

Роман – жанр повествовательной литературы, который позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни. Особенностью романа является разветвленность сюжета, которая отражает сложность отношений в обществе и рисует человека в системе его социальных связей, характер – в обусловленности средой.

Романы бывают исторические, приключенческие, фантастические, философские, социально – бытовые.

Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов и сцен произведения.

В романе М.Ю. Лермонтова, состоящем из пяти повестей и рассказов, объединенных главным действующим лицом – Печориным, композиция подчинена одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя своего времени, так как «история души человеческой, - как заявляет автор, - хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно, когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Каждая повесть имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но основной герой объединяет все эти произведения в нечто цельное, в единый роман. И если взять историю Печорина, изображаемую в романе, то события его жизни располагаются в определенной последовательности.

Бывший гвардейский офицер, за что-то переведенный на Кавказ, Печорин едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань. Здесь с ним случилось то приключение, о котором рассказывается в повести «Тамань». Отсюда он приезжает в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость. Во время его службы в крепости происходят события, рассказываемые в повести «Бэла» и «Фаталист». Проходит несколько лет, Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию. По дороге оттуда он встречается в последний раз с Максимом Максимовичем («Максим Максимович»).

Образ Печорина.

Это человек 30-х годов 19 века, времени разгула реакции, когда декабристы были разбиты, а революционные демократы еще не появились.

Природная одаренность П резко бросается в глаза читателю романа, который видит в нем героя, намного возвышающегося над другими персонажами. Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле П. Острый ум П позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Он дает меткие и точные характеристики людям, с которыми встречается. Сердце П способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно. П – сильная, волевая натура. Он жаждет деятельности, при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному определению, - «нравственный калека». Его характер и поведение отличаются крайней противоречивостью, как и его внешность, которая, по мнению Лермонтова, отражает внутренний облик человека.

Рисуя портрет Печорина, писатель постоянно подчеркивает странности своего героя. Глаза П «не смеялись, когда он смеялся».

Накануне дуэли, вспоминая всю свою жизнь, П задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Наверное, для высокой цели, но П не нашел своего высокого предназначения, не нашел деятельности, достойной его сил. Он тратит силы на действия, разрушающие жизнь других. Всем, с кем он соприкасается, он приносит беду.

Кто же виноват в том, что П превратился в лишнего человека? Сам П отвечает на этот вопрос так: «Моя душа испорчена светом». Лермонтов так дает авторское понимание героя: П – собранный из пороков того времени образ.



4. Закрепление нового материала.

Чтение отрывков из глав «Бэла». Работа по вопросам к данной главе.

5. Домашнее задание.

стр., 87-109, прочитать главу «Бэла».

6. Итог урока.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Тема: Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Автор: Акпарова Гульнара Сейткалиевна

Дата: 04.10.2014

Номер свидетельства: 116412

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока по литературе Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова" Герой нашего времени""
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekturokapolitieraturiezhienskiieobrazyvromaniemiuliermontovagieroinashieghovriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "259885"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448856519"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Человек есть тайна. Анализ образа Печорина(по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени") "
    ["seo_title"] => string(100) "chieloviek-iest-taina-analiz-obraza-piechorina-po-romanu-m-iu-liermontova-gieroi-nashiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "153375"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420997540"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока "Смысл названия романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс. "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-smysl-nazvaniia-romana-m-iu-liermontova-gieroi-nashiegho-vriemieni-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "102656"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402543089"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Литературная игра "По страницам романа М.Лермонтова "Герой нашего времени"" "
    ["seo_title"] => string(82) "litieraturnaia-ighra-po-stranitsam-romana-m-liermontova-gieroi-nashiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "188000"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426604738"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация к роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени""
    ["seo_title"] => string(60) "prezentatsiia_k_romanu_m_iu_lermontova_geroi_nashego_vremeni"
    ["file_id"] => string(6) "600105"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1644734319"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства