Учитель русского языка и литературы – Акпарова Гульнара Сейткалиевна
10 класс Русская литература
Тема: Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Цели: 1.Формировать у учащихся понятие о романе как жанре повествовательной литературы, познакомить обзорно с романом Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Развивать у учащихся навык осмысленного чтения.
3. Воспитывать интерес к творчеству Лермонтова.
Тип урока: изучение нового материала
Наглядные пособия, литература: иллюстрации к роману
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания.
Рассказать наизусть отрывок из стихотворения Лермонтова «На смерть поэта»
3. Изучение нового материала.
Запись в тетрадь.
Роман – жанр повествовательной литературы, который позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни. Особенностью романа является разветвленность сюжета, которая отражает сложность отношений в обществе и рисует человека в системе его социальных связей, характер – в обусловленности средой.
Романы бывают исторические, приключенческие, фантастические, философские, социально – бытовые.
Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов и сцен произведения.
В романе М.Ю. Лермонтова, состоящем из пяти повестей и рассказов, объединенных главным действующим лицом – Печориным, композиция подчинена одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя своего времени, так как «история души человеческой, - как заявляет автор, - хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно, когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
Каждая повесть имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но основной герой объединяет все эти произведения в нечто цельное, в единый роман. И если взять историю Печорина, изображаемую в романе, то события его жизни располагаются в определенной последовательности.
Бывший гвардейский офицер, за что-то переведенный на Кавказ, Печорин едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань. Здесь с ним случилось то приключение, о котором рассказывается в повести «Тамань». Отсюда он приезжает в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость. Во время его службы в крепости происходят события, рассказываемые в повести «Бэла» и «Фаталист». Проходит несколько лет, Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию. По дороге оттуда он встречается в последний раз с Максимом Максимовичем («Максим Максимович»).
Образ Печорина.
Это человек 30-х годов 19 века, времени разгула реакции, когда декабристы были разбиты, а революционные демократы еще не появились.
Природная одаренность П резко бросается в глаза читателю романа, который видит в нем героя, намного возвышающегося над другими персонажами. Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле П. Острый ум П позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Он дает меткие и точные характеристики людям, с которыми встречается. Сердце П способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно. П – сильная, волевая натура. Он жаждет деятельности, при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному определению, - «нравственный калека». Его характер и поведение отличаются крайней противоречивостью, как и его внешность, которая, по мнению Лермонтова, отражает внутренний облик человека.
Рисуя портрет Печорина, писатель постоянно подчеркивает странности своего героя. Глаза П «не смеялись, когда он смеялся».
Накануне дуэли, вспоминая всю свою жизнь, П задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Наверное, для высокой цели, но П не нашел своего высокого предназначения, не нашел деятельности, достойной его сил. Он тратит силы на действия, разрушающие жизнь других. Всем, с кем он соприкасается, он приносит беду.
Кто же виноват в том, что П превратился в лишнего человека? Сам П отвечает на этот вопрос так: «Моя душа испорчена светом». Лермонтов так дает авторское понимание героя: П – собранный из пороков того времени образ.
4. Закрепление нового материала.
Чтение отрывков из глав «Бэла». Работа по вопросам к данной главе.
5. Домашнее задание.
стр., 87-109, прочитать главу «Бэла».
6. Итог урока.
Учитель русского языка и литературы – Акпарова Гульнара Сейткалиевна
10 класс Русская литература
Тема: Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Цели: 1.Формировать у учащихся понятие о романе как жанре повествовательной литературы, познакомить обзорно с романом Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Развивать у учащихся навык осмысленного чтения.
3. Воспитывать интерес к творчеству Лермонтова.
Тип урока: изучение нового материала
Наглядные пособия, литература: иллюстрации к роману
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания.
Рассказать наизусть отрывок из стихотворения Лермонтова «На смерть поэта»
3. Изучение нового материала.
Запись в тетрадь.
Роман – жанр повествовательной литературы, который позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни. Особенностью романа является разветвленность сюжета, которая отражает сложность отношений в обществе и рисует человека в системе его социальных связей, характер – в обусловленности средой.
Романы бывают исторические, приключенческие, фантастические, философские, социально – бытовые.
Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов и сцен произведения.
В романе М.Ю. Лермонтова, состоящем из пяти повестей и рассказов, объединенных главным действующим лицом – Печориным, композиция подчинена одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя своего времени, так как «история души человеческой, - как заявляет автор, - хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно, когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
Каждая повесть имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но основной герой объединяет все эти произведения в нечто цельное, в единый роман. И если взять историю Печорина, изображаемую в романе, то события его жизни располагаются в определенной последовательности.
Бывший гвардейский офицер, за что-то переведенный на Кавказ, Печорин едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань. Здесь с ним случилось то приключение, о котором рассказывается в повести «Тамань». Отсюда он приезжает в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость. Во время его службы в крепости происходят события, рассказываемые в повести «Бэла» и «Фаталист». Проходит несколько лет, Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию. По дороге оттуда он встречается в последний раз с Максимом Максимовичем («Максим Максимович»).
Образ Печорина.
Это человек 30-х годов 19 века, времени разгула реакции, когда декабристы были разбиты, а революционные демократы еще не появились.
Природная одаренность П резко бросается в глаза читателю романа, который видит в нем героя, намного возвышающегося над другими персонажами. Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле П. Острый ум П позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Он дает меткие и точные характеристики людям, с которыми встречается. Сердце П способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно. П – сильная, волевая натура. Он жаждет деятельности, при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному определению, - «нравственный калека». Его характер и поведение отличаются крайней противоречивостью, как и его внешность, которая, по мнению Лермонтова, отражает внутренний облик человека.
Рисуя портрет Печорина, писатель постоянно подчеркивает странности своего героя. Глаза П «не смеялись, когда он смеялся».
Накануне дуэли, вспоминая всю свою жизнь, П задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Наверное, для высокой цели, но П не нашел своего высокого предназначения, не нашел деятельности, достойной его сил. Он тратит силы на действия, разрушающие жизнь других. Всем, с кем он соприкасается, он приносит беду.
Кто же виноват в том, что П превратился в лишнего человека? Сам П отвечает на этот вопрос так: «Моя душа испорчена светом». Лермонтов так дает авторское понимание героя: П – собранный из пороков того времени образ.
4. Закрепление нового материала.
Чтение отрывков из глав «Бэла». Работа по вопросам к данной главе.
5. Домашнее задание.
стр., 87-109, прочитать главу «Бэла».
6. Итог урока.