kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "В чем трагедия Печорина?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Мотивация. Учащимся предлагается ответить на вопросы «Существует ли проблема одиночества человека в современном обществе? »

 1.Учитель.Жизнь человеческая сегодня полна движения, она требует от нас действий, поступков. Так много нового приносит нам каждый день, что, кажется, некогда скучать, нет времени думать не только о себе, но и об окружающих нас людях. А, наверное, среди людей немало одиноких. Я не имею в виду тех, у кого нет родных, детей, родителей. Я говорю о людях, которые одиноки среди людей. Как вы думаете, проблема одиночества существует в наше время. Надо ли говорить о ней? Есть ли решение  этой проблемы в жизни?

2. Беседа.

Давайте поразмышляем, почему человек бывает одинок, почему не находит среди людей родственную душу?  Мнения ребят. (Выводы на слайде. Личностные черты характера: эгоизм, озлобленное отношение к окружающим, непонимание со стороны родных и друзей, отсутствие семьи, навыков общения, жизнь в большом городе).

 Вспомните, кто из русских писателей поднимал эту проблему в своих произведениях? ( Грибоедов, Пушкин, Карамзин, Достоевский, Лермонтов и др.)

Прочитана последняя страница романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», и образ главного героя Печорина встает перед нами. На этом уроке мы попытаемся разобраться в причине одиночества этого незаурядного, умного человека. Кто и что, по-вашему, формирует человека как личность? (высказывания обучающихся).

III. Постановка основной проблемы.

Кто виноват в том, что человек одинок. Разрешение проблемы на примере анализа романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени ».

1. Опережающее задание

Расскажите об эпохе правления Николая I. (Слайд с характеристикой  внутренней политики  России в период правления Николая I. Эпоха полного абсолютизма, подавление инакомыслия).

                     Печально я гляжу на наше поколенье,

                    Его грядущее иль пусто, иль темно

писал Лермонтов в стихотворении «Дума».

В литературе появился новый герой – «лишний человек». Кто оказался «лишним»?                                                                                                                    2. Работа с литературоведческим термином. (Слайд Лишний человек в литературе – человек значительных способностей, который не может реализовать их в жизни. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению).

3. Беседа- решение познавательной задачи – обмен мнениями

А может ли быть человек в жизни «лишним»?  Высказывания ребят.

Французский поэт 19 века Альфред де Мюссе писал:

«Счастливы те, кому удалось избежать духа времени!

  Счастливы те, которые перешли через пропасть, глядя в небо!»

Рассказ учащегося о выдающихся людях первой половины 19 века. (Слайды  о Н.И.Лобачевском, М.В.Остроградском, Э.Х.Ленце, Б.С.Якоби, Н.М.Карамзине, К.Ф.Рылееве).

Появление романа и сам главный герой у критиков, у читателей вызвал разные чувства, от негодования до жалости.

Вспомните, что о себе говорил сам Печорин. В чем и в ком он видел вину всех своих несчастий? (слайды Печорин о себе. Чтение монологов Печорина из повестей «Бэла», «Княжна Мери»).                                                   Найдите в этом монологе ключевые слова, которые характеризуют Печорина, помогают нам понять его поступки

4. Работа с литературоведческим термином. ( Слайд. Честолюбие -  жажда известности, почестей, стремление к почетному положению. Честолюбивый человек. В.В.Лопатин Русский толковый словарь).

 Печорина любили женщины. А как он к ним относился? Способен ли Печорин на настоящую любовь?    Почему?

 В жизни каждого человека, и вы, я думаю, согласитесь, есть друзья, единомышленники, люди, общение с которыми нам  необходимо, как воздух. Что для вас значат друзья? (Высказывания учащихся)

У Печорина нет друзей. Почему? (Мнения ребят).  (Слайд Печорин о дружбе«… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается;  рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать»).

Печорин одинок во всем, поэтому он много размышляет о себе, занимается самобичеванием. Но понимает ли он истинную причину своего одиночества?

Нет. Причина этого – гордыня. Он живет и поступает в жизни по принципу:  «ДА будет воля моя!». О себе он пишет: « Я ничем не жертвовал для тех, кого любил…». Он любил для себя, для собственного удовольствия.

5. Работа с литературоведческим термином. ( Слайд Заповедь - строго обязательное правило поведения. Христианские заповеди. Первая заповедь   ( самое непреложное правило. В.В.Лопатин Русский толковый словарь)         

( Нравственные и моральные законы жизни человека). Печорин жил по этим законам? Нет.

( Слайд со словами святителя Тихона Задонского: «Погубляет человека не множество грехов, но нераскаянное и ожесточенное сердце»).                                                                                                            

В чем же  трагедия Печорина?  Мнения учащихся. (Слайд Причины – скука, душевная опустошенность, безразличие к людям, гордыня, честолюбие, двоедушие).

Печорин жалуется на судьбу, ищет в ней самооправдания. Не случайно роман заканчивается повестью «Фаталист».                                                   

6.Работа с литературоведческим термином. (Слайд Фатализм - вера в неотвратимость судьбы, в то, что в мире заранее предопределено таинственной силой, роком. Фаталист – человек, склонный к фатализму. С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка).

Фатализм порождает безволие, бездействие, безысходность. Ему не на что опереться в самом себе. Поэтому его внутреннее страдание рождает только зло. Согласны ли вы с этим мнением? Подтвердите свое мнение фрагментами из романа.

Ужасно стариком быть без седин;

он равных не находит за толпою.                                                                                

 Идет, хоть с ней не делится душою;                                                                                                  

 Он меж людьми ни раб, ни властелин,                                                                           

 И все, что чувствует, он чувствует один.  – так писал М.Ю.Лермонтов о людях, подобных Печорину.                                                                                                                                                      

Проанализировав мысли, поступки Печорина, какой, может быть, урок вы извлекли для себя.? Над чем заставила вас задуматься «история души человеческой», так талантливо и правдиво показанная М.Ю.Лермонтовым в романе? (Высказывания учащихся).

IV. Предполагаемые результаты. Ребята должны подойти к выводу, что человек сам определяет свое место в жизни.

VI. Домашнее задание. Напишите сочинение – размышление « Как не оказаться лишним человеком в современном обществе»?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "В чем трагедия Печорина?" »

Г.В.Фролова, учитель литературы

МБОУ «СОШ № 16 г. Энгельс, Саратовская обл.»




Урок литературы в 9 классе

Время- 45 мин.

Тема: В чем трагедия Печорина

(по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

Цели урока:


1) рассмотреть проблему одиночества отдельной личности и целого поколения I половины 19 века в историческом и общечеловеческом плане в целом; 2) попытаться найти пути решения данной проблемы, анализируя образ главного героя романа; 3) развивать умение обучающихся логически последовательно мыслить, грамотно излагать свои мысли; 4) формировать и развивать позитивно личностные качества обучающихся: толерантность, милосердие.


Вопросы урока

1. Существует ли проблема одиночества человека в современном обществе?

2. Кто из русских писателей поднимал эту проблему в своих произведениях?

3. Кто и что формирует человека как личность?

4. Почему мнения современников Лермонтова о Печорине различны?

5. В чем видел Печорин причину своих несчастий?

6. Какова роль друзей в вашей жизни? Почему нет друзей у Печорина?

7.Должен ли человек жить по христианским Заповедям? Почему?

8. В чем, по – вашему мнению, трагедия жизни Печорина?




Основные понятия


лишний человек

честолюбие заповедь фатализм


Структура занятия


Этапы

Формы и методы

Ожидаемые результаты

Действия

учителя


Действия

обучающихся

I.Мотивация. Вводное слово учителя. Введение в тему. Постановка проблемы.

Беседа

У обучающихся

должно появиться желание обсудить проблемы урока

Слово

Высказывание мнений

II. Постановка проблемы.

Исследователь -ский

Возможность проявить умение анализировать произведение

Постановка проблемного вопроса

Высказывание аргументированных мнений

III. Работа с литературовед- ческими терминами.

Аналитический

Умение работать со словарями. Обучающиеся смогут усвоить литературоведческие термины.

Привлечь внимание обучающих -ся к справочной литературе

Поиск толкования нужного слова

IV.Общее обсуждение

Дискуссия

Обучающиеся смогут показать аргументировать свою точку зрения, принимать аргументы других, делать выводы

Помогать обучающим-ся в ведении дискуссии

Высказывание аргументированных мнений

V.Подведение итогов

Анализ проблемы; беседа; обсуждение

Обучающиеся самостоятельно или с помощью учителя формируют основные выводы

Предлагается для прочтения отрывок из стихотворе- ния «Парус»

Находят общую мысль, связывающую воедино отрывок и роман





Тип урока: интегрированный ( литература, история, обществоведение).



Ход урока.


I.Организационный момент.


II. Мотивация. Учащимся предлагается ответить на вопросы «Существует ли проблема одиночества человека в современном обществе? »

1.Учитель.Жизнь человеческая сегодня полна движения, она требует от нас действий, поступков. Так много нового приносит нам каждый день, что, кажется, некогда скучать, нет времени думать не только о себе, но и об окружающих нас людях. А, наверное, среди людей немало одиноких. Я не имею в виду тех, у кого нет родных, детей, родителей. Я говорю о людях, которые одиноки среди людей. Как вы думаете, проблема одиночества существует в наше время. Надо ли говорить о ней? Есть ли решение этой проблемы в жизни?

2. Беседа.

Давайте поразмышляем, почему человек бывает одинок, почему не находит среди людей родственную душу? Мнения ребят. (Выводы на слайде. Личностные черты характера: эгоизм, озлобленное отношение к окружающим, непонимание со стороны родных и друзей, отсутствие семьи, навыков общения, жизнь в большом городе).


Вспомните, кто из русских писателей поднимал эту проблему в своих произведениях? ( Грибоедов, Пушкин, Карамзин, Достоевский, Лермонтов и др.)


Прочитана последняя страница романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», и образ главного героя Печорина встает перед нами. На этом уроке мы попытаемся разобраться в причине одиночества этого незаурядного, умного человека. Кто и что, по-вашему, формирует человека как личность? (высказывания обучающихся).


III. Постановка основной проблемы.

Кто виноват в том, что человек одинок. Разрешение проблемы на примере анализа романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени ».

1. Опережающее задание

Расскажите об эпохе правления Николая I. (Слайд с характеристикой внутренней политики России в период правления Николая I. Эпоха полного абсолютизма, подавление инакомыслия).


Печально я гляжу на наше поколенье,

Его грядущее иль пусто, иль темно

писал Лермонтов в стихотворении «Дума».

В литературе появился новый герой – «лишний человек». Кто оказался «лишним»? 2. Работа с литературоведческим термином. (Слайд Лишний человек в литературе – человек значительных способностей, который не может реализовать их в жизни. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению).


3. Беседа- решение познавательной задачи – обмен мнениями

А может ли быть человек в жизни «лишним»? Высказывания ребят.

Французский поэт 19 века Альфред де Мюссе писал:

«Счастливы те, кому удалось избежать духа времени!

Счастливы те, которые перешли через пропасть, глядя в небо!»

Рассказ учащегося о выдающихся людях первой половины 19 века. (Слайды о Н.И.Лобачевском, М.В.Остроградском, Э.Х.Ленце, Б.С.Якоби, Н.М.Карамзине, К.Ф.Рылееве).


Появление романа и сам главный герой у критиков, у читателей вызвал разные чувства, от негодования до жалости. (Слайд Современники о Печорине 1. Николай I: «Герой нашего времени» - подражание модным иностранным романам «с преувеличенным изображением презренных характеров»;

2. С.Бурачек: Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение»;

3.С.Шевырев: образ Печорина «не имеет в себе ничего существенного относительно к чисто русской жизни… Печорин есть один только призрак, отброшенный на нас Западом…»;

4.В.Белинский: «Печорин… герой нашего времени»;

5.М.Ю.Лермонтов: Герой нашего времени…- это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения…)


Кто, по-вашему, более объективен в оценке главного героя?

Почему?


Вспомните, что о себе говорил сам Печорин. В чем и в ком он видел вину всех своих несчастий? (слайды Печорин о себе. Чтение монологов Печорина из повестей «Бэла», «Княжна Мери»). Найдите в этом монологе ключевые слова, которые характеризуют Печорина, помогают нам понять его поступки


4. Работа с литературоведческим термином. ( Слайд. Честолюбие - жажда известности, почестей, стремление к почетному положению. Честолюбивый человек. В.В.Лопатин Русский толковый словарь).

Печорина любили женщины. А как он к ним относился? Способен ли Печорин на настоящую любовь? Почему?

Ответы учащихся. (слайд Печорин о любви, высказывание из послания апостола Павла к коринфянам: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла»).


В жизни каждого человека, и вы, я думаю, согласитесь, есть друзья, единомышленники, люди, общение с которыми нам необходимо, как воздух. Что для вас значат друзья? (Высказывания учащихся)

У Печорина нет друзей. Почему? (Мнения ребят). (Слайд Печорин о дружбе«… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать»).



Печорин одинок во всем, поэтому он много размышляет о себе, занимается самобичеванием. Но понимает ли он истинную причину своего одиночества?

Нет. Причина этого – гордыня. Он живет и поступает в жизни по принципу: «ДА будет воля моя!». О себе он пишет: « Я ничем не жертвовал для тех, кого любил…». Он любил для себя, для собственного удовольствия.

5. Работа с литературоведческим термином. ( Слайд Заповедь - строго обязательное правило поведения. Христианские заповеди. Первая заповедь ( самое непреложное правило. В.В.Лопатин Русский толковый словарь).

Давайте вспомним заповеди Иисуса Христа, сказанные своим ученикам. (Слайд с заповедями. 1.Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов.

2.Не сотвори себе кумира, не поклоняйся и не служи ему.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего попусту.

4.Помни день Господень. Шесть дней работай, а седьмой отдай Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. 6.Не убивай. 7. Не прелюбодействуй (храни супружескую верность). 8.Не кради. 9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (не клевещи). 10. Не желай ничего, что есть у ближнего твоего (не завидуй).

Как рассматриваются и воспринимаются они во все времена? ( Нравственные и моральные законы жизни человека). Печорин жил по этим законам? Нет.

( Слайд со словами святителя Тихона Задонского: «Погубляет человека не множество грехов, но нераскаянное и ожесточенное сердце»).


В чем же трагедия Печорина? Мнения учащихся. (Слайд Причины – скука, душевная опустошенность, безразличие к людям, гордыня, честолюбие, двоедушие).


Печорин жалуется на судьбу, ищет в ней самооправдания. Не случайно роман заканчивается повестью «Фаталист».

6.Работа с литературоведческим термином. (Слайд Фатализм - вера в неотвратимость судьбы, в то, что в мире заранее предопределено таинственной силой, роком. Фаталист – человек, склонный к фатализму. С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка).


Фатализм порождает безволие, бездействие, безысходность. Ему не на что опереться в самом себе. Поэтому его внутреннее страдание рождает только зло. Согласны ли вы с этим мнением? Подтвердите свое мнение фрагментами из романа.


Ужасно стариком быть без седин; он равных не находит за толпою. Идет, хоть с ней не делится душою; Он меж людьми ни раб, ни властелин, И все, что чувствует, он чувствует один. – так писал М.Ю.Лермонтов о людях, подобных Печорину.


Проанализировав мысли, поступки Печорина, какой, может быть, урок вы извлекли для себя.? Над чем заставила вас задуматься «история души человеческой», так талантливо и правдиво показанная М.Ю.Лермонтовым в романе? (Высказывания учащихся).





IV. Предполагаемые результаты. Ребята должны подойти к выводу, что человек сам определяет свое место в жизни.


VI. Домашнее задание. Напишите сочинение – размышление « Как не оказаться лишним человеком в современном обществе»?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "В чем трагедия Печорина?"

Автор: Фролова Галина Владимировна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176482


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства