Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Мотивация. Учащимся предлагается ответить на вопросы «Существует ли проблема одиночества человека в современном обществе? »
1.Учитель.Жизнь человеческая сегодня полна движения, она требует от нас действий, поступков. Так много нового приносит нам каждый день, что, кажется, некогда скучать, нет времени думать не только о себе, но и об окружающих нас людях. А, наверное, среди людей немало одиноких. Я не имею в виду тех, у кого нет родных, детей, родителей. Я говорю о людях, которые одиноки среди людей. Как вы думаете, проблема одиночества существует в наше время. Надо ли говорить о ней? Есть ли решение этой проблемы в жизни?
2. Беседа.
Давайте поразмышляем, почему человек бывает одинок, почему не находит среди людей родственную душу? Мнения ребят. (Выводы на слайде. Личностные черты характера: эгоизм, озлобленное отношение к окружающим, непонимание со стороны родных и друзей, отсутствие семьи, навыков общения, жизнь в большом городе).
Вспомните, кто из русских писателей поднимал эту проблему в своих произведениях? ( Грибоедов, Пушкин, Карамзин, Достоевский, Лермонтов и др.)
Прочитана последняя страница романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», и образ главного героя Печорина встает перед нами. На этом уроке мы попытаемся разобраться в причине одиночества этого незаурядного, умного человека. Кто и что, по-вашему, формирует человека как личность? (высказывания обучающихся).
III. Постановка основной проблемы.
Кто виноват в том, что человек одинок. Разрешение проблемы на примере анализа романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени ».
1. Опережающее задание
Расскажите об эпохе правления Николая I. (Слайд с характеристикой внутренней политики России в период правления Николая I. Эпоха полного абсолютизма, подавление инакомыслия).
Печально я гляжу на наше поколенье,
Его грядущее иль пусто, иль темно
писал Лермонтов в стихотворении «Дума».
В литературе появился новый герой – «лишний человек». Кто оказался «лишним»? 2. Работа с литературоведческим термином. (Слайд Лишний человек в литературе – человек значительных способностей, который не может реализовать их в жизни. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению).
3. Беседа- решение познавательной задачи – обмен мнениями
А может ли быть человек в жизни «лишним»? Высказывания ребят.
Французский поэт 19 века Альфред де Мюссе писал:
«Счастливы те, кому удалось избежать духа времени!
Счастливы те, которые перешли через пропасть, глядя в небо!»
Рассказ учащегося о выдающихся людях первой половины 19 века. (Слайды о Н.И.Лобачевском, М.В.Остроградском, Э.Х.Ленце, Б.С.Якоби, Н.М.Карамзине, К.Ф.Рылееве).
Появление романа и сам главный герой у критиков, у читателей вызвал разные чувства, от негодования до жалости.
Вспомните, что о себе говорил сам Печорин. В чем и в ком он видел вину всех своих несчастий? (слайды Печорин о себе. Чтение монологов Печорина из повестей «Бэла», «Княжна Мери»). Найдите в этом монологе ключевые слова, которые характеризуют Печорина, помогают нам понять его поступки
4. Работа с литературоведческим термином. ( Слайд. Честолюбие - жажда известности, почестей, стремление к почетному положению. Честолюбивый человек. В.В.Лопатин Русский толковый словарь).
Печорина любили женщины. А как он к ним относился? Способен ли Печорин на настоящую любовь? Почему?
В жизни каждого человека, и вы, я думаю, согласитесь, есть друзья, единомышленники, люди, общение с которыми нам необходимо, как воздух. Что для вас значат друзья? (Высказывания учащихся)
У Печорина нет друзей. Почему? (Мнения ребят). (Слайд Печорин о дружбе«… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать»).
Печорин одинок во всем, поэтому он много размышляет о себе, занимается самобичеванием. Но понимает ли он истинную причину своего одиночества?
Нет. Причина этого – гордыня. Он живет и поступает в жизни по принципу: «ДА будет воля моя!». О себе он пишет: « Я ничем не жертвовал для тех, кого любил…». Он любил для себя, для собственного удовольствия.
5. Работа с литературоведческим термином. ( Слайд Заповедь - строго обязательное правило поведения. Христианские заповеди. Первая заповедь ( самое непреложное правило. В.В.Лопатин Русский толковый словарь)
( Нравственные и моральные законы жизни человека). Печорин жил по этим законам? Нет.
( Слайд со словами святителя Тихона Задонского: «Погубляет человека не множество грехов, но нераскаянное и ожесточенное сердце»).
В чем же трагедия Печорина? Мнения учащихся. (Слайд Причины – скука, душевная опустошенность, безразличие к людям, гордыня, честолюбие, двоедушие).
Печорин жалуется на судьбу, ищет в ней самооправдания. Не случайно роман заканчивается повестью «Фаталист».
6.Работа с литературоведческим термином. (Слайд Фатализм - вера в неотвратимость судьбы, в то, что в мире заранее предопределено таинственной силой, роком. Фаталист – человек, склонный к фатализму. С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка).
Фатализм порождает безволие, бездействие, безысходность. Ему не на что опереться в самом себе. Поэтому его внутреннее страдание рождает только зло. Согласны ли вы с этим мнением? Подтвердите свое мнение фрагментами из романа.
Ужасно стариком быть без седин;
он равных не находит за толпою.
Идет, хоть с ней не делится душою;
Он меж людьми ни раб, ни властелин,
И все, что чувствует, он чувствует один. – так писал М.Ю.Лермонтов о людях, подобных Печорину.
Проанализировав мысли, поступки Печорина, какой, может быть, урок вы извлекли для себя.? Над чем заставила вас задуматься «история души человеческой», так талантливо и правдиво показанная М.Ю.Лермонтовым в романе? (Высказывания учащихся).
IV. Предполагаемые результаты. Ребята должны подойти к выводу, что человек сам определяет свое место в жизни.
VI. Домашнее задание. Напишите сочинение – размышление « Как не оказаться лишним человеком в современном обществе»?