kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М. Ю.Лерментов «Герой нашего времени»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шайхиева Турсынай Джумадуллаевна

Учитель русского языка

 СШ Жамбыла     

Тема: М. Ю.Лерментов «Герой нашего времени»

Учебно-воспитательные задачи:

1.Показать трагедию поколения 30-х годов ХІХ века, «эпохи безвременья»

2.Раскрыть тему,идею и смысл заглавия романа М. Ю.Лерментова,показать связь романа с литературной традицией

3.Воспитывать у учащихся уважение к истории Отечества, к деяниям предшествующих поколений

Цел урока: Познокомить с исторической обстановкой и условиями, в которых задумывался роман.

Тип урока:лекция с элементами беседы.

Метод обучения: эвристический,проблемный.

Ход урока:

Орг момен

-Проверка посещаемости учащихся

-обьявление темы и цели урока

      ІІ.   Проверка  домашного задания.  1.Чтения наизусть романа в стихах «Евгений Онегин», «Письмо Татьяны»

     ІІІ.  Новая тема

Эпиграф урока:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее-иль пусто,иль темно,

Меж тем,под бременем познанья м сомненья,

В бездействии состарится оно.

М.Ю.Лерментов «Дума»

1.Вступительное слово учителя.

            Обращаясь к портретом М.Ю.Лермонтова на,учитель произносит следующие слова:

  • «Глаза-врата души человеческой»,-так считал поэт. Посмотрите на портрет М.Ю.Лерментова, какие определения вы можете подобрать к выражению глаз этого человека?

Ответы учащихся

-Молодцы, а мне кажется,что о глазах М.Ю.Лерментова можно сказать его же словами:    «Глаза черные,как у горной серны,так и заглядывали к вам в душу.».

Какая же печаль поразила душу поэта,столь блистательно дебютировавшего? Достаточно сказать, что в период с 1827 по 1837 годы Лермонтовым было создано свыше 300 стихотворений, около 20 поэм, 6 драм, 1 незаконченный роман в прозе, начато несколько прозаических повести. И за все эти году, по сути, ничего не напечатано. Требовательность к себе поистине уникальная. В 1837 году Лермонтов приступил к непосредственному осуществлению замысла романа «Герой нашего времени», который порождал и продолжает порождать постоянные споры и дискуссии о нем. Одна из старейших исследовательниц творчества Лермонтова Гернштейн Э.Г., подводя итог своим многолетним изысканиям, пришла к выводу: «Роман Лермонтова-самое загадочное произведение русской литературы.». А может быть, это хорошо, что споры не умолкают?. Возможно,так и должно быть, как предпологал еще В.Г.Белинский.

Вот и мы с вами приступаем к знакомству с романом. Хочется, чтобы вы приблизились к его более глубокому прочтению и пониманию, открыли для себя сложный и противоречивый мир главного героя Печорина, героя в «странно блестящих глазах» которого было «что-то». Обьявление темы урока,его целей, запись эпиграфа урока.    

Лекция с элементами беседы.

Учитель читает высказывание шефа жандармов, начальника 3 отделения Бенкендорфа о России 30-х годов.

Вопрос к ученикам:

-Согласны ли вы с этим мнением? Вспомните историю, как характеризуются 30-е годы ХІХ века? Почему? (Эпоха «безвременья, наступившая вслед за разгромом восстания декабристов.)

Вопрос к ученикам:

-В полемику с этой официальной точкой зрения вступает Лерментов. Как вы думете,в каком проиведении он выразил свое несогласие с точкой зрения Бенкендорфа?                                               ( «Дума» 1837 год)

Учащиеся слушают стихотворение в исполнении Олега Даля.

Вопросы к ученикам:

-Что же говарит поэт о прошлом,о родословной нынешного поколения?

-Оставит ли оно след? Что ожидает его в будущем?

-Каково настоящее этого поколения?

-Неужелм это поколение было потеряно для России? Как вы думаете?

(Нужно вспомнить,что были Герцен,Лермонтов,Белинский)

-Вы правы,жажда действия была присуща единицам, а что ожидало поколение в «начале поприща»?

-Наверное,попытка ответить на этот вопрос и послужила толчком к написанию нового романа, замысел можно отности к 1837 году.

Учащиеся читают отрывок из «Предисловия»

Учитель:

- Лермонтов прямо отсылает читателя к своей «Думе» Сильная и одаренная личность Печорина вписана в эпоху «безвременья». Он как будто пришел в роман со словами: «И царствует в душе какой-то холод тайный,когда огонь горит в крови» Итак,как вы определили тему романа?

            (Жизнь и поступки поколения 30-х годов ХІХ века)

Учитель:

-Героем своего романа Лермонтов сделал человека незаурядного. Он смотрит на своего героя как на явление исключительное. Первоначально роман был назван «Один из героев нашего времени».Но это название было отброшено,и закрепился другой вариант: «Герой нашего времени». Как вы думаете,почему? Какого человека можно назвать героем применительно к той исторической ситуации?

            (Человека, способного к действииям,к поступкам)

-Уже в первой главе романа Лермонтов подчеркивает одну особенность своего героя. Как характеризует Григория Александровича Печорина,Максима Максимович в главе «Бэла»? Ответ подтвердите тестом.

Учитель:

-Итак,Печорин- «странный» человек. Странным называет его Княжна Мэри,Вернер. Да и сам герой не раз признается в своих странностях. Прочитайте его признание Максиму Максимычу, позволяющее понять, почему он охлодел к Бэле?

-Вспомните, с каким «странными» людьми в русской литературе мы уже встречались?

            (Чацкий,Онегин)

-Вы правы, создавая образ Печорина,Лермонтов опирался на опреднленную литературную традицию. В чем странность этих героев?

            (В своем развитии эти герои шагнули дальше большинства своих современников)

-Мы видим, что «странный» человек Печорин-человек с незаурядными задатками,т.е ему дано больше чем остальным, ограничен рамками «железного» века. Сможет ли он реализовать себя6 найти свое место в жизни? Как вы думаете?

Вопрос к Учащимся.

-Удалось ли ему найти себя в любви к Бэле?

-Остался ли он с Максим Максимовичем?

-Принес ли он счастье Вере?

-Что он сделал с «гнездом» мирных контрабандистов?

-На что обречен Печорин?

(одиночество,непонимание)

-Эти ли не трогедия для человека? Та какую же идею выразил автор в романе?

(учащиеся записывают вывод)

2. Ответ учащихся.

І?.Итог урока

Учитель:

-Обратим внимание на то,как компазиция романа помагает автору раскрыть эту идею. Представте, что вам предстоит знакомство с совершенно незнакомым для вас человеком. С чего вы начнете?

-Будучи проникновенным психологом, Лермонтов свой рассказ о Печорине начинает с воспоминаний о нем Максим Максимыча ( «Бэла»). Затем о своей случайной встрече героем рассказывает офицер-повествователь ( «Максим Максимыч», «Предисловие» к «Журналу»). И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя ( «Тамань», «Княжна Мэри»). Такая компазиция отражает «разорванность» жизни героя,отсутствие в ней единого обьединяющего начала,большой цели.

?.Домашнее задание:

Прочитать главу «Бэла»

Написать сочинение-рассуждение

«Печорин. Кто он-жертва или виновних трагедии?»                                                                            

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М. Ю.Лерментов «Герой нашего времени»»

Шайхиева Турсынай Джумадуллаевна

Учитель русского языка

СШ Жамбыла

Тема: М. Ю.Лерментов «Герой нашего времени»

Учебно-воспитательные задачи:

1.Показать трагедию поколения 30-х годов ХІХ века, «эпохи безвременья»

2.Раскрыть тему,идею и смысл заглавия романа М. Ю.Лерментова,показать связь романа с литературной традицией

3.Воспитывать у учащихся уважение к истории Отечества, к деяниям предшествующих поколений

Цел урока: Познокомить с исторической обстановкой и условиями, в которых задумывался роман.

Тип урока:лекция с элементами беседы.

Метод обучения: эвристический,проблемный.

Ход урока:

Орг момен

-Проверка посещаемости учащихся

-обьявление темы и цели урока

ІІ. Проверка домашного задания. 1.Чтения наизусть романа в стихах «Евгений Онегин», «Письмо Татьяны»

ІІІ. Новая тема

Эпиграф урока:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее-иль пусто,иль темно,

Меж тем,под бременем познанья м сомненья,

В бездействии состарится оно.

М.Ю.Лерментов «Дума»

1.Вступительное слово учителя.

Обращаясь к портретом М.Ю.Лермонтова на,учитель произносит следующие слова:

  • «Глаза-врата души человеческой»,-так считал поэт. Посмотрите на портрет М.Ю.Лерментова, какие определения вы можете подобрать к выражению глаз этого человека?

Ответы учащихся

-Молодцы, а мне кажется,что о глазах М.Ю.Лерментова можно сказать его же словами: «Глаза черные,как у горной серны,так и заглядывали к вам в душу...».

Какая же печаль поразила душу поэта,столь блистательно дебютировавшего? Достаточно сказать, что в период с 1827 по 1837 годы Лермонтовым было создано свыше 300 стихотворений, около 20 поэм, 6 драм, 1 незаконченный роман в прозе, начато несколько прозаических повести. И за все эти году, по сути, ничего не напечатано. Требовательность к себе поистине уникальная. В 1837 году Лермонтов приступил к непосредственному осуществлению замысла романа «Герой нашего времени», который порождал и продолжает порождать постоянные споры и дискуссии о нем. Одна из старейших исследовательниц творчества Лермонтова Гернштейн Э.Г., подводя итог своим многолетним изысканиям, пришла к выводу: «Роман Лермонтова-самое загадочное произведение русской литературы...». А может быть, это хорошо, что споры не умолкают?. Возможно,так и должно быть, как предпологал еще В.Г.Белинский.

Вот и мы с вами приступаем к знакомству с романом. Хочется, чтобы вы приблизились к его более глубокому прочтению и пониманию, открыли для себя сложный и противоречивый мир главного героя Печорина, героя в «странно блестящих глазах» которого было «что-то». Обьявление темы урока,его целей, запись эпиграфа урока.

Лекция с элементами беседы.

Учитель читает высказывание шефа жандармов, начальника 3 отделения Бенкендорфа о России 30-х годов.

Вопрос к ученикам:

-Согласны ли вы с этим мнением? Вспомните историю, как характеризуются 30-е годы ХІХ века? Почему? (Эпоха «безвременья, наступившая вслед за разгромом восстания декабристов.)

Вопрос к ученикам:

-В полемику с этой официальной точкой зрения вступает Лерментов. Как вы думете,в каком проиведении он выразил свое несогласие с точкой зрения Бенкендорфа? ( «Дума» 1837 год)

Учащиеся слушают стихотворение в исполнении Олега Даля.

Вопросы к ученикам:

-Что же говарит поэт о прошлом,о родословной нынешного поколения?

-Оставит ли оно след? Что ожидает его в будущем?

-Каково настоящее этого поколения?

-Неужелм это поколение было потеряно для России? Как вы думаете?

(Нужно вспомнить,что были Герцен,Лермонтов,Белинский)

-Вы правы,жажда действия была присуща единицам, а что ожидало поколение в «начале поприща»?

-Наверное,попытка ответить на этот вопрос и послужила толчком к написанию нового романа, замысел можно отности к 1837 году.

Учащиеся читают отрывок из «Предисловия»

Учитель:

- Лермонтов прямо отсылает читателя к своей «Думе» Сильная и одаренная личность Печорина вписана в эпоху «безвременья». Он как будто пришел в роман со словами: «И царствует в душе какой-то холод тайный,когда огонь горит в крови» Итак,как вы определили тему романа?

(Жизнь и поступки поколения 30-х годов ХІХ века)

Учитель:

-Героем своего романа Лермонтов сделал человека незаурядного. Он смотрит на своего героя как на явление исключительное. Первоначально роман был назван «Один из героев нашего времени».Но это название было отброшено,и закрепился другой вариант: «Герой нашего времени». Как вы думаете,почему? Какого человека можно назвать героем применительно к той исторической ситуации?

(Человека, способного к действииям ,к поступкам)

-Уже в первой главе романа Лермонтов подчеркивает одну особенность своего героя. Как характеризует Григория Александровича Печорина,Максима Максимович в главе «Бэла»? Ответ подтвердите тестом.

Учитель:

-Итак,Печорин- «странный» человек. Странным называет его Княжна Мэри,Вернер. Да и сам герой не раз признается в своих странностях. Прочитайте его признание Максиму Максимычу, позволяющее понять, почему он охлодел к Бэле?

-Вспомните, с каким «странными» людьми в русской литературе мы уже встречались?

(Чацкий,Онегин)

-Вы правы, создавая образ Печорина,Лермонтов опирался на опреднленную литературную традицию. В чем странность этих героев?

(В своем развитии эти герои шагнули дальше большинства своих современников)

-Мы видим, что «странный» человек Печорин-человек с незаурядными задатками,т.е ему дано больше чем остальным, ограничен рамками «железного» века. Сможет ли он реализовать себя6 найти свое место в жизни? Как вы думаете?

Вопрос к Учащимся.

-Удалось ли ему найти себя в любви к Бэле?

-Остался ли он с Максим Максимовичем?

-Принес ли он счастье Вере?

-Что он сделал с «гнездом» мирных контрабандистов?

-На что обречен Печорин?

(одиночество,непонимание)

-Эти ли не трогедия для человека? Та какую же идею выразил автор в романе?

(учащиеся записывают вывод)

2. Ответ учащихся.

ІҮ.Итог урока

Учитель:

-Обратим внимание на то,как компазиция романа помагает автору раскрыть эту идею. Представте, что вам предстоит знакомство с совершенно незнакомым для вас человеком. С чего вы начнете?

-Будучи проникновенным психологом, Лермонтов свой рассказ о Печорине начинает с воспоминаний о нем Максим Максимыча ( «Бэла»). Затем о своей случайной встрече героем рассказывает офицер-повествователь ( «Максим Максимыч», «Предисловие» к «Журналу»). И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя ( «Тамань», «Княжна Мэри»). Такая компазиция отражает «разорванность» жизни героя,отсутствие в ней единого обьединяющего начала,большой цели.

Ү.Домашнее задание:

Прочитать главу «Бэла»

Написать сочинение-рассуждение

«Печорин. Кто он-жертва или виновних трагедии?»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
М. Ю.Лерментов «Герой нашего времени»

Автор: Шайхиева Турсынай Джумадуллаевна

Дата: 19.02.2016

Номер свидетельства: 296016


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства