kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Герои в творчестве Шукшина

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассказать о жизни и творчестве Шукшина 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Герои в творчестве Шукшина»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»





План-конспект урока по литературе в 6-А классе:



Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина.

Рассказ "Критики"









Выполнила:

Пятчина Евгения Сергеевна



















2016 г.



Тема: Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина.

Рассказ "Критики"

Цели: рассказать о жизни и творчестве В.М.Шукшина; дать понятие о шукшинском герое - "чудике"; развивать навыки анализа текста, характеристики героев, монологической речи; подвести к размышлениям об истинных и мнимых ценностях, прививать интерес к литературе, воспитывать чувство внимательного отношения, уважения к простому человеку.


Тип урока: Комбинированный урок

Формы работы: индивидуальная, коллективная.


Оборудование: портрет В.М. Шукшина; текст рассказа.


Ход урока.

1. Организационный момент. (приветствие, проверка готовности класса к уроку, запись в журнал отсутствующих)


2. Прогнозирование по названию.


- Посмотрите на тему урока, о чем мы сегодня будем говорить?


- Как вы думаете, что значит "странный" герой ?


- Как вы понимаете слово "Критик"?

Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.

(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка)


 Это название рассказа В. М. Шукшина. Почему оно кажется необычным?  В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять.



3. Основной этап урока


Прежде давайте познакомимся с жизнью и творчеством талантливого писателя В.М.Шукшина

А) Сообщение учащегося о жизни и творчестве В.М.Шукшина


Б) Сообщение учащегося и типе "странного" героя в творчестве Шукшина

Слово учителя:

Шукшин ввел в литературу новый тип героев - "чудиков", вызывающих неприятие окружающих своим стремлением жить не так, как все, а в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Герой пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Герои шукшина задумываются о вечных вопросах: в чем смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в человеке?

В) Аналитическая беседа по рассказу


- Почему рассказ называется "Критики"?


- Что объединяло Петьку и дедушку? (любили ходить в кино и обсуждать его после просмотра)


- В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?

( признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.)


- Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему?

( Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду.)


- Как вы думаете, почему "со взрослыми дед редко спорил об искусстве"?

(Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность.)

- Какой случай произошел с главными героями, когда приехали городские гости?

- Почему так ведет себя дед?

(Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало, поэтому он напился. )


- Как поступают взрослые? Муж тети?

(Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта)


- Как поступает тетя?

(Тоже ведет себя снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)


- Как поступает отец Петьки?

(Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово "удосужил".)


- Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?

(Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)


Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его.

- Почему этот текст вызывает у вас улыбку?

(Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.)


- Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку?

(Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)



Задание:

От лица Петьки передайте характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями, причину горьких рыданий в финале. (Ответы учащихся)

- Давайте еще раз обратимся к названию. Кто в данном рассказе является критиками? (Петька с дедом. А также взрослые, критикующие деда.)

4. Подведение итогов

- Можно ли назвать героя рассказа "Критики" "странным"?

( Да. Этот герой не похож на остальных, он нелеп и смешон, но у него есть чувство собственного достоинства. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.)


5. Рефлексия.

- Вот и закончился рассказ. Он короткий, но можно ли сказать, что читать трудно? Почему? Какие чувства вызвал у вас рассказ?


- Какие проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин?

(Рассказ о родных людях, так часто ранящих друг друга.Об отцах и детях, о сыновьях и внуках)


- Как вы думаете, к каким писателям относится Шукшин – к тем, мысли которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать?


Домашнее задание: написать продолжение рассказа.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Герои в творчестве Шукшина

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 22.04.2019

Номер свидетельства: 508004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) ""Надо человеком быть..." Внеклассное мероприятие по творчеству В.М.Шукшина "
    ["seo_title"] => string(80) "nado-chieloviekom-byt-vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-tvorchiestvu-v-m-shukshina"
    ["file_id"] => string(6) "243798"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445802253"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Чудаки и чудики в рассказе В.М.Шукшина «Микроскоп» "
    ["seo_title"] => string(53) "chudaki-i-chudiki-v-rasskazie-v-m-shukshina-mikroskop"
    ["file_id"] => string(6) "113562"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410462520"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Василий Шукшин. Жизнь и творчество. Тема труда и нравственности в рассказах Шукшина. "
    ["seo_title"] => string(90) "vasilii-shukshin-zhizn-i-tvorchiestvo-tiema-truda-i-nravstviennosti-v-rasskazakh-shukshina"
    ["file_id"] => string(6) "200299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428771237"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок внеклассного чтения. В.М. Шукшин. «До третьих петухов». "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-vnieklassnogho-chtieniia-v-m-shukshin-do-triet-ikh-pietukhov"
    ["file_id"] => string(6) "225254"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439529000"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Открытый урок по теме «Сердца материнского свеча…»  (по рассказу В. М. Шукшина "Материнское сердце")"
    ["seo_title"] => string(105) "otkrytyi-urok-po-tiemie-sierdtsa-matierinskogho-sviecha-po-rasskazu-v-m-shukshina-matierinskoie-sierdtsie"
    ["file_id"] => string(6) "290979"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455038222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства