Просмотр содержимого документа
«Герои в творчестве Шукшина»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»
План-конспект урока по литературе в 6-А классе:
Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина.
Рассказ "Критики"
Выполнила:
Пятчина Евгения Сергеевна
2016 г.
Тема: Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина.
Рассказ "Критики"
Цели: рассказать о жизни и творчестве В.М.Шукшина; дать понятие о шукшинском герое - "чудике"; развивать навыки анализа текста, характеристики героев, монологической речи; подвести к размышлениям об истинных и мнимых ценностях, прививать интерес к литературе, воспитывать чувство внимательного отношения, уважения к простому человеку.
Тип урока: Комбинированный урок
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Оборудование: портрет В.М. Шукшина; текст рассказа.
Ход урока.
1. Организационный момент. (приветствие, проверка готовности класса к уроку, запись в журнал отсутствующих)
2. Прогнозирование по названию.
- Посмотрите на тему урока, о чем мы сегодня будем говорить?
- Как вы думаете, что значит "странный" герой ?
- Как вы понимаете слово "Критик"?
Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.
(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка)
Это название рассказа В. М. Шукшина. Почему оно кажется необычным? В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять.
3. Основной этап урока
Прежде давайте познакомимся с жизнью и творчеством талантливого писателя В.М.Шукшина
А) Сообщение учащегося о жизни и творчестве В.М.Шукшина
Б) Сообщение учащегося и типе "странного" героя в творчестве Шукшина
Слово учителя:
Шукшин ввел в литературу новый тип героев - "чудиков", вызывающих неприятие окружающих своим стремлением жить не так, как все, а в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Герой пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Герои шукшина задумываются о вечных вопросах: в чем смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в человеке?
В) Аналитическая беседа по рассказу
- Почему рассказ называется "Критики"?
- Что объединяло Петьку и дедушку? (любили ходить в кино и обсуждать его после просмотра)
- В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?
( признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.)
- Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему?
( Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду.)
- Как вы думаете, почему "со взрослыми дед редко спорил об искусстве"?
(Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность.)
- Какой случай произошел с главными героями, когда приехали городские гости?
- Почему так ведет себя дед?
(Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало, поэтому он напился. )
- Как поступают взрослые? Муж тети?
(Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта)
- Как поступает тетя?
(Тоже ведет себя снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)
- Как поступает отец Петьки?
(Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово "удосужил".)
- Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?
(Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)
Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его.
- Почему этот текст вызывает у вас улыбку?
(Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.)
- Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку?
(Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)
Задание:
От лица Петьки передайте характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями, причину горьких рыданий в финале. (Ответы учащихся)
- Давайте еще раз обратимся к названию. Кто в данном рассказе является критиками? (Петька с дедом. А также взрослые, критикующие деда.)
4. Подведение итогов
- Можно ли назвать героя рассказа "Критики" "странным"?
( Да. Этот герой не похож на остальных, он нелеп и смешон, но у него есть чувство собственного достоинства. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.)
5. Рефлексия.
- Вот и закончился рассказ. Он короткий, но можно ли сказать, что читать трудно? Почему? Какие чувства вызвал у вас рассказ?
- Какие проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин?
(Рассказ о родных людях, так часто ранящих друг друга.Об отцах и детях, о сыновьях и внуках)
- Как вы думаете, к каким писателям относится Шукшин – к тем, мысли которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать?