Внеклассное мероприятие по литературе "Надо человеком быть" (по творчеству В.М. Шукшина). 11 класс.
Цель: знакомство с биографией и творчеством В.М.Шукшина.
Задачи:
- Создать условия для формирования гражданского отношения к жизни.
- Воспитание позитивного отношения к духовным ценностям общества, возрождение национальной памяти, поиск смысла жизни.
Оборудование: портрет писателя В.М. Шукшина.
Ход мероприятия.
Чтец:
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чербаков…
Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьёт о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки –
Это родина Шукшина.
Кондаков В.
1-й ведущий: Василий Макарович Шукшин. Писатель. Автор романов и повестей, нескольких сборников рассказов, киносценариев и остропроблемных статей. Киноактер. И всё это за 44 года.
Снова и снова мы обращаемся к его произведениям, статьям и, желая – пусть даже с опозданием – узнать его ближе, понять, о чем думал писатель, мечтал, что завещал своим творчеством.
Как он смотрел на жизнь, каким видел счастье, человеческое призвание?
2-й ведущий: Василий Макарович Шукшин умер на съемочной площадке, исполняя роль одного из шолоховских героев в будущем фильме “Они сражались за Родину”. Диагноз был определен: острая сердечная недостаточность.
Лишь сейчас ясно, какой ценой дались художнику его произведения. В каждом из них он оставлял кусочек своего сердца.
Василий Шукшин родился на Алтае, в селе Сростки Бийского района. В военные годы мальчиком начал трудовую биографию. Он работал в поле, был строителем, учителем. В 1949 году был призван служить во флот… служил на Черном море, в Севастополе. В 1954 году сдал экзамены во ВГИК.
1-й ведущий: Михаил Ромм взял Шукшина на свой курс. Он почувствовал глубину его индивидуальности, независимость суждений, а главное, немалый жизненный опыт.
Сегодня в критике творчество В.М.Шукшина воспринимается неоднозначно, потому что он поднимает проблемы, к которым по-разному относятся читатели. Хотелось бы услышать ваше мнение.
(Диалог участников вечера).
Возможные мнения:
- Мне кажется, что Шукшину свойственна некоторая социальная ограниченность. Он постоянно писал о деревне и деревенских жителях, а к городу и горожанам относился отрицательно.
- Вот посмотрите, в рассказе “Сураз” В.М. Шукшин каждый поступок Спирьки Расторгуева сочувственно объясняет. Этот деревенский парень – преступник по своей сути – окружен авторским вниманием и пониманием.
- А что в этом плохого? И Достоевский к преступнику Раскольникову относится с пониманием и сочувствием. Это верная писательская позиция: понять дела человеческие, войти в душу героя.
- Шукшин сам – с семнадцати лет – горожанин. Учился в ВУЗе, а о студентах ничего интересного не написал. Он был писателем, режиссером, артистом, а о жизни интеллигенции – ни слова. Там – его милые деревенские “чудаки”.
- А что? Один из его рассказов носит название “Чудик”. Чудик – это Василий Егорович Князев – обладает естественным, природным чувством совместимости, и никакие доводы здравого рассудка не способны заставить его пересилить себя, свои нравственные законы.
- Вот послушайте… Однажды с ним произошел вот такой случай: поднял он в магазине пятидесятирублевую бумажку, весело сказал: “У нас такими бумажками швыряются”, положил ее на видное место и вышел в приятном расположении духа. Но уже через минуту понял, что бумажка-то была его… Но как пойти сказать об этом?
Невозможно: “…только он представил, как он огорошит всех своим заявлением, как подумают многие: “Конечно, раз хозяина не нашлось, он решил прикарманить”. Нет, не пересилил себя – не протянуть руку за проклятой бумажкой”. Чудик все время стремится принести людям радость. Но часто это получается у него неловко, смешно. И потом в глазах практичных людей выглядит недотепой. Шукшинские чудики-люди открытые, ищущие, бескорыстные.
- Так, что полагаешь, что в городе живут люди, которые паразитируют за счет государства?
- Так оно и есть. В деревне люди добрее, проще. В деревне весь человек на виду. Его же с детства все знают.
- Шукшин дал нашему искусству урок правды и урок мужества. Это верно. Но какие-то стороны его правды я не принимаю. Его правда иногда бывает грубой и необузданной. Вот в пьесе “До третьих петухов” обидела Баба Яга Ивана, а он в ответ на обиду кричит: “А ху-ху не хо-хо, бабуленька?”. Эта реплика режет слух.
- А тебе бы хотелось, чтобы Иван говорил интеллигентно, как директор на телевидении: “Извините, уважаемая Баба Яга, с вопросом о строительстве коттеджика обратитесь в стройтрест”. Поверила бы тогда, что это герой из народной сказки? Нет, конечно.
- Надо в корень смотреть. В душу человеческую надо вглядеться. Ведь за грубостью Ивана скрывается его беззащитность. Не циничная пустота души, а беззащитность.Да, он грубит. Но он не может, не научен иначе защищать свое человеческое достоинство. Это не вина его, а беда. Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов.
1-й ведущий: Василий Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит. Главное у В.М. Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек. Главное – иметь мужество говорить правду.
2-й ведущий: Детство В.М. Шукшина было нелегким, хотя и во многом похожим на детство любого крестьянского мальчика того времени. Отца он почти не помнил. Мать очень рано осталась с двумя детьми – Васей и Наташей.
Перед самой войной она второй раз вышла замуж за человека, как позже вспоминает писатель, редкого сердца – доброго, любящего… Но скоро началась война. Отчима взяли на фронт, и в 1942 году он погиб.
Первый рассказ “Далекие зимние вечера” из первой книги В.М. Шукшина – о детстве. Он автобиографичен. Для Шукшина важно, чтобы будучи взрослым, оставаться немного ребенком.
1-й ведущий:
У Шукшина есть рассказ “Ванька Тепляшин” и документальное повествование “Кляуза”. Перед нами совпадение случая из “жизни” героя и самого писателя. Совпадают и сюжет, и конфликт, и основной пафос повествования. Столкновение с вахтером в больнице проявляет в герое и писателя тот, что их сближает, и еще с большей отчетливостью подчеркивает правду жизни, - это неспособность к нравственным компромиссам с самим собой.
“Надо человеком быть, а не полтинники сшибать”, говорит Ванька Тепляшин. А вот голос самого писателя. “Мне со стороны умудренные посетители тихонько подсказали: “Да дай ты ему пятьдесят копеек, и все будет в порядке. Пятидесяти копеек у меня не случилось, кроме того (я это говорю совершенно серьезно), я не умею “давать”: Мне неловко”.
2-й ведущий: Уже первый сборник и первый фильм показали, что с критикой у Шукшина сложные отношения. Не все понимают и принимают его героев. Его странных, чудоковатых, но добрых и бескорыстных.
1-й ведущий: Василий Шукшин унаследовал от русской литературы главное – совестливость как высший нравственный принцип; народную нравственность, которой он проверяет человеческую ценность своих героев. Василий Шукшин – художник мужественный. Он умел беспощадно высмеивать хамов, бюрократов, дельцов.
Фрагмент из к-ф «Беседы при ясной луне» “Сапожки”.
2-й ведущий: Василий Шукшин – талантлив во всём. Эти слова в полной мере подтверждают его книги, сценарии, фильмы. Один из самых известных -“Калина красная”. Главный герой –рецедевист с несчастной судьбой, но Шукшин хочет рассказать о душе Егора, о том, как она не устроена в жизни, как мается и ищет своего места в жизни”. И помогла ему в этом Люба. Ее доброта.
Эпизод из к-ф“Калина красная”.
1-й ведущий: Егор встретил счастливый характер. Счастливый не значит удачливый. У Любы тоже своя не сложившаяся как это часто бывает, жизнь “наперекосяк”. Муж – пьяница, развод, одиночество. Люба, не мадонна, не икона. И любовь то здесь не обычная, идущая через пень-колоды – тут другое более важно. Встретив Любу, Егор встретил как бы самого себя. И к себе же потянулся.
Эпизод из к-ф“Калина красная”. ( смерть Егора)
1-й ведущий: Как вы думаете, что хотел сказать Шукшин в “Калине Красной” убивая, своего героя Егора Прокудина? Что ворам нет смысла рваться к нормальной жизни?
1-й ведущий: Мне кажется, что Шукшин хотел сказать, что за все в жизни надо платить. Встречное добро, переворачивает всю жизнь, но страшна по крупному счету вина Прокудина. Финал драмы раскрывает глубокий духовный кризис, переживаемый героем: раскаяние сознание вины, суровое самоосуждение, больная совесть, готовность искупить вину собственной смертью.
Чтец:
Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя.
Ю.Левитанский
2-й ведущий: Нет с нами больше писателя – Василия Шукшина. Но остались его книги, его мысли… В.Шукшин (из рабочих записей):
- “Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”
- Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”
1-й ведущий: Вновь вспоминаются слова Шукшина: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту…Уверую, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком”.