kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Надо человеком быть..." Внеклассное мероприятие по творчеству В.М.Шукшина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по литературе "Надо человеком быть" (по творчеству В.М. Шукшина). 11 класс.

Цель: знакомство с биографией и творчеством В.М.Шукшина.

Задачи:

  • Создать условия для формирования гражданского отношения к жизни.
  • Воспитание позитивного отношения к духовным ценностям общества, возрождение национальной памяти, поиск смысла жизни.

Оборудование: портрет писателя В.М. Шукшина.

Ход мероприятия.

Чтец:

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чербаков…

Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьёт о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки –

Это родина Шукшина.

Кондаков В.

1-й ведущий: Василий Макарович Шукшин. Писатель. Автор романов и повестей, нескольких сборников рассказов, киносценариев и остропроблемных статей. Киноактер. И всё это за 44 года.

Снова и снова мы обращаемся к его произведениям, статьям и, желая – пусть даже с опозданием – узнать его ближе, понять, о чем думал писатель, мечтал, что завещал своим творчеством.

Как он смотрел на жизнь, каким видел счастье, человеческое призвание?

2-й ведущий: Василий Макарович Шукшин умер на съемочной площадке, исполняя роль одного из шолоховских героев в будущем фильме “Они сражались за Родину”. Диагноз был определен: острая сердечная недостаточность.

Лишь сейчас ясно, какой ценой дались художнику его произведения. В каждом из них он оставлял кусочек своего сердца.

Василий Шукшин родился на Алтае, в селе Сростки Бийского района. В военные годы мальчиком начал трудовую биографию. Он работал в поле, был строителем, учителем. В 1949 году был призван служить во флот… служил на Черном море, в Севастополе.  В 1954 году сдал экзамены во ВГИК.

1-й ведущий: Михаил Ромм взял Шукшина на свой курс. Он почувствовал глубину его индивидуальности, независимость суждений, а главное, немалый жизненный опыт.

Сегодня в критике творчество В.М.Шукшина воспринимается неоднозначно, потому что он поднимает проблемы, к которым по-разному относятся читатели. Хотелось бы услышать ваше мнение.

(Диалог участников вечера).

Возможные мнения:

- Мне кажется, что Шукшину свойственна некоторая социальная ограниченность. Он постоянно писал о деревне и деревенских жителях, а к городу и горожанам относился отрицательно.

- Вот посмотрите, в рассказе “Сураз” В.М. Шукшин каждый поступок Спирьки Расторгуева сочувственно объясняет. Этот деревенский парень – преступник по своей сути – окружен авторским вниманием и пониманием.

- А что в этом плохого? И Достоевский к преступнику Раскольникову относится с пониманием и сочувствием. Это верная писательская позиция: понять дела человеческие, войти в душу героя.

- Шукшин сам – с семнадцати лет – горожанин. Учился в ВУЗе, а о студентах ничего интересного не написал. Он был писателем, режиссером, артистом, а о жизни интеллигенции – ни слова. Там – его милые деревенские “чудаки”.

- А что? Один из его рассказов носит название “Чудик”. Чудик – это Василий Егорович Князев – обладает естественным, природным чувством совместимости, и никакие доводы здравого рассудка не способны заставить его пересилить себя, свои нравственные законы.

- Вот послушайте… Однажды с ним произошел вот такой случай: поднял он в магазине пятидесятирублевую бумажку, весело сказал: “У нас такими бумажками швыряются”, положил ее на видное место и вышел в приятном расположении духа. Но уже через минуту понял, что бумажка-то была его… Но как пойти сказать об этом?

Невозможно: “…только он представил, как он огорошит всех своим заявлением, как подумают многие: “Конечно, раз хозяина не нашлось, он решил прикарманить”. Нет, не пересилил себя – не протянуть руку за проклятой бумажкой”. Чудик все время стремится принести людям радость. Но часто это получается у него неловко, смешно. И потом в глазах практичных людей выглядит недотепой. Шукшинские чудики-люди открытые, ищущие, бескорыстные.

- Так, что полагаешь, что в городе живут люди, которые паразитируют за счет государства?

- Так оно и есть. В деревне люди добрее, проще. В деревне весь человек на виду. Его же с детства все знают.

- Шукшин дал нашему искусству урок правды и урок мужества. Это верно. Но какие-то стороны его правды я не принимаю. Его правда иногда бывает грубой и необузданной. Вот в пьесе “До третьих петухов” обидела Баба Яга Ивана, а он в ответ на обиду кричит: “А ху-ху не хо-хо, бабуленька?”. Эта реплика режет слух.

- А тебе бы хотелось, чтобы Иван говорил интеллигентно, как директор на телевидении: “Извините, уважаемая Баба Яга, с вопросом о строительстве коттеджика обратитесь в стройтрест”. Поверила бы тогда, что это герой из народной сказки? Нет, конечно.

- Надо в корень смотреть. В душу человеческую надо вглядеться. Ведь за грубостью Ивана скрывается его беззащитность. Не циничная пустота души, а беззащитность.Да, он грубит. Но он не может, не научен иначе защищать свое человеческое достоинство. Это не вина его, а беда. Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов.

1-й ведущий: Василий Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит. Главное  у В.М. Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек. Главное – иметь мужество говорить правду.

2-й ведущий: Детство В.М. Шукшина было нелегким, хотя и во многом похожим на детство любого крестьянского мальчика того времени. Отца он почти не помнил. Мать очень рано осталась с двумя детьми – Васей и Наташей.

Перед самой войной она второй раз вышла замуж за человека, как позже вспоминает писатель, редкого сердца – доброго, любящего… Но скоро началась война. Отчима взяли на фронт, и в 1942 году он погиб.

Первый рассказ “Далекие зимние вечера” из первой книги В.М. Шукшина – о детстве. Он автобиографичен. Для Шукшина важно, чтобы будучи взрослым, оставаться немного ребенком.

1-й ведущий: 

У Шукшина есть рассказ “Ванька Тепляшин” и документальное повествование “Кляуза”. Перед нами совпадение случая из “жизни” героя и самого писателя. Совпадают и сюжет, и конфликт, и основной пафос повествования. Столкновение с вахтером в больнице проявляет в герое и писателя тот, что их сближает, и еще с большей отчетливостью подчеркивает правду жизни, - это неспособность к нравственным компромиссам с самим собой.

“Надо человеком быть, а не полтинники сшибать”, говорит Ванька Тепляшин. А вот голос самого писателя. “Мне со стороны умудренные посетители тихонько подсказали: “Да дай ты ему пятьдесят копеек, и все будет в порядке. Пятидесяти копеек у меня не случилось, кроме того (я это говорю совершенно серьезно), я не умею “давать”: Мне неловко”.

2-й ведущий: Уже первый сборник и первый фильм показали, что с критикой у Шукшина сложные отношения.  Не все понимают и принимают его героев. Его странных, чудоковатых, но добрых и бескорыстных.

1-й ведущий: Василий Шукшин унаследовал от русской литературы главное – совестливость как высший нравственный принцип; народную нравственность, которой он проверяет человеческую ценность своих героев. Василий Шукшин – художник мужественный. Он умел беспощадно высмеивать хамов, бюрократов, дельцов.

Фрагмент из к-ф «Беседы при ясной луне» “Сапожки”.

2-й ведущий: Василий Шукшин – талантлив во всём. Эти слова в полной мере подтверждают его книги, сценарии, фильмы. Один из самых известных -“Калина красная”. Главный герой –рецедевист с несчастной судьбой, но Шукшин хочет рассказать о душе Егора, о том, как она не устроена в жизни, как мается и ищет своего места в жизни”. И помогла ему в этом Люба. Ее доброта.

Эпизод из к-ф“Калина красная”.

1-й ведущий: Егор встретил счастливый характер. Счастливый не значит удачливый. У Любы тоже своя не сложившаяся как это часто бывает, жизнь “наперекосяк”. Муж – пьяница, развод, одиночество. Люба, не мадонна, не икона. И любовь то здесь не обычная, идущая через пень-колоды – тут другое более важно. Встретив Любу, Егор встретил как бы самого себя. И к себе же потянулся.

Эпизод из к-ф“Калина красная”. ( смерть Егора)

1-й ведущий: Как вы думаете, что хотел сказать Шукшин в “Калине Красной” убивая, своего героя Егора Прокудина? Что ворам нет смысла рваться к нормальной жизни?

1-й ведущий:   Мне кажется, что Шукшин хотел сказать, что за все в жизни надо платить. Встречное добро, переворачивает всю жизнь, но страшна по крупному счету вина Прокудина. Финал драмы раскрывает глубокий духовный кризис, переживаемый героем: раскаяние сознание вины, суровое самоосуждение, больная совесть, готовность искупить вину собственной смертью.

Чтец:

Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя.

Ю.Левитанский

2-й ведущий: Нет с нами больше писателя – Василия Шукшина. Но остались его книги, его мысли… В.Шукшин (из рабочих записей):

  • “Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”
  • Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”

1-й ведущий:  Вновь вспоминаются слова Шукшина: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту…Уверую, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Надо человеком быть..." Внеклассное мероприятие по творчеству В.М.Шукшина »

Внеклассное мероприятие по литературе "Надо человеком быть" (по творчеству В.М. Шукшина). 11 класс.

Цель: знакомство с биографией и творчеством В.М.Шукшина.

Задачи:

  • Создать условия для формирования гражданского отношения к жизни.

  • Воспитание позитивного отношения к духовным ценностям общества, возрождение национальной памяти, поиск смысла жизни.

Оборудование: портрет писателя В.М. Шукшина.


Ход мероприятия.

Чтец:

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чербаков…

Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьёт о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки –

Это родина Шукшина.

Кондаков В.


1-й ведущий: Василий Макарович Шукшин. Писатель. Автор романов и повестей, нескольких сборников рассказов, киносценариев и остропроблемных статей. Киноактер. И всё это за 44 года.

Снова и снова мы обращаемся к его произведениям, статьям и, желая – пусть даже с опозданием – узнать его ближе, понять, о чем думал писатель, мечтал, что завещал своим творчеством.

Как он смотрел на жизнь, каким видел счастье, человеческое призвание?

2-й ведущий: Василий Макарович Шукшин умер на съемочной площадке, исполняя роль одного из шолоховских героев в будущем фильме “Они сражались за Родину”. Диагноз был определен: острая сердечная недостаточность.

Лишь сейчас ясно, какой ценой дались художнику его произведения. В каждом из них он оставлял кусочек своего сердца.

Василий Шукшин родился на Алтае, в селе Сростки Бийского района. В военные годы мальчиком начал трудовую биографию. Он работал в поле, был строителем, учителем. В 1949 году был призван служить во флот… служил на Черном море, в Севастополе. В 1954 году сдал экзамены во ВГИК.


1-й ведущий: Михаил Ромм взял Шукшина на свой курс. Он почувствовал глубину его индивидуальности, независимость суждений, а главное, немалый жизненный опыт.

Сегодня в критике творчество В.М.Шукшина воспринимается неоднозначно, потому что он поднимает проблемы, к которым по-разному относятся читатели. Хотелось бы услышать ваше мнение.

(Диалог участников вечера).

Возможные мнения:

- Мне кажется, что Шукшину свойственна некоторая социальная ограниченность. Он постоянно писал о деревне и деревенских жителях, а к городу и горожанам относился отрицательно.

- Вот посмотрите, в рассказе “Сураз” В.М. Шукшин каждый поступок Спирьки Расторгуева сочувственно объясняет. Этот деревенский парень – преступник по своей сути – окружен авторским вниманием и пониманием.

- А что в этом плохого? И Достоевский к преступнику Раскольникову относится с пониманием и сочувствием. Это верная писательская позиция: понять дела человеческие, войти в душу героя.

- Шукшин сам – с семнадцати лет – горожанин. Учился в ВУЗе, а о студентах ничего интересного не написал. Он был писателем, режиссером, артистом, а о жизни интеллигенции – ни слова. Там – его милые деревенские “чудаки”.

- А что? Один из его рассказов носит название “Чудик”. Чудик – это Василий Егорович Князев – обладает естественным, природным чувством совместимости, и никакие доводы здравого рассудка не способны заставить его пересилить себя, свои нравственные законы.

- Вот послушайте… Однажды с ним произошел вот такой случай: поднял он в магазине пятидесятирублевую бумажку, весело сказал: “У нас такими бумажками швыряются”, положил ее на видное место и вышел в приятном расположении духа. Но уже через минуту понял, что бумажка-то была его… Но как пойти сказать об этом?

Невозможно: “…только он представил, как он огорошит всех своим заявлением, как подумают многие: “Конечно, раз хозяина не нашлось, он решил прикарманить”. Нет, не пересилил себя – не протянуть руку за проклятой бумажкой”. Чудик все время стремится принести людям радость. Но часто это получается у него неловко, смешно. И потом в глазах практичных людей выглядит недотепой. Шукшинские чудики-люди открытые, ищущие, бескорыстные.

- Так, что полагаешь, что в городе живут люди, которые паразитируют за счет государства?

- Так оно и есть. В деревне люди добрее, проще. В деревне весь человек на виду. Его же с детства все знают.

- Шукшин дал нашему искусству урок правды и урок мужества. Это верно. Но какие-то стороны его правды я не принимаю. Его правда иногда бывает грубой и необузданной. Вот в пьесе “До третьих петухов” обидела Баба Яга Ивана, а он в ответ на обиду кричит: “А ху-ху не хо-хо, бабуленька?”. Эта реплика режет слух.

- А тебе бы хотелось, чтобы Иван говорил интеллигентно, как директор на телевидении: “Извините, уважаемая Баба Яга, с вопросом о строительстве коттеджика обратитесь в стройтрест”. Поверила бы тогда, что это герой из народной сказки? Нет, конечно.

- Надо в корень смотреть. В душу человеческую надо вглядеться. Ведь за грубостью Ивана скрывается его беззащитность. Не циничная пустота души, а беззащитность.Да, он грубит. Но он не может, не научен иначе защищать свое человеческое достоинство. Это не вина его, а беда. Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов.

1-й ведущий: Василий Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит. Главное у В.М. Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек. Главное – иметь мужество говорить правду.


2-й ведущий: Детство В.М. Шукшина было нелегким, хотя и во многом похожим на детство любого крестьянского мальчика того времени. Отца он почти не помнил. Мать очень рано осталась с двумя детьми – Васей и Наташей.

Перед самой войной она второй раз вышла замуж за человека, как позже вспоминает писатель, редкого сердца – доброго, любящего… Но скоро началась война. Отчима взяли на фронт, и в 1942 году он погиб.

Первый рассказ “Далекие зимние вечера” из первой книги В.М. Шукшина – о детстве. Он автобиографичен. Для Шукшина важно, чтобы будучи взрослым, оставаться немного ребенком.

1-й ведущий: 

У Шукшина есть рассказ “Ванька Тепляшин” и документальное повествование “Кляуза”. Перед нами совпадение случая из “жизни” героя и самого писателя. Совпадают и сюжет, и конфликт, и основной пафос повествования. Столкновение с вахтером в больнице проявляет в герое и писателя тот, что их сближает, и еще с большей отчетливостью подчеркивает правду жизни, - это неспособность к нравственным компромиссам с самим собой.

Надо человеком быть, а не полтинники сшибать”, говорит Ванька Тепляшин. А вот голос самого писателя. “Мне со стороны умудренные посетители тихонько подсказали: “Да дай ты ему пятьдесят копеек, и все будет в порядке. Пятидесяти копеек у меня не случилось, кроме того (я это говорю совершенно серьезно), я не умею “давать”: Мне неловко”.

2-й ведущий: Уже первый сборник и первый фильм показали, что с критикой у Шукшина сложные отношения. Не все понимают и принимают его героев. Его странных, чудоковатых, но добрых и бескорыстных.

1-й ведущий: Василий Шукшин унаследовал от русской литературы главное – совестливость как высший нравственный принцип; народную нравственность, которой он проверяет человеческую ценность своих героев. Василий Шукшин – художник мужественный. Он умел беспощадно высмеивать хамов, бюрократов, дельцов.

Фрагмент из к-ф «Беседы при ясной луне» “Сапожки”.

2-й ведущий: Василий Шукшин – талантлив во всём. Эти слова в полной мере подтверждают его книги, сценарии, фильмы. Один из самых известных -“Калина красная”. Главный герой –рецедевист с несчастной судьбой, но Шукшин хочет рассказать о душе Егора, о том, как она не устроена в жизни, как мается и ищет своего места в жизни”. И помогла ему в этом Люба. Ее доброта.

Эпизод из к-ф“Калина красная”.


1-й ведущий: Егор встретил счастливый характер. Счастливый не значит удачливый. У Любы тоже своя не сложившаяся как это часто бывает, жизнь “наперекосяк”. Муж – пьяница, развод, одиночество. Люба, не мадонна, не икона. И любовь то здесь не обычная, идущая через пень-колоды – тут другое более важно. Встретив Любу, Егор встретил как бы самого себя. И к себе же потянулся.

Эпизод из к-ф“Калина красная”. ( смерть Егора)

1-й ведущий: Как вы думаете, что хотел сказать Шукшин в “Калине Красной” убивая, своего героя Егора Прокудина? Что ворам нет смысла рваться к нормальной жизни?


1-й ведущий:  Мне кажется, что Шукшин хотел сказать, что за все в жизни надо платить. Встречное добро, переворачивает всю жизнь, но страшна по крупному счету вина Прокудина. Финал драмы раскрывает глубокий духовный кризис, переживаемый героем: раскаяние сознание вины, суровое самоосуждение, больная совесть, готовность искупить вину собственной смертью.



Чтец:


Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя.

Ю.Левитанский


2-й ведущий: Нет с нами больше писателя – Василия Шукшина. Но остались его книги, его мысли… В.Шукшин (из рабочих записей):

  • Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”

  • Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”

1-й ведущий:  Вновь вспоминаются слова Шукшина: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту…Уверую, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком”.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Надо человеком быть..." Внеклассное мероприятие по творчеству В.М.Шукшина

Автор: Пастухова Татьяна Алексеевна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243798


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства