kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Василий Шукшин. Жизнь и творчество. Тема труда и нравственности в рассказах Шукшина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средняя школа № 19 имени К.И.Сатпаева города Атырау

Сарбалина Роза Ерсаиновна

Урок русской литературы в 11-классе

Тема урока: Василий Шукшин. Жизнь и творчество. Тема труда и нравственности в рассказах Шукшина.

Цель урока:

Формирование знаний. Раскрыть полноту личности Шукшина по биографическим очеркам, его рассказам, воспоминаниям современников.

Познакомить учащихся с особенностями тем, построения, образности, лексики рассказов В.Шукшина.

Пробудить интерес к творчеству писателя, к чтению его произведений.

Тип урока: Объяснение новой темы.

Метод урока: Урок критического мышления.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация PowerPoint, сборники рассказов, плакат с эпиграфом к уроку «Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!»

                        Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

-  6-октября 1974 года в Москве провожали в последний путь

 Василия Макаровича Шукшина. Провожали, прощались с ним тысячи и тысячи. Смерть Шукшина была воспринята как тяжелейшая утрата, оплакана как большое и общее горе. На одном из первых вечеров памяти Шукшина Сергей Герасимов сказал, что подобных похорон деятеля культуры Россия не помнит со времени прощания с Львом Толстым. Многие поэты откликнулись на смерть Шукшина. Одно из стихотворений я вам прочитаю.

Звучит стихотворение Ольги Фокиной

Сибирь в осеннем золоте, 

В Москве, в Сибири, в Вологде

Дрожит и рвётся в проводе

- Шукшин… Шукшин…

Под всхлипы трубки брошенной

Теряю твердь…

Да что ж она, да что ж она

Ослепла, смерть?!

Что долго вкруг да около

Бродила – врёт.

Взяла такого сокола,

Сразила влёт.

Он был готов к сражениям,

Но не под нож.

Он жил не на снижении,

На взлёте сплошь!

Ему ничто, припавшему

К теплу земли.

Но что же мы… но как же мы

Не сберегли?

Свидетели и зрители

Нас -  сотни сот!

Не думали, не видели,

На что идёт

Взваливший наши тяжести

На свой хребет…

Поклажистый.?.

Поклажистей –

Другого нет.

Учитель:

- Так кто же этот человек – Василий Шукшин? Почему ему оказывались такие почести?

3. Запись числа и темы.

 - Гёте говорил: «Если хочешь узнать поэта, должен отправиться в его страну». Так давайте отправимся в его «страну» – на малую родину Шукшина.

Биографические сведения (рассказы учащихся).

  1. Детство.
  2. Юность.
  3. В «людях».
  4. На флоте.
  5. ВГИК.
  1. Комментарии учителя с демонстрацией слайдов на интерактивной доске.
  1. Портрет Шукшина.
  2. Карта Алтайского края (выделена деревня Сростки).
  3. Дом, где родился Шукшин.
  4. Мать и маленький Вася.
  5. На флоте.
  6. Во ВГИКе.
  7. Портреты М.Рома и И.Пырьева.
  8. Кадры из фильмов.
  9. Шукшин и его семья.
  10. Режиссёрские работы (перечень снятых им фильмов).
  11. Актёрские работы.
  12. Сценарист (названия фильмов, снятых по сценариям писателя).
  13. Памятник Шукшину на его родине.
  14.  

- Как вы заметили, талант Шукшина многогранен. Но нас он интересует как писатель. Шукшин написал более 120 рассказов, два романа, повести, пьесы.

Творчество – раннее – до 1964 года; 1964 – 1974 – расцвет творчества В.Шукшина.

Рассказы Шукшина кратки, лаконичны, во многих рассказах нет  сюжета, характеры героев раскрываются через диалоги, их действия, речь. Во многих рассказах нет экспозиции, концовки.

Основные темы рассказов Шукшина:

  1. «Светлые души».
  2. О любви.
  3. Тема русской женщины.
  4. «Чудики».
  5. О смысле жизни.
  6. Противопоставление деревни и города.
  1. Краткий пересказ некоторых рассказов учащимися (предварительное задание). Тема, идея этих рассказов («Сапожки», «Чудик», «Осенью», «Микроскоп», «Как зайка летал на воздушных шариках»).
  2. Заполнение таблицы

Идеи, которые знаю

Идеи, о которых думал иначе

Информация,

о которой не предполагал

То, о чём ещё хочу узнать

  1. . Заключительное слово учителя:

- Так за что же любили В.Шукшина? Он был большой гуманист. Любил человека. Для него не было деления – это главное, это второстепенное в жизни человека. Всё, что касается человека, было важным для Шукшина. Главные черты характера писателя – простота, честность, прямолинейность, доброта. Ещё раз прочитаёте эпиграф к уроку: «Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!» Мы умели жить… Так может говорить не всякий человек. Шукшину нечего было стыдиться: он честно прожил свою жизнь.

«Честное, мужественное искусство не задаётся целью указывать пальцем: что нравственно, а что безнравственно, оно имеет дело с человеком «в целом» и хочет совершенствовать его, человека, тем, что говорит правду о нём». В.Шукшин

  1. . Домашнее задание:

Прочитать рассказ «Космос, нервная система и шмат сала». Анализ рассказа.

Рассказы для обязательного чтения: «Сапожки», «Критики», «Дядя Ермолай», «Чудик», «Крепкий мужик», «Срезал», «Микроскоп», «Осенью»,

«Как зайка летал на воздушных шариках», «Мастер», «Нечаянный выстрел», «Охота жить», «Одни», «Миль, пардон, мадам», «Экзамен».

9. Поурочный балл.

Режиссёрские работы:

  1. 1964 – Живёт такой парень
  2. 1965 – Ваш сын и брат
  3. 1969  Странные люди
  4. 1972 – Печки – лавочки
  5. 1973 – Калина красная

Актёрские работы:

  1. 1958 - Два Фёдора
  2. 1960 – Простая история
  3. 1961 – Когда деревья были большими
  4. 1967 – Комиссар
  5. 1967 – Три дня Виктора Чернышова
  6. 1967 -  Журналист
  7. 1969 – У озера
  8. 1970 – Любовь Яровая
  9. 1971 – Даурия
  10. 1972 – Печки – лавочки
  11. 1973 – Калина красная
  12. 1975 – Они сражались за Родину

Сценарист

  1. 1960 – Из лебяжьего сообщают
  2. 1964 – Живёт такой парень
  3. 1965 – Ваш сын и брат
  4. 1969 – Ваня, ты как здесь?
  5. 1969 – Странные люди
  6. 1971 – Пришёл солдат с фронта
  7. 1972 – Печки – лавочки
  8. 1973 – Калина красная
  9. 1974 – Земляки
  10. 1977 –Позови меня в даль светлую
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Василий Шукшин. Жизнь и творчество. Тема труда и нравственности в рассказах Шукшина. »



Средняя школа № 19 имени К.И.Сатпаева города Атырау

Сарбалина Роза Ерсаиновна

Урок русской литературы в 11-классе

Тема урока: Василий Шукшин. Жизнь и творчество. Тема труда и нравственности в рассказах Шукшина.

Цель урока:

Формирование знаний. Раскрыть полноту личности Шукшина по биографическим очеркам, его рассказам, воспоминаниям современников.

Познакомить учащихся с особенностями тем, построения, образности, лексики рассказов В.Шукшина.

Пробудить интерес к творчеству писателя, к чтению его произведений.

Тип урока: Объяснение новой темы.

Метод урока: Урок критического мышления.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация PowerPoint, сборники рассказов, плакат с эпиграфом к уроку «Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

- 6-октября 1974 года в Москве провожали в последний путь

Василия Макаровича Шукшина. Провожали, прощались с ним тысячи и тысячи. Смерть Шукшина была воспринята как тяжелейшая утрата, оплакана как большое и общее горе. На одном из первых вечеров памяти Шукшина Сергей Герасимов сказал, что подобных похорон деятеля культуры Россия не помнит со времени прощания с Львом Толстым. Многие поэты откликнулись на смерть Шукшина. Одно из стихотворений я вам прочитаю.





Звучит стихотворение Ольги Фокиной

Сибирь в осеннем золоте,

В Москве, в Сибири, в Вологде

Дрожит и рвётся в проводе

- Шукшин… Шукшин…


Под всхлипы трубки брошенной

Теряю твердь…

Да что ж она, да что ж она

Ослепла, смерть?!


Что долго вкруг да около

Бродила – врёт.

Взяла такого сокола,

Сразила влёт.


Он был готов к сражениям,

Но не под нож.

Он жил не на снижении,

На взлёте сплошь!

Ему ничто, припавшему

К теплу земли.

Но что же мы… но как же мы

Не сберегли?

Свидетели и зрители

Нас - сотни сот!

Не думали, не видели,

На что идёт

Взваливший наши тяжести

На свой хребет…

Поклажистый.?.

Поклажистей –

Другого нет.

Учитель:

- Так кто же этот человек – Василий Шукшин? Почему ему оказывались такие почести?





3. Запись числа и темы.

- Гёте говорил: «Если хочешь узнать поэта, должен отправиться в его страну». Так давайте отправимся в его «страну» – на малую родину Шукшина.

Биографические сведения (рассказы учащихся).

  1. Детство.

  2. Юность.

  3. В «людях».

  4. На флоте.

  5. ВГИК.

  1. Комментарии учителя с демонстрацией слайдов на интерактивной доске.

  1. Портрет Шукшина.

  2. Карта Алтайского края (выделена деревня Сростки).

  3. Дом, где родился Шукшин.

  4. Мать и маленький Вася.

  5. На флоте.

  6. Во ВГИКе.

  7. Портреты М.Рома и И.Пырьева.

  8. Кадры из фильмов.

  9. Шукшин и его семья.

  10. Режиссёрские работы (перечень снятых им фильмов).

  11. Актёрские работы.

  12. Сценарист (названия фильмов, снятых по сценариям писателя).

  13. Памятник Шукшину на его родине.

Учитель:

- Как вы заметили, талант Шукшина многогранен. Но нас он интересует как писатель. Шукшин написал более 120 рассказов, два романа, повести, пьесы.

Творчество – раннее – до 1964 года; 1964 – 1974 – расцвет творчества В.Шукшина.

Рассказы Шукшина кратки, лаконичны, во многих рассказах нет сюжета, характеры героев раскрываются через диалоги, их действия, речь. Во многих рассказах нет экспозиции, концовки.

Основные темы рассказов Шукшина:

  1. «Светлые души».

  2. О любви.

  3. Тема русской женщины.

  4. «Чудики».

  5. О смысле жизни.

  6. Противопоставление деревни и города.

  1. Краткий пересказ некоторых рассказов учащимися (предварительное задание). Тема, идея этих рассказов («Сапожки», «Чудик», «Осенью», «Микроскоп», «Как зайка летал на воздушных шариках»).

  2. Заполнение таблицы

Идеи, которые знаю

Идеи, о которых думал иначе

Информация,

о которой не предполагал

То, о чём ещё хочу узнать





7. Заключительное слово учителя:

- Так за что же любили В.Шукшина? Он был большой гуманист. Любил человека. Для него не было деления – это главное, это второстепенное в жизни человека. Всё, что касается человека, было важным для Шукшина. Главные черты характера писателя – простота, честность, прямолинейность, доброта. Ещё раз прочитаёте эпиграф к уроку: «Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!» Мы умели жить… Так может говорить не всякий человек. Шукшину нечего было стыдиться: он честно прожил свою жизнь.

«Честное, мужественное искусство не задаётся целью указывать пальцем: что нравственно, а что безнравственно, оно имеет дело с человеком «в целом» и хочет совершенствовать его, человека, тем, что говорит правду о нём». В.Шукшин



8. Домашнее задание:

Прочитать рассказ «Космос, нервная система и шмат сала». Анализ рассказа.

Рассказы для обязательного чтения: «Сапожки», «Критики», «Дядя Ермолай», «Чудик», «Крепкий мужик», «Срезал», «Микроскоп», «Осенью»,

«Как зайка летал на воздушных шариках», «Мастер», «Нечаянный выстрел», «Охота жить», «Одни», «Миль, пардон, мадам», «Экзамен».

9. Поурочный балл.

Режиссёрские работы:

  1. 1964 – Живёт такой парень

  2. 1965 – Ваш сын и брат

  3. 1969 Странные люди

  4. 1972 – Печки – лавочки

  5. 1973 – Калина красная



Актёрские работы:

  1. 1958 - Два Фёдора

  2. 1960 – Простая история

  3. 1961 – Когда деревья были большими

  4. 1967 – Комиссар

  5. 1967 – Три дня Виктора Чернышова

  6. 1967 - Журналист

  7. 1969 – У озера

  8. 1970 – Любовь Яровая

  9. 1971 – Даурия

  10. 1972 – Печки – лавочки

  11. 1973 – Калина красная

  12. 1975 – Они сражались за Родину

Сценарист

  1. 1960 – Из лебяжьего сообщают

  2. 1964 – Живёт такой парень

  3. 1965 – Ваш сын и брат

  4. 1969 – Ваня, ты как здесь?

  5. 1969 – Странные люди

  6. 1971 – Пришёл солдат с фронта

  7. 1972 – Печки – лавочки

  8. 1973 – Калина красная

  9. 1974 – Земляки

  10. 1977 –Позови меня в даль светлую
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Василий Шукшин. Жизнь и творчество. Тема труда и нравственности в рассказах Шукшина.

Автор: Сарбалина Роза Ерсаиновна

Дата: 11.04.2015

Номер свидетельства: 200299

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Чудаки и чудики в рассказе В.М.Шукшина «Микроскоп» "
    ["seo_title"] => string(53) "chudaki-i-chudiki-v-rasskazie-v-m-shukshina-mikroskop"
    ["file_id"] => string(6) "113562"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410462520"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства