Средняя школа № 19 имени К.И.Сатпаева города Атырау
Сарбалина Роза Ерсаиновна
Урок русской литературы в 11-классе
Тема урока: Василий Шукшин. Жизнь и творчество. Тема труда и нравственности в рассказах Шукшина.
Цель урока:
Формирование знаний. Раскрыть полноту личности Шукшина по биографическим очеркам, его рассказам, воспоминаниям современников.
Познакомить учащихся с особенностями тем, построения, образности, лексики рассказов В.Шукшина.
Пробудить интерес к творчеству писателя, к чтению его произведений.
Тип урока: Объяснение новой темы.
Метод урока: Урок критического мышления.
Оборудование: Интерактивная доска, презентация PowerPoint, сборники рассказов, плакат с эпиграфом к уроку «Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!»
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- 6-октября 1974 года в Москве провожали в последний путь
Василия Макаровича Шукшина. Провожали, прощались с ним тысячи и тысячи. Смерть Шукшина была воспринята как тяжелейшая утрата, оплакана как большое и общее горе. На одном из первых вечеров памяти Шукшина Сергей Герасимов сказал, что подобных похорон деятеля культуры Россия не помнит со времени прощания с Львом Толстым. Многие поэты откликнулись на смерть Шукшина. Одно из стихотворений я вам прочитаю.
Звучит стихотворение Ольги Фокиной
Сибирь в осеннем золоте,
В Москве, в Сибири, в Вологде
Дрожит и рвётся в проводе
- Шукшин… Шукшин…
Под всхлипы трубки брошенной
Теряю твердь…
Да что ж она, да что ж она
Ослепла, смерть?!
Что долго вкруг да около
Бродила – врёт.
Взяла такого сокола,
Сразила влёт.
Он был готов к сражениям,
Но не под нож.
Он жил не на снижении,
На взлёте сплошь!
Ему ничто, припавшему
К теплу земли.
Но что же мы… но как же мы
Не сберегли?
Свидетели и зрители
Нас - сотни сот!
Не думали, не видели,
На что идёт
Взваливший наши тяжести
На свой хребет…
Поклажистый.?.
Поклажистей –
Другого нет.
Учитель:
- Так кто же этот человек – Василий Шукшин? Почему ему оказывались такие почести?
3. Запись числа и темы.
- Гёте говорил: «Если хочешь узнать поэта, должен отправиться в его страну». Так давайте отправимся в его «страну» – на малую родину Шукшина.
Биографические сведения (рассказы учащихся).
- Детство.
- Юность.
- В «людях».
- На флоте.
- ВГИК.
- Комментарии учителя с демонстрацией слайдов на интерактивной доске.
- Портрет Шукшина.
- Карта Алтайского края (выделена деревня Сростки).
- Дом, где родился Шукшин.
- Мать и маленький Вася.
- На флоте.
- Во ВГИКе.
- Портреты М.Рома и И.Пырьева.
- Кадры из фильмов.
- Шукшин и его семья.
- Режиссёрские работы (перечень снятых им фильмов).
- Актёрские работы.
- Сценарист (названия фильмов, снятых по сценариям писателя).
- Памятник Шукшину на его родине.
- Как вы заметили, талант Шукшина многогранен. Но нас он интересует как писатель. Шукшин написал более 120 рассказов, два романа, повести, пьесы.
Творчество – раннее – до 1964 года; 1964 – 1974 – расцвет творчества В.Шукшина.
Рассказы Шукшина кратки, лаконичны, во многих рассказах нет сюжета, характеры героев раскрываются через диалоги, их действия, речь. Во многих рассказах нет экспозиции, концовки.
Основные темы рассказов Шукшина:
- «Светлые души».
- О любви.
- Тема русской женщины.
- «Чудики».
- О смысле жизни.
- Противопоставление деревни и города.
- Краткий пересказ некоторых рассказов учащимися (предварительное задание). Тема, идея этих рассказов («Сапожки», «Чудик», «Осенью», «Микроскоп», «Как зайка летал на воздушных шариках»).
- Заполнение таблицы
Идеи, которые знаю
Идеи, о которых думал иначе
Информация,
о которой не предполагал
То, о чём ещё хочу узнать
- . Заключительное слово учителя:
- Так за что же любили В.Шукшина? Он был большой гуманист. Любил человека. Для него не было деления – это главное, это второстепенное в жизни человека. Всё, что касается человека, было важным для Шукшина. Главные черты характера писателя – простота, честность, прямолинейность, доброта. Ещё раз прочитаёте эпиграф к уроку: «Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!» Мы умели жить… Так может говорить не всякий человек. Шукшину нечего было стыдиться: он честно прожил свою жизнь.
«Честное, мужественное искусство не задаётся целью указывать пальцем: что нравственно, а что безнравственно, оно имеет дело с человеком «в целом» и хочет совершенствовать его, человека, тем, что говорит правду о нём». В.Шукшин
- . Домашнее задание:
Прочитать рассказ «Космос, нервная система и шмат сала». Анализ рассказа.
Рассказы для обязательного чтения: «Сапожки», «Критики», «Дядя Ермолай», «Чудик», «Крепкий мужик», «Срезал», «Микроскоп», «Осенью»,
«Как зайка летал на воздушных шариках», «Мастер», «Нечаянный выстрел», «Охота жить», «Одни», «Миль, пардон, мадам», «Экзамен».
9. Поурочный балл.
Режиссёрские работы:
- 1964 – Живёт такой парень
- 1965 – Ваш сын и брат
- 1969 Странные люди
- 1972 – Печки – лавочки
- 1973 – Калина красная
Актёрские работы:
- 1958 - Два Фёдора
- 1960 – Простая история
- 1961 – Когда деревья были большими
- 1967 – Комиссар
- 1967 – Три дня Виктора Чернышова
- 1967 - Журналист
- 1969 – У озера
- 1970 – Любовь Яровая
- 1971 – Даурия
- 1972 – Печки – лавочки
- 1973 – Калина красная
- 1975 – Они сражались за Родину
Сценарист
- 1960 – Из лебяжьего сообщают
- 1964 – Живёт такой парень
- 1965 – Ваш сын и брат
- 1969 – Ваня, ты как здесь?
- 1969 – Странные люди
- 1971 – Пришёл солдат с фронта
- 1972 – Печки – лавочки
- 1973 – Калина красная
- 1974 – Земляки
- 1977 –Позови меня в даль светлую