Открытый урок по теме «Сердца материнского свеча…» (по рассказу В. М. Шукшина "Материнское сердце")
Открытый урок по теме «Сердца материнского свеча…» (по рассказу В. М. Шукшина "Материнское сердце")
В национальном образовании сегодня провозглашён приоритет общечеловеческих ценностей.Будущее нашего Отечества зависит от духовно – нравственных ценностей: доброты, честности, справедливости, от способности и стремления к бескорыстной заботе о ближних. В воспитании этих качеств человека нам может помочь только русская литература. И сейчас обращение к произведениям Шукшина крайне необходимо, так как они представляют собой страстные поиски правды, истины, утверждают добро. Мотив утверждения доброты в человеческих отношениях пронизывает все его творчество. Поэтому для анализа на уроке был взят текст рассказа “Материнское сердце». Готовясь к этому уроку, ребята сделали мультимедийные презентации PowerPoint, подготовили инсценировку эпизода рассказа.На уроке были реализованы ценностно – смысловые компетенции, общекультурные, компетенции личностного самосовершенствования, учебно–познавательные и информационные компетенции.Поддержать эмоциональный климат на уроке при изучении этой темы позволило соблюдение принципов наглядности материала, доступности, учёта уровня подготовленности, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся, а также рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы, обеспечивающих развитие коммуникативной, личностной, ценностно-смысловой компетенции учащихся.
Цели:
проанализировать текст рассказа “Материнское сердце”;
показать на примере одного произведения Шукшина правдивое изображение жизни, глубокое раскрытие характеров героев;
пробудить живой отклик на проблемы современности;
формировать чуткое и уважительное отношение к матери, вызвать желание быть достойными сыновьями;
учить анализировать, рассуждать, делать выводы, сравнивать;
развивать творческие способности учащихся;
способствовать формированию навыков правильности ответов на поставленный вопрос;
активизировать эмоциональные реакции учеников, добиться сопереживания;
элементы проблемного метода (сочинение-эссе, приемы устного словесного рисования, самостоятельное мышление);
дедуктивный (умение анализировать, делать умозаключения);
вопросно-ответное общение.
Оборудование к уроку: портрет В.М.Шукшина, портрет матери Шукшина – М.С.Шукшиной, тексты с рассказом В.М.Шукшина “Материнское сердце»,театральный реквизит, фотовыставка «Шукшин и мать», выставка книг В.М. Шукшина.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме «Сердца материнского свеча…» (по рассказу В. М. Шукшина "Материнское сердце")»
В национальном образовании сегодня провозглашён приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Творчество Шукшина актуально и сегодня. Данный урок способствует воспитанию интереса к творчеству писателя. Поэтому для анализа на уроке был взят текст рассказа “Материнское сердце». Поддержать эмоциональный климат на уроке при изучении этой темы позволило соблюдение принципов наглядности материала, доступности, учёта уровня подготовленности, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся, а также рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы, обеспечивающих развитие коммуникативной, личностной, ценностно-смысловой компетенции учащихся. Работа с текстом позволяет развивать коммуникативные умения школьников, отрабатывать навыки как устной, так и письменной речи. Во время работы с текстом учащиеся используют знания и опыт жизни. Работа на таких уроках предусматривает создание мотиваций поиска. В ходе урока учащиеся исследуют текст. Взаимосвязь исследования и творчества развивает и пробуждает интеллектуальные способности ребят.
Открытый урок по теме «Сердца материнского свеча…» (по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце")
Цели:
проанализировать текст рассказа “Материнское сердце”;
показать на примере одного произведения Шукшина правдивое изображение жизни, глубокое раскрытие характеров героев;
пробудить живой отклик на проблемы современности;
формировать чуткое и уважительное отношение к матери, вызвать желание быть достойными сыновьями;
учить анализировать, рассуждать, делать выводы, сравнивать;
развивать творческие способности учащихся;
способствовать формированию навыков правильности ответов на поставленный вопрос;
активизировать эмоциональные реакции учеников, добиться сопереживания;
элементы проблемного метода (сочинение-эссе, приемы устного словесного рисования, самостоятельное мышление);
дедуктивный (умение анализировать, делать умозаключения);
вопросно-ответное общение.
Оборудование к уроку: портрет В.М.Шукшина, портрет матери Шукшина – М.С.Шукшиной, тексты с рассказом В.М.Шукшина “Материнское сердце»,театральный реквизит, фотовыставка «Шукшин и мать», выставка книг В.М. Шукшина.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Эпиграф:
“Мы не сироты, … пока у нас есть МАТЕРИ» ”. (В.М.Шукшин)
Ход урока
I.Организационный момент (внешняя и внутренняя психологическая готовность, перекличка класса).
II.Начало урока.
1. На фоне музыки звучит стихотворение Раисы Кашкировой.
(читает заранее подготовленный ученик)
Сердцу материнскому отрада –
Слышать бесконечный зов любви.
Ты моя надежда и награда,
Я приду – ты только позови.
Только лишь окликни, мой сыночек,
И щемящий сердце, чистый свет
Путь к тебе укажет даже ночью,
Если ты на нём оставил след.
Сквозь преграды, позабыв усталость,
Я к тебе на помощь полечу,
Чтоб зажечь оставшуюся малость –
Сердца материнского свечу!
2. Учитель: Мать… Для каждого человека – большого или маленького, молодого или пожилого – мать самый родной человек на земле. Всё лучшее в человеке - от матери, давшей жизнь… Материнская забота, любовь тепло, терпение, беспокойство за нас окружают нас с рождения и до последних минут жизни Матери.
Учитель: Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить?
Учитель: Правильно, о матери, об отношении к ней, о неутомимом, необъятном материнском сердце.
Сообщение темы и целей урока.
Темой нашего урока я взяла строчку из прозвучавшего стихотворения Раисы Кашкировой. “Сердца материнского свеча…” (по рассказу В.М.Шукшина “Материнское сердце”).
- Мы проанализируем текст рассказа, попробуем определить проблемы, поднятые автором в этом произведении, каждый из вас попытается высказать свою позицию.
3. Запись темы и эпиграфа к уроку в тетради.
Учитель: Все, кто знал Шукшина лично, в один голос говорят о его особом отношении к матери, Марии Сергеевне. Вот выдержки из писем писателя: « Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях, о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет».
«У меня …серьёзно, опасно заболела мать… И теперь всё болит и болит душа. Мы не сироты, …пока у нас есть МАТЕРИ… На меня вдруг дохнуло ужасом и холодным смрадом: если я потеряю мать, я останусь КРУГЛЫМ сиротой. Тогда у меня что-то сдвигается со смыслом жизни».
Слова из письма В.М. Шукшина В. Белову мы и возьмём эпиграфом к нашему уроку.
( запись темы и эпиграфа в тетради)
III. Объяснение нового материала.
1. Учитель: В.М.Шукшин всегда помнил и понимал, что сделала для него мать в главном – в стремлении, чтобы сын стал настоящим человеком. И сын отвечал ей своей любовью.
Предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию о необыкновенно нежных отношениях матери и сына, которую подготовили ребята нашего класса.
После урока вы можете познакомиться с выставкой фотографий и книг, посвящённых В.М.Шукшину. Это тоже результат групповой работы ребят нашего класса.
В биографии Марии Сергеевны особенно трогает то, как женщина претерпевала испытания судьбы.
Сама история семьи Шукшиных повторяет судьбы многих жителей Алтая. Мария Сергеевна родилась 14 октября 1909 года в Сростках. Отрочество её совпало с периодом революции и Гражданской войны, учиться ей не пришлось, о чём она жалела всю жизнь. Вышла замуж, родила двоих детей. Но счастье новой жизни было разрушено молотом репрессий, мужа расстреляли. Работала в колхозе, одна растила детей. Вновь вышла замуж и вновь удар - муж погиб на фронте. Опять одна, теперь уже на всю жизнь, которую всецело посвятила детям.
Слайд 3
Она хотела, чтобы дети её учились. Отправила в институт Наталью, позже и сына благословила на учёбу в Москве, верила, что у него иная судьба... Себе во всём отказывала, а детям-студентам помогала. Работала Мария Сергеевна тогда в сельской парикмахерской и заработок имела скромный. И вот, казалось, дети встали на ноги, можно вздохнуть, но... Рано ушёл из жизни муж Натальи, оставив её с двумя пятилетними детьми. Мария Сергеевна стала в тот момент опорой и для дочери, и для внуков.
Слайд 4
А потом самое страшное — смерть сына...
Как можно было пережить всё это и не стать душевно надломленным человеком? Говорят, была Мария Сергеевна женщиной строгой, но справедливой. Это на людях, а к детям своим она относилась по-другому, особенно к сыну. Для своих детей Мария Сергеевна была и отцом, и матерью, маленького Василия уважала, наказаниями не унижала - ведь он был единственным мужчиной в доме.
Слайд 5
Во всём эпистолярном наследии наиболее трогательны его письма к матери. Где он при всей своей суровости мог находить такие слова для матери, какие далеко не каждый сын - и даже дочь!- находит...
Послушайте, что пишет Василий Макарович своей матери. Написано это письмо из Ленинграда. Возможно, в конце 40-х годов во время призыва на службу.
''Здравствуй!
С горячим сыновьим приветом - Василий. Получил твоё письмо. Первое письмо из дома. Можешь ли представить себе, дорогая моя, как обрадовали и взволновали меня эти два листочка, написанные тобой. Я забыл, когда из моих глаз выкатилась в последний раз слеза, (бывало и горько и обидно), а тут не мог сдержаться. Не могу выразить словами это чувство. От них повеяло на меня родиной, полями, домом, к ним касалась твоя рука... Ты
упрекаешь меня мама в том, что я так долго не говорил своего адреса. Даже говоришь так: "Неужели тебе неинтересно знать, родная мать жива или нет". Мама, ты в самом деле так думаешь? Да разве мог я забыть о моей матери. Нет, моя дорогая, моя бесценная, мысль о тебе всегда была моим верным спутником. Она поддерживала меня в трудные минуты, она всегда направляла меня на верный путь. Я мог забыть о чём угодно, но не о моей матери. И если я не сообщал адреса, то для этого были причины сильнее моей сыновней любви…’’
Слайд 6
После смерти сына Мария Сергеевна продолжала писать ему. И через друзей посылала письма на его могилу на Новодевичьем кладбище.
Вот письмо, написанное Марией Сергеевной уже после смерти В.М.Шукшина. "Сыночка, дитё моё милое, не могу я до тебя докликаться. Сердечушку моему в груди места мало, горло моё сжимает, хочу в слух крикнуть — голоса нет. Сокол ты мой ясный, знал бы ты как тяжело твоей любимой мамочке и тёмная ноченька меня не может успокоить. Говорят со мной - я их не слышу, идут люди - я их не вижу. Одна у меня думушка - нет моего дитя милого на свете. Голубь ты мой сизокрылый, солнце ты моё Красное, приснись ты, дитё милое, мне во сне, обогрей ты моё истерзанное сердечушко. Милый, милый ты мой дитёнок, расскажи ты мне про свою несчастную смертушку, что же с тобой, дитё моё, случилось? Не думала я о таком великом горюшке. Сыночка, приснись, расскажи, дитёныш мой ненаглядный. Навалил ты на меня тоску со всего света белого. Жду я тебя, дитёнок, жду, откуда жду — сама не знаю. Милый ты мой, милый, на кого же ты всех нас покинул?"
Слайд 7
Василий Макарович очень боялся пережить мать, потому что ощущал в ней опору. Он просто не мыслил свою жизнь без неё. Ну, а мать тем более не мыслила себя без "милого дитенка" Но так случилось...
Слайд 8
У ТАКОЙ матери
мог быть только ТАКОЙ сын
Учитель: Да, верная опора для В.М.Шукшина – мать.
“Учись, буду помогать. Как-нибудь выдюжу”. “Пусть едет, там он больше пользы принесет”,- говорила его мама.
Обратимся ещё раз к эпиграфу.
– Как вы понимаете эти слова Шукшина? Почему он так сказал? Какая она, настоящая мать, по Шукшину?
Да, это мать, которая любит своего ребенка, заботится о нем, переживает за него. Готова всегда прийти ему на помощь.
Образ такой матери нарисован в рассказе В.М.Шукшина “Материнское сердце”.
Беседа по рассказу “Материнское сердце”:
1. Каково ваше первое впечатление о рассказе?
2. О чём этот рассказ? Сформулируйте тему.
( В рассказе раскрывается тема беззаветной материнской любви)
3. Какие проблемы поднимает автор?
Проблема безрассудной, слепой любви матери к своему ребёнку;
Проблема отношения детей к своим родителям.
4. Как вы думаете, виноват ли Витька в том, что с ним произошло? Почему автор называет его Витькой?
Случайным поступок героя назвать нельзя. Пил, хоть пить не умел, от выпитого становился дурной; ремень носил флотский с залитым в него свинцом: жениться собирался без любви (так легко пошел с незнакомой девушкой); мать не жалел; на работе не все в порядке, если хорошую характеристику обещают написать, то только из одолжения, из сочувствия к матери.
5. Была ли жизнь матери Витьки лёгкой? Какие испытания выпали на долю матери? Стал ли Витька кормильцем, опорой для матери?
Мать прожила тяжелую жизнь, нелегко ей и сейчас. Читаем по тексту рассказа: “Мать Витьки родила пятерых детей, рано осталась вдовой (Витька грудной был, когда пришла похоронка об отце в сорок втором году). Старший сын ее тоже погиб на войне в сорок пятом году, девочка умерла от истощения в сорок шестом, следующие два сына выжили, мальчиками еще, спасаясь от великого голода, ушли по вербовке в ФЗУ и теперь жили в разных городах. Витьку мать выходила из последних сил, все распродала, осталась нищей, но сына выходила – крепкий вырос, ладный собой, добрый... Все бы хорошо, но пьяный – дурак-дураком становится”.
6. Почему же мать, по-вашему, уже немолодая женщина, хлопочет за своего непутёвого
сына? О чём она думает, когда спешит ему на выручку?
“В глазах матери все туманилось и плыло... Она молча плакала, вытирала слезы концом платка, но шла привычно скоро, иногда только спотыкалась о торчащие доски тротуара... Но шла и шла, торопилась. Ей теперь, она понимала, надо поспешать, надо успеть, пока они его не засудили, А то потом вызволять будет трудно. Она верила этому. Она всю жизнь свою только и делала, что справлялась с горем, и все вот так – на ходу, скоро, вытирая слезы концом платка. Неистребимо жила в ней вера в добрых людей, которые помогут. Эти – ладно – эти за своего обиделись, а те – подальше которые – те помогут. Неужели же не помогут? Она все им расскажет – помогут. Странно, мать ни разу не подумала о сыне, что он совершил преступление, она знала одно: с сыном случилась большая беда. И кто же будет вызволять его из беды, если не мать? Кто? Господи, да она пешком пойдет в эти краевые организации, она будет день и ночь идти и идти... Найдет она этих добрых людей, найдет”.
7. Посмотрите сцену разговора матери Витьки с милиционером.
Реализация группового задания ( исполняют два ученика )
И тут вошла мать Витьки... И, переступив порог, упала на колени и завыла, и запричитала:
— Да анделы вы мои милые, да разумные ваши головушки!.. Да способитесь вы как-нибудь с вашей обидушкой — простите вы его, окаянного! Пьяный он был... Он трезвый последнюю рубашку отдаст, сроду тверезый никого не обидел...
Заговорил старший, что сидел за столом и держал в руках Витькин ремень. Заговорил обстоятельно, спокойно, попроще — чтобы мать все поняла.
— Ты подожди, мать. Ты встань, встань — здесь не церква. Иди, глянь...
Мать поднялась, чуть успокоенная доброжелательным тоном начальственного голоса.
— Вот гляди: ремень твоего сына... Он во флоте, что ли, служил?
— Во флоте, во флоте — на кораблях-то на этих...
— Теперь смотри: видишь? — начальник перевернул бляху, взвесил на руке: — Этим же убить человека — дважды два. Попади он вчера кому-нибудь этой штукой ребром — конец. Убийство. Да и плашмя троих уходил так, что теперь врачи борются за их жизни. А ты говоришь — простить. Ведь он же трех человек, можно сказать, инвалидами сделал, действительно. А одного — при исполнении служебных обязанностей. Ты подумай сама: как же можно прощать за такие дела, действительно?
— Да сыночки вы мои милые! — воскликнула мать и заплакала. — Да нешто не бывает по пьяному делу?! Да всякое бывает — подрались... Сжальтесь вы над ним!..
— Один он у меня -— при мне-то: и поилец мой, и кормилец. А еще жениться надумал — как же тогда с девкой-то, если его посадют? Неужто ждать его станет? Не станет. А девка-то добрая, из хорошей семьи, жалко...
— Он зачем в город-то приезжал? — спросил начальник.
— Сала продать. На базар — сальца продать. Деньжонки-то нужны, раз уж свадьбу-то наметили — где их больше возьмешь?
— При нем никаких денег не было.
— Батюшки святы! — испугалась мать. — А иде ж они?
— Это у него надо спросить.
— Да украли небось! Украли!.. Да милый ты сын, он оттого, видно, и в драку-то полез — украли иху него! Жулики украли...
— Жулики украли, а при чем здесь наш сотрудник — за что он его-то?
— Да попал, видно, под горячую руку...
— Ну, если каждый раз так попадать под горячую руку, у нас скоро и милиции не останется. Слишком уж они горячие, ваши сыновья! — начальник набрался твердости. — Не будет за это прощения, получит свое — по закону.
— Да анделы вы мои, люди добрые, — опять взмолилась мать, — пожалейте вы хоть меня, старуху, я только теперь маленько и свет-то увидела... Он работящий парень-то, а женился бы, он бы совсем справный мужик был. Я бы хоть внучаток понянчила...
— Дело даже не в нас, мать, ты пойми. Есть же прокурор! Ну, выпустили мы его, а с нас спросят: на каком основании? Мы не имеем нрава. Права даже такого не имеем. Я же не буду вместо него садиться.
— А может, как-нибудь задобрить того милиционера? У меня холст есть, я нынче холста наткала — пропасть! Все им готовила...
— Да не будет он у тебя ничего брать, не будет! — уже кричал начальник. — Не ставь ты людей в смешное положение, действительно. Это же — не кум с кумом поцапались, это — покушение на органы!
— Куда же мне теперь идти-то, сыночки? Повыше-то вас есть кто или уж нету?
— Пусть к прокурору сходит, — посоветовал один из присутствующих.
7.Почему мать многое как будто не слышит, когда ей говорят о преступлении?
Мать понимает, что сын попал в беду, но что он совершил, она не понимает, вернее, не хочет понять. Главное, его спасти, уберечь от тюрьмы. Она даже ищет для него оправдание, говоря, что Витька сделал это под пьяную руку. Мать даже готова подкупить милиционера.
«Материнское сердце, оно мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни при чём».
«У матери в эту минуту было на душе другое: она вдруг совсем перестала понимать, что есть на свете – милиция, прокурор, суд ,тюрьма… Рядом сидел её ребёнок, виноватый, беспомощный…И кто же может сейчас отнять его у неё, когда она – только она, никто больше – нужна ему?»
8. Как вы думаете, права ли мать, когда она защищает своего сына и просит милиционеров отпустить его?
9. А как милиционеры и прокурор реагируют на мать? Почему?
“Тяжело было смотреть на мать. Сколько тоски и горя, сколько отчаяния было в ее голосе, что становилось не по себе. И хоть милиционеры – народ до жалости неохочий, даже и они – кто отвернулся, кто стал закуривать...”.
10. Итак, к какому выводу вы пришли: виноват Витька? Если он виноват, то в чём его вина? Почему он «ждал страшился» встречи с матерью? Перед кем он виноват в первую очередь?
Ему стыдно за своё поведение. «Мучительно стыдно. Жалко мать. Он знал, что она придёт к нему, пробьётся через все законы, ждал этого и страшился».
Витька виноват в том, что решил пить с незнакомыми людьми. Имея невесту, вступает в отношения с женщиной сомнительного вида. Витька – безответственный и легкомысленный человек.
В погоне за «скорой радостью, за «кипучей, желанной жизнью» забывает о том, что он один опора и надежда матери на спокойную старость. В этом его главная вина.
11. Как ведёт себя мать, получив отказ?
Получив отказ простить Витьку в милиции, у прокурора, мать не опустила рук. Ведь Витька – единственный из 5 детей, который здесь, жил с ней, хорошо работал и был на хорошем счету. Она получила разрешение на свидание с ним, успокоила его, вселила и в него надежду, а сама, вздохнув, готовилась к новым встречам с высокопоставленными людьми, чтобы защитить своего Витьку.
«Но мать — действовала. Мыслями она была уже в деревне, прикидывала, кого ей надо успеть охватить до отъезда, какие бумаги взять. И та неистребимая вера, что добрые люди помогут ей, вела ее и вела, мать нигде не мешкала, не останавливалась, чтоб наплакаться вволю, тоже прийти в отчаяние — это гибель, она знала. Она — действовала.
Часу в третьем пополудни мать выехала опять из деревни — в краевые организации».
12. Почему Шукшин дал такое название своему произведению?
Для Шукшина главное показать не то, что произошло с Витькой, а то, как упорно мать защищает своё дитя, какие тяготы легли на сердце матери, сколько ей пришлось пережить.
Сам Шукшин так говорил о матери: “Мать – самое уважаемое что ни на есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно, – всю жизнь – жалеет”.
Вот оно, материнское сердце! Разве не хватает за живое все: и причитания, молитвы, увещевания? Только Шукшин мог так проникновенно написать о матери.
13. Какую главную мысль хотел донести до нас Шукшин? Сформулируйте его авторскую позицию.
Точка зрения автора во многом продиктована опытом его жизни и заключается в предложении: «Материнское сердце, оно мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум…»
Вывод автора очевиден: Витька – безответственный и легкомысленный человек. В погоне за «скорой радостью, за «кипучей, желанной жизнью» забывает о том, что он один опора и надежда матери на спокойную старость.
Учитель: Материнское сердце слепо в своей любви. Мать – главная опора в жизни каждого человека, только она способна понять и простить своё дитя.
14. В каких ещё произведениях литературы поднималась тема взаимоотношений «отцов и детей»?
( И.С. Тургенев «Отцы и дети» (любовь матери к Базарову), Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» ( любовь матери к Родиону Раскольникову), К.Г. Паустовский «Телеграмма»)
15. Рассказ «Материнское сердце» написан в 1969 году. Актуальны ли проблемы, затронутые Шукшиным, сегодня?
16. К сожалению, не всегда дети готовы платить за материнское тепло и заботу тем же.
Предлагаю вашему вниманию видеосюжет об отношениях современных детей и матерей.
Просмотр видеоролика «Лишние…» и беседа с классом.
(Просмотр и беседа )
17. Наверное, никто из вас не остался равнодушен к проблемам, поднятым на сегодняшнем уроке. Выскажите свою позицию по одной из проблем.
IV. Подготовка к написанию сочинения по тексту рассказа (задание уровня ЕГЭ).
Учитель: Рассказ прочитан. Дома вам предстоит написать сочинение по рассказу «Материнское сердце» (уровня ЕГЭ). В процессе работы на уроке мы делали записи, которые вам помогут в написании сочинения, а также большую помощь в домашней работе вам окажет материал, который лежит у вас на столах.
Определим основные моменты вашего сочинения:
тема рассказа;
проблемы, поднятые в рассказе
авторская позиция по данной проблеме;
своя позиция по проблеме, поднятой автором;
аргументы, подтверждающие вашу позицию;
вывод.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
(написать сочинение уровня ЕГЭ по рассказу В.М. Шукшина «Материнское сердце»)
Слайд 1
В рассказе раскрывается тема беззаветной материнской любви.
Слайд 2
Проблема безрассудной, слепой любви матери к своему ребёнку;
Проблема отношения детей к своим родителям.
Слайд 3
Точка зрения автора во многом продиктована опытом его жизни и заключается в предложении: «Материнское сердце, оно мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум…»
Вывод автора очевиден: Витька – безответственный и легкомысленный человек. В погоне за «скорой радостью, за «кипучей, желанной жизнью» забывает о том, что он один опора и надежда матери на спокойную старость.
Слайд 4
Аргументы из читательского опыта:
И.С. Тургенев «Отцы и дети» (любовь матери к Базарову);
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (любовь матери к Родиону Раскольникову);
К.Г. Паустовский «Телеграмма» (Настя и Катерина Ивановна);
В. Распутин «Последний срок» ( старуха и её дети).