kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование чувства патриотизма у обучающихся на уроках литературы средствами краеведческой работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Краеведческая работа - это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить учащимся идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков, через персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование чувства патриотизма у обучающихся на уроках литературы средствами краеведческой работы»

Формирование чувства патриотизма у школьников на уроках литературы средствами краеведческой работы

Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста, особенно сейчас, когда много проблем, очень много соблазнов у подрастающего поколения. Задача взрослых - вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину и

готовых ради нее на любые жертвы.

 Демократические преобразования в России обнаружили глубокий кризис в системе гражданско-патриотического воспитания. В современных условиях понятия «гражданственность», «гражданский долг», «патриотизм» оторваны от реальной жизни. Гражданское воспитание в настоящее время не имеет такой масштабности, как в 60-70-е годы ХХ века, когда основной задачей было патриотическое воспитание, диктуемое прежней идеологией государства.

       Школа призвана поддерживать процесс воспитания гражданственности подростков, вовлекая их в процесс построения гражданского общества и содействие становлению России как стабильного демократического государства.  Эффективность воспитания гражданственности школьников во многом зависит от социальных отношений, сложившихся в обществе, и вместе с тем от технологий, которые используются педагогами по формированию их гражданско-патриотического самосознания. В связи с этим, возрастает роль краеведения, призванного воспитать в человеке чувства гражданственности, национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности.  

   Краеведческая работа издавна являлась составляющей учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется. Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, историю, биологию, экологию, русский и иностранные языки, художественную литературу и фольклор, искусство и другие), специфические потребности и интересы региона в области образования.

        Краеведческая работа - это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить учащимся идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков, через персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся.

      Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований. Историческое краеведение, также решает и актуальную во все времена задачу: - сохранения культурного и духовного наследия родного края, учит любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться процесс воспитания гражданственности учащихся.

       Изучение малой родины играет и консолидирующую роль. Край - это не только географическое образование. Это то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого округа - горожанами, односельчанами. Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края, потребность в «нравственной осёдлости» (по Д.С. Лихачёву) не возникают сами по себе, а воспитываются. И здесь курс краеведения во время уроков литературы обладает уникальной возможностью объединить население края, и прежде всего молодых людей, на общечеловеческой и гуманистической основе с помощью собранных краеведческих ресурсов и средств.

     На уроках литературы в значительной мере можно приблизить изучение программного материала к личному опыту учащегося. Например, предлагаются для изучения произведения поэтов нашего края, произведения известных писателей, созданные в наших местах или содержание которых связаныс Белгородчиной(Юрий Шестаков, Евгений Прасолов, Юрий Шкута,  Светлана Снегирёва,Виктория  Репина и др.).

     На основе этих произведений школьники учатся создавать свои тексты, пишут стихотворения собственного сочинения (например, посвящённые родной школе или маме). Ценность этой работы состоит в том, что она вносит в процесс познания  ребят новые ощущения, развивает их фантазию, формирует интерес к предмету.

     Каждый из жанров фольклора (частушки, сказки, легенды, былины) передает образы и представления разных исторических эпох. Поэтому на уроках по теме «Устное народное творчество» часто используетсякраеведческий материал. Школьники сами собирают частушки, песни, потешки, пословицы и загадки. Кроме того, ученики составляют краткую биографию сказителей-земляков, оформляют свои работы фотографиями.

     

     Детям также интересна лексическая работа, раскрывающая этимологическое происхождение слов. Тут возникает необходимость работы со словарями. Появляется возможность собрать интересную информацию и обеспечить занятию хорошую эмоциональную и интеллектуальную базу, подготовить учащихся к полноценной работе. Плюс к этому у детей формируются навыки работы с учебно-справочной литературой, использования Интернета и современных компьютерных технологий в учебной деятельности,  расширяется их кругозор, совершенствуется речь и коммуникативные умения.

Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках
литературы вызывает у школьника поначалу удивление, впроцессе дальнейшей работы - радость открытия, а в конечном итоге -
любовь к малой родине и гордость за свою страну.

Таким образом, развитие краеведения является актуальным направлением современного образования, так как главной его функцией является воспитание гражданственности и патриотических чувств у молодого поколения.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тютюнникова Галина Васильевна

Дата: 29.12.2016

Номер свидетельства: 374423

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Патриотическое воспитание  в  социализации школьников»"
    ["seo_title"] => string(58) "patriotichieskoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "267518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450378890"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время."
    ["seo_title"] => string(79) "dukhovnonravstviennoievospitaniieuchashchikhsianaurokakhivovnieurochnoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "331379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464612669"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "доклад"Формирование  гражданской активности и социальной  ответственности учащихся " "
    ["seo_title"] => string(92) "doklad-formirovaniie-ghrazhdanskoi-aktivnosti-i-sotsial-noi-otvietstviennosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "109936"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405258491"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Программа работы кружка музейного дела  "Истоки" "
    ["seo_title"] => string(50) "proghramma-raboty-kruzhka-muzieinogho-diela-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "237249"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444253848"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства