Формирование чувства патриотизма у обучающихся на уроках литературы средствами краеведческой работы
Формирование чувства патриотизма у обучающихся на уроках литературы средствами краеведческой работы
Краеведческая работа - это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить учащимся идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков, через персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование чувства патриотизма у обучающихся на уроках литературы средствами краеведческой работы»
Формирование чувства патриотизма у школьников на уроках литературы средствами краеведческой работы
Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста, особенно сейчас, когда много проблем, очень много соблазнов у подрастающего поколения. Задача взрослых - вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину и
готовых ради нее на любые жертвы.
Демократические преобразования в России обнаружили глубокий кризис в системе гражданско-патриотического воспитания. В современных условиях понятия «гражданственность», «гражданский долг», «патриотизм» оторваны от реальной жизни. Гражданское воспитание в настоящее время не имеет такой масштабности, как в 60-70-е годы ХХ века, когда основной задачей было патриотическое воспитание, диктуемое прежней идеологией государства.
Школа призвана поддерживать процесс воспитания гражданственности подростков, вовлекая их в процесс построения гражданского общества и содействие становлению России как стабильного демократического государства. Эффективность воспитания гражданственности школьников во многом зависит от социальных отношений, сложившихся в обществе, и вместе с тем от технологий, которые используются педагогами по формированию их гражданско-патриотического самосознания. В связи с этим, возрастает роль краеведения, призванного воспитать в человеке чувства гражданственности, национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности.
Краеведческая работа издавна являлась составляющей учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется. Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, историю, биологию, экологию, русский и иностранные языки, художественную литературу и фольклор, искусство и другие), специфические потребности и интересы региона в области образования.
Краеведческая работа - это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить учащимся идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков, через персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся.
Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований. Историческое краеведение, также решает и актуальную во все времена задачу: - сохранения культурного и духовного наследия родного края, учит любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться процесс воспитания гражданственности учащихся.
Изучение малой родины играет и консолидирующую роль. Край - это не только географическое образование. Это то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого округа - горожанами, односельчанами. Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края, потребность в «нравственной осёдлости» (по Д.С. Лихачёву) не возникают сами по себе, а воспитываются. И здесь курс краеведения во время уроков литературы обладает уникальной возможностью объединить население края, и прежде всего молодых людей, на общечеловеческой и гуманистической основе с помощью собранных краеведческих ресурсов и средств.
На уроках литературы в значительной мере можно приблизить изучение программного материала к личному опыту учащегося. Например, предлагаются для изучения произведения поэтов нашего края, произведения известных писателей, созданные в наших местах или содержание которых связаныс Белгородчиной(Юрий Шестаков, Евгений Прасолов, Юрий Шкута, Светлана Снегирёва,Виктория Репина и др.).
На основе этих произведений школьники учатся создавать свои тексты, пишут стихотворения собственного сочинения (например, посвящённые родной школе или маме). Ценность этой работы состоит в том, что она вносит в процесс познания ребят новые ощущения, развивает их фантазию, формирует интерес к предмету.
Каждый из жанров фольклора (частушки, сказки, легенды, былины) передает образы и представления разных исторических эпох. Поэтому на уроках по теме «Устное народное творчество» часто используетсякраеведческий материал. Школьники сами собирают частушки, песни, потешки, пословицы и загадки. Кроме того, ученики составляют краткую биографию сказителей-земляков, оформляют свои работы фотографиями.
Детям также интересна лексическая работа, раскрывающая этимологическое происхождение слов. Тут возникает необходимость работы со словарями. Появляется возможность собрать интересную информацию и обеспечить занятию хорошую эмоциональную и интеллектуальную базу, подготовить учащихся к полноценной работе. Плюс к этому у детей формируются навыки работы с учебно-справочной литературой, использования Интернета и современных компьютерных технологий в учебной деятельности, расширяется их кругозор, совершенствуется речь и коммуникативные умения.
Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках литературы вызывает у школьника поначалу удивление, впроцессе дальнейшей работы - радость открытия, а в конечном итоге - любовь к малой родине и гордость за свою страну.
Таким образом, развитие краеведения является актуальным направлением современного образования, так как главной его функцией является воспитание гражданственности и патриотических чувств у молодого поколения.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}