«Формирование гражданской активности и социальной ответственности у обучающихся в условиях реализации государственной программы развития образования РК
на 2011-2020 гг»
Государственная программа развития образования РК на 2011-20 гг. была разработана Министерством образования и науки Республики Казахстан и утверждена указом президента РК от 7.12.2010 г.
Одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан 2030» признано образование. Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым была поставлена задача о вхождении Республики в число 50 наиболее конкурентноспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.
Приоритетным направлением государственной политики в области образования является развитие системы воспитания подрастающего поколения, реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности, высоких нравственных и лидерских качеств.
В целях реализации данного направления с 2011 года получат дальнейшее развитие областные и республиканские социальные службы осуществляющие деятельность на базе молодежных неправительственных организаций, будет увеличена сеть волонтерских, военно-патриотических организаций, военно-спортивных и военно-поисковых клубов, будет развита сеть спортивных секций в организациях образования, с целью формирования казахстанского патриотизма на постоянной основе будут продолжены мероприятия по популяризации государственных символов, формированию знаний по истории традиций и родного языка.
Одной из самых сильных и благородных человеческих чувств – это любовь к своей Родине. «Патриотизм есть ничто иное, как желание трудиться на пользу своей страны», - говорил один из классиков – педагогов.
Ситуация развития современного общества Казахстана на данный момент создает хорошие предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодого поколения. Здесь важно, чтобы произошло принятие подростками нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей и убеждений.
Именно восприятие патриотизма, толерантности и национального согласия противостоит таким понятиям, как падение нравственности, «потеря поколения», чувство иждивенчества, поэтому.
Приоритетным направлением воспитательной работы нашей школы является воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, уважение к истории, культуре своей страны. В школе реализуется программа «Патриот». Целью данной программы является: формирование гражданской направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи программы:
- Формирование патриотического сознания
- Воспитание чувства гражданина Казахстана.
- Формирование у учащихся стремления к созиданию и защите своей Родины.
Средства реализации данной программы:
1.Учебная деятельность.
2. Работа ДО Акмолинской ассамблеи народа Казахстана «Б?ла?».
3.Система внеклассных воспитательных мероприятий, тематических классных часов, конкурсов.
Программа «Патриот»
Учебная деятельность
Работа ДО Акмолинской ассамблеи народа Казахстана «Б?ла?»
Система внеклассных воспитательных мероприятий, тематических классных часов, конкурсов.
SHAPE \* MERGEFORMAT
Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: родителям, дальним и ближним родственникам. Семья - первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Школьники и родители должны осознавать историю семьи как часть истории народа, заботится о сохранении и умножении семейных традиций.
Настоящий патриотизм питается национальной гордостью, соками малой Родины, запахами родных просторов, памятью детства. Очень важно убедить детей в том, что любовь к Родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды, она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна твоя помощь, поддержать хорошее дело, выступать против зла и насилия – это тоже патриотизм. Чувства патриотизма роднит человека со своей землей, укрепляет к ней любовь, стремление улучшить жизнь своего народа. Таковы были стремления великих сынов казахской степи: А.Кунанбаев, Ш.Уалиханова, Ы.Алтысарина, С.Сейфуллина, М.Габдуллина и многих других замечательных сынов. Мужественно сражались в Великой Отечественной войне – воины - казахстанца. На уроках истории, казахской литературы, музыки, искусства учащиеся изучают жизнедеятельность великих сынов казахского народа, которые являются яркими примерами граждан-патриотов.
Приобщение учащихся к духовной культуре своего народа, изучение исторического прошлого своей страны, укрепление атмосферы дружбы, мира и согласия в обществе формируют у детей чувство гордости за свою страну, Родину.
В 1995 году произошло важное событие – ООН объявила этот год – годом Толерантности. С тех пор ежегодно 16 ноября отмечается праздник дружбы и межкультурного диалога. Это не случайно. Наш мир многолик, а поэтому в нем должно быть место всем- большим и малым народам, людям разных культур и вероисповедании. Проблема толерантности в Казахстане очень актуальна, поскольку Казахстан – полиэтническое, поликультурное общество. Политика нашего государства – политика толерантности – это политика взаимоуважительного, благожелательного, терпимого отношения людей к друг другу. В Казахстане единой семьей живет 15 миллионов человек - представители более 130 национальностей и народностей. С целью всестороннего развития нациоанльных культур, языков и традиций народа Казахстана укрепления общественной стабильности указом Президента РК от 1 марта 1995 года была образована Ассамблея народов Казахстана, а в ноябре – декабре 2007 года были основаны Школьные Детские Ассамблеи г.Кокшетау. Школьная Детская Ассамблея нашей школы «Б?ла?» образована в декабре 2007 года.
Цель работы ДО Акмолинской ассамблеи народа Казахстана: воспитание у детей патриотизма, интернационализма, активной жизненной позиции граждан независимого Казахстана.
Задачи работы ДО Акмолинской ассамблеи народа Казахстана:
- Формирование атмосферы дружбы и согласия между детьми разных национальностей
- Формирование политической, духовной культуры учащихся
Координирует работу ассамблеи совет лидеров, в который входят председатели классных школьных детских ассамблей.
SHAPE \* MERGEFORMAT
Совет лидеров ассамблеи «Б?ла?»
Председатели классных школьных ассаблей
5-6 классов
Председатели классных школьных ассамблей
7 – 8 классы
Председательи
классных школьных ассамблей
9-11 классы
На совете лидеров избран президент ассамблеи, проведен конкурс на лучшую эмблему, утвержден план работы. На заседании совета лидеров была утверждена эмблема ассамблеи «Б?ла?»: Родник, берущий начало меж зеленых дерев на фоне чистого голубого неба. Родник символизирует дружбу, согласие, толерантность. Зеленые деревья – символ молодости и силы. Чистое небо – чистые помыслы, щедрость души.
Разнообразные формы работы ассамблеи
SHAPE \* MERGEFORMAT
Праздники «В семье единой», «Под шаныраком дружбы»
Конкурс песни и танца «Венок дружбы»
Деловая игра «Мы - патриоты», акция «Наш Независимый Казахстан»
ДО АанК «Б?ла?»
Защита творческих проектов «Мы - народ Казахстана»
Конкурс на лучшее исполнение гимна РК
Тематические линейки
«Уроки декабря», «Толерантность - путь к миру»
В рамках фестиваля языков проводятся конкурсы чтецов «Пушкин-Абай», конкурсы сочинений «Каждый язык – это целый мир», викторины «Государственный язык – мой язык».
Каждый гражданин Республики Казахстан должен знать государственные символы. Государственная символика является комплексом культурных эмблем наций, это условные знаки, выражающие национальные ценности, определенные стороны жизни народа и государства. Правильное использование государственной символики способствует формированию гражданского самосознания и чувства общности. В мире не мало развитых стран, целеноправленно формирующих у граждан патриотические чувства, уважительное отношение к национальным символам – Флагу, Гербу, Гимну, национальным праздникам. Во многих странах государственные символы используются в качестве источника создания положительного образа государства, являются предметом национальной гордости.
В своей работе учителя школы стремятся достичь того, чтобы каждый учащийся знал историю создания, смысл и значение Герба, Флага, мог исполнить Гимн, т.к. во все времена и у всех народов олицетворением государственности и независимости являлись символы государства. Традиционным в школе является проведение бесед, классных часов «Что такое символы и зачем они нужны государству», «Символы страны моей великой», акции «Наш Герб, наш Флаг, наш Гимн», конкурс на лучшее исполнение Гимна.
В школе уделяется большое внимание военно-патриотическому воспитанию. На уроках и внеклассных занятиях, учитель НВП Гей В.С. прививая молодежи, любовь к Родине, воспитывает в них необходимость подготовки к армейской службе, защите своего Отечества уже со школьной скамьи..
Система гражданского воспитания среди детей предусматривает в процессе воспитания и обучения создание детских и молодёжных общественных движений и организаций, творческих союзов. Детское движение в современных условиях занимает определённое место в жизни общества. Стремиться к объединению - естественная потребность детей и подростков. Школьникам необходима насыщенная деятельность, ориентированная на общественно-ценные результаты. В школе действует детская организация «Достык»
В школе проходят конкурсы «Ученик года», «Я и моя организация», выборы президента школы, день самоуправления. Участие ребят в таких акциях как «Чистый двор», «Чистые берега». Берегите природу» закрепляет в сознании детей необходимость бережного отношения к окружающему миру, воспитывает стремление сохранить и защитить её красоту. Изучение истории родного края, своей малой Родины практикуется классными руководителями в процессе краеведческой работы, во время экскурсий по историческим местам города. В походах и экскурсиях обращается внимание школьников на важность бережного отношения к природе, сохранения окружающей среды в чистоте и порядке. Каждый школьник должен хорошо осознавать, что быть патриотом на деле, а не на словах – это значит проявлять готовность сделать что – то полезное, нужное людям, городу, где живешь, в школе, которой учишься, ведь большая Родина по имени Республика Казахстан начинается с Родины малой.
Уделяется большое внимание формированию у ребят здорового образа жизни, потребности постоянно заниматься своим здоровьем, самовоспитанием, проводятся акции «Мир без наркотиков», «Мы выбираем жизнь», «Нет СПИДу», конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, спортивные праздники и соревнования «Веселые старты», «Мама, папа, я - спортивная семья», турниры по баскетболу, волейболу, футболу.
Детская организация сотрудничает со средствами массовой информации таких печатных изданий, как «Любимый город», «Степной маяк», работает пресс-центр ДОО, издаётся школьная газета «Большая перемена». Работает школьное телевидение «Объектив»
Под руководством вожатых проходят концертные программы, познавательные игры, коллективные творческие дела «зажги свою звезду». Звёздный дождь «Талант-шоу», Калейдоскоп творческих дел».
Таким образом, включая детей и подростков в деятельность общественных организаций органов школьного самоуправления, в личное участие социально значимую деятельность педагоги формируют правовую и политическую культуру, гражданские качества личности, социальную активность.
Гражданская активность и социальная ответственность – высшие достоинства человека, и их формирование трудная задача для всех, кто участвует в учебно-воспитательном процессе. Решение проблемы возможно лишь общими усилиями семьи, школы, общественных организаций – всего социума. Достойная жизнь возможна лишь в том государстве, которое любят ее граждане, на той земле, по которой ходят, которую украшают и берегут, где формируют культуру отношений, знают и гордятся ее историей, хранят память в семейных архивах и готовы сами взять ответственность и заботу на себя.