kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Душевная учительница

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с произведением В.Г.Распутина 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Душевная учительница»

Конспект урока литературы в 6 классе по теме:

«Душевная щедрость учительницы» (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»).



Ход урока.



  1. Организация внимания.

  2. Вступительное слово учителя.

- Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своем рассказе «Уроки французского».

На прошлых занятиях мы рассмотрели, как нелегко жилось главному герою вдали от родных, и увидели, как в этом ребенке уже так рано проявились такие важные качества личности, как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и порядочность, если бы рядом не оказалось вовремя надежного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны.

- Сегодня мы поговорим о роли учителя в судьбе героя рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», о значении доброты и душевной щедрости в жизни человека. Также мы с вами постараемся раскрыть смысл названия рассказа «Уроки французского».

Эпиграфом к уроку я взяла слова английского поэта и драматурга Бенджамина Джонсона «Добрые люди подобно звездам, озаряют свои времена».

3. Актуализация ранее изученного.

- Как зовут главного героя рассказа? (Володя, но это только в фильме, а в рассказе речь идет от первого лица).

- Почему рассказ называется автобиографическим? (автор рассказывает о событиях, которые произошли с ним).

- Давайте вспомним, в какое время происходят события рассказа? (послевоенный 1948 год).

- Почему герой учится не в своей деревенской школе, а в райцентре? (В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр).

- Каким перед нами предстает мальчик? Какие чувства переживает герой, оказавшись вдали от дома? (тоску, одиночество, голод).
- Как получилось, что он стал играть на деньги? (Сначала у него появилось стремление проявить ловкость, а потом он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко).

- Герой рассказа сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы. Какие уроки получает он в этой компании? (уроки жестокости, злобы, зависти).

4. Основная часть урока.

а) фронтальная беседа по прочитанному

- Думаю, серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек, получал только уроки подлости, жесткости, злобы. Но, к счастью, находятся люди, которые проявляют сердечность, теплоту, доброту.

- Кто же в рассказе противостоит злу? (учительница французского языка Лидия Михайловна) (портрет учительницы)

- На слайде мы видим Лидию Михайловну Молокову, послужившую прототипом героини рассказа.

б) Словарная работа.

Прототип (напечатано на доске)первоначальный образец. Реально существовавшее лицо, послужившее источником для создания литературного образа.

- С чьих слов идет описание учительницы? Как мальчик описывает внешность Лидии Михайловны в начале рассказа? (стр. 103 «Она сидела перед мной аккуратная вся, умная и красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре…» стр. 108 «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; стр. 99 «Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Это говорит о неравнодушном отношении учительницы к своему делу.)
- Как держалась Лидия Михайловна в классе? (Спокойно, уверенно. Говорила она немного, правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации).

- Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика? 
(стр. 100 чтение по ролям «Ну вот, сказала Л. М., открывая журнал. – Сегодня среди нас есть …А говорит - упал». Роли: Л. М., мальчик, Тишкин, автор). 

- Как Лидия Михайловна выяснила причины случившегося? (Внимательно рассматривает героя. Вместо наказания разговор становится спасением. Она пытается все выяснить шуткой. Подленького Тишкина она спокойно осаживает. Она понимает, что мальчик ее обманывает, и решает разобраться после уроков.) 

Какие чувства испытывает герой? (врет, но неумело, его терзают противоречивые чувства: стр. 101 «А что, интересно, скажу я»…но так домой ехать нельзя»).

- Как меняется интонация учительницы во время разговора после уроков? (стр. 102 «Это правда, что ты играешь на деньги?- сразу начала она. Л. М. начала разговор слишком громко, как показалось мальчику. Когда она поняла, что мальчик попросту голодает и тратит выигранные деньги на молоко, то молча, внимательно рассматривает мальчика; стр. 103 Интонация ее голоса становится задумчивой. Разговор для мальчика становится спасением. «И все-таки на деньги играть не надо, - задумчиво сказала Л. М.).
- Что пообещал мальчик Лидии Михайловне? (Не играть больше на деньги).
- Почему главный герой нарушает слово не играть на деньги? («В те дни мне пришлось совсем плохо…», «мне все время хотелось есть…».) 

- Почему Л. М. заставила заниматься героя дополнительно? (Она решила таким образом отвлечь его от игры, от избиений. Будучи взрослым, рассказчик это понимает).

- Какие чувства испытывает герой, оказавшись в квартире учительницы в первый раз? (Стыд, неловкость, стеснение.) 

- Как Лидия Михайловна занимается с мальчиком?

- Что она предлагает своему ученику после занятий?

- Принимает ли мальчик ее приглашение поужинать? Почему? (стр. 108 «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся…)

- Как реагировала Лидия Михайловна на отказы мальчика ужинать?

- Какое качество учительницы в этот момент проявляется? (милосердие, сострадание)

- Как вы понимаете слово «милосердие»? (Готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия).

- От кого однажды получил мальчик посылку?
- Почему Володя не взял посылку с продуктами? ( В нем проявилось не только упрямство, но и чувство собственного достоинства.) 
- Как он догадался, от кого посылка? (гематоген и макароны).

- Сразу ли учительница призналась, что это она отправила мальчику посылку?

- Как она объяснила свое желание помочь мальчику?

- Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником? (Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику) 

- Как ведет себя учительница во время игры? (Она подыгрывает ученику для того, чтобы тот выиграл)
- Разве может учитель играть на деньги? (Нет, но Лидия Михайловна сделала это из добрых намерений).

- Какое вы дадите определение ее поступку? (Он был человечным, милосердным).

в) Рассказ от лица учительницы:
А давайте послушаем, что расскажет сама Лидия Михайловна. Рассказ от лица Лидии Михайловны (читает учитель):

«Когда я впервые увидела этого мальчика, я поняла, что он очень страдает. Мне хотелось не просто накормить его, а сделать все, чтобы исчезли из его глаз эти чувства тоски и одиночества. Игра в замеряшки была единственным способом помочь ему. Вот почему я решилась на этот риск».

- Кто неожиданно становится свидетелем их игры?

- Как вела себя Лидия Михайловна при появлении директора? (Во время прихода директора вела себя строго, не теряя чувства собственного достоинства.) 

- А как назвал поступок учительницы директор школы Василий Андреевич? (стр. 119 « Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич….).

- Согласны ли вы со словами директора, что это «преступление, растление, совращение»?

- Почему Л. М. не объяснила свой поступок директору? (Не разобравшись, обвинил в самых страшных грехах. Он бы ничего не понял – не такой человек).

– Каким в рассказе описывается директор школы? (стр. 101 «Директор, Василий Андреевич, так и спрашивал провинившегося..»Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался». Он не способен понять ребенка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости.) 

- Какой прием использует автор в описании Л. М. и директора? (противопоставление).

- Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно ярко почувствовали? (На доску вывешиваются яблоки, на которых напечатаны качества Л. М.: смелость, доброта, порядочность, сострадание, милосердие).

- Как вы думаете, почему все качества Л. М. я написала на рисунках с яблоками?

- Какие новые черты Л. М. открывает послесловие? (выдержка, чувство ответственности, ничем не выдала своего душевного состояния, всю «вину» взяла на себя).

- Итак, попробуем дать ответ на вопрос. Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор? (Конечно, можно сказать, что она поступила непедагогично. Конечно, можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы – «…преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё…». Но если знать, что учительница решилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем - желание помочь голодному ученику выжить в прямом смысле этого слова. Стремление помочь очень способному ученику не скатиться на дно, не опуститься до воровской жизни, а, наоборот, помочь ему раскрыть свои способности. 

В основе поступка - милосердие и доброта. Можно бесконечно говорить о них, а можно взять и помочь конкретному человеку, как это сделала учительница. А результат ее поступка налицо – из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Василий Андреевич не захотел увидеть этого.) 

5. Итоги урока.
- Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского?

-Какое главное слово в названии рассказа? (Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во – вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь).

- Какие уроки преподал нам Валентин Распутин? Как вы думаете, чему учит этот рассказ? (Этот рассказ учит людей состраданию и тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище). 

Итак, «Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты. 

а) Чтение стихотворения (читает ученик):

Не будь равнодушным.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!


И. Фомина



б) Знакомство с высказываниями великих людей о добре (объяснить значение этих высказываний). Понравившееся высказывание записать в тетрадь по литературе.

1. Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. 
Л.Толстой 

2. Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе. 
В.А. Сухомлинский 

3. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. 
Л.Н. Толстой 

4. Добро не лежит на дороге, его случайно не подбе­решь. Добру человек у человека учится.

Ч. Айтматов    5. Доброта — качество, излишек которого не вредит.

Д. Голсуорси

- Наш урок я хочу завершить словами Л. Н. Толстого «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»

Звучит песня «Дорогою добра».

6. Домашнее заданее.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Душевная учительница

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 22.04.2019

Номер свидетельства: 508005

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "конспект урока по теме: Смысл названия рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского". Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. "
    ["seo_title"] => string(152) "konspiekt-uroka-po-tiemie-smysl-nazvaniia-rasskaza-v-g-rasputina-uroki-frantsuzskogho-dushievnaia-shchiedrost-uchitiel-nitsy-ieio-rol-v-zhizni-mal-chika"
    ["file_id"] => string(6) "236136"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443966122"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Очерк жизни и творчества  А.Платонова. Своеобразие художественного мира  писателя. Рассказ  А.Платонова «Песчаная учительница»."
    ["seo_title"] => string(124) "ochierkzhizniitvorchiestvaaplatonovasvoieobraziiekhudozhiestviennoghomirapisatieliarasskazaplatonovapieschanaiauchitielnitsa"
    ["file_id"] => string(6) "270725"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451237747"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Урок литературы моделирующего типа в 6 классе (по произведениям В.Распутина и В.Астафьева) "
    ["seo_title"] => string(101) "urok-litieratury-modieliruiushchiegho-tipa-v-6-klassie-po-proizviedieniiam-v-rasputina-i-v-astaf-ieva"
    ["file_id"] => string(6) "230696"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442237274"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект Урок - раздумье "Нести добро людям" (по рассказу В. Распутина "Уроки французского") "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-urok-razdum-ie-niesti-dobro-liudiam-po-rasskazu-v-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "102628"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402538815"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Разработка урока по теме Валентин Распутин «Уроки доброты по рассказу «Уроки французского» "
    ["seo_title"] => string(92) "razrabotka-uroka-po-tiemie-valientin-rasputin-uroki-dobroty-po-rasskazu-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "212289"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431798267"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства