kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы моделирующего типа в 6 классе (по произведениям В.Распутина и В.Астафьева)

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Урок моделирующего типа                                                     Автор-составитель:Чернявская В.В.

   по произведениям В.Распутина                                                    учитель русского языка и

  «Уроки французского» и В.Астафьева                                         литературы.

  «Конь с розовой гривой».

         Цели урока:

   - обобщение знаний по произведениям;

   - развитие личности;

   - формирование духовного мира школьников.

         Идея урока:

       Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет.

                                                                   Шота Руставели

        Содержание: Рассказы В.Астафьева «Конь с розовой гривой», В.Распутина «Уроки французского».

        Концепция урока:

        Человека в жизни сопровождают и добро, и зло. Как бы ни хотелось сделать мир лучше, все равно найдутся такие люди, которые будут совершать плохие поступки. В связи с этим хочется сказать словами Дмитрия Лихачева, одного из выдающихся ученых современности: «Человек должен жить в сфере добра, которую он сам создает из добрых дел, чувств, добрых воздействий на окружающую среду. Зло дробит общество, разъединяет людей. Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Добро соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Добро долго живет в душах людей.»

      1 этап. Поисково-исследовательский.

   Ребята работают в группах и анализируют произведение.

   Задания для 1-ой группы. ( По рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой»).

 1.Что вы можете сказать о главном герое? Как характеризует мальчика рассказ о « прянике конем»?

 ( Он мечтатель и фантазер, на него произвела большое впечатление «розовая грива» белого коня. Пряник для него - чудо, благодаря которому мир преображается…)

 2.Какой предстает перед читателем жизнь соседей, семьи Леонтьевых, и как ее воспринимает мальчик?

 (Бедность, неустроенность, неудовлетворенность жизнью, жестокость. Но мальчик не видит темных сторон этой жизни. В памяти остались только доброта, пряники и конфеты.)

 3.Почему бабушку, которой отводится так мало места в рассказе, мы считаем главной героиней?

 (Герой рассказа рано лишился матери, и именно бабушка была в детстве Вити добрым ангелом. Она хранительница семьи, защитница и мудрый наставник. Память о ней беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта. Бабушка научила героя рассказа состраданию, милосердию, отзывчивости. Внук был покорен трудолюбием, оптимизмом, верой в лучшее Катерины Петровны.)

 4.Почему писатель дает не только описание внешнего облика бабушки, но и ее голоса? Почему так точно воспроизводится ее речь?

 (И внешний облик бабушки, и отчетливо звучащий голос, то ласковый, то ворчливый, то напевный,- все осталось в памяти писателя, все любимо и дорого.)

 5.Нарисуйте словесный портрет бабушки, какой вы ее представляете?

 6.Расскажите, как рождается зло в самых обычных обстоятельствах жизни, как оно растет и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушать голос совести?

               Анализ эпизодов:

  - По дороге к увалу.

  - Сбор земляники.

  - Самоутверждение главного героя.

 7.Какой нравственный выбор в конечном итоге сделал герой? (Найти в тексте).

 («Не буду так делать!»)

 8.Какой урок преподала бабушка своему внуку?

 (Бабушка преподала внуку настоящий урок доброты, она простила его и отдала заготовленный пряник- «коня с розовой гривой». Это юный герой запомнил на всю жизнь.)

   Задания для 2-ой группы. (По рассказу В.Распутина «Уроки французского»).

 1.Какие испытания ожидали героя рассказа?

 (Постоянный голод, разлука с домом, матерью, страдания от одиночества, уличные драки, чувство несправедливости.)

 2.Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Случайно ли это?

 (Учительница почувствовала что-то неладное со своим учеником и решила вмешаться. Она понимала, что мальчику нельзя бросать школу, потому что он очень способный. Лидия Михайловна всячески хотела помочь, но гордость и чувство собственного достоинства героя рассказа не позволяли принимать помощь от учительницы.)

 3.Почему Лидия Михайловна решилась на игру  «замеряшки» со своим учеником?

 (Это был единственный способ спасти его от голода).

 4.Прочитать по ролям сцену игры «замеряшки». Как вы оцениваете поступок учительницы? Как отнесся к игре учителя и ученика директор? Согласны ли вы с его оценкой?

 ( только настоящий учитель, любящий детей, готов пожертвовать своей репутацией и работой ради спасения ученика. Такова Лидия Михайловна, человек необычайной душевной щедрости, учитель, готовый протянуть руку помощи в любой ситуации. Директор - сухой и черствый человек, не способный тонко чувствовать других людей. В тексте нет сцены объяснения директора с Лидией Михайловной. Возможно, ее и не было…

 5.Каково отношение героя рассказа к Лидии Михайловне? Какой урок преподала она мальчику?

 (Герой рассказа с теплотой и благодарностью вспоминает свою учительницу, которая оставила след в душе ребенка, потому что Лидия Михайловна преподала мальчику урок доброты, открыла двери в новый мир, в котором люди могут доверять и помогать друг другу. Примером нравственности стала простая школьная учительница, на которую равнялся всю жизнь герой рассказа.)

  Вопросы для 3-ей группы:

 1.Что общего между двумя произведениями?

 2.Что вы можете сказать о добре и зле, опираясь на тексты прочитанных произведений?

 3.Какой вывод для себя вы сделали?

 (Герои рассказов В.Распутина и В.Астафьева – мальчики, которые учатся жить. Они конфликтуют со сверстниками, участвуют в драках, терпят унижения. Оба совершают плохие поступки: один обманул бабушку, другой играл на деньги в «чику». Но юные герои совершают свой нравственный выбор в пользу добра, света и справедливости. И мы учимся у этих мальчиков стойкости, душевной чистоте, доброте, умению делать правильный вывод.)

   ВЫВОД:

 Добро и зло существуют вместе. Зло – это темные стороны жизни, обман, жестокость, эгоизм, предательство. Добро – это свет, справедливость, любовь, искренность, честность, совесть, сострадание. Каждый человек должен стараться бескорыстно делать людям добро, чтобы меньше было в нашей жизни зла. Не случайно наши предки вывели нравственное правило: «Не ищи красоты, а ищи доброты». И добавляли: «Свет не без добрых людей». Они были уверены в природной склонности человека к добру, благу, добросердечию. Именно это и увидели мы в произведениях В.Распутина «Уроки французского» и В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы моделирующего типа в 6 классе (по произведениям В.Распутина и В.Астафьева) »

Урок моделирующего типа Автор-составитель:Чернявская В.В.

по произведениям В.Распутина учитель русского языка и

«Уроки французского» и В.Астафьева литературы.

«Конь с розовой гривой».

Цели урока:

- обобщение знаний по произведениям;

- развитие личности;

- формирование духовного мира школьников.

Идея урока:

Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Содержание: Рассказы В.Астафьева «Конь с розовой гривой», В.Распутина «Уроки французского».

Концепция урока:

Человека в жизни сопровождают и добро, и зло. Как бы ни хотелось сделать мир лучше, все равно найдутся такие люди, которые будут совершать плохие поступки. В связи с этим хочется сказать словами Дмитрия Лихачева, одного из выдающихся ученых современности: «Человек должен жить в сфере добра, которую он сам создает из добрых дел, чувств, добрых воздействий на окружающую среду. Зло дробит общество, разъединяет людей. Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Добро соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Добро долго живет в душах людей.»

1 этап. Поисково-исследовательский.

Ребята работают в группах и анализируют произведение.

Задания для 1-ой группы. ( По рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой»).

1.Что вы можете сказать о главном герое? Как характеризует мальчика рассказ о « прянике конем»?

( Он мечтатель и фантазер, на него произвела большое впечатление «розовая грива» белого коня. Пряник для него - чудо, благодаря которому мир преображается…)

2.Какой предстает перед читателем жизнь соседей, семьи Леонтьевых, и как ее воспринимает мальчик?

(Бедность, неустроенность, неудовлетворенность жизнью, жестокость. Но мальчик не видит темных сторон этой жизни. В памяти остались только доброта, пряники и конфеты.)

3.Почему бабушку, которой отводится так мало места в рассказе, мы считаем главной героиней?

(Герой рассказа рано лишился матери, и именно бабушка была в детстве Вити добрым ангелом. Она хранительница семьи, защитница и мудрый наставник. Память о ней беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта. Бабушка научила героя рассказа состраданию, милосердию, отзывчивости. Внук был покорен трудолюбием, оптимизмом, верой в лучшее Катерины Петровны.)

4.Почему писатель дает не только описание внешнего облика бабушки, но и ее голоса? Почему так точно воспроизводится ее речь?

(И внешний облик бабушки, и отчетливо звучащий голос, то ласковый, то ворчливый, то напевный,- все осталось в памяти писателя, все любимо и дорого.)

5.Нарисуйте словесный портрет бабушки, какой вы ее представляете?

6.Расскажите, как рождается зло в самых обычных обстоятельствах жизни, как оно растет и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушать голос совести?

Анализ эпизодов:

- По дороге к увалу.

- Сбор земляники.

- Самоутверждение главного героя.

7.Какой нравственный выбор в конечном итоге сделал герой? (Найти в тексте).

(«Не буду так делать!»)

8.Какой урок преподала бабушка своему внуку?

(Бабушка преподала внуку настоящий урок доброты, она простила его и отдала заготовленный пряник- «коня с розовой гривой». Это юный герой запомнил на всю жизнь.)

Задания для 2-ой группы. (По рассказу В.Распутина «Уроки французского»).

1.Какие испытания ожидали героя рассказа?

(Постоянный голод, разлука с домом, матерью, страдания от одиночества, уличные драки, чувство несправедливости.)

2.Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Случайно ли это?

(Учительница почувствовала что-то неладное со своим учеником и решила вмешаться. Она понимала, что мальчику нельзя бросать школу, потому что он очень способный. Лидия Михайловна всячески хотела помочь, но гордость и чувство собственного достоинства героя рассказа не позволяли принимать помощь от учительницы.)

3.Почему Лидия Михайловна решилась на игру «замеряшки» со своим учеником?

(Это был единственный способ спасти его от голода).

4.Прочитать по ролям сцену игры «замеряшки». Как вы оцениваете поступок учительницы? Как отнесся к игре учителя и ученика директор? Согласны ли вы с его оценкой?

( только настоящий учитель, любящий детей, готов пожертвовать своей репутацией и работой ради спасения ученика. Такова Лидия Михайловна, человек необычайной душевной щедрости, учитель, готовый протянуть руку помощи в любой ситуации. Директор - сухой и черствый человек, не способный тонко чувствовать других людей. В тексте нет сцены объяснения директора с Лидией Михайловной. Возможно, ее и не было…

5.Каково отношение героя рассказа к Лидии Михайловне? Какой урок преподала она мальчику?

(Герой рассказа с теплотой и благодарностью вспоминает свою учительницу, которая оставила след в душе ребенка, потому что Лидия Михайловна преподала мальчику урок доброты, открыла двери в новый мир, в котором люди могут доверять и помогать друг другу. Примером нравственности стала простая школьная учительница, на которую равнялся всю жизнь герой рассказа.)

Вопросы для 3-ей группы:

1.Что общего между двумя произведениями?

2.Что вы можете сказать о добре и зле, опираясь на тексты прочитанных произведений?

3.Какой вывод для себя вы сделали?

(Герои рассказов В.Распутина и В.Астафьева – мальчики, которые учатся жить. Они конфликтуют со сверстниками, участвуют в драках, терпят унижения. Оба совершают плохие поступки: один обманул бабушку, другой играл на деньги в «чику». Но юные герои совершают свой нравственный выбор в пользу добра, света и справедливости. И мы учимся у этих мальчиков стойкости, душевной чистоте, доброте, умению делать правильный вывод.)

ВЫВОД:

Добро и зло существуют вместе. Зло – это темные стороны жизни, обман, жестокость, эгоизм, предательство. Добро – это свет, справедливость, любовь, искренность, честность, совесть, сострадание. Каждый человек должен стараться бескорыстно делать людям добро, чтобы меньше было в нашей жизни зла. Не случайно наши предки вывели нравственное правило: «Не ищи красоты, а ищи доброты». И добавляли: «Свет не без добрых людей». Они были уверены в природной склонности человека к добру, благу, добросердечию. Именно это и увидели мы в произведениях В.Распутина «Уроки французского» и В.Астафьева «Конь с розовой гривой».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чернявская Вера Викторовна

Дата: 14.09.2015

Номер свидетельства: 230696


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства