Русская литература
11 класс
23.12.2015г.
Тема урока
Очерк жизни и творчества А.Платонова. Своеобразие художественного мира писателя. Рассказ А.Платонова «Песчаная учительница». Душевная неуспокоенность героини, жажда полезной деятельности, широта души.
Цель урока
Показать величие человеческих устремлений, направленных на созидание, проанализировать проблематику и художественные особенности рассказа, развивать социально-личностные компетенции, логическое и образное мышление; воспитывать толерантное отношение к людям.
Ожидаемые результаты
ученики должны уметь анализировать рассказ, определять художественные особенности
Тип урока
комбинированный
Необходимые материалы
Доска, учебник, притча, литературный справочник
Ход урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика
Вступительное слово.
- Приветствие.
Создание эмоционального настроя на урок. Слово учителя. Рассказ притчи.
Жил мудрец, который на все вопросы знал ответ и ни разу не ошибался. Один человек позавидовал ему. "Я возьму в бабочку и спрошу мудреца: живое или мёртвое у меня в руках, - подумал завистник.- Если мудрец скажет: «мёртвое» - я разожму ладони, и бабочка улетит. Если же он скажет: «живое» - я сожму ладони, и бабочка погибнет". Подошёл хитрец к мудрецу и спросил: "Живое или мёртвое?" Посмотрел тот ему в глаза и ответил: «Всё в твоих руках».
Слушают притчу
Основная часть
Где нет труда,
Сады там не цветут,
Где нет любви,
Там лишь пустыня…
Н. Лесков
Проверьте свои знания: всё ли я буду говорить правильно. Если моё утверждение будет верным - улыбнитесь мне, если ошибочным – нахмурьтесь. Итак, начнём.
- Героиня рассказа, Марья Никифоровна, окончила педагогические курсы и её назначили учительницей в дальнее село.
- Школа в селе была хорошо оборудована, и ученики с первого же дня не пропускали занятий.
- Марья Никифоровна убедила крестьян устраивать добровольные общественные работы.
- Когда село изменилось, в школу стали приходить даже взрослые, чтобы послушать учительницу.
- Когда появились кочевники, крестьяне стали на защиту своего села.
- Шелюга – вид деревьев и кустарников, похожих на иву.
- Марья Никифоровна осталась жить в Хошутове и отказалась переезжать в город.
- Барханы - песчаные холмы в степи и пустыне.
- Пустыня – живописный уголок природы.
Словарная работа. Анализ выражений, в которых упоминается слово «песок».
- В чужом глазу песчинку видеть…
- Сыплется песок…
- Песчинка мирозданья…
Течёт, как песок сквозь пальцы…
Анализ текста.
- Действие рассказа происходит в пустыне. Что вы представляете себе, когда слышите это слово?
- Я предлагаю вам небольшое путешествие в мир пустыни. Какие чувства у вас возникли?
- Для героини рассказ Марии Нарышкиной пустыня была родиной. Какой она увидела пустыню?
- Какие слова и образы помогают автору нарисовать мрачный пейзаж пустыни? (Чтение фрагмента.)
- Как же живётся людям на этом мёртвом пространстве?
- Почему людям не удалось укротить пустыню?
- Помощь пришла совсем неожиданно в лице учительницы. Почему она решила помогать?
- Уже через год пустыня рядом с селом превратилась в оазис. Кто преобразил пустыню?
- Пустыня стала не страшна людям, но страхи не исчезли совсем. Чего и кого продолжают бояться люди? Почему?
- Можно ли кочевников считать злыми?
Составьте план
I.Начало
II.Развитие событий
III.Кульминационные моменты
IV. Вывод
Учащимся, исполняющим роли учительницы и вождя, предлагается сначала охарактеризовать чувства, с которыми герои произносят свои слова, а затем выразительно их прочитать, передавая эти интонации. Класс оценивает исполнение фрагмента.
ВЫВОД. Вижу: вы знаете, как сделать мир вокруг нас лучше. А вот измените вы его или будете проходить мимо – всё зависит от вас, всё ваших руках! Это одна из мыслей, которая звучит в рассказе. Это мысль А. Платонова. Ему рано пришлось стать взрослым: в семье было 10 человек, И ОДИН отец не мог прокормить такую ораву. Рано начав работать, Платонов понял, что «всё делается, а не само родится… Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу».
Высказывают мнения об эпиграфе
Выполняют задания при помощи улыбки, нахмуривание бровей
Записывают слова в тетрадь, обсуждают
Отвечают на вопросы
Составляют план к рассказу
Входят в роли героев
Итог урока
Оценивание
Посмотрите на часы. В них каждая песчинка отсчитывает драгоценные мгновения жизни. Вот и наш урок подходит к концу, время подвести итог. Я предлагаю вам по очереди продолжить любую из предложенных на слайде фраз:
- сегодня я узнал (а)…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял (а) задания…
- я понял (а), что…
- теперь я могу…
- я почувствовал (а), что…
- мне захотелось…
Ответы учеников
Домашняя работа
- Придумайте продолжение рассказа. Как сложится судьба учительницы?
Записывают домашнее задание в тетрадь