kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Очерк жизни и творчества А.Платонова. Своеобразие художественного мира писателя. Рассказ А.Платонова «Песчаная учительница».

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                           Русская литература                                                     

11 класс

23.12.2015г.

Тема урока

Очерк жизни и творчества  А.Платонова. Своеобразие художественного мира  писателя. Рассказ  А.Платонова «Песчаная учительница». Душевная неуспокоенность  героини, жажда  полезной деятельности, широта  души.

Цель урока

Показать величие человеческих устремлений, направленных на созидание, проанализировать проблематику и художественные особенности  рассказа, развивать социально-личностные компетенции, логическое и образное мышление; воспитывать толерантное отношение к людям.

Ожидаемые результаты

ученики должны уметь  анализировать   рассказ, определять художественные особенности

Тип  урока

комбинированный

Необходимые материалы

Доска, учебник, притча, литературный справочник

                                                                                    Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Вступительное слово.

  1. Приветствие.

Создание эмоционального настроя на урок.                             Слово учителя. Рассказ притчи.

Жил мудрец, который на все вопросы знал ответ и ни разу не ошибался. Один человек позавидовал ему. "Я возьму в бабочку и спрошу мудреца: живое или мёртвое у меня в руках, - подумал завистник.- Если мудрец скажет: «мёртвое» - я разожму ладони, и бабочка улетит. Если же он скажет: «живое» - я сожму ладони, и бабочка погибнет". Подошёл хитрец к мудрецу и спросил: "Живое или мёртвое?" Посмотрел тот ему в глаза и ответил:  «Всё в твоих руках».

Слушают притчу

Основная часть

                                       Где нет труда,

                                                 Сады там не цветут,

                                    Где нет любви,

                                              Там лишь пустыня…

                                                             Н. Лесков

Проверьте свои знания: всё ли я буду говорить правильно. Если моё утверждение будет верным  - улыбнитесь мне, если ошибочным – нахмурьтесь. Итак,  начнём.

- Героиня рассказа, Марья Никифоровна, окончила педагогические курсы и её назначили учительницей в дальнее село.

- Школа  в селе была хорошо оборудована, и ученики с первого же дня не пропускали занятий.

- Марья Никифоровна убедила крестьян устраивать добровольные общественные работы.

- Когда село изменилось, в   школу стали приходить даже взрослые, чтобы послушать учительницу.

- Когда появились кочевники, крестьяне стали на защиту своего села.

- Шелюга – вид деревьев и кустарников, похожих на иву.

- Марья Никифоровна осталась жить в Хошутове и отказалась переезжать в город.

- Барханы - песчаные холмы в степи и пустыне.

- Пустыня – живописный уголок природы.

                                         Словарная работа.                                                                                      Анализ выражений,  в которых упоминается слово «песок».

  • В чужом глазу песчинку видеть…
  • Сыплется песок…
  • Песчинка мирозданья…

Течёт, как песок сквозь пальцы…

                    Анализ текста.

- Действие рассказа происходит в пустыне. Что вы представляете себе, когда слышите это слово?

- Я предлагаю вам небольшое путешествие в мир пустыни. Какие чувства у вас возникли?

- Для героини рассказ Марии Нарышкиной пустыня была родиной.  Какой она увидела пустыню?

-  Какие слова и образы помогают автору нарисовать  мрачный пейзаж пустыни? (Чтение  фрагмента.)

- Как же живётся людям на этом мёртвом пространстве?

- Почему людям не удалось укротить пустыню?

- Помощь пришла совсем неожиданно в лице учительницы. Почему она решила помогать?

- Уже через год пустыня рядом с селом превратилась в оазис. Кто преобразил пустыню?

- Пустыня стала не страшна людям, но страхи не исчезли совсем. Чего и кого продолжают бояться люди?  Почему?

- Можно ли кочевников считать злыми?

Составьте план

I.Начало

II.Развитие событий

III.Кульминационные моменты

IV. Вывод

Учащимся, исполняющим роли учительницы и вождя, предлагается сначала охарактеризовать чувства,  с которыми герои произносят свои слова, а затем выразительно их прочитать, передавая эти интонации.  Класс оценивает исполнение фрагмента.

ВЫВОД. Вижу: вы знаете, как сделать мир вокруг нас лучше. А вот измените вы его или будете проходить мимо – всё зависит от вас, всё  ваших руках! Это одна из мыслей, которая звучит в рассказе. Это мысль  А. Платонова.  Ему рано пришлось стать взрослым: в семье было 10 человек, И ОДИН отец не мог прокормить такую ораву. Рано начав работать, Платонов понял, что «всё делается, а не само родится… Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу».

Высказывают мнения об эпиграфе

Выполняют задания при помощи улыбки, нахмуривание бровей

Записывают слова в тетрадь, обсуждают

Отвечают на вопросы

Составляют план к рассказу

Входят в роли героев

Итог урока

Оценивание

Посмотрите на часы. В них каждая песчинка отсчитывает драгоценные мгновения жизни. Вот и наш урок подходит к концу, время подвести итог. Я предлагаю вам по очереди  продолжить любую из предложенных  на слайде фраз:

  • сегодня я узнал (а)…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял (а) задания…
  • я понял (а), что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал (а), что…
  • мне захотелось…

Ответы учеников

Домашняя работа

- Придумайте продолжение рассказа.                                          Как сложится судьба учительницы?

Записывают домашнее задание в тетрадь

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Очерк жизни и творчества А.Платонова. Своеобразие художественного мира писателя. Рассказ А.Платонова «Песчаная учительница».»

Русская литература

11 класс

23.12.2015г.

Тема урока

Очерк жизни и творчества А.Платонова. Своеобразие художественного мира писателя. Рассказ А.Платонова «Песчаная учительница». Душевная неуспокоенность героини, жажда полезной деятельности, широта души.

Цель урока

Показать величие человеческих устремлений, направленных на созидание, проанализировать проблематику и художественные особенности рассказа, развивать социально-личностные компетенции, логическое и образное мышление; воспитывать толерантное отношение к людям.

Ожидаемые результаты

ученики должны уметь анализировать рассказ, определять художественные особенности

Тип урока

комбинированный

Необходимые материалы

Доска, учебник, притча, литературный справочник

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Вступительное слово.

  1. Приветствие.

Создание эмоционального настроя на урок. Слово учителя. Рассказ притчи.

Жил мудрец, который на все вопросы знал ответ и ни разу не ошибался. Один человек позавидовал ему. "Я возьму в бабочку и спрошу мудреца: живое или мёртвое у меня в руках, - подумал завистник.- Если мудрец скажет: «мёртвое» - я разожму ладони, и бабочка улетит. Если же он скажет: «живое» - я сожму ладони, и бабочка погибнет". Подошёл хитрец к мудрецу и спросил: "Живое или мёртвое?" Посмотрел тот ему в глаза и ответил: «Всё в твоих руках».

Слушают притчу




Основная часть

Где нет труда,

Сады там не цветут,

Где нет любви,

Там лишь пустыня…

Н. Лесков

Проверьте свои знания: всё ли я буду говорить правильно. Если моё утверждение будет верным - улыбнитесь мне, если ошибочным – нахмурьтесь. Итак, начнём.

- Героиня рассказа, Марья Никифоровна, окончила педагогические курсы и её назначили учительницей в дальнее село.

- Школа в селе была хорошо оборудована, и ученики с первого же дня не пропускали занятий.

- Марья Никифоровна убедила крестьян устраивать добровольные общественные работы.

- Когда село изменилось, в школу стали приходить даже взрослые, чтобы послушать учительницу.

- Когда появились кочевники, крестьяне стали на защиту своего села.

- Шелюга – вид деревьев и кустарников, похожих на иву.

- Марья Никифоровна осталась жить в Хошутове и отказалась переезжать в город.

- Барханы - песчаные холмы в степи и пустыне.

- Пустыня – живописный уголок природы.

Словарная работа. Анализ выражений, в которых упоминается слово «песок».

  • В чужом глазу песчинку видеть…

  • Сыплется песок…

  • Песчинка мирозданья…

Течёт, как песок сквозь пальцы…

Анализ текста.

- Действие рассказа происходит в пустыне. Что вы представляете себе, когда слышите это слово?

- Я предлагаю вам небольшое путешествие в мир пустыни. Какие чувства у вас возникли?

- Для героини рассказ Марии Нарышкиной пустыня была родиной. Какой она увидела пустыню?

- Какие слова и образы помогают автору нарисовать мрачный пейзаж пустыни? (Чтение фрагмента.)

- Как же живётся людям на этом мёртвом пространстве?

- Почему людям не удалось укротить пустыню?

- Помощь пришла совсем неожиданно в лице учительницы. Почему она решила помогать?

- Уже через год пустыня рядом с селом превратилась в оазис. Кто преобразил пустыню?

- Пустыня стала не страшна людям, но страхи не исчезли совсем. Чего и кого продолжают бояться люди? Почему?

- Можно ли кочевников считать злыми?

Составьте план

I.Начало

II.Развитие событий

III.Кульминационные моменты

IV. Вывод

Учащимся, исполняющим роли учительницы и вождя, предлагается сначала охарактеризовать чувства, с которыми герои произносят свои слова, а затем выразительно их прочитать, передавая эти интонации. Класс оценивает исполнение фрагмента.

ВЫВОД. Вижу: вы знаете, как сделать мир вокруг нас лучше. А вот измените вы его или будете проходить мимо – всё зависит от вас, всё ваших руках! Это одна из мыслей, которая звучит в рассказе. Это мысль А. Платонова. Ему рано пришлось стать взрослым: в семье было 10 человек, И ОДИН отец не мог прокормить такую ораву. Рано начав работать, Платонов понял, что «всё делается, а не само родится… Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу».

Высказывают мнения об эпиграфе







Выполняют задания при помощи улыбки, нахмуривание бровей





























Записывают слова в тетрадь, обсуждают





















Отвечают на вопросы









Составляют план к рассказу





Входят в роли героев












Итог урока















Оценивание

Посмотрите на часы. В них каждая песчинка отсчитывает драгоценные мгновения жизни. Вот и наш урок подходит к концу, время подвести итог. Я предлагаю вам по очереди продолжить любую из предложенных на слайде фраз:

  • сегодня я узнал (а)…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял (а) задания…

  • я понял (а), что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал (а), что…

  • мне захотелось…

Ответы учеников

Домашняя работа

- Придумайте продолжение рассказа. Как сложится судьба учительницы?

Записывают домашнее задание в тетрадь




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Байбулова А.К.

Дата: 27.12.2015

Номер свидетельства: 270725


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства