kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме Валентин Распутин «Уроки доброты по рассказу «Уроки французского»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый поурочный план урока русской литературы по теме  «Уроки доброты»  по   рассказу В.Распутина «Уроки французского» построен    с использованием  идей 7 модулей, с применением групповой формы работы, на основе которой учащиеся сами добывают знания, а не получают  их в готовом виде.  Такая форма работы позволяет  развивать в учащихся критическое мышление, воспитывает такие качества как  умение работать в коллективе, коммуникативные данные, что является важнейшим условием для формирования независимой, самомотивированной личности. 

Цель

Учащиеся к концу урока знакомы с произведением, на основе которого  реально видят  душевные уроки доброты.

Задачи

Образовательные:   раскрыть идейное содержание произведения В. Г.Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором, показать на примере рассказа, какое значение в жизни имеет душевная доброта.

Развивающие:  развивать навыки характеристики героя;   умение работы с текстом; развивать устную речь учащихся посредством развернутого ответа на вопросы и пересказа.

 Воспитательные: воспитание таких нравственных качеств, как  доброта, любовь, сострадание, уважение к Человеку.

Критерии успешности (шаги для достижения цели)

- я  знаю содержание,  смогу задавать и отвечать на вопросы по произведению Распутина;

- я могу высказывать свое мнение, точку зрения на тему «Доброта»

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Вид урока

Урок открытия новых знаний 

Ключевые идеи

Рассказ, гуманизм, доброта, справедливость, сострадание

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Модуль

Организация деятельности

Создание коллаборативной среды

Деление на 5 групп (раздаются цветы красного, оранжевого, голубого, желтого, розового цветов)

Модуль

Новые подходы

Распределение обязанностей. Раздаются листы ожидания (раздаточный материал №1)

Учащиеся получают листы ожидания, в которых они должны отметить свое состояние на начало и конец урока – 5 мин

Создание психологического  настроя

Учитель использует методику «Настроение» (2 минуты) Слайд №1

Учащиеся, слушая учителя, получают заряд позитива

Новые подходы

Постановка темы и цели урока

Учитель знакомит с темой урока, обращает внимание на эпиграф. Слайд № 2,3,4

Учащиеся сами формулируют цель урока - 1 мин

Критическое мышление

Стадия осмысления (изучение грамматического материала)

Организую работу по усвоению рассказа В.Распутина «Уроки французского"

Групповая работа

(раздаточный материал № 2, 3)

1 группа – «Послевоенные годы» Слайд №5;  2) 2-группа – «Игра» Слайд №6;  3 группа – «Беседа» Слайд №7; 4 группа – «Вечерние уроки» Слайд №8; 5 группа – «Пристенок». Слайд №9

Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает информацию по определённому аспекту рассказа

В течение 10 минут каждый индивидуально работает с информацией. Половина группы составляет вопросы, половина – готовит пересказ. В течение следующих 7 минут группы проводят взаимоопрос по изученным текстам, выставляют баллы (те, кто составлял план, пересказывают:

те, кто составлял вопросы, озвучивают их и сами же на них отвечают. Вопросы имеют право задавать друг другу и те, и другие)

«Звезда»: представители каждой группы рассказывают свой фрагмент информации всем остальным группам. Члены групп должны получить как можно больше информации, чтобы заполнить свои рабочие листы (при необходимости задают вопросы) –  5 минут.

Критическое мышление

Показ видеофильма – 2 мин (Слайд №10)

Коллективная творческая работа

Вернёмся к эпиграфу нашего занятия (Слайд №2). Прочтите его.  Как он связан с «Уроками доброты»? Как вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого?

Напишите это в своей небольшой творческой работе  -  5  мин

Оценивание

 Учитель обращает внимание на оценочные листы, в которых должны быть выставлены оценки каждому участнику группы и «звездам».

 Группы выставляют баллы в оценочные листы

Дом. задание

 Написать отзыв  на рассказ – 4 мин

Итог урока     (Слайд № 11, 12)    - 1 мин    

Материал для учащихся

Лист ожидания от урока – раздаточный материал №1 ( рефлексия )

Начало урока

Конец урока

Оценочный лист - раздаточный материал №2

Группа №_______

Фамилия, имя

Взаимоопрос

Оценка группы №___

Критерии для оценки

3 балла – материал изложен чётко, логично, последовательно. Нет неточностей. Смог ответить на все вопросы

2 балла – материал изложен достаточно логично, но были неточности.

1 балл – материал изложен, но со значительными неточностями.

Методика «Настроение».

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

-Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке

Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Краткое содержание рассказа «Уроки французского» (раздаточный материал №3)

Послевоенное время

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

В пятый класс я пошёл в 1948 году. В нашей деревне была только младшая школа, и чтобы учиться дальше, мне пришлось переехать в райцентр за 50 километров от дома. В то время мы жили очень голодно. Из трёх детей в семье я был самый старший. Росли мы без отца. В младшей школе я учился хорошо. В деревне меня считали грамотеем, и все говорили маме, что я должен учиться. Мама решила, что хуже и голоднее, чем дома, всё равно не будет, и пристроила меня в райцентре к своей знакомой.

Здесь я тоже учился хорошо. Исключением был французский язык. Я легко запоминал слова и обороты речи, а вот с произношением у меня не ладилось. «Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок», от чего морщилась молоденькая учительница.

Лучше всего мне было в школе, среди сверстников, а вот дома наваливалась тоска по родной деревне. Кроме того, я сильно недоедал. Время от времени мама присылала мне хлеб и картошку, но эти продукты очень быстро куда-то исчезали. «Кто потаскивал — тётя Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто-то из её старших девчонок или младший, Федька, — я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить». В отличие от деревни, в городе нельзя было словить рыбку или выкопать на лугу съедобные корешки. Частенько на ужин мне доставалась только кружка кипятку.

Игра на деньги в «чику»

В компанию, которая играла на деньги в «чику», меня привёл Федька. Верховодил там Вадик — рослый семиклассник. Из моих одноклассников там появлялся только Тишкин, «суетливый, с моргающими глазёнками мальчишка». Игра была нехитрая. Монеты складывались стопкой решками вверх. В них надо было ударить битком так, чтобы монеты перевернулись. Те, что оказывались орлом вверх, становились выигрышем.

Постепенно я освоил все приёмы игры и начал выигрывать. Изредка мать присылала мне 50 копеек на молоко — на них и играл. Я никогда не выигрывал больше рубля в день, но жить мне стало намного легче. Однако остальной компании эта моя умеренность в игре совсем не понравилась. Вадик начал жульничать, а когда я попытался его уличить, меня сильно избили.

Беседа с классной руководительницей  Лидией Михайловной

Утром мне пришлось идти в школу с разбитой физиономией. Первым уроком шёл французский, и учительница Лидия Михайловна, которая была нашей классной, поинтересовалась, что со мной случилось. Я попытался соврать, но тут высунулся Тишкин и выдал меня с потрохами. Когда Лидия Михайловна оставила меня после уроков, я очень боялся, что она поведёт меня к директору. Наш директор Василий Андреевич имел привычку «пытать» провинившихся на линейке перед всей школой. В этом случае меня могли исключить и отправить домой.

Однако к директору Лидия Михайловна меня не повела. Она стала расспрашивать, зачем мне деньги, и очень удивилась, когда узнала, что на них я покупаю молоко. В конце концов, я пообещал ей, что обойдусь без игры на деньги, и соврал. В те дни мне было особенно голодно, я снова пришёл в компанию Вадика, и вскоре снова был избит. Увидев на моём лице свежие синяки, Лидия Михайловна заявила, что будет заниматься со мной индивидуально, после уроков.

«Так начались для меня мучительные и неловкие дни».

Вечерние уроки

         Вскоре Лидия Михайловна решила, что «времени в школе у нас до второй смены остаётся в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру». Для меня это было настоящей пыткой. Робкий и стеснительный, в чистенькой квартире учительницы я совсем терялся. «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять». Она была красивой, уже успевшей побывать замужем, женщиной с правильными чертами лица и немного косыми глазами. Скрывая этот недостаток, она постоянно прищуривалась. Учительница много расспрашивала меня о семье и постоянно приглашала ужинать, но этого испытания я вынести не мог и убегал.

Однажды мне прислали странную посылку. Пришла она на адрес школы. В деревянном ящике лежали макароны, два больших куска сахару и несколько плиток гематогена. Я сразу понял, кто прислал мне эту посылку — матери макаронов достать было негде. Я вернул ящик Лидии Михайловне, и наотрез отказался взять продукты.

Уроки французского на этом не кончились.

Игра в «пристенок»

Однажды Лидия Михайловна поразила меня новой выдумкой: она захотела играть со мной на деньги. Лидия Михайловна научила меня игре своего детства, «пристенку». Монеты следовало бросать о стену, а потом пытаться достать пальцами от своей монеты до чужой. Достанешь — выигрыш твой. С тех пор мы играли каждый вечер, стараясь спорить шёпотом — в соседней квартире жил директор школы.

Однажды я заметил, что Лидия Михайловна пытается жульничать, причём не в свою пользу. В пылу спора мы не заметили, как в квартиру вошёл директор, услышавший громкие голоса. Лидия Михайловна спокойно призналась ему, что играет с учеником на деньги. Через несколько дней она уехала к себе на Кубань. Зимой, после каникул, мне пришла ещё одна посылка, в которой «аккуратными, плотными рядами <…> лежали трубочки макарон», а под ними — три красных яблока. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме Валентин Распутин «Уроки доброты по рассказу «Уроки французского» »

Предлагаемый поурочный план урока русской литературы по теме «Уроки доброты» по рассказу В.Распутина «Уроки французского» построен с использованием идей 7 модулей, с применением групповой формы работы, на основе которой учащиеся сами добывают знания, а не получают их в готовом виде. Такая форма работы позволяет развивать в учащихся критическое мышление, воспитывает такие качества как умение работать в коллективе, коммуникативные данные, что является важнейшим условием для формирования независимой, самомотивированной личности.

Тема

Валентин Распутин «Уроки доброты по рассказу «Уроки французского»

Цель

Учащиеся к концу урока знакомы с произведением, на основе которого реально видят душевные уроки доброты.

Задачи

Образовательные:   раскрыть идейное содержание произведения В. Г.Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором, показать на примере рассказа, какое значение в жизни имеет душевная доброта.

Развивающие: развивать навыки характеристики героя;  умение работы с текстом; развивать устную речь учащихся посредством развернутого ответа на вопросы и пересказа.

Воспитательные: воспитание таких нравственных качеств, как доброта, любовь, сострадание, уважение к Человеку.

Критерии успешности (шаги для достижения цели)

- я знаю содержание, смогу задавать и отвечать на вопросы по произведению Распутина;

- я могу высказывать свое мнение, точку зрения на тему «Доброта»

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Вид урока

Урок открытия новых знаний 

Ключевые идеи

Рассказ, гуманизм, доброта, справедливость, сострадание

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Модуль

Организация деятельности

Создание коллаборативной среды

Деление на 5 групп (раздаются цветы красного, оранжевого, голубого, желтого, розового цветов)

Модуль

Новые подходы


Распределение обязанностей. Раздаются листы ожидания (раздаточный материал №1)

Учащиеся получают листы ожидания, в которых они должны отметить свое состояние на начало и конец урока – 5 мин


Создание психологического настроя

Учитель использует методику «Настроение» (2 минуты) Слайд №1

Учащиеся, слушая учителя, получают заряд позитива

Новые подходы

Постановка темы и цели урока

Учитель знакомит с темой урока, обращает внимание на эпиграф. Слайд № 2,3,4

Учащиеся сами формулируют цель урока - 1 мин

Критическое мышление


Стадия осмысления (изучение грамматического материала)



Организую работу по усвоению рассказа В.Распутина «Уроки французского"






Групповая работа

(раздаточный материал № 2, 3)

1 группа – «Послевоенные годы» Слайд №5; 2) 2-группа – «Игра» Слайд №6; 3 группа – «Беседа» Слайд №7; 4 группа – «Вечерние уроки» Слайд №8; 5 группа – «Пристенок». Слайд №9

Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает информацию по определённому аспекту рассказа

В течение 10 минут каждый индивидуально работает с информацией. Половина группы составляет вопросы, половина – готовит пересказ. В течение следующих 7 минут группы проводят взаимоопрос по изученным текстам, выставляют баллы (те, кто составлял план, пересказывают:

те, кто составлял вопросы, озвучивают их и сами же на них отвечают. Вопросы имеют право задавать друг другу и те, и другие)

«Звезда»: представители каждой группы рассказывают свой фрагмент информации всем остальным группам. Члены групп должны получить как можно больше информации, чтобы заполнить свои рабочие листы (при необходимости задают вопросы) –  5 минут.

Критическое мышление


Показ видеофильма – 2 мин (Слайд №10)


 

Коллективная творческая работа



Вернёмся к эпиграфу нашего занятия (Слайд №2). Прочтите его. Как он связан с «Уроками доброты»? Как вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого?

Напишите это в своей небольшой творческой работе - 5 мин


Оценивание

 Учитель обращает внимание на оценочные листы, в которых должны быть выставлены оценки каждому участнику группы и «звездам».

 Группы выставляют баллы в оценочные листы

 

Дом. задание

 Написать отзыв на рассказ – 4 мин

 

Итог урока (Слайд № 11, 12) - 1 мин



Материал для учащихся

Лист ожидания от урока – раздаточный материал №1 ( рефлексия )

Начало урока

Конец урока









Оценочный лист - раздаточный материал №2

Группа №_______

Фамилия, имя

Взаимоопрос

Оценка группы №___














Критерии для оценки

3 балла – материал изложен чётко, логично, последовательно. Нет неточностей. Смог ответить на все вопросы

2 балла – материал изложен достаточно логично, но были неточности.

1 балл – материал изложен, но со значительными неточностями.



Методика «Настроение».

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

-Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке

Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Краткое содержание рассказа «Уроки французского» (раздаточный материал №3)

Послевоенное время

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

В пятый класс я пошёл в 1948 году. В нашей деревне была только младшая школа, и чтобы учиться дальше, мне пришлось переехать в райцентр за 50 километров от дома. В то время мы жили очень голодно. Из трёх детей в семье я был самый старший. Росли мы без отца. В младшей школе я учился хорошо. В деревне меня считали грамотеем, и все говорили маме, что я должен учиться. Мама решила, что хуже и голоднее, чем дома, всё равно не будет, и пристроила меня в райцентре к своей знакомой.

Здесь я тоже учился хорошо. Исключением был французский язык. Я легко запоминал слова и обороты речи, а вот с произношением у меня не ладилось. «Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок», от чего морщилась молоденькая учительница.

Лучше всего мне было в школе, среди сверстников, а вот дома наваливалась тоска по родной деревне. Кроме того, я сильно недоедал. Время от времени мама присылала мне хлеб и картошку, но эти продукты очень быстро куда-то исчезали. «Кто потаскивал — тётя Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто-то из её старших девчонок или младший, Федька, — я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить». В отличие от деревни, в городе нельзя было словить рыбку или выкопать на лугу съедобные корешки. Частенько на ужин мне доставалась только кружка кипятку.



Игра на деньги в «чику»

В компанию, которая играла на деньги в «чику», меня привёл Федька. Верховодил там Вадик — рослый семиклассник. Из моих одноклассников там появлялся только Тишкин, «суетливый, с моргающими глазёнками мальчишка». Игра была нехитрая. Монеты складывались стопкой решками вверх. В них надо было ударить битком так, чтобы монеты перевернулись. Те, что оказывались орлом вверх, становились выигрышем.

Постепенно я освоил все приёмы игры и начал выигрывать. Изредка мать присылала мне 50 копеек на молоко — на них и играл. Я никогда не выигрывал больше рубля в день, но жить мне стало намного легче. Однако остальной компании эта моя умеренность в игре совсем не понравилась. Вадик начал жульничать, а когда я попытался его уличить, меня сильно избили.



Беседа с классной руководительницей Лидией Михайловной

Утром мне пришлось идти в школу с разбитой физиономией. Первым уроком шёл французский, и учительница Лидия Михайловна, которая была нашей классной, поинтересовалась, что со мной случилось. Я попытался соврать, но тут высунулся Тишкин и выдал меня с потрохами. Когда Лидия Михайловна оставила меня после уроков, я очень боялся, что она поведёт меня к директору. Наш директор Василий Андреевич имел привычку «пытать» провинившихся на линейке перед всей школой. В этом случае меня могли исключить и отправить домой.

Однако к директору Лидия Михайловна меня не повела. Она стала расспрашивать, зачем мне деньги, и очень удивилась, когда узнала, что на них я покупаю молоко. В конце концов, я пообещал ей, что обойдусь без игры на деньги, и соврал. В те дни мне было особенно голодно, я снова пришёл в компанию Вадика, и вскоре снова был избит. Увидев на моём лице свежие синяки, Лидия Михайловна заявила, что будет заниматься со мной индивидуально, после уроков.

«Так начались для меня мучительные и неловкие дни».



Вечерние уроки

Вскоре Лидия Михайловна решила, что «времени в школе у нас до второй смены остаётся в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру». Для меня это было настоящей пыткой. Робкий и стеснительный, в чистенькой квартире учительницы я совсем терялся. «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять». Она была красивой, уже успевшей побывать замужем, женщиной с правильными чертами лица и немного косыми глазами. Скрывая этот недостаток, она постоянно прищуривалась. Учительница много расспрашивала меня о семье и постоянно приглашала ужинать, но этого испытания я вынести не мог и убегал.

Однажды мне прислали странную посылку. Пришла она на адрес школы. В деревянном ящике лежали макароны, два больших куска сахару и несколько плиток гематогена. Я сразу понял, кто прислал мне эту посылку — матери макаронов достать было негде. Я вернул ящик Лидии Михайловне, и наотрез отказался взять продукты.

Уроки французского на этом не кончились.



Игра в «пристенок»

Однажды Лидия Михайловна поразила меня новой выдумкой: она захотела играть со мной на деньги. Лидия Михайловна научила меня игре своего детства, «пристенку». Монеты следовало бросать о стену, а потом пытаться достать пальцами от своей монеты до чужой. Достанешь — выигрыш твой. С тех пор мы играли каждый вечер, стараясь спорить шёпотом — в соседней квартире жил директор школы.

Однажды я заметил, что Лидия Михайловна пытается жульничать, причём не в свою пользу. В пылу спора мы не заметили, как в квартиру вошёл директор, услышавший громкие голоса. Лидия Михайловна спокойно призналась ему, что играет с учеником на деньги. Через несколько дней она уехала к себе на Кубань. Зимой, после каникул, мне пришла ещё одна посылка, в которой «аккуратными, плотными рядами  лежали трубочки макарон», а под ними — три красных яблока. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Кенжебаева Айгуль Кадыровна

Дата: 16.05.2015

Номер свидетельства: 212289


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства