kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект Урок - раздумье "Нести добро людям" (по рассказу В. Распутина "Уроки французского")

Нажмите, чтобы узнать подробности

НЕСТИ ДОБРО ЛЮДЯМ

         (урок - раздумье по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с творчеством В. Распутина; помочь учащимся задуматься над смыслом данного произведения, задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, честность, благородство, милосердие, человечность; сформировать умение характеризовать главного героя на основании его поступков и соотносить их с реальной жизнью; воспитывать в учащихся лучшие человеческие качества: доброту, человечность, благородство, справедливость, чуткость, сострадание.

ХОД УРОКА

 1. Оргмомет

Добрый день, дорогие ребята.

Сегодня у нас не просто урок, а урок - раздумье, тема которого «Нести добро людям».

Мы будем беседовать о героях рассказа В. Распутина «Уроки французского», задумаемся над смыслом данного произведения, задумаемся над такими нравственными понятиями как доброта, честность, благородство, милосердие, человечность.

И сегодня на уроке беседа наша не о литературе - о жизни. Но прежде я хотела бы обратить ваше внимание на эти слова В. Распутина, постарайтесь понять их правильно, постарайтесь задуматься над ними.

Человек должен жить

больше сердцем, нежели умом,

а в литературе

это должно быть прежде всего -жить сердцем, жить душой,

чем жить умом.

Ума у нас

и так предостаточно, а хорошего сердца

и правильной души так недостает нам, что чем больше

наши герои и мы

будем жить этим, тем лучше для нас будет.

В. Распутин

 - Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе.

ВАЛЕНТИН РАСПУТИН.

Согласитесь: чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни.

Краткое сообщение о писателе, подготовленное учеником.

УЧИТЕЛЬ:

  • Да, действительно, герои Распутина побуждают нас, читателей, взглянуть на себя строже, пристальней, совершить путешествие в глубь души.

Потому  что   главную   писательскую   задачу   он   видит   в   воспитании человеческой души, в служении добру.

  • И сегодня на нашем уроке, уроке - раздумье, мы будем говорить об этом.

2.  Работа над содержанием рассказа.

Рассказ «Уроки французского» дорог автору не только своей узнаваемой автобиографичностью,  напоминанием  о  детстве,  но  и  тем,  что здесь происходит утверждение добра, которое для героя не проходит бесследно.

-  А сейчас, ребята, попробуем все вместе разобраться в прочитанном.

 

АНАЛИЗ РАССКАЗА. БЕСЕДА О ГЕРОЯХ РАССКАЗА.

3.  МАЛЬЧИК

  • Расскажите, пожалуйста, когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его?
  • Найдите в тексте рассказа приметы трудного послевоенного времени?
  • Что обозначает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы».
  • Почему мальчик, который бежал за машиной после свидания с матерью «опомнился и убежал»?

Ему было стыдно за свою слабость  перед  матерью и перед   своей   деревней, потому что он первый из родной деревни поехал дальше учиться. Он должен оправдать надежды, он чувствует ответственность, возложенную на него.

-  Какая черта характера мальчика проявляется здесь?

ВЫВОД: здесь впервые проявляется гордость характера мальчика, гордость человека, умеющего преодолеть свою слабость.

  • Найдите и прочитайте в тексте фрагмент о пропаже продуктов.
  • Как этот фрагмент характеризует мальчика?

Здесь проявляются гордость, достоинство, благородство и порядочность мальчика, огромная сила воли.

Чтение цитаты:

«Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду».

  • Почему герой рассказа стал играть в «чику»?
  • Как относились к этой игре Вадик и рассказчик?

Играли Вадик и Птаха не из-за голода, как мальчик. Вадимом руководило чувство жадности и собственного превосходства над младшими. Он всегда считал себя умнее, хитрее, выше всех.

-  Почему Вадик и Птаха избили мальчика?

Вадик чувствует превосходство мальчика и боится, что другие ребята, зависимые от него, тоже могут это понять.

  • С кем из героев прочитанных вами произведений можно его сравнить?
  • Как вел себя мальчик во время драки? Как это его характеризует?
  • Найдите в тексте рассказа слова, передающие состояние мальчика в тот момент. «Я старался только не упасть...»

Да, мы еще раз убеждаемся в мужестве мальчика, в его непреклонной гордости.

- А что такое гордость?

Гордость - это чувство собственного достоинства, уважение к самому себе; способность нести ответственность за принятие решения и действия.  

       Делается вывод о характере мальчика.

3.  Ребята, какие черты характера героя вызывают восхищение? Что хотели
бы вы для себя перенять?

4.     ОБРАЗ ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ. УРОКИ ДОБРОТЫ
УЧИТЕЛЬ:

 - Казалось бы, все говорит мальчишке, оторванному от дома: жизнь сурова, не жди от нее милостей и даров, рассчитывай только на себя.

Но судьба дарит ему встречу с учительницей Лидией Михайловной.

-           Что вы можете сказать о Лидии Михайловне?

Чтение эпизода по ролям или инсценирование «Разговор начистоту».

  1. - Как этот разговор характеризует Лидию Михайловну? Да, учитель не может быть равнодушным к чужим судьбам.
  2. - Как вы думаете, ребята, почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это?

Мальчик еще не понял, что учительница почувствовала неладное со своим учеником. Она увидела его избитым, а Тишкин проболтался, что ребята играют на деньги.

Когда Лидия Михайловна увидела своего ученика избитым во второй раз, то решила во что бы то ни стало вмешаться, помочь ему.

Понять человека, войти в его душу, принять часть его боли на себя - одно из лучших качеств человека.

-           А сейчас ребята помогут увидеть наших героев как бы ожившими, чтобы отчетливее представить их душевное состояние.

Инсценирование эпизода с посылкой.

3.         - Каким предстает перед нами герой рассказа?

ВЫВОД: в общении с Лидией Михайловной вновь проявляются гордость, непреклонность, благородство мальчика.

4.     - Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?

Когда мальчик не принял посылку, она выбирает форму игры. Лидия Михайловна хотела помочь мальчику выдержать испытание голодом, она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощь от нее не примет. Ведь он должен знать, что ест свой хлеб. И счастлива, что ей удается этот милосердный обман.

- Проследим за поведением Лидии Михайловны во время игры.  Чтение эпизода по ролям.

- Почему мальчик принимает от нее деньги? Ответьте словами текста.

            5.            - Как же закончились уроки французского?

УЧИТЕЛЬ:

- Конечно, с точки зрения педагогической науки игра на деньги учительницы со своим учеником - поступок безнравственный.

Но  что  стоит  за  этим  поступком?

-     Давайте, ребята, поразмышляем вместе. Прослушав ответы учащихся, подводим их к выводу.

ВЫВОД:  Уроки  французского  -  это уроки жизни.  Поступок Лидии

Михайловны - это просто человеческая доброта, урок милосердия.

Но учительнице приходится увольняться и уезжать из городка к себе на Кубань.  

        -   Раскаивается ли она?

Нет, ей ведь не в чем раскаиваться; более того - она подтверждает правильность своего шага, продиктованного требованием души: уже с Кубани получает ее ученик посылку.

         Подхожу к иллюстрации.

«Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Невиданные, напоенные нездешним солнцем плоды среди холода сибирской зимы - еще одно напоминание о возможности иной жизни, которой достоин человек, отблеск идеала, внезапно озаривший суровую, скупую на радости, повседневность.

Ее «уроки французского» - уроки милосердия и стойкости, уроки мужества и доброты - будут прочно усвоены героем рассказа, укрепят  веру в добро, придадут ему силы и душевной зоркости.

5.      - А как вы, ребята, понимаете, что такое доброта? Что значит «нести добро людям...»?

Вспомните слова А. Лиханова.

-           Назовите произведения, в которых доброта помогает человеку переосмыслить свои действия, поступки.

ВЫВОД:  ДОБРОТА - отзывчивость, дружеское отношение к людям.

 Доброе слово, доброе отношение людей друг к другу, добрые дела облегчают жизнь нашу и делают ее светлее и чище.

-           А теперь, ребята, прослушаем стихотворение о доброте.

А. Дементьев.  «ДОБРОТА»

Доброту не купишь на базаре. Искренность у песни не займешь.

Не из книг приходит к людям зависть.  Видимо, порой образованью

Тронуть душу

Не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?... Пусть она приходит в каждый дом, Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

6. ИТОГ УРОКА

Заключительное слово учителя.

Доброта творится человеком в человеке и человеком в самом себе. Ее нужно творить каждый раз, в каждом новом человеке.

И знаете, к какой мысли я пришла? Вернее, увидела эту мысль на своем опыте, на судьбах других людей: добро - это особый, не изученный пока вид энергии, не исчезает из мира, а накапливается... Каждый добрый поступок, слово, желание бессмертны...

Не скупитесь на доброту. Живите с постоянным желанием   делать людям добро.  (Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать».)

7. Домашнее задание:

Самостоятельная работа:

Приходилось ли вам  встречать человека,  который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах.

Напишите сочинение на тему: «Мои «уроки французского».

Хорошо, когда тебя помнят люди за то доброе, что ты для них сделал, не правда ли?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект Урок - раздумье "Нести добро людям" (по рассказу В. Распутина "Уроки французского") »

НЕСТИ ДОБРО ЛЮДЯМ

(урок - раздумье по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с творчеством В. Распутина; помочь учащимся задуматься над смыслом данного произведения, задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, честность, благородство, милосердие, человечность; сформировать умение характеризовать главного героя на основании его поступков и соотносить их с реальной жизнью; воспитывать в учащихся лучшие человеческие качества: доброту, человечность, благородство, справедливость, чуткость, сострадание.

ХОД УРОКА

1. Оргмомет

Добрый день, дорогие ребята.

Сегодня у нас не просто урок, а урок - раздумье, тема которого «Нести добро людям».

Мы будем беседовать о героях рассказа В. Распутина «Уроки французского», задумаемся над смыслом данного произведения, задумаемся над такими нравственными понятиями как доброта, честность, благородство, милосердие, человечность.

И сегодня на уроке беседа наша не о литературе - о жизни. Но прежде я хотела бы обратить ваше внимание на эти слова В. Распутина, постарайтесь понять их правильно, постарайтесь задуматься над ними.

Человек должен жить

больше сердцем, нежели умом,

а в литературе

это должно быть прежде всего -жить сердцем, жить душой,

чем жить умом.

Ума у нас

и так предостаточно, а хорошего сердца

и правильной души так недостает нам, что чем больше

наши герои и мы

будем жить этим, тем лучше для нас будет.

В. Распутин

- Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе.

ВАЛЕНТИН РАСПУТИН.

Согласитесь: чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни.

Краткое сообщение о писателе, подготовленное учеником.

УЧИТЕЛЬ:

  • Да, действительно, герои Распутина побуждают нас, читателей, взглянуть на себя строже, пристальней, совершить путешествие в глубь души.

Потому что главную писательскую задачу он видит в воспитании человеческой души, в служении добру.

  • И сегодня на нашем уроке, уроке - раздумье, мы будем говорить об этом.


2. Работа над содержанием рассказа.

Рассказ «Уроки французского» дорог автору не только своей узнаваемой автобиографичностью, напоминанием о детстве, но и тем, что здесь происходит утверждение добра, которое для героя не проходит бесследно.

- А сейчас, ребята, попробуем все вместе разобраться в прочитанном.


АНАЛИЗ РАССКАЗА. БЕСЕДА О ГЕРОЯХ РАССКАЗА.


3. МАЛЬЧИК

  • Расскажите, пожалуйста, когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его?

  • Найдите в тексте рассказа приметы трудного послевоенного времени?

  • Что обозначает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы».

  • Почему мальчик, который бежал за машиной после свидания с матерью «опомнился и убежал»?

Ему было стыдно за свою слабость перед матерью и перед своей деревней, потому что он первый из родной деревни поехал дальше учиться. Он должен оправдать надежды, он чувствует ответственность, возложенную на него.

- Какая черта характера мальчика проявляется здесь?

ВЫВОД: здесь впервые проявляется гордость характера мальчика, гордость человека, умеющего преодолеть свою слабость.

  • Найдите и прочитайте в тексте фрагмент о пропаже продуктов.

  • Как этот фрагмент характеризует мальчика?

Здесь проявляются гордость, достоинство, благородство и порядочность мальчика, огромная сила воли.

Чтение цитаты:

«Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду».

  • Почему герой рассказа стал играть в «чику»?

  • Как относились к этой игре Вадик и рассказчик?

Играли Вадик и Птаха не из-за голода, как мальчик. Вадимом руководило чувство жадности и собственного превосходства над младшими. Он всегда считал себя умнее, хитрее, выше всех.

- Почему Вадик и Птаха избили мальчика?

Вадик чувствует превосходство мальчика и боится, что другие ребята, зависимые от него, тоже могут это понять.

  • С кем из героев прочитанных вами произведений можно его сравнить?

  • Как вел себя мальчик во время драки? Как это его характеризует?

  • Найдите в тексте рассказа слова, передающие состояние мальчика в тот момент. «Я старался только не упасть...»

Да, мы еще раз убеждаемся в мужестве мальчика, в его непреклонной гордости.

- А что такое гордость?

Гордость - это чувство собственного достоинства, уважение к самому себе; способность нести ответственность за принятие решения и действия.

Делается вывод о характере мальчика.

3. Ребята, какие черты характера героя вызывают восхищение? Что хотели
бы вы для себя перенять?

4. ОБРАЗ ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ. УРОКИ ДОБРОТЫ
УЧИТЕЛЬ:

- Казалось бы, все говорит мальчишке, оторванному от дома: жизнь сурова, не жди от нее милостей и даров, рассчитывай только на себя.

Но судьба дарит ему встречу с учительницей Лидией Михайловной.

- Что вы можете сказать о Лидии Михайловне?

Чтение эпизода по ролям или инсценирование «Разговор начистоту».

  1. - Как этот разговор характеризует Лидию Михайловну? Да, учитель не может быть равнодушным к чужим судьбам.

  2. - Как вы думаете, ребята, почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это?

Мальчик еще не понял, что учительница почувствовала неладное со своим учеником. Она увидела его избитым, а Тишкин проболтался, что ребята играют на деньги.

Когда Лидия Михайловна увидела своего ученика избитым во второй раз, то решила во что бы то ни стало вмешаться, помочь ему.

Понять человека, войти в его душу, принять часть его боли на себя - одно из лучших качеств человека.

- А сейчас ребята помогут увидеть наших героев как бы ожившими, чтобы отчетливее представить их душевное состояние.

Инсценирование эпизода с посылкой.

3. - Каким предстает перед нами герой рассказа?

ВЫВОД: в общении с Лидией Михайловной вновь проявляются гордость, непреклонность, благородство мальчика.

4. - Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?

Когда мальчик не принял посылку, она выбирает форму игры. Лидия Михайловна хотела помочь мальчику выдержать испытание голодом, она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощь от нее не примет. Ведь он должен знать, что ест свой хлеб. И счастлива, что ей удается этот милосердный обман.

- Проследим за поведением Лидии Михайловны во время игры. Чтение эпизода по ролям.

- Почему мальчик принимает от нее деньги? Ответьте словами текста.

5. - Как же закончились уроки французского?

УЧИТЕЛЬ:

- Конечно, с точки зрения педагогической науки игра на деньги учительницы со своим учеником - поступок безнравственный.

Но что стоит за этим поступком?

- Давайте, ребята, поразмышляем вместе. Прослушав ответы учащихся, подводим их к выводу.

ВЫВОД: Уроки французского - это уроки жизни. Поступок Лидии

Михайловны - это просто человеческая доброта, урок милосердия.

Но учительнице приходится увольняться и уезжать из городка к себе на Кубань.

- Раскаивается ли она?

Нет, ей ведь не в чем раскаиваться; более того - она подтверждает правильность своего шага, продиктованного требованием души: уже с Кубани получает ее ученик посылку.




Подхожу к иллюстрации.

«Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Невиданные, напоенные нездешним солнцем плоды среди холода сибирской зимы - еще одно напоминание о возможности иной жизни, которой достоин человек, отблеск идеала, внезапно озаривший суровую, скупую на радости, повседневность.

Ее «уроки французского» - уроки милосердия и стойкости, уроки мужества и доброты - будут прочно усвоены героем рассказа, укрепят веру в добро, придадут ему силы и душевной зоркости.

5. - А как вы, ребята, понимаете, что такое доброта? Что значит «нести добро людям...»?

Вспомните слова А. Лиханова.

- Назовите произведения, в которых доброта помогает человеку переосмыслить свои действия, поступки.

ВЫВОД: ДОБРОТА - отзывчивость, дружеское отношение к людям.

Доброе слово, доброе отношение людей друг к другу, добрые дела облегчают жизнь нашу и делают ее светлее и чище.

- А теперь, ребята, прослушаем стихотворение о доброте.


А. Дементьев. «ДОБРОТА»


Доброту не купишь на базаре. Искренность у песни не займешь.

Не из книг приходит к людям зависть. Видимо, порой образованью

Тронуть душу

Не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?... Пусть она приходит в каждый дом, Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

6. ИТОГ УРОКА

Заключительное слово учителя.

Доброта творится человеком в человеке и человеком в самом себе. Ее нужно творить каждый раз, в каждом новом человеке.

И знаете, к какой мысли я пришла? Вернее, увидела эту мысль на своем опыте, на судьбах других людей: добро - это особый, не изученный пока вид энергии, не исчезает из мира, а накапливается... Каждый добрый поступок, слово, желание бессмертны...

Не скупитесь на доброту. Живите с постоянным желанием делать людям добро. (Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать».)

7. Домашнее задание:

Самостоятельная работа:

Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах.

Напишите сочинение на тему: «Мои «уроки французского».

Хорошо, когда тебя помнят люди за то доброе, что ты для них сделал, не правда ли?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Борисова Екатерина Ивановна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102628


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства