Урок литературного чтения в 1 классе
(период обучения грамоте)
Тема. Повторение изученных букв. Чтение слов, предложений.
Тип урока. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Дидактическая задача урока. Формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, уметь применять правила при решении учебных задач; работать в парах; характеризовать звуки , соотносить их с буквами.
Цели урока.
- Обобщить знания обучающихся по теме данного урока, рационально сочетать разнообразные формы и методы на уроке, обеспечить оперативную обратную связь.
- Развивать у обучающихся положительные мотивы учебной деятельности, творческую инициативу и активность, самооценку, умение аргументировать свою точку зрения и умение вести рассуждение, совершенствовать навыки чтения.
- Воспитывать нравственные качества у обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.
Методы и приёмы обучения на уроке:
- репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) – интонационное выделение учителем логически важных моментов урока, сопровождение выводов приведением конкретных примеров, предъявление обучающимся текстов заданий, облегчающих понимание их смысла, намёк-подсказка, содержащая готовую информацию, задания учащимся на приведение собственных примеров
- частично-поисковый – наводящие вопросы обучающимся, помогающие выбору правильных путей решения задач, организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию вывода, задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности
- исследовательский – задания обучающимся на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений, на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций, « на соображение»
- проблемное изложение – интригующее начало урока, установка учителя на мысленное решение учениками различных заданий, выдвинутых в ходе изложения материала, предъявление обучающимся проблемных ситуаций и пути их разрешения
Формы организации обучения на уроке:
- фронтальная
- работа в парах
- индивидуальная
Средства активизации на уроке:
- поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию
- предоставить возможность для коллективного делового общения
- способствовать созданию внутреннего комфорта
- обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей
- использование компьютера
Оборудование:
- мультимедиа-проектор, экран, ноутбук
- презентация
- карточки с рассыпанной загадкой
- конверты с рассыпанной пословицей
- схемы слов, предложений
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя и учащихся
УУД, формируемые на данном этапе
1.Мотивация к учебной деятельности
1.Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть на своем уроке. ( Слайд 1)
- Настроение каково? (Слайд 2)
- Во!
- Все такого мнения?
- Все, без исключения!
- Может, вы уже устали?
- Мы с собой таких не брали!
- Может ляжем, отдохнём?
- Лучше мы урок начнём!
- Желаю вам успешной работы!
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в учебном действии.
Включение в систему знаний и повторение
1.Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?
2.Знает ли кто из вас, кого называют конферансье? (Приложение 1)
Я, сегодня – конферансье.
Знают дети меня все.
Я выступления объявляю,
Артистов на сцену приглашаю,
Но чтобы номер первый объявить
Должны вы билетик предъявить.
Билетом вашим будут ваши знания
Скажите мне без напоминания,
Всё, что вы знаете о царице Фонетики. (Слайд 3)
3.Объявляю следующий номер – «Буква заблудилась»
- Как вы думаете, чему этот номер будет посвящён?
(Слайд 4)
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться…
(Слайды 5 – 9)
- Вы непросто букву возвращаете на место, но и даёте характеристику звуку, который даёт данная буква, схему в альбоме.
4.Так как урок сегодня необычный, а я – конферансье, поднимите руку, кто из вас был в театре?
- Театры бывают разные. И актёры в театре тоже могут быть разные. Кто является актёром театра, куда я вас приглашаю, вы узнаете, отгадав загадку.
- Ой, смотрите, случилась беда, и загадка рассыпалась.
- Прочитаем её по частям. (Дети читают по цепочке)
(На доске карточки с рассыпанной загадкой) (Приложение 1)
Мордочка усатая,
Часто умывается,
Шубка полосатая,
А с водой не знается.
- Как вы думаете, загадка о животном или человеке?
- Почему вы так думаете?
- Попробуем составить загадку.
- Прочитаем загадку ещё раз.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
Отгадайте. Это – (слайд 10)
5.- Сколько в слове кошка слогов?
- Назовите 1-й слог.
-Назовите 2-й слог.
- Какой слог ударный?
6.-Посмотрите на схемы слов (схемы слов на доске)
-Подберите верную схему. Объяснить, почему не подходят остальные.
7.Физминутка.
Осторожно, словно кошка,
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь.
Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочко
Полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
И опять свернусь колечком,
Словно кот у тёплой печки.
8.- Составьте предложение про кошку.
- А сейчас помогите мне найти схему предложения на доске.
Объясните.
- Сколько слов в моём предложении?
- Составьте предложение про кошку по схеме.
9. Актёром нашего предполагаемого театра, куда я вас приглашала, кто является?
- А знаете ли вы, что существует настоящий театр кошек. Художественный руководитель театра – Юрий Куклачёв.
(Слайд 11).
В театре у Юрия Куклачёва – 120 кошек. Каждая имеет свой неповторимый характер, но наблюдая за ними, их можно научить быть актёрами. В театре у Юрия Куклачёва животные проходят обучение, а люди, которые смотрят на животных и общаются с ними, тоже многому учатся у них.
- Как вы думаете, чему можно научиться у кошек? (Терпению, преданности, любви, вежливости, воспитать волю, доброте)
10.Клип «Кисонька-мурлысонька» (Приложение 2)
Познавательные:
Общеучебные:умение структурировать знания,контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Логические: анализ,синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные: контроль, коррекция;
Прогнозирование
Примечание. В клипе допущена ошибка в названии
3.Самостоятельная работа
- Мы сегодня много говорили про кошек. Но, что главное при общении с животными, вы узнаете, составив пословицу из слов. (Работа в парах) - (у детей разрезанная пословица) (Приложение 3)
(Доброе слово и кошке приятно)
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия.
Познавательные:
Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
4.Рефлексия учебной деятельности
- Что же главное в общении с животными?
- Применимо ли это в общении между людьми?
- Так давайте же будем добрыми друг с другом!
(Слайд 12-13)
Познавательные:
Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.