kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Упражнения в чтении и письме. Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными после шипящих.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема: Упражнения в чтении и письме. Чтение слов, предложений, текста, на­блюдение над словами с гласными после шипящих. Написание слов и предложе­ний с изученными буквами.

Цели:

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений;

формируем умение списывать с печатного образца;

– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

– формируем умение анализировать текст;

– формируем умение наблюдать над значением слова.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний. Повторение

 

1. Составление плана урока.

  1. Чтение  слов.
  2. Письмо букв, слов и предложений.
  3. Штриховка.
  4. Работа с текстами.

2.  Работа в прописи.

– Посмотрите на с. 2 прописи. Какие буквы мы будем писать?

– Прочитайте слова, написанные под буквами.

– Сколько слогов в первом слове? Почему?

– Какой слог ударный? Запишите это слово.

 Повторение местоимений.

– Прочитайте местоимения, записанные на строчке в прописи.

– Каким местоимением можно заменить слова: обезьяна, профес­сор, звери, облако, море, стол, бабушка, ученики, учебники, солнце?

– Каким местоимением можно назвать всех присутствующих в классе?

– Какое местоимение вы говорите своему другу? подружке?

– Назовите местоимения в единственном числе; во множественном числе. Самостоятельное обведение местоимений синим цветом, если они во множественном числе; зелёным – если они в единственном числе. Проверка чтением.

 Работа со словарными словами.

– Посмотрите, что нужно сделать в следующем задании?

– Подчеркните безударный слог в каждом слове. Что заметили?

Записыва­ем слова с предлогами: у сороки, про сороку; про капусту; у топора; с топором; у картины, про картину.

– Потренируемся в чтении слов. Где мы это будем делать?

3. Работа в «Букваре».

– Откройте «Буквари» на с. 84

   Чтение про себя, затем вслух по заданиям.

– Подсчитайте гласные звуки в словах. Какой слог ударный? Подчеркните ударные слоги.

– Какое из этих слов ласковое? (Старушка.)

– Что помогает слову быть ласковым? (Суффикс -ушк-.) Выделите суффикс.

– Однокоренные ли слова пушка и опушка? Почему? Какой буквой отличаются слова?

– Почему в слове малыши выделили ши? Подчеркните.

– Всмотритесь, вчитайтесь в слова 3-го столбика. Что у них общего? (Корень, смысл.) Выделите корень. (Корень -мал-.)

– Прочитайте, как называют котика. (Котик-лапушка.) Когда так называют?

– Только ли кота можно назвать лапушкой?

– А теперь прочитайте про мышку. Почему она норушка? А раньше вы слышали такое выражение? Где?

– Как записаны эти слова? (Через дефис.)

 Работа со схемами-«человечками».

4. Работа в прописи

– Послушайте слова и определите первый звук. Запишите буквы в схемы

на с. 3  в прописи.

Кольца, пух, шорох, сор, тайна.

– Какие буквы записали? (К, П, Ш, С, Т.) Почему?

– Завершите схемы.

– Какие из этих букв написаны на первой строчке? Обведите буквы разными цветами.

– Обведите буквы на второй строчке.

 Написание слогов: ши, иш, ум, ул.

5. Работа в «Букваре». 

На доске карточка с буквами.

 









 

А

 

 

Ш

  

               

 

 

– Составьте слово, используя все буквы.

Один человек выполняет у доски, остальные на местах.

– Найдите такое же слово в «Букваре».

1) Составление слов из слова кормушка.

Игра «Кто быстрее соберёт слова». (Корм, мушка, мука, ром, урок, корка, ум, крошка.)

2) Чтение слов, работа над лексическим значением.

– Прочитайте про себя три столбика слов. Кто внимательный? Назо­вите одинаковый звук в словах.

Чтение слов эхом, класс – «эхо».

– Прочитайте слова, в которых после Ш написана И. (Пушинка, ма­лыши, ширма, шишка и т.д.)

–  Выдвигаемые колёса самолёта. (Шасси.)

–  Блюдо из мяса. (Шашлык.)

– Спортивный снаряд. (Штанга.)

– Буря на море. (Шторм.)

– Так мама ласково называет сына. (Сынишка.)

– Прочитайте про себя остальные слова. Какие нужно объяснить? Составляем сочетания слов: широко развести руки, ширина ткани, широта и долгота на карте.

  6. Работа в прописи

– Попробуем прочитать текст, который написан в прописи на с. 3

Списывание с печатного образца.

– Вы прочитали текст или отдельные предложения? Почему?

– Сколько всего предложений в тексте? Докажите графически.

– В каких предложениях три слова? Составьте схему этих предло­жений.

– Прочитайте первое слово каждого предложения.

– Прочитайте все слова, написанные с заглавной буквы. Какие не в начале предложения, а написаны с заглавной буквы? Почему? От­метьте их уголком.

– А если бы слово Каштанка было в середине предложения, то с какой буквы вы написали бы это слово? А слово кот? А слово крыса?

– Можем ли мы в одном предложении рассказать об артистах, кото­рые к нам пришли из шапито, то есть перечислить их? (Да. Получит­ся предложение: К нам пришли артисты шапито: клоуны Шпунтик и Шурик, Каштанка, кот Пушок, крыса Шушара.)

7.  Работа в «Букваре».

Чтение стихотворения В. Орлова «Пугливые камыши» (с. 85). Практическое знакомство со звукописью.

1) Работа с текстом до чтения. Чтение заголовка, имени автора, рассматривание иллюстрации.

– Что мы будем читать – стихотворение или прозу?

– А кто герой стихотворения?

2) Чтение текста про себя.

– Какие звуки услышали? Где можно слышать такие звуки?

3) Чтение стихотворения вслух по строчкам.

– Вы поняли, почему поэт так назвал своё стихотворение?

Учитель просто выслушивает, но не комментирует ответы.

1-я, 2-я строчки:

– Как вы думаете, где сидит герой стихотворения?

– Как он сидит? (Не дыша.) Почему? Какое слово подсказывает от­вет? (Шорохи. Их трудно услышать.)

3-я, 4-я строчки:

– Какие звуки слышит герой?

– Что напоминают ему эти звуки? (Шёпот.)

5-я строчка:

– Почему у героя возник такой вопрос? (Вокруг никого нет, а ка­мыши шепчутся.)

 6-я строчка:

– Чем недоволен наш герой?

7-я строчка:

– Что отвечают камыши? (Ничего, они продолжают шептаться.)

8-я, 9-я строчки:

– Почему герой стал кричать?

– Почему ему не хочется шушукаться?

10-я, 11-я строчки:

– Получается ли беседа у героя и камышей?

– Как нужно прочитать эти строчки? (С угрозой, с обидой.)

12-я, 13-я строчки:

– Что же отвечают камышинки на угрозы героя стихотворения?

– Что можно услышать в этом шёпоте? (Просьбу.)

Последняя строчка:

– Какой же вывод делает герой?

4) Повторное чтение без комментариев.

5) Беседа после чтения:

– Что помогает услышать шуршание, шорох камыша?

– Давайте прочитаем все слова с этой буквой.

Выборочное чтение слов с буквой Ш.

– С помощью звука [ш] поэту удалось передать шур­шание камыша.

– Сколько героев в этом стихотворении? Кто они? (Человек – ребё­нок или взрослый – и камыши.)

6) Подготовка к выразительному чтению.

– Как будет читать герой? Как меняется его интонация?

Просле­дить по тексту.

– А как будут отвечать камыши? (Тихо, испуганно.)

7) Чтение по ролям (2–3 раза).

За героя – хорошо читающие дети. За камыши – весь класс.

– Легко ли выучить стихотворение наизусть? А кто уже запомнил?

8) Беседа после чтения.

– Почему же поэт В. Орлов назвал своё стихотворение «Пугливые камыши»?

– Мне так понравилось ваше чтение, мне тоже хочется прочи­тать его. А вы послушайте, получится ли у меня передать интонацию, услышите ли вы шелест пугливых камышей?

Учитель читает сти­хотворение наизусть.

ΙΙ. Домашнее задание (по желанию)

1) В прописи записать три трудных слова из столбика на с. 2.

2) Выучить наизусть стихотворение.

ΙΙΙ. Итог

– Какие новые слова узнали на уроке?

– Какие задания вам больше всего понравилось выполнять? 

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Как бы оценили своё настроение после урока?

– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения в чтении и письме. Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными после шипящих. »

Урок обучения грамоте

Тема: Упражнения в чтении и письме. Чтение слов, предложений, текста, на­блюдение над словами с гласными после шипящих. Написание слов и предложе­ний с изученными буквами.

Цели:

– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений;

– формируем умение списывать с печатного образца;

– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

– формируем умение анализировать текст;

– формируем умение наблюдать над значением слова.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний. Повторение


1. Составление плана урока.

  1. Чтение слов.

  2. Письмо букв, слов и предложений.

  3. Штриховка.

  4. Работа с текстами.

2. Работа в прописи.

– Посмотрите на с. 2 прописи. Какие буквы мы будем писать?

– Прочитайте слова, написанные под буквами.

– Сколько слогов в первом слове? Почему?

– Какой слог ударный? Запишите это слово.

Повторение местоимений.

– Прочитайте местоимения, записанные на строчке в прописи.

– Каким местоимением можно заменить слова: обезьяна, профес­сор, звери, облако, море, стол, бабушка, ученики, учебники, солнце?

– Каким местоимением можно назвать всех присутствующих в классе?

– Какое местоимение вы говорите своему другу? подружке?

– Назовите местоимения в единственном числе; во множественном числе. Самостоятельное обведение местоимений синим цветом, если они во множественном числе; зелёным – если они в единственном числе. Проверка чтением.

Работа со словарными словами.

– Посмотрите, что нужно сделать в следующем задании?

– Подчеркните безударный слог в каждом слове. Что заметили?

Записыва­ем слова с предлогами: у сороки, про сороку; про капусту; у топора; с топором; у картины, про картину.

– Потренируемся в чтении слов. Где мы это будем делать?

3. Работа в «Букваре».

– Откройте «Буквари» на с. 84

Чтение про себя, затем вслух по заданиям.

– Подсчитайте гласные звуки в словах. Какой слог ударный? Подчеркните ударные слоги.

– Какое из этих слов ласковое? (Старушка.)

– Что помогает слову быть ласковым? (Суффикс -ушк-.) Выделите суффикс.

– Однокоренные ли слова пушка и опушка? Почему? Какой буквой отличаются слова?

– Почему в слове малыши выделили ши? Подчеркните.

– Всмотритесь, вчитайтесь в слова 3-го столбика. Что у них общего? (Корень, смысл.) Выделите корень. (Корень -мал-.)

– Прочитайте, как называют котика. (Котик-лапушка.) Когда так называют?

– Только ли кота можно назвать лапушкой?

– А теперь прочитайте про мышку. Почему она норушка? А раньше вы слышали такое выражение? Где?

– Как записаны эти слова? (Через дефис.)

Работа со схемами-«человечками».

4. Работа в прописи

– Послушайте слова и определите первый звук. Запишите буквы в схемы

на с. 3 в прописи.

Кольца, пух, шорох, сор, тайна.

– Какие буквы записали? (К, П, Ш, С, Т.) Почему?

– Завершите схемы.

– Какие из этих букв написаны на первой строчке? Обведите буквы разными цветами.

– Обведите буквы на второй строчке.

Написание слогов: ши, иш, ум, ул.

5. Работа в «Букваре».

На доске карточка с буквами.

К

О

Р

М

У

Ш

К

А




– Составьте слово, используя все буквы.

Один человек выполняет у доски, остальные на местах.

– Найдите такое же слово в «Букваре».

1) Составление слов из слова кормушка.

Игра «Кто быстрее соберёт слова». (Корм, мушка, мука, ром, урок, корка, ум, крошка.)

2) Чтение слов, работа над лексическим значением.

– Прочитайте про себя три столбика слов. Кто внимательный? Назо­вите одинаковый звук в словах.

Чтение слов эхом, класс – «эхо».

– Прочитайте слова, в которых после Ш написана И. (Пушинка, ма­лыши, ширма, шишка и т.д.)

– Выдвигаемые колёса самолёта. (Шасси.)

– Блюдо из мяса. (Шашлык.)

– Спортивный снаряд. (Штанга.)

– Буря на море. (Шторм.)

– Так мама ласково называет сына. (Сынишка.)

– Прочитайте про себя остальные слова. Какие нужно объяснить? Составляем сочетания слов: широко развести руки, ширина ткани, широта и долгота на карте.

6. Работа в прописи

– Попробуем прочитать текст, который написан в прописи на с. 3

Списывание с печатного образца.

– Вы прочитали текст или отдельные предложения? Почему?

– Сколько всего предложений в тексте? Докажите графически.

– В каких предложениях три слова? Составьте схему этих предло­жений.

– Прочитайте первое слово каждого предложения.

– Прочитайте все слова, написанные с заглавной буквы. Какие не в начале предложения, а написаны с заглавной буквы? Почему? От­метьте их уголком.

– А если бы слово Каштанка было в середине предложения, то с какой буквы вы написали бы это слово? А слово кот? А слово крыса?

– Можем ли мы в одном предложении рассказать об артистах, кото­рые к нам пришли из шапито, то есть перечислить их? (Да. Получит­ся предложение: К нам пришли артисты шапито: клоуны Шпунтик и Шурик, Каштанка, кот Пушок, крыса Шушара.)

7. Работа в «Букваре».

Чтение стихотворения В. Орлова «Пугливые камыши» (с. 85). Практическое знакомство со звукописью.

1) Работа с текстом до чтения. Чтение заголовка, имени автора, рассматривание иллюстрации.

– Что мы будем читать – стихотворение или прозу?

– А кто герой стихотворения?

2) Чтение текста про себя.

– Какие звуки услышали? Где можно слышать такие звуки?

3) Чтение стихотворения вслух по строчкам.

– Вы поняли, почему поэт так назвал своё стихотворение?

Учитель просто выслушивает, но не комментирует ответы.

1-я, 2-я строчки:

– Как вы думаете, где сидит герой стихотворения?

– Как он сидит? (Не дыша.) Почему? Какое слово подсказывает от­вет? (Шорохи. Их трудно услышать.)

3-я, 4-я строчки:

– Какие звуки слышит герой?

– Что напоминают ему эти звуки? (Шёпот.)

5-я строчка:

– Почему у героя возник такой вопрос? (Вокруг никого нет, а ка­мыши шепчутся.)

6-я строчка:

– Чем недоволен наш герой?

7-я строчка:

– Что отвечают камыши? (Ничего, они продолжают шептаться.)

8-я, 9-я строчки:

– Почему герой стал кричать?

– Почему ему не хочется шушукаться?

10-я, 11-я строчки:

– Получается ли беседа у героя и камышей?

– Как нужно прочитать эти строчки? (С угрозой, с обидой.)

12-я, 13-я строчки:

– Что же отвечают камышинки на угрозы героя стихотворения?

– Что можно услышать в этом шёпоте? (Просьбу.)

Последняя строчка:

– Какой же вывод делает герой?

4) Повторное чтение без комментариев.

5) Беседа после чтения:

– Что помогает услышать шуршание, шорох камыша?

– Давайте прочитаем все слова с этой буквой.

Выборочное чтение слов с буквой Ш.

– С помощью звука [ш] поэту удалось передать шур­шание камыша.

– Сколько героев в этом стихотворении? Кто они? (Человек – ребё­нок или взрослый – и камыши.)

6) Подготовка к выразительному чтению.

– Как будет читать герой? Как меняется его интонация?

Просле­дить по тексту.

– А как будут отвечать камыши? (Тихо, испуганно.)

7) Чтение по ролям (2–3 раза).

За героя – хорошо читающие дети. За камыши – весь класс.

– Легко ли выучить стихотворение наизусть? А кто уже запомнил?

8) Беседа после чтения.

– Почему же поэт В. Орлов назвал своё стихотворение «Пугливые камыши»?

– Мне так понравилось ваше чтение, мне тоже хочется прочи­тать его. А вы послушайте, получится ли у меня передать интонацию, услышите ли вы шелест пугливых камышей?

Учитель читает сти­хотворение наизусть.

ΙΙ. Домашнее задание (по желанию)

1) В прописи записать три трудных слова из столбика на с. 2.

2) Выучить наизусть стихотворение.

ΙΙΙ. Итог

– Какие новые слова узнали на уроке?

– Какие задания вам больше всего понравилось выполнять?

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Как бы оценили своё настроение после урока?

– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.





4






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коржикова Анастасия Сергеевна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132329

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок русского языка по теме; "Правописание И, Ы после Ц""
    ["seo_title"] => string(50) "urokrusskoghoiazykapotiemiepravopisaniieiyposliets"
    ["file_id"] => string(6) "260298"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448915313"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочие программы 4 класс УМК "Начальная школа 21 века""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "116147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412271220"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства