Тема | Чтение слов, предложений и текстов с изученными буквами. Пересказ текста. |
Педагогическая цель | Создать условия для закрепления знаний учащихся об изученных звуках и буквах; развития речи, памяти, логического мышления, анализа и пересказа текста. |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Закрепляют полученные знания о звуках и буквах; читают слова с изученными буквами, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют предложения и рассказы, анализируют и пересказывают текст. |
Личностные результаты | Имеют познавательные интересы и учебные мотивы. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; постановка и решение проблем – самостоятельно создают способы решения проблем. Коммуникативные: умеют задавать вопросы. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Чтение слов, предложений и текстов с изученными буквами. Пересказ текста. Классификация букв и звуков. Термины: текст, пересказ, главная мысль. |
Образовательные ресурсы | «Лента букв», карточки с буквами, карточки с текстом. |
| | Есть у нас девиз такой: Всё, что надо, под рукой! – А ещё есть цель такая многое узнать, читая. | Дети говорят строки стихотворения (эта работа проводится, начиная с первого урока обучения грамоте): Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай ещё страницу!» Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять и прочитать. | | |
II. Речевая разминка | Коллективная, индивидуальная. Словесный. Чтение пословицы и анализ пословиц. | -Прочитайте пословицы и выберите лишнюю: Азбука – к мудрости ступенька. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Чтение - лучшее учение. -Почему объединили данные пословицы? Объясните их значение. | Читают пословицы и объясняют их значение. | Готовятся к чтению и анализу текстов. | Фронтальный. Чтение, устные ответы. |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. | Сегодня мы продолжим отрабатывать умение хорошо читать слова, предложения, тексты с изученными буквами, анализировать прочитанное, нам очень важно научиться пересказывать тексты, отвечать на поставленные вопросы, находить главное в тексте. - Для чего мы должны этому учиться? - Чтобы уметь читать, что мы должны изучать? | Отвечают на поставленный вопрос, таким образом, ставят перед собой цель на данный урок. | Принимают учебную задачу. | Фронтальный. Наблюдение учителя. |
Игра «Задание Мудрой Совы» | Объяснение задания учителем. Фронтальная. | - В сундучке Знаний Мудрая Сова собрала изученные вами буквы. Необходимо назвать их. - На какие две группы делятся все изученные буквы? - Что можете рассказать о гласных? Какие из них особенные? - О согласных? | Называют буквы, делят их на гласные и согласные, характеризуют их. | Называют буквы, применяя полученные знания, характеризуют их. | Фронтальный. Устные ответы учащихся. |
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа с рассказом Л. Толстого «Чиж» (учебник, с. 27) | Коллективная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте текст. – Как вы думаете, это сказка или рассказ (история, которая произошла на самом деле)? – Чем отличается сказка от рассказа? - Прочитайте рассказ цепочкой. Сколько предложений в тексте? -Какое предложение главное в рассказе – Прочитайте текст по ролям. - Кто такие художники-иллюстраторы? -Как бы вы проиллюстрировали данный рассказ? - Что такое пересказ? -Перескажите его. | Читают рассказ. Определяют количество предложений в тексте. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, определяют главную мысль. Читают по ролям, пересказывают. Устно иллюстрируют рассказ. | Выразительно читают рассказ по ролям, соблюдая интонацию. Определяют тему, главную мысль, озаглавливают текст, пересказывают, устно рисуют картинки к рассказу. Аргументируют свое мнение. | Коллективный. Чтение, устные ответы. |
2. Орфографическое упражнение «Сформулируй правило» (учебник, с. 26) | Фронтальная. Словесный, практический. Упражнение. | – Прочитайте пары слов и сформулируйте правило объединяющее их. – Составьте предложение со словом малыши. -Что такое предложение? | Читают пары слов, формулируют правило, составляют предложение. | Формулируют правило о написании и произношении сочетаний жи,ши. Правильно составляют предложение. | Фронтальный. Упражнение. |
3. Работа с иллюстрацией, с текстом «Первые снежинки», Развитие связной речи (учебник, с. 26). | Коллективная. Словесный. Чтение, беседа. | – Прочитайте название текста. - О чём говорит название? - Прочитайте его. -Какими предложениями можно дополнить текст? На что важно обратить внимание? -Придумайте своё название. - Перескажите его? | Определяют содержание по названию. Читают и определяют количество предложений. Дополняют текст, учитывая смысловую связь и последовательность. Придумывают своё название текста. Пересказывают его. | Соотносят рисунки, названия животных и места их обитания, составляют предложения | Коллективный. Чтение, устные ответы. |
Физкультминутка. | Коллективная. Практический. | Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. На два счета поднялись, Три, четыре – руки вниз Ножками потопали, Ручками похлопали, Сели, встали, сели, встали. Снова сели, посидели, Встали и вокруг все посмотрели. | Выполняют движения по тексту. | Осуществляют профилактику утомления. | Коллективный. Правильное выполнение движений. |
4. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и сказкой «Мужик и медведь» (учебник, с. 28). | Коллективная, парная. Словесный. Чтение, беседа, рассказ. | – Прочитайте сказку. Рассмотрите картинку. – Выполните задания в учебнике. – Продолжите сказку. | Читают сказку, рассматривают картинку. Отвечают на вопросы. Рассказывают сказку. | Осмысленно читают текст, соблюдая интонацию. Формулируют ответы на вопросы, высказывают свое мнение. | Коллективный, групповой. Чтение, устные ответы, рассказ. |
5. Работа с рассказом «Акула» (карточки). | Коллективная, парная. Словесный. Чтение, беседа, рассказ, пересказ. | - Прочитайте текст. -Когда появились акулы? Найдите предложение в тексте. -Где водятся акулы? Прочитайте из текста. -Можно ли сказать, что акула - хищное животное? Объясните свой ответ. -Перескажите текст в парах. -Определите главную мысль текста. Подтвердите свой ответ. | Читают рассказ. Определяют количество предложений в тексте. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, определяют главную мысль, пересказывают. | Осмысленно читают текст, соблюдая интонацию. Формулируют ответы на вопросы в парах, высказывают свое мнение. Пересказывают. | Коллективный, парный. Чтение, устные ответы, рассказ. |
6. Работа с «лентой букв» (учебник, с. 29) | Парная. Словесный. Беседа. | – Составьте и задайте друг другу вопросы по «ленте букв». | Задают вопросы партнеру и отвечают на них. | Формулируют вопросы на знание букв и звуков, классифицируют их. | Парный. Устные ответы |
7.Работа в тетради. | Индивидуальная, групповая. Беседа. Практическая. | -Составьте схемы слов, в которых есть сочетание жи и ши. - Составьте схему второго предложения из текста «Первые снежинки». | Составляют в тетради и у доски схемы слов, предложения. Объясняют ход работы. | Построение схем слов и предложения, характеристика звуков. | Индивидуальный. Практическая работа у доски и в тетрадях. Взаимопроверка. |
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы учителя. | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке. | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы. |