2 | Вызов
А) Приём «Верные и неверные утверждения» Б) Свободное письменное задание | -Прочитайте высказывание известного писателя. Назовите его фамилию (слайд 1) «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Верно, эти слова принадлежат А. П. Чехову (портрет). -Проверим, насколько хорошо вы знакомы с биографией и творчеством А. П. Чехова (слайд 2) -Переключим своё внимание на письменное задание. Дайте объяснение слову «хамелеон». Проверим вашу работу. Действительно, это многозначное слово. Найдём его значение в толковом словаре Ожегова (слайд 3). | Читают высказывание, называют автора, доказывая свою точку зрения. Объясняют смысл.
Вспоминают ранее пройденный материал, систематизируют его, заполняют таблицу ответов в тетради. Работают в паре в тетради 2 мин. Записывают значения слова. Строят речевые высказывания. По желанию обучающиеся зачитывают свои версии. Демонстрируют умение работать со словарём.
|
3 | Осмысление А) Определение темы, цели, задач урока Б) Краткая характеристика эпохи, в которую создавались рассказы Чехова
В) “Дерево предсказаний”
Г) Чтение с «остановками» | -Воссоединим информацию о писателе и работу по слову «хамелеон». Кто из вас скажет тему сегодняшнего урока? (слайд 4). Сформулируем совместно цель и задачи (слайд 5, 6) -Познакомьтесь с небольшой информацией об эпохе, в которую создавались рассказы Чехова. 80-е годы 19 века – сложная эпоха, наступившая после убийства Александра второго. Это эпоха безвременья и торжества реакции…(слайд 7). -Что можете сказать по поводу прочитанного? - Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь в рассказе «Хамелеон»? (запись на доске 2-3 ветвей-версий, о чём пойдет речь в рассказе.) -Перед вами рассказ, читаем его по частям, делая остановки. (Текст разбивается на 9 смысловых частей) Предположительные ответы фиксируются на доске, затем читается следующая часть текста и т.д. Читается 1 часть текста. Примерные вопросы: -С кем знакомимся? – Что происходит? (Кого-то укусила собака). - Можно предположить почему? Читается 2 часть текста. -Охарактеризуйте купца Пичугина. – Что будет делать полицейский надзиратель? (Пытаться разобраться). 3 часть текста. – Что рассказал Хрюкин? (Он шел, собака выскочила, укусила его, он не виноват). – Что предпримет Очумелов? (Как представитель закона выяснит, чья собака, примет меры, накажет виновных). 4 часть текста.– Чья может быть собака? (бедняка, барина, богатого человека). – Как поступит Очумелов, если собака генерала? (накажет генерала, будет обвинять Хрюкина). 5 часть текста. – Что произойдет дальше? (предположение, что собака не генерала). 6 часть текста. - Что говорит Очумелов о собаке? -Как поступит Очумелов, узнав, что собака не генерала? (обвинит собаку и ее хозяина). 7 часть текста. – Что произойдет дальше? 8 часть текста. – Что ответит повар? (собака генерала, собака не генерала). 9 часть текста. - Прочитаем по ролям диалог Очумелова и повара. - Что скажете о говорящих фамилиях героев? (работа в паре) – Почему рассказ называется “Хамелеон”? (Очумелов постоянно меняет свое мнение в зависимости от того, чья это собака) (слайды 8-11). -Сделаем вывод, в чем точка зрения автора и ваша совпали, в чем разница и почему. –Подготовьте выразительное чтение по ролям понравившегося отрывка.
| Строят логическую цепь рассуждений, формулируют тему, ставят цель и задачи урока.
Читают текст, рассуждают, отвечают на вопросы.
Выбирают наиболее вероятные версии, строят осознанно речевые высказывания. Читают части рассказа, отвечают на вопросы, предполагают то, что будет происходить далее. Демонстрируют различные мыслительные навыки.
Небольшие выступления по теме. Рассуждают о верности своих предположений, сопоставлении их с авторской позицией. Читают по ролям, дают оценку чтению товарищей, принимают замечания учителя. |
4 | Рефлексия
Приём «Эссе» | -Закончим урок высказыванием М. Горького (слайд 12). Согласны ли вы с ним? -Напишите эссе (5 мин) о вашем отношении к людям-хамелеонам. Послушаем тексты. -Оцените свою работу на уроке по 5-балльной системе. Кто из товарищей, по вашему мнению, был особенно активен? | Свободно высказываются, объясняя слова Горького, доказывая свою точку зрения. Самостоятельно решают поставленную задачу, пишут эссе, проявляя индивидуальность.
Осуществляют самооценку учебной деятельности. |