Оргмомент Подготовка к восприятию: Слово учителя о писателе | Ребята, сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа. Почему я говорю вновь? Потому что вы знакомы с некоторыми его рассказами. Какими? Но если учесть, что рассказов у Чехова множество, мы не можем еще сказать, что знаем его творения. Мы мало знаем и о личности самого писателя, и о его биографии. Учитель рассказывает про личность и творчество А.П Чехова Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающ аяся. Высокого роста, худощ авы й, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством. Поражало лицо этого человека - открытое, умное, с веселыми светло-карими глазами. Об этом говорит нам и репродукция с его фотографии. (Показать). Таким Чехов остался и в зрелые годы, только появилось пенсне,и на лице заметны следы возраста - усталость. (Показать репродукцию с фотографии), Чехов прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал ее сам. И свой характер он сформировал тоже сам. Как это произошло? Чехов был великий труженик, Начиная с детских и юных лет, которые прошли в Таганроге, он много трудился. У его отца была крохотная лавка (магазинчик), и Чехов-гимназист после занятий почти ежедневно стоял за прилавком, безотказно помогая отцу. А когда отец разорился, и семья переехала в Москву, Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои средства, которые добывал репетиторством и другим трудом. В Москве Чехов поступил на медицинский факультет университета, но теперь ему приходилось, кроме себя, содержать отца и мать (так будет отныне всегда) и помогать братьям и сестре (это тоже будет всегда). И для этого надо было много работать. Но трудовая школа не прошла даром. Он узнал жизнь, людей; в нем появилось чувство собственного достоинства, уверенность в себе; он стал независимым, свободным человеком. Чехов начал писать в студенческие годы. Под его пером рождались короткие рассказы, подписанные различными псевдонимами, т.е. вымышленными именами, например: “брат моего брата", “Человек без селезенки", “Антоша Чехонте”. Последний псевдоним был главным. Под этим именем Чехова знала вся читающая Россия. Рассказы Антоши Чехонте были смешные, и люди, читая их, хохотали; а жизнь в стране была далеко не смешной. 1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра ll-го, и начались аресты, ссылки; устанавливалась полицейская слежка за людьми. Чехов видел, как менялось поведение многих людей в это время: они всего боялись - лгали, дрожали перед начальством; они легко становились подхалимами, но вели себя по-хамски с подчиненными. В этой обстановке писатель занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи и насилию, к грубости и чванству; он презирал трусость и подхалимство но всех его видах. Какая нужна была сила духа, говорит К.И. Чуковский о Чехове, чтобы в то время открыто защищать ум. талант, и “свободу от силы и лжи"! [1]. Прежде всего этой цели служили его книги. В них он и осудил общественные пороки своего времени. Об этом нам говорит его рассказ “Хамелеон", созданный им в 1884 году и подписанный псевдонимом "Антоша Чехонте”. Сейчас мы начнем знакомиться с его содержанием. | Ученики перечисляют прочитанные ими произведения Ребята открывают тетради, записывают тему урока | Регулятивные УУД: прогнозирование (предвосхищение результата) Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи. |
Анализ рассказа А.П Чехова «Хамелеон» Беседа по произведению Вывод | Итак, рассказ прочитан. - Какие мысли и чувства вызвал? -Этот рассказ заставляет нас смеяться, задумываться, грустить? Прокомментируйте свой ответ. -Рассказ очень короткий. События в нем разворачиваются быстро. Начинается рассказ сразу же с описания места действия. Что мы узнаем из этого описания? Обратите внимание на такие предложения: “На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти, около них нет даже нищих”. С какой целью Чехов использует эпитет “уныло” и сравнение “как голодные пасти”? О каких событиях идет речь в рассказе? Когда они начинаются? Как развиваются дальше? Чем заканчиваются? - Придумайте всего пять предложений, с помощью которых можно передать последовательный ход событий, употребив глаголы в настоящем времени. -Посмотрим на план и ответим на вопрос: Какое из пяти предложений вы считаете наиболее значимым и почему? -Теперь поговорим о главном герое произведения, т.е. о ком? Что вы скажете о его поведении? Почему он так себя ведет - Да, мы видим, что Очумелов боится попасть впросак и поэтому его мнение очень быстро меняется, оно зависит от реплик, которые раздаются в толпе. Можно ли показать графически, как меняется мнение Очумелова и тон его речи? Пользуясь текстом, приведите примеры, как меняется взгляд Очумелова на собаку. 1) Вначале Очумелов решает: “А собаку истребить надо”. 2) Затем он приходит к выводу, что собака не виновата, а виноват Хрюкин. 3) После этого считает, что собака - “черт знает что! Ни шерсти, ни вида - подлость одна только!" 4) А через несколько секунд заявляет: “Собака - нежная тварь» 5) Но тут же заявляет. “Она бродячая... Истребить, он решает: “Собачонка ничего себе... Шустрая такая -Эта схема наглядно показывает, как за несколько минут Очумелов шесть раз изменил свое мнение. Он как оборотень: то угодник, то хам; то полицейский надзиратель, то маленький человек, которые боится не угодить начальству. - Как одним словом можно назвать такого человека? Как называет его автор? - Чтобы увидеть, как “хамелеон" Очумелов меняет свою окраску, ' прочитаем эту сцену (в сокращении) по ролям. - А чувствует ли Очумелов неловкость от своего поведения, не стыдно ли ему так открыто обнаруживать свою беспринципность, отсутствие чувства собственного достоинства? А почему ему не стыдно? - Как оценивает его поведение толпа обывателей? Почему она не осуждает своего полицейского надзирателя? О чем говорит их сходство? Известно, что смех бывает разный: дружелюбный, незлобный, чванный, обличающий. Выберите из этого ряда наиболее подходящие определения смеха, каким, по-вашему мнению, пользуется автор. А как называется незлобный смех? А обличающий общественные и человеческие Пороки? К чему же прибегает Чехов: к юмору или сатире? К каким приемам он прибегает, чтобы вызвать смех? Что нас смешит? - Автор использует смешные фамилии: Хрюкин, Очумелов, Кого напоминает слово “Хрюкин”? А Очумелов? От каких слов оно произошло? - Если обратиться к "Словарю русского языка” Ожегова, то можно понять, что фамилия этого героя происходит от слоев “очумелый", “очуметь”, что значит “совсем потерять соображение”. Важно и то, что само слово “чума” означает острозаразную болезнь, которая поражает многих людей. - Так почему Чехов дал такую фамилию своему герою? -А не смешит ли нас речь героев? -Выберите из текста “образцы” речи Хрюкина и Очумелова и познакомьте нас с ними. - Можно ли показать, что речь характеризует героя? Как? - Чехов использует в рассказе и художественные детали, которые выполняют различные функции. Обратимся к тексту и подумаем, когда, в какой момент появляется в речи Очумелова слово “пальто" (так он называет свою шинель). Какое значение имеет эта деталь? Какую роль играет и такая деталь, как “палец”? - Сравните две сцены: в первой палец держит вверх, здесь “палец имеет вид знамения победы"; во второй Хрюкни опускает палец вниз по приказу Очумелова: “А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий' палец выставлять!” Подумайте над вопросом. - Что говорят такие детали, как узелок, решето, конфискованный крыжовник? - Помогают ли они увидеть истинное яйцо блюстителей порядка. Каково оно? - Можно ли считать, что Чехов, обращаясь к детали, с еще большей силой осмеивает своих героев? - Кто думает по-другому? Аргументируйте свой ответ. -Мы познакомились с вами с прекрасным рассказом Чехова. Несмотря на то, что он очень короткий, его содержание никого не оставило равнодушным. Чем это можно объяснить? -В своем рассказе Чехов мастерски высмеял особое поведение человека - хамелеонство, т.е. приспособление к окружающей обстановке, которое проявляется в легкой и быстрой перемене взглядов, мнений, симпатий. Чехов понимал природу этого явления. Оно - результат таких общественных условий, когда человек находится в полной зависимости от начальства и потому боится быть самим собой; он становится лакеем, подхалимом, угодником. Но далеко не всякий человек может быть хамелеоном. Для этого надо обладать особыми качествами души. Какими? А вот Чехову, по словам К.И. Чуковского, два “порока души” казались особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными” Эти два порока и приводят к хамелеонству. Они свойственны не только Очумелову, герою рассказа Чехова, но ими, к сожалению, обладают не только книжные герои, но и многие реальные люди. А какими свойствами души надо обладать, чтобы не стать хамелеоном? Чехов, например, считал, что человек должен сохранять в любых обстоятельствах чувство собственного достоинства. Оно не только не позволит ему глумиться над слабыми, особенно попавшими в беду, а заставить встать на их защиту. Но наша помощь слабому, доброе участие в его жизни, говорил Чехов, не должны быть навязчивыми, громкими, шумными, - они должны носить деликатный характер. Согласны ли вы с этими утверждениями или у вас есть другие, противоположные мнения? | Ребята отвечают устно на вопросы учителя - Смех, улыбку -Рассказ вызывает смешанные чувства. Сначала вроде смешно, но потом становится грустно: насколько нужно быть глупым человеком, чтобы так унижаться перед какой-то собачонкой? Даже если она и генеральская? -Мы узнаем, что события происходят в провинциальном городке, автор использует очень много деталей. -В первых строках произведения сказано, что за Очумеловым идет городовой, неся решето с конфискованным крыжовником. Нетрудно догадаться, что ягоды были отобраны нечестно и это первый намек на характер надзирателя. Базарная площадь, обычный день, рядовая ситуация, но из-за статуса собаки начинается полная неразбериха. Ученики зачитывают свои предложения. На доске записывают план: Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов. Он слышит визг собаки. Он видит мастера Хрюкина, которого собака укусила за палец. Очумелое долго выясняет, кому принадлежит собака. Узнав, что хозяин собаки - брат генерала он продолжает свои путь по базарной площади. -Главное предложение 4. Потому что, когда Очумелов пытается узнать, чья собака, он постоянно меняет свое мнение и демонстрирует «хамелионство». -Об Очумелове. Он груб с окружающими, не церемонится с простыми людьми. Он – человек малокультурный и необразованный. Беспринципный, ограниченный человек, гибкий в вопросах справедливости, закона, правды. Трусливый приспособленец, пользуется властью в своих целях, уважает статус и чин, а не закон. Ребята чертят в тетрадях схему « Как меняется мнение Очумелова и то его речи» - Приспособленец. Хамелеон Ученики читают выбранную сцену по ролям, потом обсуждают прочитанное. -Очумелов от такого поведения совершенно не чувствует неловкости. Даже его речь говорит о его необразованности, она невыразительна, бессвязна, нелогична = беспринципный приспособленец. -Из толпы доносятся реплики по поводу того, кому все-таки принадлежит собака. Страх перед властью, угода полицейскому. Дети записывают в тетрадь выбранные ими определения -Юмор -Сатира -Чехов прибегает к сатире, чтобы показать сущность системы правосудия, непостоянство взглядов. Осмеивает подхалимство. -Говорящие фамилии. -Он не раз меняет свою точку зрения, в нём постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, его бросает то в жар, то в холод. -Смешит. Их речь полна просторечий. - Дети читают «образцы» речи, анализируют речь Хрюкина и Очумелова. - Она очень разная. С людьми из толпы разговаривают грубо, другие интонации и другой язык, когда речь заходит о людях сильных и богатых. -Это происходит, когда речь идет о генерале Жигалове и его брате. Действительно, перед генералом Жигаловым совсем не обязательно демонстрировать свой чин. -Это говорит о том, что Хрюкин такой же хамелеон, он так же быстро меняет свою точку зрения. Ребята сравнивают две сцены. - Создают впечатление как о только что проявленной Очумеловым "власти", произведенной "расправе", так и о том, что устранение всякого рода "беспорядков" производится представителями власти (Очумеловым и Елдыриным). -Можно. С помощью деталей герои еще больше раскрывают свою суть. | Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные УУД (общеучебные): поиск выделенной информации, моделирование. Регулятивные УУД: внесение необходимых дополнений и корректив в созданный продукт. Коммуникативные УУД: умение слушать. Личностные УУД: действие смыслообразования (установление связи между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется). |