kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-сценарий урока по литературе в 7 классе на тему: "Смешно о грустном. А.П. Чехов «Хамелеон»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-сценарий урока по литературе в 7 классе на тему: "Смешно о грустном. А.П. Чехов «Хамелеон»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-сценарий урока по литературе в 7 классе на тему: "Смешно о грустном. А.П. Чехов «Хамелеон»»

План-сценарий

А.П. Чехов «Хамелеон»

Образовательные:

  • продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова как автора юмористических рассказов;

  • познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»;

  • расширить представление учащихся о художественной детали, ее роли в произведении.


Развивающие:

  • развивать читательские умения учащихся;

  • развивать умение выразительного чтения учащихся;

  • развивать умение аналитической работы над текстом.


Воспитательные:

  • воспитывать любовь к чтению;

  • прививать интерес к творчеству классиков русской литературы;

  • заставить учащихся задуматься о необходимости уважительного отношения к окружающим.


Планируемые результаты

Предметные: сформировать навыки анализа художественного произведения;

Метапредметные:

Познавательные: уметь устанавливать аналогии в изучаемом материале, выделять необходимую информацию из учебника, произведения и оформлять ее виде схемы, плана и конспектов, определять понятия;

Регулятивные: уметь выделять действия с постановленной задачей;

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе;

Личностные: формирование спектра этических чувств, чувства юмора, сострадания.


Тип урока: вступительный, синтетический.

Методы: слово учителя, беседа, работа с учебником, словарная работа, выразительное чтение, комментированное чтение, составление плана, работа над схемой.

Оборудование (наглядность): портрет А.П Чехова, портрет Александра 2, схема («Как меняется мнение Очумелова»).

Оформление доски:

Двадцатое февраля

А.П. Чехов «Хамелеон».


Портрет А.П. Чехова Портрет Александра 2


Схема «Как меняется мнение Очумелова»






Д/З: 1. Выписать из “Словаря русского языка" Ожегова (или другого толкового словаря) объяснение слов “деликатность” и “достоинство”.

Придумать и записать предложения с этими словами. Ответить на вопрос: “Кто обладал этими качествами души? Расскажите об этом человеке".

2. Каким предстает перед нами полицейский надзиратель Очумелов?

3. Вам поручат нарисовать одну лишь иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Какую вы предложите? Объясните свой выбор.

Для дополнительного чтения: Прочитайте рассказ Чехова “Тонкий и толстый”. Что общего между этим рассказом и “Хамелеоном”? В чем вы видите разницу?


План:

I. Оргмомент

II. Подготовка к восприятию:

  1. Вступительное слово учителя про автора


III. Знакомство с содержанием «Хамелеона»

IV. Анализ

1. Беседа по произведению

2. Выводы из рассказа «Хамелеон».

V. Домашнее задание


Ход урока


Этап урока, учебная ситуация

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Оргмомент

  2. Подготовка к восприятию:






Слово учителя о писателе






Ребята, сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.

Почему я говорю вновь? 

Потому что вы знакомы с некоторыми его рассказами. Какими?


Но если учесть, что рассказов у Чехова множество, мы не можем еще сказать, что знаем его творения. Мы мало знаем и о личности самого писателя, и о его биографии.

Учитель рассказывает про личность и творчество А.П Чехова


Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающ аяся. Высокого роста, худощ авы й, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством. Поражало лицо этого человека - открытое, умное, с веселыми светло-карими глазами. Об этом говорит нам и репродукция с его фотографии. (Показать).

Таким Чехов остался и в зрелые годы, только появилось пенсне,и на лице заметны следы возраста - усталость. (Показать репродукцию с фотографии), Чехов прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал ее сам. И свой характер он сформировал тоже сам. Как это произошло?

Чехов был великий труженик, Начиная с детских и юных лет, которые прошли в Таганроге, он много трудился. У его отца была крохотная лавка (магазинчик), и Чехов-гимназист после занятий почти ежедневно стоял за прилавком, безотказно помогая отцу. А когда отец разорился, и семья переехала в Москву, Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои средства, которые добывал репетиторством и другим трудом.

В Москве Чехов поступил на медицинский факультет университета, но теперь ему приходилось, кроме себя, содержать отца и мать (так будет отныне всегда) и помогать братьям и сестре (это тоже будет всегда). И для этого надо было много работать.

Но трудовая школа не прошла даром. Он узнал жизнь, людей; в нем появилось чувство собственного достоинства, уверенность в себе; он стал независимым, свободным человеком.

Чехов начал писать в студенческие годы. Под его пером рождались короткие рассказы, подписанные различными псевдонимами, т.е. вымышленными именами, например: “брат моего брата", “Человек без селезенки", “Антоша Чехонте”. Последний псевдоним был главным.

Под этим именем Чехова знала вся читающая Россия.

Рассказы Антоши Чехонте были смешные, и люди, читая их, хохотали; а жизнь в стране была далеко не смешной. 1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра ll-го, и начались аресты, ссылки; устанавливалась полицейская слежка за людьми.

Чехов видел, как менялось поведение многих людей в это время: они всего боялись - лгали, дрожали перед начальством; они легко становились подхалимами, но вели себя по-хамски с подчиненными.

В этой обстановке писатель занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи и насилию, к грубости и чванству; он презирал трусость и подхалимство но всех его видах. Какая нужна была сила духа, говорит К.И. Чуковский о Чехове, чтобы в то время открыто защищать ум. талант, и “свободу от силы и лжи"! [1].

Прежде всего этой цели служили его книги. В них он и осудил общественные пороки своего времени. Об этом нам говорит его рассказ “Хамелеон", созданный им в 1884 году и подписанный псевдонимом "Антоша Чехонте”. Сейчас мы начнем знакомиться с его содержанием.








Ученики перечисляют прочитанные ими произведения

















































































Ребята открывают тетради, записывают тему урока









Регулятивные УУД: прогнозирование (предвосхищение результата)

Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи.
































































































  1. Знакомство с содержанием рассказа « Хамелеон»

Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ «Хамелеон»

Слушая рассказ, вы познакомитесь с его героями: полицейским надзирателем Очумеловым, т.е. лицом, которое надзирает, следит за порядком, и золотых дел мастером Хрюкиным - так некогда назывался ювелир, но в данном случае, скорее - ремесленник, работающий с золотом, золотарь,

Перед вами предстанет глухая провинция России 80-х годов, с лавками и кабаками, с одичавшими от скуки обывателями, падкими на любые развлечения.


Ученики слушают учителя, закрыв книги. Происходит первичное восприятие текста.

Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Коммуникативные УУД: умение слушать.

  1. Анализ рассказа А.П Чехова «Хамелеон»

  1. Беседа по произведению































































































































































  1. Вывод

Итак, рассказ прочитан.



- Какие мысли и чувства вызвал?


-Этот рассказ заставляет нас смеяться, задумываться, грустить?

Прокомментируйте свой ответ.


-Рассказ очень короткий. События в нем разворачиваются быстро. Начинается рассказ сразу же с описания места действия.

Что мы узнаем из этого описания?



Обратите внимание на такие предложения: “На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти, около них нет даже нищих”.

С какой целью Чехов использует эпитет “уныло” и сравнение “как голодные пасти”?

О каких событиях идет речь в рассказе? Когда они начинаются?

Как развиваются дальше?

Чем заканчиваются?


- Придумайте всего пять предложений, с помощью которых можно передать последовательный ход событий, употребив глаголы в настоящем времени.











-Посмотрим на план и ответим на вопрос: Какое из пяти предложений вы считаете наиболее значимым и почему?





-Теперь поговорим о главном герое произведения, т.е. о ком?

Что вы скажете о его поведении?

Почему он так себя ведет








- Да, мы видим, что Очумелов боится попасть впросак и поэтому его мнение очень быстро меняется, оно зависит от реплик, которые раздаются в толпе.

Можно ли показать графически, как меняется мнение Очумелова и тон его речи? Пользуясь текстом, приведите примеры, как меняется взгляд Очумелова на собаку.



1) Вначале Очумелов решает: “А собаку истребить надо”.

2) Затем он приходит к выводу, что собака не виновата, а виноват Хрюкин.

3) После этого считает, что собака - “черт знает что! Ни шерсти, ни вида - подлость одна только!"

4) А через несколько секунд заявляет: “Собака - нежная тварь»

5) Но тут же заявляет. “Она бродячая... Истребить, он решает: “Собачонка ничего себе... Шустрая такая

-Эта схема наглядно показывает, как за несколько минут Очумелов шесть раз изменил свое мнение. Он как оборотень: то угодник, то хам; то полицейский надзиратель, то маленький человек, которые боится не угодить начальству.


- Как одним словом можно назвать такого человека? Как называет его автор?

- Чтобы увидеть, как “хамелеон" Очумелов меняет свою окраску, ' прочитаем эту сцену (в сокращении) по ролям.



- А чувствует ли Очумелов неловкость от своего поведения, не стыдно ли ему так открыто обнаруживать свою беспринципность, отсутствие чувства собственного достоинства? А почему ему не стыдно?


- Как оценивает его поведение толпа обывателей? Почему она не осуждает своего полицейского надзирателя? О чем говорит их сходство?


Известно, что смех бывает разный: дружелюбный, незлобный, чванный, обличающий.


Выберите из этого ряда наиболее подходящие определения смеха, каким, по-вашему мнению, пользуется автор.


А как называется незлобный смех?

А обличающий общественные и человеческие Пороки?


К чему же прибегает Чехов: к юмору или сатире?



К каким приемам он прибегает, чтобы вызвать смех? Что нас смешит?


- Автор использует смешные фамилии: Хрюкин, Очумелов, Кого напоминает слово “Хрюкин”? А Очумелов? От каких слов оно произошло?

- Если обратиться к "Словарю русского языка” Ожегова, то можно понять, что фамилия этого героя происходит от слоев “очумелый", “очуметь”, что значит “совсем потерять соображение”. Важно и то, что само слово “чума” означает острозаразную болезнь, которая поражает многих людей.


- Так почему Чехов дал такую фамилию своему герою?






-А не смешит ли нас речь героев?


-Выберите из текста “образцы” речи Хрюкина и Очумелова и познакомьте нас с ними.


- Можно ли показать, что речь характеризует героя? Как?








- Чехов использует в рассказе и художественные детали, которые выполняют различные функции.

Обратимся к тексту и подумаем, когда, в какой момент появляется в речи Очумелова слово “пальто" (так он называет свою шинель). Какое значение имеет эта деталь?





Какую роль играет и такая деталь, как “палец”? - Сравните две сцены: в первой палец держит вверх, здесь “палец имеет вид знамения победы"; во второй Хрюкни опускает палец вниз по приказу Очумелова: “А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий' палец выставлять!”

Подумайте над вопросом.


- Что говорят такие детали, как узелок, решето, конфискованный крыжовник?

- Помогают ли они увидеть истинное яйцо блюстителей порядка. Каково оно?



- Можно ли считать, что Чехов, обращаясь к детали, с еще большей силой осмеивает своих героев?

- Кто думает по-другому?

Аргументируйте свой ответ.



-Мы познакомились с вами с прекрасным рассказом Чехова.

Несмотря на то, что он очень короткий, его содержание никого не оставило равнодушным. Чем это можно объяснить?


-В своем рассказе Чехов мастерски высмеял особое поведение человека - хамелеонство, т.е. приспособление к окружающей обстановке, которое проявляется в легкой и быстрой перемене взглядов, мнений, симпатий.

Чехов понимал природу этого явления. Оно - результат таких общественных условий, когда человек находится в полной зависимости от начальства и потому боится быть самим собой; он становится лакеем, подхалимом, угодником.

Но далеко не всякий человек может быть хамелеоном. Для этого надо обладать особыми качествами души. Какими?

А вот Чехову, по словам К.И. Чуковского, два “порока души” казались особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными”

Эти два порока и приводят к хамелеонству. Они свойственны не только Очумелову, герою рассказа Чехова, но ими, к сожалению, обладают не только книжные герои, но и многие реальные люди.

А какими свойствами души надо обладать, чтобы не стать хамелеоном?

Чехов, например, считал, что человек должен сохранять в любых обстоятельствах чувство собственного достоинства. Оно не только не позволит ему глумиться над слабыми, особенно попавшими в беду, а заставить встать на их защиту. Но наша помощь слабому, доброе участие в его жизни, говорил Чехов, не должны быть навязчивыми, громкими, шумными, - они должны носить деликатный характер.

Согласны ли вы с этими утверждениями или у вас есть другие, противоположные мнения?




Ребята отвечают устно на вопросы учителя



- Смех, улыбку


-Рассказ вызывает смешанные чувства. Сначала вроде смешно, но потом становится грустно: насколько нужно быть глупым человеком, чтобы так унижаться перед какой-то собачонкой? Даже если она и генеральская?

-Мы узнаем, что события происходят в провинциальном городке, автор использует очень много деталей.



-В первых строках произведения сказано, что за Очумеловым идет городовой, неся решето с конфискованным крыжовником. Нетрудно догадаться, что ягоды были отобраны нечестно и это первый намек на характер надзирателя.

Базарная площадь, обычный день, рядовая ситуация, но из-за статуса собаки начинается полная неразбериха.




Ученики зачитывают свои предложения.

На доске записывают план:

  1. Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов.

  2. Он слышит визг собаки.

  3. Он видит мастера Хрюкина, которого собака укусила за палец.

  4. Очумелое долго выясняет, кому принадлежит собака.

  5. Узнав, что хозяин собаки - брат генерала он продолжает свои путь по базарной площади.



-Главное предложение 4. Потому что, когда Очумелов пытается узнать, чья собака, он постоянно меняет свое мнение и демонстрирует «хамелионство».




-Об Очумелове. Он груб с окружающими, не церемонится с простыми людьми. Он –

человек малокультурный и необразованный.

Беспринципный, ограниченный человек, гибкий в вопросах справедливости, закона, правды. Трусливый приспособленец, пользуется властью в своих целях, уважает статус и чин, а не закон.




Ребята чертят в тетрадях схему « Как меняется мнение Очумелова и то его речи»


























- Приспособленец. Хамелеон



Ученики читают выбранную сцену по ролям, потом обсуждают прочитанное.




-Очумелов от такого поведения совершенно не чувствует неловкости. Даже его речь говорит о его необразованности, она невыразительна, бессвязна, нелогична = беспринципный приспособленец.


-Из толпы доносятся реплики по поводу того, кому все-таки принадлежит собака. Страх перед властью, угода полицейскому.







Дети записывают в тетрадь выбранные ими определения



-Юмор

-Сатира



-Чехов прибегает к сатире, чтобы показать сущность системы правосудия, непостоянство взглядов. Осмеивает подхалимство.


-Говорящие фамилии.















-Он не раз меняет свою точку зрения, в нём постоянно
происходит внутренняя борьба.
Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге,
его бросает то в жар, то в холод.


-Смешит. Их речь полна просторечий.


- Дети читают «образцы» речи, анализируют речь Хрюкина и Очумелова.


- Она очень разная. С людьми из

толпы разговаривают грубо, другие интонации и другой язык, когда речь

заходит о людях сильных и богатых.









-Это происходит, когда речь идет о генерале Жигалове и его

брате. Действительно, перед генералом Жигаловым совсем не обязательно

демонстрировать свой чин.




-Это говорит о том, что Хрюкин такой же

хамелеон, он так же быстро меняет свою точку зрения. Ребята сравнивают две сцены.






- Создают впечатление как о только что проявленной Очумеловым "власти", произведенной "расправе", так и о том, что устранение всякого рода "беспорядков" производится представителями власти (Очумеловым и Елдыриным).

-Можно. С помощью деталей герои еще больше раскрывают свою суть.

Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
























Познавательные УУД (общеучебные): поиск выделенной информации, моделирование.

Регулятивные УУД: внесение необходимых дополнений и корректив в созданный продукт.































































































































Коммуникативные УУД: умение слушать.

Личностные УУД: действие смыслообразования (установление связи между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется).




5.Домашнее задание

1. Выписать из “Словаря русского языка" Ожегова (или другого толкового словаря) объяснение слов “деликатность” и “достоинство”.

Придумать и записать предложения с этими словами. Ответить на вопрос: “Кто обладал этими качествами души? Расскажите об этом человеке".

2. Каким предстает перед нами полицейский надзиратель Очумелов?

3. Вам поручат нарисовать одну лишь иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Какую вы предложите? Объясните свой выбор.

Для дополнительного чтения: Прочитайте рассказ Чехова “Тонкий и толстый”. Что общего между этим рассказом и “Хамелеоном”? В чем вы видите разницу?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лукьяненко Виктория Александровна

Дата: 06.06.2022

Номер свидетельства: 609022


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства