Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов "Хамелеон" с применением технологии "БиС" »
Тема урока: А.П.Чехов “Хамелеон”. Задачи урока: 1.обрисовать (кратко) историческую атмосферу России 80-х годов 19 века; 2.расширить представления о многогранности чеховского творчества; 3.провести аналитическую беседу по содержанию рассказа, показать, что хамелеонство – явление социальное; 4.сформировать понятие о комическом как о силе, очищающей и развивающей человеческое общество; 5.помочь учащимся осознать позицию автора и скрытые им в подтексте намёки; понять, что рассказ заставляет не только «смеяться, но и задуматься, как меняют мнение Очумеловы». Технологическая карта: Устный урок –1 Цель: усвоение учебного материала по требованиям норматива - 63% учащихся на уроке. Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности. Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, как критерий успешного человека. Задача: выполнение регламенты технологической карты
ХОД УРОКА
Орг.момент. Мотивация Объясняется порядок работы по карте Друзья, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Улыбки ваших милых глаз. Я знаю, каждый в классе гений Но без труда – талант не впрок, Скрестите шпаги ваших мнений – Мы вместе сотворим урок. Для активизации класса дается слово лидеру. Вступительное слово учителя Прошло уже 150 лет со дня рождения А.П.Чехова и более ста лет со дня его смерти, а его произведения по прежнему доставляют радость, вызывают смех и грусть, заставляют задуматься о смысле жизни. Пьесы Чехова не сходят со сцен театров России, да и многих других стран, его книги издаются почти на всех языках мира.Антон Павлович Чехов родился в17 января 1860 г. в Таганроге в семье мелкого торговца. У Антоши, как звали его в семье, было 4 брата и сестра. Жизнь семьи была трудной. Поэтому 16-ти летний Антон зарабатывал себе на жизнь частными уроками и даже помогал родителям, которые в это время жили в Москве. Уже в эти годы проявился его писательский талант. После окончания гимназии Чехов переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Он готовился быть врачом и продолжал писать. Он подписывался псевдонимом Антоша Чехонте.) В своих рассказах он высмеивал всё дурное, всё, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, грубость, трусость и равнодушие. Имя героя рассказа «Хамелеон» (1884) давно стало нарицательным, понятие «хамелеонство» вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека готового постоянно и моментально , в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на прямо противоположные. Рассказ уморительно смешон, хотя здесь за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Я же в свою очередь хочу , чтобы среди нас не было таких стражей порядка, которые по дуновению ветра меняли свое решение, слово, обещание. Хочу, чтобы мужчины оставались до конца мужчинами и отвечали за свои слова, и не было среди людей хамелеонства. Ведь хамелеон – это безобидное животное, которое меняет окраску только тогда, когда грозит опасность2.Актуализация субъектногоопыта учащихся. 3.Организация восприятия.
Перед началом урока преподаватель на доску заносит опорные слова по изучаемой теме в количестве 14 слов:хамелеон, полицейский надзиратель,городовой, конфискованный крыжовник,собачий визг, виновник скандала,генеральская,знобит, грозит,шинель. Хамелеон – вид ящериц, способных менять окраску в зависимости от окружающей среды; в переносном значении – человек, легко меняющий свои взгляды, убеждения, симпатии.
Конфискованный - отобранный у торговца на базаре.
Городовой – в царской России: низший чин городской полиции.
Преподаватель объясняет значение слов в теме. Опорные слова закрываются. Учащиеся должны запомнить все слова .После окончания времени на запоминание слова закрываются и ученики воспроизводят слова за то же время за которое запоминали. Учитель производит опрос и те ученики, кто воспроизвел норму, получают первый плюс в МПМ. 4.Организация осмысления.
1.Место действия рассказа «Хамелеон»? (Базарная площадь)
2.Кто идет через базарную площадь? (Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке)
3.Кто шагает за Очумеловым? (За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. ) 4.Что послышался? (Слышен собачий визг) 5.Кого увидел Очумелов? (Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного
склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака). 6.Кто гонится за собакой? (За ней гонится человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке) 7.Что делает вышеописанный человек? (Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы) 8.Кого узнает в этом человеке Очумелов? (В этом человеке Очумелов узнает
золотых дел мастера Хрюкина) 9.Кто сидел в центре толпы? - В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине
10.О чем рассказывает Хрюкин? - - Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... - начинает Хрюкин, кашляя в кулак. - Насчет дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...
11.Что говорит Очумелов? - Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак
распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих
подчиняться постановлениям! Как оштрафую его, мерзавца, так он узнает у
меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину
мать!.. Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это
собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Не медля! Она
наверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю? 12.Что сделал Очумелов,когда узнал что эта собака генерала? - Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину. - Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб
сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей! 13.Что сказал Очумелов, когда городовой сказал, что эта собака не генерала?- Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит .. А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!.. 14.Для чего Очумелов послал Елдырина к генералу? Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу...
15.Кто такой Прохор? -Генеральский повар 16.О чем спросили у него? - Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку... Ваша? 17.Что ответил Прохор? - Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало! 18.Чьей же оказалась собака? - Генералова брата 19.Какое лицо у Очумелова, когда он узнал, что собака генералова брата? Лицо его заливается улыбкой умиления.
20.Кому принадлежат слова «… я человек, который работающий. Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому что я этим пальцем, может, неделю не пошевельну»? -Хрюкину 21.К кому из героев вы бы отнесли название рассказа «Хамелеон»? -Очумелову
22.Над кем хохочет толпа? –Над Хрюкиным
Организация первичного закрепления.
Критический опрос. Учитель по МПМ опрашивает учащихся не по порядку по теме урока.
1.Через базарную площадь идет городовой с решетом,доверху наполненным конфискованной клубникой? ? (Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке)
2.За ним бежит мастер Хрюкин с узелком в руке? -(За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. )
3.Кругом шумно, на площади очень много народу?
4.-Так ты кусаться,окаянная? –кричит Очумелов.
5.Елдырин (Очумелов) глядит в сторону и видит из склада купца Пичугина бежит толпа (собака)?
6.За собакой гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке? –Да.
7.Очумелов бежит за собакой и хватает ее за хвост? (Человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы)
8.Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около полицейского участка (около склада) собирается толпа?
9.Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу? –Да.
10.Вышеописанный человек в жилетке, подняв вверх левую (правую) руку, показывает Очумелову ( толпе) окровавленный палец?
11.В этом человеке Очумелов узнает генерала Жигалова? - В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина.
12.В центре толпы сидит на земле сам виновник скандала –щенок. –да.
13.Хрюкин говорит: «Иду я никого не трогаю,эта подлая ни с того ни с сего за палец и укусила» -Да.
14. –Это,кажись генерала Жигалова!-говорит кто-то из толпы. –Да.
15.Когда Очумелов узнал,что собака генерала он сказал: «Надень –ка, Хрюкин, пальто на меня… Что –то ветром подуло» Нет, - Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем...
16. –Нет, это не генеральская …-глубокомысленно замечает городовой.-Да.
17.Я и сам знаю.У генерала собаки бродячие – сказал Очумелов? –Не бродячие, а дорогие,породистые
18.Очумелов сказал Елдырину,чтобы он отвел собаку к генералу? –Да.
19.Это генералова брата.что намеднись приехал –сказал Прохор. –Да.
20.Когда Очумелов узнал,что это собака генеральского повара его лицо становится грустным. Нет, когда он узнает,что собака генералова брата его лицо заливается улыбкой умиления.
21.Хрюкин хохочет над Очумеловым? – Нет,толпа хохочет над Хрюкиным.
22. «Я еше доберусь до тебя!» -грозит Хрюкин собаке. (Грозит Очумелов Хрюкину)
7. Анализ. Время 5 минут
Проводится тематический словарный запас (ТСЗ) по изучаемой теме.
8. Рефлексия
Чехов как бы утверждает, что хамелеонство - всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы - от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя - особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.
9.Выставление оценок 10. Домашнее задание задается всем учащимся, которые получили менее 4 отметок 1)Написать сочинение-рассуждение "Почему рассказ Чехова назван "Хамелеон"?