kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "А.П.Чехов "Хамелеон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "А.П.Чехов "Хамелеон"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "А.П.Чехов "Хамелеон"»

Чехов Антон Павлович «Хамелеон»

Чехов

Антон Павлович

«Хамелеон»

Чехов начал писать в студенческие годы. Молодой Чехов писал короткие юмористические рассказы и подписывал их псевдонимами (вымышленными именами) : «Брат моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте», «Балдастов», «Врач без пациентов», «Вспыльчивый человек». Своим именем писатель стал подписывать произведения спустя шесть лет после появления в печати его первых рассказов, когда он уже завоевал прочный авторитет как писатель .

Чехов начал писать в студенческие годы. Молодой Чехов писал короткие юмористические рассказы и подписывал их псевдонимами (вымышленными именами) : «Брат моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте», «Балдастов», «Врач без пациентов», «Вспыльчивый человек».

Своим именем писатель стал подписывать произведения спустя шесть лет после появления в печати его первых рассказов, когда он уже завоевал прочный авторитет как писатель .

Первые произведения А.П. Чехова были опубликованы в 80-е гг. 19 века на страницах юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель». Тематика ранних произведений была очень разнообразна. Миниатюры раскрывали разные стороны русской жизни.

Первые произведения А.П. Чехова были опубликованы в 80-е гг. 19 века на страницах юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель». Тематика ранних произведений была очень разнообразна. Миниатюры раскрывали разные стороны русской жизни.

По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк. Выполняя эти требования, А.П. Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта», - часто повторял писатель. Короткие рассказы были очень емкими по со держанию .

По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк. Выполняя эти требования, А.П. Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта», - часто повторял писатель. Короткие рассказы были очень емкими по со держанию .

После окончания университета Чехов был полон сил и стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее. Однако это было очень непростое политическое время для России. 1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра II. Начались полицейские слежки за людьми, новая волна реакции охватила в 80-ые годы всю Россию.

После окончания университета Чехов был полон сил и стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее.

Однако это было очень непростое политическое время для России.

1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра II. Начались полицейские слежки за людьми, новая волна реакции охватила в 80-ые годы всю Россию.

Гордость, самоуважение было не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали.  Люди боялись, поэтому лгали и лицемерили.  Чехов занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах. Этой же цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени.  Об этом нам говорит его рассказ «Хамелеон.

Гордость, самоуважение было не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали.

Люди боялись, поэтому лгали и лицемерили.

Чехов занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах.

Этой же цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени.

Об этом нам говорит его рассказ «Хамелеон.

Действия в рассказе мало. Рассказ статичен, внешних событий не происходит: полицейский надзиратель выясняет, кто хозяин собаки, укусившей «золотых дел мастера» Хрюкина - от этого зависит его решение. Чехов делает из этого обыденного сюжета блестящий сатирический этюд нравов обывателей провинциального городка. На первом плане не внешние, а внутренние события – колебания психологического состояния людей

Действия в рассказе мало. Рассказ статичен, внешних событий не происходит: полицейский надзиратель выясняет, кто хозяин собаки, укусившей «золотых дел мастера» Хрюкина - от этого зависит его решение.

Чехов делает из этого обыденного сюжета блестящий сатирический этюд нравов обывателей провинциального городка. На первом плане не внешние, а внутренние события – колебания психологического состояния людей

Способы характеристики персонажа:

Способы характеристики персонажа:

  • говорящая фамилия
  • художественная деталь
  • речь
  • поступки
  • заголовок
  • авторская оценка
Говорящие фамилии.  Говорящая фамилия вызывает комический эффект и является сжатой характеристикой персонажа – его сущность.  Так в рассказе «Хамелеон» подобными героями являются Очумелов, Хрюкин, Елдырин, Жигалов.

Говорящие фамилии.

Говорящая фамилия вызывает комический эффект и является сжатой характеристикой персонажа – его сущность.

Так в рассказе «Хамелеон» подобными героями являются Очумелов, Хрюкин, Елдырин, Жигалов.

Очумелов – главный герой рассказа, фамилия отражает его характер, он буквальным образом «очумел», одурел, то есть вышел из себя, потерял соображение, самообладание из-за непорядка на базарной площади.

Очумелов – главный герой рассказа, фамилия отражает его характер, он буквальным образом «очумел», одурел, то есть вышел из себя, потерял соображение, самообладание из-за непорядка на базарной площади.

Хрюкин – золотых дел мастер, укушенный щенком за палец, как выясняется, за дело. Он человек в возрасте, но решил развлечься: «цигаркой в харю для смеха» ткнуть собаку, за что она его и укусила. Этот факт характеризует Хрюкина как откровенную «свинью». Хрюкин от слова хрюкать .

Хрюкин – золотых дел мастер, укушенный щенком за палец, как выясняется, за дело. Он человек в возрасте, но решил развлечься: «цигаркой в харю для смеха» ткнуть собаку, за что она его и укусила. Этот факт характеризует Хрюкина как откровенную «свинью». Хрюкин от слова хрюкать .

Елдырин – рыжий городовой, с решетом полным конфискованного крыжовника. Солдат, услужливый, не рассуждающий, раболепствующий служитель закона. Чинопочитания для него все, он выполняет не думая. В значение его фамилии заложено бранное слово.

Елдырин – рыжий городовой, с решетом полным конфискованного крыжовника. Солдат, услужливый, не рассуждающий, раболепствующий служитель закона. Чинопочитания для него все, он выполняет не думая. В значение его фамилии заложено бранное слово.

Жигалов – генерал, предполагаемый хозяин собаки. Его фамилия произошла от слова жигало, то есть тот, кто поджигает других, является зачинщиком. Генерал Жигалов в рассказе не присутствует, но о нем постоянно говорят, более того, этот человек меняет настроение самого полицейского надзирателя и всей толпы.

Жигалов – генерал, предполагаемый хозяин собаки. Его фамилия произошла от слова жигало, то есть тот, кто поджигает других, является зачинщиком. Генерал Жигалов в рассказе не присутствует, но о нем постоянно говорят, более того, этот человек меняет настроение самого полицейского надзирателя и всей толпы.

Художественная деталь (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, которая несет смысловую и эмоциональную нагрузку. Художественная деталь используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания .

Художественная деталь

(от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, которая несет смысловую и эмоциональную нагрузку.

Художественная деталь используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания .

Говоря об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две вещи, две детали: новая шинель и узелок, ничего не говоря о его портрете: внешности, фигуре, выражении глаз. Это неспроста: самое главное в нем, не его душевные качества.

Говоря об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две вещи, две детали: новая шинель и узелок, ничего не говоря о его портрете: внешности, фигуре, выражении глаз. Это неспроста: самое главное в нем, не его душевные качества.

Под стать ему и городовой Елдырин: он рыжий с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Под стать ему и городовой Елдырин: он рыжий с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Такие детали, как «узелок», «решето», «конфискованный крыжовник» помогают увидеть лицо блюстителя порядка. Он чувствует вседозволенность. Полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

Такие детали, как «узелок», «решето», «конфискованный крыжовник» помогают увидеть лицо блюстителя порядка. Он чувствует вседозволенность. Полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

Речевая характеристика. Очумелов изъясняется грубо и косноязычно. В его речи звучат слова разных стилей С одной стороны это слова официально-делового стиля, с другой – резкая грубая брань. К тому же Очумелов говорит тоном мелкого чиновника, получившего маленькую власть спрашивать. Грубое хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает, что власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами.

Речевая характеристика.

Очумелов изъясняется грубо и косноязычно.

В его речи звучат слова разных стилей С одной стороны это слова официально-делового стиля, с другой – резкая грубая брань. К тому же Очумелов говорит тоном мелкого чиновника, получившего маленькую власть спрашивать. Грубое хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает, что власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами.

Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью («Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа.

Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью («Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа.

Поступки героя. 6 раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки, а зависит это от чина предполагаемого хозяина собаки. «А собаку истребить надо». Виноват Хрюкин. «Чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида – подлость одна только!» «Собака – нежная тварь». «Она бродячая… Истребить, вот и всё». «Собачонка ничего себе… Шустрая такая». 6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски - трусливой.

Поступки героя.

6 раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки, а зависит это от чина предполагаемого хозяина собаки.

  • «А собаку истребить надо».
  • Виноват Хрюкин.
  • «Чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида – подлость одна только!»
  • «Собака – нежная тварь».
  • «Она бродячая… Истребить, вот и всё».
  • «Собачонка ничего себе… Шустрая такая».

6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски - трусливой.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он предстает как символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. У Очумелова нет человеческого достоинства и чести. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. Елдырин вынужден то снимать, то накидывать на плечи Очумелова новую шинель

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он предстает как символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. У Очумелова нет человеческого достоинства и чести. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. Елдырин вынужден то снимать, то накидывать на плечи Очумелова новую шинель

Хрюкин – подобие Очумелова. Он требует: «…Пущай мне заплатят…», затем грозит: «У меня у самого брат в жандармах…». Но когда гневные слова обрушиваются на него, он умолкает.

Хрюкин – подобие Очумелова. Он требует: «…Пущай мне заплатят…», затем грозит: «У меня у самого брат в жандармах…». Но когда гневные слова обрушиваются на него, он умолкает.

Заголовок рассказа  Лексически значение слова

Заголовок рассказа

Лексически значение слова

"Хамелеон»- ящерица,

которая меняет

свою окраску в зависимости

от окружающей среды.

Чехов употребляет это слово в переносном значении. «Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки». Хамелеоном обычно называют человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные. Таков Очуме­лов, меняющий свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки.

  Авторская позиция. Авторская позиция-это косвенное отношение автора к герою в произведении. В рассказе мы сталкиваемся с явной оценкой главных героев автором. Чехов, изображая и высмеивая главного героя, использует символы: «Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке» — это и есть его полное, создающее комический эффект «имя», потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия ).

 

Авторская позиция.

Авторская позиция-это косвенное отношение автора к герою в произведении.

В рассказе мы сталкиваемся с явной оценкой главных героев автором.

Чехов, изображая и высмеивая главного героя, использует символы: «Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке» — это и есть его полное, создающее комический эффект «имя», потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия ).

Отношение автора к своим персонажам отражают и говорящие фамилии. Они противны ему, он их презирает, жалеет, смеется над ними, но, ни в коем случае не сопереживает.

Отношение автора к своим персонажам отражают и говорящие фамилии. Они противны ему, он их презирает, жалеет, смеется над ними, но, ни в коем случае не сопереживает.

В своем творчестве Чехов ярко использует сатиру и юмор, раскрывая истинный смысл рассказа . Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека явления. Это смех обличающий. Юмор – изображение героев в смешном виде. Это смех веселый и доброжелательный.

В своем творчестве Чехов ярко использует сатиру и юмор, раскрывая истинный смысл рассказа .

Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека явления. Это смех обличающий.

Юмор – изображение героев в смешном виде. Это смех веселый и доброжелательный.

Рассказ «Хамелеон» - сатирическое произведение. При помощи сатиры Чехов показывает свое негативное отношение к чинопочитанию и выслуживанию. Именно сатира, жестокая и насмешливая, а не милый и беззаботный юмор, является стержнем рассказа Чехова.

Рассказ «Хамелеон» - сатирическое произведение. При помощи сатиры Чехов показывает свое негативное отношение к чинопочитанию и выслуживанию.

Именно сатира, жестокая и насмешливая, а не милый и беззаботный юмор, является стержнем рассказа Чехова.

В своём рассказе Чехов высмеял особое поведение человека – хамелеонство, то есть приспособление к окружающей обстановке. Такое поведение, как считал Чехов, – результат общественных условий, когда человек боится быть самим собой, становится лакеем, угодником, подхалимом.

В своём рассказе Чехов высмеял особое поведение человека – хамелеонство, то есть приспособление к окружающей обстановке. Такое поведение, как считал Чехов, – результат общественных условий, когда человек боится быть самим собой, становится лакеем, угодником, подхалимом.

В письме к издателю и журналисту А. Ф. Суворину Чехов писал, что он по капле выдавливает из себя раба.  Рассказ учит читателя стремится преодолевать внутренний страх перед теми кто выше и сильнее нас и постоянно воспитывать в себе чувство собственного достоинства.

В письме к издателю и журналисту А. Ф. Суворину Чехов писал, что он по капле выдавливает из себя раба.

Рассказ учит читателя стремится преодолевать внутренний страх перед теми кто выше и сильнее нас и постоянно воспитывать в себе чувство собственного достоинства.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "А.П.Чехов "Хамелеон"

Автор: Арутунян Нелли Григорьевна

Дата: 21.06.2017

Номер свидетельства: 422826


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства