kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Беседа на тему: «Как отличить сказку и сказ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта беседа о том, чтобы люди не путали два таких похожих, но в то же время разных жанра: сказ и сказка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Беседа на тему: «Как отличить сказку и сказ»»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания детей»

города Саранска Республики Мордовия





Беседа на тему: «Как отличить сказку и сказ»







подготовила

педагог дополнительного образования

Калиниченко Анжелика Николаевна



г. Саранск
2024

Беседа на тему: «Как отличить сказку и сказ»


Все знают, что такое сказка. Когда заходит речь о сказке, многие представляют историю, где есть место волшебству, чему-то теплому и доброму, а потому ассоциируется с детством.

Эта беседа о том, чтобы люди (не только школьники, но даже и взрослые) не путали два таких похожих, но в то же время разных жанра: сказ и сказка.

Глядя на сами слова, мы видим общий корень -сказ-, взятый от глагола «сказывать». А раз сказывать, значит, скорее всего, повествование устное. И мы знаем, что сказка – это жанр устного народного творчества. Получается, наши рассуждения были верны.


Но все же сегодня мы обратим внимание на двух замечательных писателей, трудившихся в 19-20 столетиях: Николая Семеновича Лескова и Павла Петровича Бажова.


Николай Семенович Лесков (1831-1895) — автор сказов «Левша», «Очарованный странник» и др.


Павел Петрович Бажов (1879-1950) — автор Уральских сказов

Чем же знамениты эти авторы? Они трудились над сказами. Как же многие из вас привыкли говорить о замечательных «сказках Бажова» и, оказывается, ошибались. Чем же схожи, а главное как отличить сказ от русской народной сказки?

Начну с общих черт. Как я уже сказала у самих названий жанров общий корень, который дает автору некую вольность. Ведь сказывать можно о чем угодно, приукрашивая картину и завлекая слушателя. Поэтому в обоих жанрах есть место волшебству, магии, чему-то небывалому, несвойственному повседневной жизни. Герои тоже не всегда обычны. Ими могут быть различные мистические духи, божества, существа, способные превращаться, превращать других, вредить или помогать недоступными человеку способами.

Собственно на этом сходства и заканчиваются. Теперь обратим внимание на отличия. Сказ – не жанр устного народного творчества, а вполне себе литературный жанр эпоса, созданный вышеуказанными авторами. И если сказка «согласна», что вся история в ней выдумка, то сказ «намекает» на подлинность происходящего, потому что основан на преданиях и легендах. А легенда всегда претендует на достоверность, но не имеет научных подтверждений.

Сказ и сказка отличаются своей структурой. У сказок есть похожие, повторяющиеся в нескольких сказках слова: зачины, концовки, распространенные эпитеты («жили-были», «и я там был», «красна девица», «добрый молодец»), у сказа подобных элементов нет. Каждый сказ имеет свое индивидуальное построение и слог, как это свойственно любому жанру эпоса. Но, так как он все-таки основан на легендах, автор старается сохранять не литературный язык, а диалектный, принадлежащий тому краю, о котором идет речь. В качестве примера возьмем строки из сказа П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка» и понаблюдаем за разговорной речью даже не в диалогах, а в прямом повествовании самого автора: «Он, этот человек-от, ученой был, тоже из вольных. Ране-то в щегарях ходил, да его отстранили: ослабу-де народу дает. Ну, и винцом не брезговал. Тоже добра кабацка затычка был, не тем будь помянут, покойна головушка.». Здесь мы видим и диалектизмы, и служебные части речи «от, то, де», которые совершенно не нужны в литературной речи.

Зачем же автор пишет таким языком? Благодаря данному слогу, читая сказ, мы можем представить рядом сидящего доброго бородатого дедушку, который как бы рассказывает нам эту историю да еще и претендует на подлинность события, утверждая, что он сам непосредственно и является его свидетелем. То есть автор всегда в своем произведении оставляет место самому себе, позволяет читателю получить его образ, чего совсем нельзя сказать о сказке. В ней живут только герои, как бы без автора. Хотя небольшой намек на рассказчика бывает лишь в концовке сказки, в той самой пресловутой фразе: «И я там был, мед-пиво пил…».

Теперь поговорим о героях и месте, где происходит действие. В сказке вы не найдете названий городов, стран, рек, озер и тд, которые существуют или существовали в реальной жизни. Сказ же указывает на настоящие географические объекты, тем самым заставляя читателя поверить в происходящее. Например, сказы Бажова называют уральскими.


Вместо того, чтобы указывать на город или страну, рассказчик сообщает: «В некотором царстве, в некотором государстве…»


О героях было написано выше. Есть место волшебству, превращениям, необычности в обоих жанрах. Но вот здесь нужно уловить тонкую грань различия. И лучше мы это сделаем на примере двух персонажей. Возьмем известную народную Бабу-Ягу и Медной горы хозяйку из сказа нами уважаемого Павла Петровича.

Баба-Яга в ступе


Медной горы хозяйка с ящеркой


Что же у них общего? Обе они женщины, обе с волшебными способностями и обе совсем не любят посторонних людей и готовы принести вред тому, кто посягнет на их покой.

Но Баба-Яга бессильна без своих ступы, клубочка, избушки и других волшебных предметов. Никого она не заколдует, пока не произнесет волшебного заклинания. А вот хозяйка имеет силу всегда и везде. Без специальных ритуалов превращается в ящерку и умертвляет героя в конце сказа просто на расстоянии. Она несет свою силу в себе, внутри. Как она это делает, автор сам понять не может. Просто знает, что такое было.

Ну раз уж мы коснулись конца произведения, поговорим о нем. Герой у Бажова умер. Не победил эту таинственную хозяйку, а пострадал от нее. А вот в сказке добрый Иван-царевич всегда победит злую Бабу-Ягу и кощея Бессмертного. Таким образом, у сказки конец добрый, а вот у сказа трагичный.

Объяснить это очень просто. В сказке идея четко разделить добро и зло с помощью образов героев и показать, как одно побеждает другое. В сказе нет таких четких понятий добра и зла. Какая она, хозяйка Медной горы, плохая или хорошая? Ну, раз из-за нее погиб добрый мастер, то плохая, да? А ведь она свой дом защищает, сокровища свои. Охраняет природный ресурс. И нельзя туда соваться никакой рабочей силе. Что теперь мы можем о ней сказать? Нет определенного ответа. Защищает природу – хорошо, из-за нее погиб человек – плохо. Вот и все, что мы знаем.

Это основные черты, которые нам надо знать, чтобы отличать сказ и сказку. Сказка народная, древняя, передавалась устно, в ней нет географических объектов, имена традиционные, герои стандартные, разделение добра и зла четкое, а конец позитивный. Сказ – литературный эпический жанр, где указаны города, различные имена героев, но вот роль их по отношению к добру и злу размыта, что больше свойственно реальной жизни. Ну а конец печальный.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Беседа на тему: «Как отличить сказку и сказ»

Автор: Калиниченко Анжелика Николаевна

Дата: 25.02.2024

Номер свидетельства: 646293

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Конспект урока по русской словесности по теме " Русские народные сказки. Виды сказок. Волшебная сказка. Исторические корни. Поэтика сказок". "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-po-russkoi-sloviesnosti-po-tiemie-russkiie-narodnyie-skazki-vidy-skazok-volshiebnaia-skazka-istorichieskiie-korni-poetika-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "197298"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428231648"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Конспект по формировать элементарные математические представления с использованием инновационной технологии. Тема «Путешествие в сказку.»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_po_formirovat_eliemientarnyie_matiematichieskiie_priedstavlieniia_s_is"
    ["file_id"] => string(6) "462587"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521477605"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "П.П.Бажов .Сказ «Синюшкин колодец» "
    ["seo_title"] => string(36) "p-p-bazhov-skaz-siniushkin-kolodiets"
    ["file_id"] => string(6) "103850"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402641917"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "конспект -урока  литературного творчества " Докучные сказки" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-tvorchiestva-dokuchnyie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "168622"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423252722"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект  урока  по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "101530"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402420950"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства