kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русской словесности по теме " Русские народные сказки. Виды сказок. Волшебная сказка. Исторические корни. Поэтика сказок".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

-  познакомить с жанром сказки, понятием сказки, ее историей возникновения,                 композицией, поэтикой на примере волшебной сказки  

-  развивать речь учащихся,  образное мышление. Активизировать мыслительную  деятельность, умение работать в группах;       

-  формировать интерес учащихся к предмету.

                                                       Ход урока.

                                                            Что  за прелесть эти сказки!                                                                                      

                                                                                      А.С. Пушкин.

 I.  Оргмомент.

II. Актуализация.

  1. Беседа.

- Какое произведение УНТ начинается словами: «Жили – были.» ?

- Что такое  сказка?

-Какие виды сказок вы знаете?

                                 Работа с таблицей           

Сказки   волшебные               о животных          бытовые          кумулятивные

  1. Конкурс знатоков.

-Ребята, сегодня я приглашаю вас на экскурсию в «Сказкоград». Жители этого города приготовили для вас свои задания и надеются, что вы покажете свое умение мыслить быстро, отвечать правильно.

                            - Из какой сказки эти строки?

     1. Петушок, Петушок! Золотой гребешок, шёлкова бородушка, масляна головушка, выгляни в окошко, дам тебе горошку. («Лиса и петух»)

     2. Ты, куманек, ступай на речку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика!» («Лиса и волк»).

    3. - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка! («Морозко»)

       4. Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. («Гуси-лебеди»).

        5. Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая. («Репка»)

         6.  Жил в деревне бедный мужичок. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит - не нагреется, лицо его от мороза разгорается. Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:

- В такую стужу ты рубишь?

- В такую стужу нужда рубит.

Барин изумился.

(«Про нужду»)

        7. Жили-были кум с кумой - волк с лисой. Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком.

- Кума, кума, - говорит волк, - кто-то стучит.

- А, знать, меня на повой зовут! - бормочет лиса,

- Так поди, сходи, - говорит волк.

Вот кума из избы, да прямехонько к меду, нализалась и вернулась назад.

(«Лиса-повитуха»)

     8. Тут Иван-царевич залился горькими слезами - где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у ней конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть.

(«Царевна-Лягушка»)

     9. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». - «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», - сказал колобок и запел. ( «Колобок»)

      III. Формирование новых понятий и способов действия.

        1. Слово учителя

- В прежнюю пору люди работали от зари до зари. Много забот было и у казаха-бедняка, и русского бедного крестьянина. И лишь искусство помогало людям, знавшим тяготы трудовой жизни, но не знавшим грамоты.

С незапамятных времен люди сами создавали песни, пословицы, загадки, сказки, которые рассказывали о жизни народа, мечтах об её улучшении, а также отражали наблюдения за природой, повадками жи­вотных.

Возвратившись с поля и расположившись у домашних очагов, люди слушали сказочников. Все забывал в такие минуты человек: беды, обиды, несчастья и неудачи, он начинал верить в осуществление своих мечтаний, сводившихся, в основном, к победам над житейскими невзгодами, обузданию грозных сил природы и к облегчению тяжелого изнуряющего труда.

Фольклорная сказка – это один из самых любимых в народе жанров. Многие сказки родились из мифов, многие возникли на основе легенд, а часть сказок появилась на основе наблюдений за реальной жизнью.

  1.  Словарная работа.

Фольклорная сказка – это фольклорный жанр, стремящийся на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет человек.

    Широта и разнообразие этого жанра проявляются в том, что сказки отражают самые разные стороны жизни и рассказывают о самых разных людях: о царях и крестьянах, о  умных и глупых. Нет, наверное, такого вопроса, на который не попыталась  бы ответить сказка. Но отвечает на эти вопросы сказка очень необычно. Сказочники придумывают фантастический мир, какое-нибудь тридевятое царство.

      Наиболее древние из сказок – сказки о животных. В них сохранились отголоски тех времен, когда племена людей считали своими предками и покровителями различных животных. Их герои – звери и птицы, но как они похожи на людей. Лисой мы называем человека корыстного, расчетливого, изворотливого. Сказки хотя и говорят о зверях и птицах, но имеют в виду людей. Сказки о животных, как и волшебные сказки, помогают  понимать жизнь, людские нравы.

          Из далёкого прошлого пришли к нам и волшебные сказки. В них тоже нередко сохраняются отзвуки мифов, в которых прекрасную девушку с помощью магии можно было превратить в лягушку, а герою, чтобы найти свое счастье, приходилось проходить через загробный мир, вход в который пролегал через избушку на курьих ножках.

                                                  IV. Применение. Формирование умений и навыков.

                                                               Волшебная сказка

  1. Работа в группах.        Задание.  Прочитать  статью учебника /-5 минут/, составить постер  /-10 мин./
  1. Группа   - «Исторические корни волшебной сказки» /с.36./
  2. Группа   - «Композиция  волшебной сказки»  /с.37/
  3. Группа   -  «Герои и враги в  волшебной сказке» /с. 38-39/
  4. Группа   -  «Стиль волшебной сказки» / с.39/

2.    Выступление представителей групп.

                   3.   Итоговая беседа о художественных особенностях фольклорной сказки.

- Вам уже известно высказывание А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Какой «урок» дает нам народная сказка? Только ли поучительная, воспитательная цель ставилась перед сказкой? Для чего еще сочинялись сказки? Почему и сегодня сказочные, фантастические сюжеты привлекают к себе внимание читателей?

- К какой группе сказок наиболее применимы слова А.С. Пушкина «Сказка ложь.»? Почему особое распространение получили именно волшебные сказки?

- Чем бытовые сказки и сказки о животных отличаются от волшебных? Действуют ли в них традиционные сказочные сюжетные ходы (вмешательство злых сил, нарушение запрета, испытание героя, волшебные предметы, сказочные помощники, троекратный повтор)?

4. Запись в тетради.

- Ребята, на последующих уроках вам не раз придется пересказывать сказки. Чтобы делать это как можно лучше, давайте запишем в тетради памятку  «Как рассказывать сказку».

      V. Этап информации о домашнем задании

          Чтение статьи учебника, стр. 35-39.  Прочитать   сказку «Царевна-лягушка».

      VI. Этап рефлексии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русской словесности по теме " Русские народные сказки. Виды сказок. Волшебная сказка. Исторические корни. Поэтика сказок". »

Конспект открытого урока по русской словесности в 5 классе по теме «Русские народные сказки. Виды сказок. Волшебная сказка. Исторические корни. Поэтика сказок».

Цель:

- познакомить с жанром сказки, понятием сказки, ее историей возникновения, композицией, поэтикой на примере волшебной сказки

- развивать речь учащихся, образное мышление. Активизировать мыслительную деятельность, умение работать в группах;

- формировать интерес учащихся к предмету.

Ход урока.

Что за прелесть эти сказки!

А.С. Пушкин.

I . Оргмомент.

II. Актуализация .

  1. Беседа.

- Какое произведение УНТ начинается словами: «Жили – были ...» ?

- Что такое сказка?

-Какие виды сказок вы знаете?

Работа с таблицей

Сказки волшебные о животных бытовые кумулятивные

  1. Конкурс знатоков.

-Ребята, сегодня я приглашаю вас на экскурсию в «Сказкоград». Жители этого города приготовили для вас свои задания и надеются, что вы покажете свое умение мыслить быстро, отвечать правильно.

- Из какой сказки эти строки?

1. Петушок, Петушок! Золотой гребешок, шёлкова бородушка, масляна головушка, выгляни в окошко, дам тебе горошку. («Лиса и петух»)

2. Ты, куманек, ступай на речку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика!» («Лиса и волк»).

3. - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка! («Морозко»)

4. Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. («Гуси-лебеди»).

5. Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая. («Репка»)

6. Жил в деревне бедный мужичок. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит - не нагреется, лицо его от мороза разгорается. Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:

- В такую стужу ты рубишь?

- В такую стужу нужда рубит.

Барин изумился...

(«Про нужду»)

7. Жили-были кум с кумой - волк с лисой. Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком.

- Кума, кума, - говорит волк, - кто-то стучит.

- А, знать, меня на повой зовут! - бормочет лиса,

- Так поди, сходи, - говорит волк.

Вот кума из избы, да прямехонько к меду, нализалась и вернулась назад.

(«Лиса-повитуха»)

8. Тут Иван-царевич залился горькими слезами - где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у ней конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть.

(«Царевна-Лягушка»)

9. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». - «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», - сказал колобок и запел. ( «Колобок»)

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя

- В прежнюю пору люди работали от зари до зари. Много забот было и у казаха-бедняка, и русского бедного крестьянина. И лишь искусство помогало людям, знавшим тяготы трудовой жизни, но не знавшим грамоты.

С незапамятных времен люди сами создавали песни, пословицы, загадки, сказки, которые рассказывали о жизни народа, мечтах об её улучшении, а также отражали наблюдения за природой, повадками жи­вотных.

Возвратившись с поля и расположившись у домашних очагов, люди слушали сказочников. Все забывал в такие минуты человек: беды, обиды, несчастья и неудачи, он начинал верить в осуществление своих мечтаний, сводившихся, в основном, к победам над житейскими невзгодами, обузданию грозных сил природы и к облегчению тяжелого изнуряющего труда.

Фольклорная сказка – это один из самых любимых в народе жанров. Многие сказки родились из мифов, многие возникли на основе легенд, а часть сказок появилась на основе наблюдений за реальной жизнью.

  1. Словарная работа.

Фольклорная сказка – это фольклорный жанр, стремящийся на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет человек.

Широта и разнообразие этого жанра проявляются в том, что сказки отражают самые разные стороны жизни и рассказывают о самых разных людях: о царях и крестьянах, о умных и глупых. Нет, наверное, такого вопроса, на который не попыталась бы ответить сказка. Но отвечает на эти вопросы сказка очень необычно. Сказочники придумывают фантастический мир, какое-нибудь тридевятое царство.

Наиболее древние из сказок – сказки о животных. В них сохранились отголоски тех времен, когда племена людей считали своими предками и покровителями различных животных. Их герои – звери и птицы, но как они похожи на людей. Лисой мы называем человека корыстного, расчетливого, изворотливого. Сказки хотя и говорят о зверях и птицах, но имеют в виду людей. Сказки о животных, как и волшебные сказки, помогают понимать жизнь, людские нравы.

Из далёкого прошлого пришли к нам и волшебные сказки. В них тоже нередко сохраняются отзвуки мифов, в которых прекрасную девушку с помощью магии можно было превратить в лягушку, а герою, чтобы найти свое счастье, приходилось проходить через загробный мир, вход в который пролегал через избушку на курьих ножках.

Для чего чудеса в сказках? Творцы сказок жили трудно: пахали пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли и ткали, ловили рыбу, надеялись на лучшую жизнь. И в сказках люди думали о том же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твердыми в бедах, советовали не мириться со злом, боролись с ним.

Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались различные людские пороки и описывались занятные жизненные ситуации. В них еще больше правды. Это настоящая сатира – насмешка над барином, купцом, самим царем. В бытовых сказках бескорыстие берет верх над жадностью, смекалка и ум - над глупостью. Смысл бытовых сказок в осуждении мира, где царят жадность, нажива и корысть. Веселый смех народа выставляет на позор человеческие пороки.

За время своего существования, переходя от рассказчика к рассказчику, сказки освобождались от лишнего, случайного и приобретали законченность и художественное совершенство.

3. По названию сказки определите ее вид.

«Как поп работницу нанимал», «Лисичка со скалочкой», «Солдат и царица», «Финист - ясный сокол», «Три царства», «Кот и лиса», «Василиса Премудрая» ,«Лиса и кувшин», «Каша из топора», «Иван-царевич и серый волк», «Как мужик гусей делил», «Журавль и цапля».

IV. Применение. Формирование умений и навыков .

Волшебная сказка

  1. Работа в группах. Задание. Прочитать статью учебника /-5 минут/, составить постер /-10 мин./

  1. Группа - «Исторические корни волшебной сказки» /с.36./

  2. Группа - «Композиция волшебной сказки» /с.37/

  3. Группа - «Герои и враги в волшебной сказке» /с. 38-39/

  4. Группа - «Стиль волшебной сказки» / с.39/

2. Выступление представителей групп.

3. Итоговая беседа о художественных особенностях фольклорной сказки.

- Вам уже известно высказывание А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Какой «урок» дает нам народная сказка? Только ли поучительная, воспитательная цель ставилась перед сказкой? Для чего еще сочинялись сказки? Почему и сегодня сказочные, фантастические сюжеты привлекают к себе внимание читателей?

- К какой группе сказок наиболее применимы слова А.С. Пушкина «Сказка ложь...»? Почему особое распространение получили именно волшебные сказки?

- Чем бытовые сказки и сказки о животных отличаются от волшебных? Действуют ли в них традиционные сказочные сюжетные ходы (вмешательство злых сил, нарушение запрета, испытание героя, волшебные предметы, сказочные помощники, троекратный повтор)?

4. Запись в тетради.

- Ребята, на последующих уроках вам не раз придется пересказывать сказки. Чтобы делать это как можно лучше, давайте запишем в тетради памятку «Как рассказывать сказку».

V. Этап информации о домашнем задании

Чтение статьи учебника, стр. 35-39 . Прочитать сказку «Царевна-лягушка».

VI. Этап рефлексии


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Черненко Ирина Владимировна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197298


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства