Цель:
- познакомить с жанром сказки, понятием сказки, ее историей возникновения, композицией, поэтикой на примере волшебной сказки
- развивать речь учащихся, образное мышление. Активизировать мыслительную деятельность, умение работать в группах;
- формировать интерес учащихся к предмету.
Ход урока.
Что за прелесть эти сказки!
А.С. Пушкин.
I. Оргмомент.
II. Актуализация.
- Беседа.
- Какое произведение УНТ начинается словами: «Жили – были.» ?
- Что такое сказка?
-Какие виды сказок вы знаете?
Работа с таблицей
Сказки волшебные о животных бытовые кумулятивные
- Конкурс знатоков.
-Ребята, сегодня я приглашаю вас на экскурсию в «Сказкоград». Жители этого города приготовили для вас свои задания и надеются, что вы покажете свое умение мыслить быстро, отвечать правильно.
- Из какой сказки эти строки?
1. Петушок, Петушок! Золотой гребешок, шёлкова бородушка, масляна головушка, выгляни в окошко, дам тебе горошку. («Лиса и петух»)
2. Ты, куманек, ступай на речку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика!» («Лиса и волк»).
3. - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка! («Морозко»)
4. Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. («Гуси-лебеди»).
5. Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая. («Репка»)
6. Жил в деревне бедный мужичок. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит - не нагреется, лицо его от мороза разгорается. Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:
- В такую стужу ты рубишь?
- В такую стужу нужда рубит.
Барин изумился.
(«Про нужду»)
7. Жили-были кум с кумой - волк с лисой. Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком.
- Кума, кума, - говорит волк, - кто-то стучит.
- А, знать, меня на повой зовут! - бормочет лиса,
- Так поди, сходи, - говорит волк.
Вот кума из избы, да прямехонько к меду, нализалась и вернулась назад.
(«Лиса-повитуха»)
8. Тут Иван-царевич залился горькими слезами - где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у ней конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть.
(«Царевна-Лягушка»)
9. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». - «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», - сказал колобок и запел. ( «Колобок»)
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя
- В прежнюю пору люди работали от зари до зари. Много забот было и у казаха-бедняка, и русского бедного крестьянина. И лишь искусство помогало людям, знавшим тяготы трудовой жизни, но не знавшим грамоты.
С незапамятных времен люди сами создавали песни, пословицы, загадки, сказки, которые рассказывали о жизни народа, мечтах об её улучшении, а также отражали наблюдения за природой, повадками животных.
Возвратившись с поля и расположившись у домашних очагов, люди слушали сказочников. Все забывал в такие минуты человек: беды, обиды, несчастья и неудачи, он начинал верить в осуществление своих мечтаний, сводившихся, в основном, к победам над житейскими невзгодами, обузданию грозных сил природы и к облегчению тяжелого изнуряющего труда.
Фольклорная сказка – это один из самых любимых в народе жанров. Многие сказки родились из мифов, многие возникли на основе легенд, а часть сказок появилась на основе наблюдений за реальной жизнью.
- Словарная работа.
Фольклорная сказка – это фольклорный жанр, стремящийся на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет человек.
Широта и разнообразие этого жанра проявляются в том, что сказки отражают самые разные стороны жизни и рассказывают о самых разных людях: о царях и крестьянах, о умных и глупых. Нет, наверное, такого вопроса, на который не попыталась бы ответить сказка. Но отвечает на эти вопросы сказка очень необычно. Сказочники придумывают фантастический мир, какое-нибудь тридевятое царство.
Наиболее древние из сказок – сказки о животных. В них сохранились отголоски тех времен, когда племена людей считали своими предками и покровителями различных животных. Их герои – звери и птицы, но как они похожи на людей. Лисой мы называем человека корыстного, расчетливого, изворотливого. Сказки хотя и говорят о зверях и птицах, но имеют в виду людей. Сказки о животных, как и волшебные сказки, помогают понимать жизнь, людские нравы.
Из далёкого прошлого пришли к нам и волшебные сказки. В них тоже нередко сохраняются отзвуки мифов, в которых прекрасную девушку с помощью магии можно было превратить в лягушку, а герою, чтобы найти свое счастье, приходилось проходить через загробный мир, вход в который пролегал через избушку на курьих ножках.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
Волшебная сказка
- Работа в группах. Задание. Прочитать статью учебника /-5 минут/, составить постер /-10 мин./
- Группа - «Исторические корни волшебной сказки» /с.36./
- Группа - «Композиция волшебной сказки» /с.37/
- Группа - «Герои и враги в волшебной сказке» /с. 38-39/
- Группа - «Стиль волшебной сказки» / с.39/
2. Выступление представителей групп.
3. Итоговая беседа о художественных особенностях фольклорной сказки.
- Вам уже известно высказывание А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Какой «урок» дает нам народная сказка? Только ли поучительная, воспитательная цель ставилась перед сказкой? Для чего еще сочинялись сказки? Почему и сегодня сказочные, фантастические сюжеты привлекают к себе внимание читателей?
- К какой группе сказок наиболее применимы слова А.С. Пушкина «Сказка ложь.»? Почему особое распространение получили именно волшебные сказки?
- Чем бытовые сказки и сказки о животных отличаются от волшебных? Действуют ли в них традиционные сказочные сюжетные ходы (вмешательство злых сил, нарушение запрета, испытание героя, волшебные предметы, сказочные помощники, троекратный повтор)?
4. Запись в тетради.
- Ребята, на последующих уроках вам не раз придется пересказывать сказки. Чтобы делать это как можно лучше, давайте запишем в тетради памятку «Как рассказывать сказку».
V. Этап информации о домашнем задании
Чтение статьи учебника, стр. 35-39. Прочитать сказку «Царевна-лягушка».
VI. Этап рефлексии