Учитель русского языка и литературы МБОУ Наримановского района «СОШ№11» В.Ф. Халяпина. Технологическая карта урока литературы в 5 классе.
Тема
П.П.Бажов .Сказ «Синюшкин колодец» 3 часа, 2ой урок
УМК
Учебник по литературе.5 класс. Часть первая. под ред. Б.А. Ланина. М., «Вентана-граф»,2012.
Цель
Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Ильи , проблемы и тайны жизни)
Планируемый результат
Предметные умения
Формировать УУД
Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,
знать отличительные признаки сказа.
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать
мысли и оценивать свою и чужую речь
Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках
Основные понятия
Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог; сказ.
Межпредметные связи
Окружающий мир, речь и культура речи.
Ресурсы:
Методическое пособие, наглядный материал, учебник,
презентация
Тип урока
Урок открытия нового знания.
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, групповая
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты
I. Орг.момент
Цель. Включение в деят-ть
2
Приветствие. Включение в деятельность – задание.
Чтение скороговорки.
Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.
Включение в учебный процесс
II.
Мотивация к учебной деятельности
Цель – определение содержательных рамок урока
4
Проверка Домашнего задания.
Читаются слова некоторых героев из текста «Синюшкин колодец» либо описание героев, учащимся необходимо определить, кто в тексте говорит эти слова, либо чьё это описание.
Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке?
Применяя ранее полученные знания, определяют, кто говорит реплики, к какому герою подходит описание.
Предполагают, что будем говорить об Илье.
Коммуникативные УУД:
строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
1. Постановка и формулирование проблемы
2. делать выводы, обобщения;
III. Актуализация и углубление изученного
Цель –актуализация знаний
10
1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о П.П.Бажове.
Затем учащиеся задают вопросы классу по теме увиденного и услышанного.
— Какие события жизни Бажова помогли ему стать автором сказов?
— Что такое сказ? Чем отличается он от сказки?
— Как учился П. Бажов и каким образом получил он доступ к сокровищам библиотеки?
— Какие сказители тебе известны?
2. Вспомните отличительные признаки СКАЗА
3. Определение структуры текста
4. Определение рамок структуры текста сказа «Синюшкин колодец»
Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.
Отвечают на вопросы.
Реальные события, герои, место, где происходит действие
Завязка, кульминация, развязка
Называют по содержанию текста.
Познавательные УУД:
1. делать выводы, обобщения;
2. осуществлять самоконтроль и самооценку;
3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД:
1. высказывать предположения на основе наблюдений;
2. самостоятельно делать выводы;
IV. Физкультминутка
2
V. Работа с текстом
Цель -развитие читательских умений.
6
Беседа по содержанию сказа «Синюшкин колодец».
-Что удивило или, может быть, даже поразило во время чтения сказа? Что показалось необычным или непривычным?
-Где происходят события сказа? Каких героев можно назвать главными? Кто из героев сказа вызывает добрые чувства? Почему?
-О чем рассказывает «Синюшкин колодец»?
-Почему Данило разбил свою чашу, но оставил чашу, сделанную на заказ? Что мучило его?
Просмотр фрагмента мультфильма (перед смертью бабка дает наставление Илье) http://video.mail.ru/bk/sharakova/_myvideo/7.html?liked=1
- Как вы думаете, обрадовался ли Илья полученному наследству? Какие ассоциации у вас возникают при слове «наследство
(Удивляет то, что встреча с волшебством происходит в обычной жизни с простыми людьми, такими как Ильяо. Бажов приблизил сказку к были, придал ей достоверность.)
События происходят «в заводе». Главными героями можно назвать Илью, Двоерылко и Синюшку. Добрые чувства вызывает Илья, поскольку он простой паренек, не жаждущий наживы.
(«Синюшкин колодец» рассказывает о простом пареньке Илье, которому от бабки досталось наследство – три перышка да множетсво советов. Следуя им, он становится богатым и встречает свою любовь).
(Не обрадовался, однако выбрасывать не стал и советам бабкиным все же последовал. При слове возникают ассоциации с богатством, драгоценностями
Личностные результаты:
1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;
Познавательные УУД:
1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;
2. разграничивать основную и дополнительную информацию;
3. преобразовывать и сохранять информацию .
Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности
2. Освоение способов совместной деятельности
VI. Закрепление
Цель – зафиксировать новые знания
5
Составление рассказа об Илье.
Вывод: Бажов воспевает в своем сказе любовь к труду, гордость своим мастерством, непрестанное стремление совершенствоваться.
Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится об Илье.
Личностные результаты:
1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду;
Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности
Регулятивные УУД:
1. высказывать предположения на основе наблюдений;
2. самостоятельно делать выводы;
VII. Самостоятельная работа спо тексту
Цель – тренировать способность к самоконтролю
5
Работа над языком сказа, особенностями речи героев.
-Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа (описания героев, их поступков).
-От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое мнение нужно обосновать.
-Почему же сказ называется «Синюшкин колодец», а не «Трудолюбивый и мудрый Илья», например, ведь главным героем является он?
Выполняют в парах
(Услышали они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что написан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик — одно лицо.)
(Желание Ильи доказать Синюшке, что он не пустослов, что он многое умеет и самое главное – умеет добиваться поставленной цели, позволяет Синюшке проникнуться к нему и наградить его богатствами, за которыми до него приходили многие. Колодец – тот образ, который во многом помогает ему в этом).
Коммуникативные УУД:
1. Освоение способов совместной деятельности
Познавательные УУД:
1. делать выводы, обобщения;
2. осуществлять самоконтроль и самооценку;
3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.
VIII. Итог урока. Рефлексия
Цель – зафиксировать новое содержание
- 3
- Устное рисование «синюшкиного колодца».
- Чем заканчивается сказ?
Выполняют задание устно.
Сказ «Синюшкин колодец» заканчивается тем, что Илья становится богатым и женится на Синюшке. Только, к сожалению, в конце сказа они умирают.
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.
IX. Домашнее задание.
3
1.Подготовить выразительное чтение отрывка из сказа.
2.Нарисуйте иллюстрацию к сказу или одному из эпизодов.
3. Ответьте на вопрос: «Можете ли вы теперь, зная сказ, о чем-то недостижимом, ускользающем и загадочном сказать «синюшкин колодец»? Попробуйте раскрыть это иносказание в какой-нибудь обычной истории (письменно).