kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

П.П.Бажов .Сказ «Синюшкин колодец»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель русского языка и литературы МБОУ Наримановского района «СОШ№11» В.Ф. Халяпина. Технологическая карта урока литературы в 5 классе.   

 

 

    

Тема

П.П.Бажов .Сказ «Синюшкин колодец» 3 часа, 2ой урок

УМК

Учебник по литературе.5 класс. Часть первая. под ред. Б.А. Ланина. М., «Вентана-граф»,2012.

Цель

 

Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки.  Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Ильи , проблемы и тайны жизни)

 

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

 

Знать содержание  сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать отличительные признаки сказа.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

 

Интерес к изучению языка; способность к самооцен­ке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

 

Основные понятия

Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог; сказ.

 

Межпредметные связи

 Окружающий мир, речь и культура речи.

 

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник,

 презентация

 

Тип урока

Урок открытия нового знания.

 

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.момент

Цель. Включение в деят-ть

2

Приветствие. Включение в деятельность – задание.

Чтение скороговорки.

 

Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс

 

II.

Мотивация к учебной деятельности

Цель – определение содержательных рамок урока

4

Проверка Домашнего задания.

Читаются слова некоторых героев из текста «Синюшкин колодец» либо описание героев, учащимся необходимо определить, кто в тексте говорит эти слова, либо чьё это описание.

 

Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке?

Применяя ранее полученные знания, определяют, кто говорит реплики, к какому герою подходит описание.

 

 

 

 

Предполагают, что будем говорить об Илье.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

 

III. Актуализация и углубление изученного

 

Цель –актуализация знаний

10

1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о П.П.Бажове.

 

Затем учащиеся задают вопросы классу по теме увиденного и услышанного.

— Какие события жизни Бажова помогли ему стать автором  сказов?

— Что такое сказ? Чем отличается он от сказки?

— Как учился П. Бажов и каким образом получил он доступ к сокровищам библиотеки?

— Какие сказители тебе известны?

2. Вспомните отличительные признаки СКАЗА

3. Определение структуры текста

4. Определение рамок структуры текста сказа «Синюшкин колодец»

 

Внимательно  слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Реальные события, герои, место, где происходит действие

Завязка, кульминация, развязка

Называют по содержанию текста.

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Физкультминутка

2

 

 

 

V. Работа с текстом

 Цель -развитие читательских умений.

 

 

6

Беседа  по  содержанию сказа  «Синюшкин колодец».

-Что удивило или, может быть, даже поразило во время чте­ния сказа? Что показалось необычным или непривычным?

 

 

 

 

-Где происходят события сказа? Каких героев можно назвать  главными? Кто из героев сказа вызывает добрые чувства? Почему?

 

 

 

 

 

-О чем рассказывает «Синюшкин колодец»?

-Почему Данило разбил свою чашу, но оставил чашу, сделан­ную на заказ? Что мучило его?

 

 

 

 

 

Просмотр фрагмента мультфильма (перед смертью бабка дает наставление Илье) http://video.mail.ru/bk/sharakova/_myvideo/7.html?liked=1

- Как вы думаете, обрадовался ли Илья полученному наследству? Какие ассоциации у вас возникают при слове «наследство

 

(Удивляет то, что встреча с волшебством происходит в обычной жизни с простыми людьми, такими как Ильяо. Бажов приблизил сказку к были, придал ей достоверность.)

 

События происходят «в заводе». Главными героями можно назвать Илью, Двоерылко и Синюшку. Добрые чувства вызывает Илья, поскольку он простой паренек, не жаждущий наживы.

 

 

 

 

(«Синюшкин колодец» рассказывает о простом пареньке Илье, которому от бабки досталось наследство – три перышка да множетсво советов. Следуя им, он становится богатым и встречает свою любовь).

 

 

 

 

(Не обрадовался, однако выбрасывать не стал и советам бабкиным все же последовал. При слове возникают ассоциации с богатством, драгоценностями

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .

 

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

VI. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

5

Составление  рассказа  об Илье.

 

Вывод: Бажов воспевает в своем сказе любовь к труду, гордость своим мастерством, непрестанное стремление совершенствоваться.

 

Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится об Илье.

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VII. Самостоятельная работа спо тексту

 

Цель – тренировать способность к самоконтролю

5

Работа  над  языком  сказа, особенностями  речи  героев.

-Приведите примеры  яркости, выразительности  языка  сказа (описания героев, их поступков).

-От чьего лица идет повествование: от лица автора или рас­сказчика? Свое мнение нужно обосновать.

 

-Почему же сказ называется «Синюшкин колодец», а не «Трудолюбивый и мудрый Илья», например, ведь главным героем является он?  

Выполняют в парах

 

(Услыша­ли они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что на­писан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик — одно лицо.)

 

(Желание Ильи доказать Синюшке, что он не пустослов, что он многое умеет и самое главное – умеет добиваться поставленной цели, позволяет Синюшке проникнуться к нему и наградить его богатствами, за которыми до него приходили многие. Колодец – тот образ, который во многом помогает ему в этом).

Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

VIII. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

  1. 3
  1. Устное рисование «синюшкиного колодца».
  2. Чем заканчивается сказ?

Выполняют задание устно.

Сказ «Синюшкин колодец» заканчивается тем, что Илья становится богатым и женится на Синюшке. Только, к сожалению, в конце сказа они умирают.

 

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.

IX. Домашнее задание.

3

1.Подготовить выразительное чтение отрывка из сказа.

2.Нарисуйте иллюстрацию к сказу или одному из эпизодов.

3. Ответьте на вопрос: «Можете ли вы теперь, зная сказ, о чем-то недостижимом, ускользающем и загадочном сказать «синюшкин колодец»? Попробуйте раскрыть это иносказание в какой-нибудь обычной истории (письменно).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 











 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«П.П.Бажов .Сказ «Синюшкин колодец» »

Учитель русского языка и литературы МБОУ Наримановского района «СОШ№11» В.Ф. Халяпина. Технологическая карта урока литературы в 5 классе.



Тема

П.П.Бажов .Сказ «Синюшкин колодец» 3 часа, 2ой урок

УМК

Учебник по литературе.5 класс. Часть первая. под ред. Б.А. Ланина. М., «Вентана-граф»,2012.

Цель


Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Ильи , проблемы и тайны жизни)

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать отличительные признаки сказа.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению языка; способность к самооцен­ке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Основные понятия

Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог; сказ.

Межпредметные связи

Окружающий мир, речь и культура речи.

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник,

презентация

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая



























Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.момент

Цель. Включение в деят-ть

2

Приветствие. Включение в деятельность – задание.

Чтение скороговорки.


Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс


II.

Мотивация к учебной деятельности

Цель – определение содержательных рамок урока

4

Проверка Домашнего задания.

Читаются слова некоторых героев из текста «Синюшкин колодец» либо описание героев, учащимся необходимо определить, кто в тексте говорит эти слова, либо чьё это описание.


Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке?

Применяя ранее полученные знания, определяют, кто говорит реплики, к какому герою подходит описание.





Предполагают, что будем говорить об Илье.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;


III. Актуализация и углубление изученного


Цель –актуализация знаний

10

1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о П.П.Бажове.


Затем учащиеся задают вопросы классу по теме увиденного и услышанного.

  • Какие события жизни Бажова помогли ему стать автором сказов?

  • Что такое сказ? Чем отличается он от сказки?

  • Как учился П. Бажов и каким образом получил он доступ к сокровищам библиотеки?

  • Какие сказители тебе известны?

2. Вспомните отличительные признаки СКАЗА

3. Определение структуры текста

4. Определение рамок структуры текста сказа «Синюшкин колодец»


Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы.









Реальные события, герои, место, где происходит действие

Завязка, кульминация, развязка

Называют по содержанию текста.

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Физкультминутка

2



V. Работа с текстом

Цель -развитие читательских умений.



6

Беседа по содержанию сказа «Синюшкин колодец».

-Что удивило или, может быть, даже поразило во время чте­ния сказа? Что показалось необычным или непривычным?





-Где происходят события сказа? Каких героев можно назвать главными? Кто из героев сказа вызывает добрые чувства? Почему?





-О чем рассказывает «Синюшкин колодец»?

-Почему Данило разбил свою чашу, но оставил чашу, сделан­ную на заказ? Что мучило его?






Просмотр фрагмента мультфильма (перед смертью бабка дает наставление Илье) http://video.mail.ru/bk/sharakova/_myvideo/7.html?liked=1

- Как вы думаете, обрадовался ли Илья полученному наследству? Какие ассоциации у вас возникают при слове «наследство


(Удивляет то, что встреча с волшебством происходит в обычной жизни с простыми людьми, такими как Ильяо. Бажов приблизил сказку к были, придал ей достоверность.)


События происходят «в заводе». Главными героями можно назвать Илью, Двоерылко и Синюшку. Добрые чувства вызывает Илья, поскольку он простой паренек, не жаждущий наживы.





(«Синюшкин колодец» рассказывает о простом пареньке Илье, которому от бабки досталось наследство – три перышка да множетсво советов. Следуя им, он становится богатым и встречает свою любовь).





(Не обрадовался, однако выбрасывать не стал и советам бабкиным все же последовал. При слове возникают ассоциации с богатством, драгоценностями

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .


Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

VI. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

5

Составление рассказа об Илье.


Вывод: Бажов воспевает в своем сказе любовь к труду, гордость своим мастерством, непрестанное стремление совершенствоваться.


Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится об Илье.

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VII. Самостоятельная работа спо тексту


Цель – тренировать способность к самоконтролю

5

Работа над языком сказа, особенностями речи героев.

-Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа (описания героев, их поступков).

-От чьего лица идет повествование: от лица автора или рас­сказчика? Свое мнение нужно обосновать.


-Почему же сказ называется «Синюшкин колодец», а не «Трудолюбивый и мудрый Илья», например, ведь главным героем является он?

Выполняют в парах


(Услыша­ли они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что на­писан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик — одно лицо.)


(Желание Ильи доказать Синюшке, что он не пустослов, что он многое умеет и самое главное – умеет добиваться поставленной цели, позволяет Синюшке проникнуться к нему и наградить его богатствами, за которыми до него приходили многие. Колодец – тот образ, который во многом помогает ему в этом).

Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.


VIII. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

  1. 3

  1. Устное рисование «синюшкиного колодца».

  2. Чем заканчивается сказ?

Выполняют задание устно.

Сказ «Синюшкин колодец» заканчивается тем, что Илья становится богатым и женится на Синюшке. Только, к сожалению, в конце сказа они умирают.


Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.

IX. Домашнее задание.

3

1.Подготовить выразительное чтение отрывка из сказа.

2.Нарисуйте иллюстрацию к сказу или одному из эпизодов.

3. Ответьте на вопрос: «Можете ли вы теперь, зная сказ, о чем-то недостижимом, ускользающем и загадочном сказать «синюшкин колодец»? Попробуйте раскрыть это иносказание в какой-нибудь обычной истории (письменно).



























































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
П.П.Бажов .Сказ «Синюшкин колодец»

Автор: Халяпина Венера Фирдинатовна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103850


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства