Анализ художественного произведения "А.С. Пушкин «Станционный смотритель»"
Анализ художественного произведения "А.С. Пушкин «Станционный смотритель»"
Урокпродолжит обучение анализу художественного произведения, позволит выяснить, какими нравственными ценностями должен обладать человек, как складываются отношения между отцом и дочерью, Самсоном Выриным и Дуней, и какие должны быть взаимоотношения родителей и детей в семье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ художественного произведения "А.С. Пушкин «Станционный смотритель»"»
Тема. Анализ художественного произведения. А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
Цели урока:
продолжить обучение анализу художественного произведения, выяснить, какими нравственными ценностями должен обладать человек, как складываются отношения между отцом и дочерью, Самсоном Выриным и Дуней, и какие должны быть взаимоотношения родителей и детей в семье; сопоставить евангельскую притчу о блудном сыне с пушкинской историей;
совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов;
воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других; применение в повседневной жизни полученных на уроке знаний о взаимоотношениях родителей и детей; провести тест Рокича («Ценностные ориентации») для выяснения ценностей подростков.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, декорации и костюмы к сценке, Толковый словарь С. И. Ожегова, Книгин И. А. Словарь литературоведческих терминов, бланки с вопросами, романс Исаака Шварца «Я ехал к вам», притча Льва Толстого «Деревянная кормушка».
Тип урока: изучение литературного произведения.
Форма урока: аналитическая беседа, драматизация.
Эпиграф: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»
Евангелие. Пятая заповедь.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания (разыгрывание сценки «Встреча Самсона Вырина с Дуней в Петербурге»)
Учитель:
- В тексте повести данная сценка заняла несколько строк, а сколько проблем затронул автор!
- Как вы думаете, о какой проблеме во взаимоотношениях героев повести мы сегодня с вами будем говорить?
- Правильно, об отношении отца и дочери, о семейных взаимоотношениях.
II. Анализ эпиграфа и определение цели урока.
Учитель:
- Прочитайте слова, записанные на доске. Это эпиграф нашего урока.
- Как вы понимаете эти слова?
- Что значит почитать родителей?
Обучающиеся: «Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу). За это Бог обещает благополучную и долгую жизнь».
Учитель:
- Итак, запишите в тетрадь тему нашего урока: «Тридцать серебренников-цена любви или совести?»
- Скажите, что такое «нравственность»?
Обучающиеся (находят в Толковом словаре Ожегова С. И. ): «Нравственность-и, ж. Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. II прил. нравственный, -ая, -ое. Н. кодекс человека. »
Учитель:
- Верно, духовные качества человека, нормы, определяющие поведение человека, его поступки. Есть поступки, которые с точки зрения закона ненаказуемые, но есть и другой закон, закон совести.
Учитель:
- Что такое совесть?
Обучающиеся(находят в Толковом словаре Ожегова С. И) : (Совесть-и, ж. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н. Со спокойной совестью делать что-н. (будучи уверенным в своей правоте). Угрызения совести. Поступить по совести (как требует совесть). Этот поступок лежит (остается) на его совести (он несёт за это моральную ответственность).
Надо и с. знать (о чём-н. предосудительном: нельзя так делать, пора прекратить; разг. ). И как только у него совести хватило! (как он не постыдился, не постеснялся). * Свобода совести (офиц. ) — право исповедовать любую религию или быть атеистом. На совесть (сделать) (разг. ) — добросовестно, хорошо. Сработано на совесть. Для очистки совести (разг. ) — чтобы не обвинять потом себя в чём-н. По совести, по совести говоря, вводи, ел. — говоря откровенно. II прил. совестный, -ая, -ое (устар. )
Учитель:
- А теперь подумайте и скажите, что мы должны на сегодняшнем уроке выяснить?
Какова цель нашего урока?
- Верно, мы, на примере взаимоотношений Дуни и Самсона Вырина, должны выяснить, несут ли дети и родители нравственные страдания из-за ненадлежащего отношения друг к другу, мучает ли их совесть?
Запишем цель в тетрадь.
III. Анализ образа Дуни и Блудного сына.
Учитель:
- На предыдущих уроках мы говорили о названии произведения и Самсоне Вырине-главном герое. Давайте найдем в тексте характеристику героя, когда он жил с Дуней?
Обучающиеся: зачитывают: «Это человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, в длинном зеленом сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах»
Учитель:
- Найдите ключевые слова, характеризующие героя.
Обучающиеся: «свежий и бодрый».
Учитель:
- А какой предстает перед нами Дуня?
Обучающиеся :
- Путешественника поразила красота 14-летней девочки, он замечает в её поведении самолюбование, стремление понравиться гостю: он даже называет её «маленькой кокеткой». Дуня ведёт себя с гостем без робости и даже позволила поцеловать себя на прощание.
Учитель:
- Как смотритель относится к дочке? Найдите в тексте.
Обучающиеся :
- С любовью, он гордится ею. «Такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать»
Учитель:
- Несомненно, рассказчик — человек добрый, искренний, внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где живут эти добрые люди.
- Что он увидел?
Обучающиеся :
Гостю нравится обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской.
Учитель:
- И конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю о блудном сыне.
- Давайте вспомним из уроков ОПК, о чем эта притча?
На востоке в древности возник жанр притчи.
- Что же такое притча, давайте повторим?
Обучающиеся находят определение в Словаре литературоведческих терминов определение «притчи»