Урок литературы в 6 классе по теме А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
Урок литературы в 6 классе по теме А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
Урок по русскому языку в 6классе по теме А.С. Пушкин
«Станционный смотритель»
Цели и задачи урока:
-Научить анализу художественного произведения на основе повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
-Выяснить решение темы «блудных детей» в произведении, сравнить с библейской «Притчей о блудном сыне». -Воспитание чувства ответственности за свои поступки. -Вызвать у детей чувство сострадания, воспитывать уважительное отношение к родителям, воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.
Оформление урока.
Портрет А.С.Пушкина, презентация (кадры из художественного фильма «Станционный смотритель»1972г.) с музыкальным сопровождением).
Иллюстрации к притче «Возвращение блудного сына».
Листы со словами «Доброта», «Сострадание», «Забота», «Любовь».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе по теме А.С. Пушкин «Станционный смотритель»»
Урок по русскому языку в 6классе по теме А.С. Пушкин
«Станционный смотритель»
Цели и задачи урока:
-Научить анализу художественного произведения на основе повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
-Выяснить решение темы «блудных детей» в произведении, сравнить с библейской «Притчей о блудном сыне». -Воспитание чувства ответственности за свои поступки. -Вызвать у детей чувство сострадания, воспитывать уважительное отношение к родителям, воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.
Оформление урока.
Портрет А.С.Пушкина, презентация (кадры из художественного фильма «Станционный смотритель»1972г.) с музыкальным сопровождением).
Иллюстрации к притче «Возвращение блудного сына».
Листы со словами «Доброта», «Сострадание», «Забота», «Любовь».
Ход урока
1.Эмоциональный настрой на уроке.
(Встали в круг, взялись за руки.) Я хочу пожелать вам удачной работы на уроке.
Пусть этот день несёт нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.
Совесть-когтистый зверь, скребущий сердце.
А.С.Пушкин.
Слово учителя на фоне музыкиШварца «Я ехал к вам».
Данная повесть актуальна, привлекательна и очень интересна. Имя станционного смотрителя-Самсон Вырин-образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью.
Герой Пушкина-ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких степеней, были почти бесправными и беззащитными.
Присущи ли таким людям высокие помыслы и чувства. Благородство души?
Сейчас этот вопрос кажется странным. Во времена Пушкина мало кто отвечал на него положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными и духовными качествами.
-Почему повесть называется «Станционный смотритель?»
-Назовите главных героев повести.
2.Работа с книгой. Заполните таблицы.
Портрет: Человек лет50.Свежий и бодрый. Длинный зелёный сюртук с 3 медалями.
Жилище: Картинки, изображающие историю блудного сына. Горшки с бальзамином. Кровать с пёстрою занавеской.
Дуня на станции
Девочка лет14.Большие голубые глаза. Красота её меня поразила.
Занятия.
За перегородкой шила себе платье. Ею дом держался.
Портрет:
Но как он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина. Хилый старик.
Жилище:
Картинки, изображающие историю блудного сына. На окнах не было цветов, ветхость и небрежение.
У Минского
Одетая со всею роскошью моды. Сверкающие пальцы. Прекрасная барыня. Карета в шесть лошадей, Моська.
-Чем были вызваны эти перемены?
-Что мы узнали о дальнейшей судьбе смотрителя и его дочери?
-Объясните поведение гусара Минского, начиная с первых его минут появления на станции.
-Как живётся Дуне с Минским?
-А можно ли назвать её счастье безоблачным?
-Какую очень важную заповедь нарушила Дуня? (Почитай отца своего и мать смою).
-Почему Самсон Вырин спился и умер?
Работа в группах. (образные рисунки).
Вырин-дерево зелёно-чёрное.
Дуня- яблоко голубовато- красное.
Минский-ураган.
Вырин-подсолнух.
-Минский-туча.
2.Работа с тестами.
3.Собрать иллюстрации.
Вывод: Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть грех.
-Прошу всех встать! Мы вместе произнесём клятву, которую, я надеюсь, вы не забудете и будите ей верны.
Любовь к родителям
В душе я сберегу
Тепло родного дома
Навечно сохраню.
Сравнение Притчи и повести на сюжетном уровне.
Притча.
Сын уходит из дома
Никто не ищет его.
Сын вернулся домой нищий и голодный.
Радостная встреча сына с отцом.
Примирение и прощение.
Работа с эпиграфом. (кадр из фильма).
-Чем схожи и чем различны судьба Дуни и судьба героя библейской притчи? (оба уходят из дома против воли отца, обоих отец прощает, герои раскаялись. Но герой притчи прощён, а Дуня не получила прощения, и тем горше её слёзы).
-Обвиняете ли вы Дуню или защищаете? (Займи позицию).
-Над чем заставляет задуматься её судьба? (Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед самыми близкими нам людьми-родителями).
(По кругу пускаем мяч, и каждый высказывает своё мнение).
Оценивание работы. Рефлексия.
Моё состояние на уроке. (красный цвет-комфортно.
Синий-тревожно).
Домашнее задание.
1.Поступок, о котором я сожалею.
2.Можно ли назвать финал счастливым и почему?
3.Написать небольшое письмо Дуне.
Слово учителя.
И урок я бы закончила словами:
«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» - сказал когда-то Иисус. Звучит музыка. «Осенние листья» (вальс). А. Пугачёва.
Самоанализ урока
Вашему вниманию я предложила урок литературы в 6классе по теме «Станционный смотритель».
При постановке целей и задач урока я учитывала в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. Свой урок я назвала бы уроком общения. Красной нитью проходит тема воспитания. Моя важнейшая задача-заставить работать одновременно мысль и чувство ребят. Для этого создаю эмоциональный фон урока, ввожу какой-то «сюрприз», «изюминку». За правильные ответы я раздавала детям орешки. Почему? «Дедушка, дедушка! Орешков! -а он нас орешками и наделяет. Всё бывало. С нами возится»,-пишет А.С.Пушкин в повести.
«Изюминкой» стала клятва, которую мы произнесли вмести.
Любовь к родителям
В душе я сберегу.
Тепло родного дома
Навечно сохраню.
Кроме всего этого, я использую другие формы и методы, позволяющие решать мне проблему воспитания. Это творческое соавторство.
«Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
Цели и задачи данного урока были полностью выполнены. Считаю, что урок получился.