kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема:”Александр Сергеевич Пушкин «Станционный смотритель».«Кто виноват и что делать?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:”Александр Сергеевич Пушкин «Станционный смотритель».«Кто виноват и что делать?»

Цели:

- сформировать  представление об отношении «отцов» и «детей»;

- продолжить формирование умений и навыков анализа художественного произведения:

- воспитывать гуманное отношение к  людям низшего сословия, уважительное отношение к  членам семьи

Оборудование: слайды  «Музей станционного смотрителя», шесть шляп, скатерти на столы,  карточки- задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема:”Александр Сергеевич Пушкин «Станционный смотритель».«Кто виноват и что делать?» »

Тема:”Александр Сергеевич Пушкин «Станционный смотритель».«Кто виноват и что делать?»

Цели:

- сформировать представление об отношении «отцов» и «детей»;

- продолжить формирование умений и навыков анализа художественного произведения:

- воспитывать гуманное отношение к людям низшего сословия, уважительное отношение к членам семьи

Оборудование: слайды «Музей станционного смотрителя», шесть шляп, скатерти на столы, карточки- задания.


Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Мозговой штурм

На доске написано слово «Смотритель»

-Какие слова вы вспоминаете, читая его?

(Станционный, Вырин, притча, Дуня, Минский, ямщик, курьерская тройка, подорожная, тракт, отцы , дети. Выделение слов «отцы» и «дети».

Проблемный вопрос на уроке - отцы и дети: кто виноват и что делать?

  1. Словарная работа: (индивидуально пытаются объяснить значение слов)

Ямщик--------

Курьерская-------

Фельдъегерь---------

Подорожная------------

Тракт------------------

  1. Проверка домашнего задания

Чтение мини- сочинений на тему «Как понимает каждый из героев, что такое счастье»

  1. Формирование новых понятий.

Учитель:

(Показывает слайды и в это время рассказывает)

- А.С. Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч верст проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить, со многими смотрителями встречаться. Не менее 13 раз бывал он на Вырской станции, возможно, и фамилия главного героя повести Самсона Вырина образована от названия почтовой станции. Перед вами иллюстрации «Дом станционного смотрителя» Это первый в нашей стране музей литературного героя. Он создан по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам. Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции.

Звон бубенцов, храп лошадей, скрип полозьев… как знакома была эта картина русскому человеку 19 столетия!

Путешествия по почтовым трактам, медлительные, с долгим «сидением» на станциях, становились для современников Пушкина настоящим событием.

Вы видите интерьер «смиренной, но опрятной обители» станционного смотрителя и его дочери. Кажется, сейчас войдет с улицы хозяин, «человек лет 50, свежий, бодрый, в длинном зеленом сюртуке, с тремя медалями на полинялых лентах», и произнесет знакомое: «Эй, Дуня! Поставь самовар, да сходи за сливками», - и из-за перегородки выйдет голубоглазая красавица.

6.Учитель:

- На предыдущем уроке мы вспоминали с вами притчу о блудном сыне, так как на почетном месте висели картинки, передающие содержание этой притчи. У Пушкина ничего случайного не бывает. Как предопределили эти картинки, постоянно висевшие у героев перед глазами, их взгляд на жизнь?

(Вырин даже мысли не допускает о том, что его дочь может быть счастлива. Дуня же, возможно, поэтому и убегает из дому. Она плачет. Наверное, она переживает о том, что ее ждет, но хочется испытать другой судьбы).


7. Сейчас вы попробуете проанализировать поступки героев повести шестью разными способами мышления. Посмотрите инсценировку «Притчи о старом Шляпнике и его сыновьях»

Автор: Жил был старый мудрый Шляпник. Имел он золотые руки и прекрасную душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы. Просветленными и веселыми, решительными и твердыми духом выходили из мастерской люди, унося свой заказ. Очень благодарны были люди Мастеру за чудесные шляпы, в которых таился Великий Секрет Великого Мастера. Шли годы; умер старик, оставив в наследство своим сыновьям шесть шляп.


1-й сын: «Я возьму себе шляпу белого цвета. Она так изящна, я буду в ней красоваться на балах».

2-й сын: «А я выбираю черную шляпу. Она не менее изящна и подойдет к любому костюму».

3-й сын: «Мне нравится желтая шляпа. Это цвет солнца, радости, богатства, а это мне так необходимо».

4-й сын: «Пусть моей шляпой станет красная. Я всегда буду заметен в толпе».

5-й сын: « Зеленая шляпа напоминает мне зеленый луг и поле, деревья и цветы. Может быть, она поможет осуществиться моей мечте».

6- сын: «Мне достается синяя шляпа, и я очень рад этому, синий цвет – цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту вот мое призвание.

Автор: Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны. Спустя много лет они встретились под крышей отцовской мастерской и рассказали друг другу о том, как сложились их судьбы.


1–й сын (белая шляпа): Я стал уважаемым человеком благодаря своей беспристрастности. Факты, цифры, хроника событий стали для меня важнее всего на свете.

2-й сын (черная шляпа): Я же все происходящее стал видеть в черном свете.

3-й сын (желтая шляпа): Я иду по жизни, радуясь каждому дню. Ничто не пугает меня. Я верю в красоту, добро, справедливость, свет.

4-й сын (красная шляпа): Я человек чувствительный и живу во власти эмоций, иногда это мне очень мешает, потому что чувства заглушают голос разума.

5-й сын (зеленая шляпа): Я могу все, что вижу, слышу, чувствую, превращать в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы и повести.

6-й сын (синяя шляпа): Мне суждено было стать мыслителем, исследователем. Я всегда добиваюсь своей цели, никогда не отступаю перед трудностями. Для меня нет ничего недосягаемого.

8. Работа в группах.

1. Белая шляпа (белый стол)

- Какие события произошли в этой повести? Назовите имена героев. (Вопрос выкладывается на стол. Учащиеся обсуждают вопрос, готовятся отвечать)

2. Черная шляпа (черный стол)

- Что плохого, трагичного для героев повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным во всей этой истории?

3. Желтая шляпа (желтый стол)

- Какие вы видите положительные, светлые стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.

4. Красная шляпа (красный стол).

- Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.

5. Зеленая шляпа (зеленый стол).

- Как, по- вашему, следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Аргументируйте свой ответ. Вообще в этой ситуации что-то могло зависеть?

6. Синяя шляпа (синий стол).

- Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Аргументируйте свой ответ.

9. Ответы на предложенные вопросы. Выступление представителей каждой группы. (Учащиеся других групп могут выступать, задавать вопросы, делать добавления)

10. Заключительное задание для всех учащихся.

Учитель:

- Какие бы вы вопросы задали Авдотье Самсоновне, плачущей на могиле отца?

- Какие бы высказали бы ей пожелания?

- Как эта история связана с вечной проблемой взаимоотношение поколений «отцов» и «детей»?

11. Итог урока.

Учитель: Пушкин поднимает вечную проблему взаимоотношений «отцов» и «детей». Он не оценивает поступки героев, как это делали мы, читатели. И каждый из нас проецирует данные события на свою жизнь.

  1. Домашнее задание

Прочитайте сцены «Самсон Вырин и Минский в гостиничном номере», «Последняя встреча с дочерью»,

Найти строчки, раскрывающие авторское отношение к герою повести Самсону Вырину.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дружбина Надежда Ивановна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157446


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства