kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Всепрощающая сила родительской любви" А.С.Пушкин "Станционный смотритель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Всепрощающая сила родительской любви.

(Притча о блудном сыне, повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)

Форма: Урок нравственности.

Цель: Рассмотреть идейное содержание притчи и повести, научить видеть общее в разных художественных произведениях. Вызвать учащихся на размышление, раздумье над вопросами человеческой жизни, развивать умение самостоятельно мыслить, желание спорить, высказывать своё мнение. Вызвав эмоциональный отклик, выйти на творческое задание. Воспитание нравственных идеалов: любовь и уважение к родителям.

Методы: Сотрудничество, интерактив, ТРИЗ.

Оборудование:

1.10 заповедей (Возлюби ближнего своего как самого себя, не сотвори себе кумира, не убий, не укради, не завидуй, чти отца своего и мать свою, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего)

2.Стихотворения «Мама», «Запоздалая песня».

3. Высказывания М.Горького, Омар Хайяма, индийская мудрость, русские пословицы.

4. Окно с занавесками, цветок герани, иконка.

Ход урока: 1)Оргмомент (тема, цели)

  1. Упражнение: дети по кругу говорят, как ласково называют их родители – мама или папа.
  2. Учитель читает стихотворение «Мама» и просит определить тему урока (тему заранее не писать).

                                                                        Что имеем не храним,

                                                                        Потерявши, плачем.

                                                                                                      Пословица.

                                                                        Умел грешить, умей и каяться.

                                                                                                      Пословица.

                           Мама

Там далеко – далеко в тихом городе,

Посреди земли одна в тёмной комнате,

О спасении моём богу молится-

Полуночная моя богомолица.

Об одном она молит: «Храни, господи!»

И всю ночь в окне горят свечи восковы,

Чтобы веру и любовь потерявшая –

Свет нашла душа моя заплутавшая.

Мама, мама, ты одна

Не предашь и не разлюбишь.

В мире этом и другом

Ты всегда со мной будешь.

Я к одной к тебе иду в сердце раненая.

Мама, мама, неведом путь, тьма бездонная.

И пророчат беды мне силы тёмные.

Но во тьме хранят меня две бессонницы.

Глаза мамы, да ещё богородицы.

Говорят, что никогда не любила я.

Знаешь, только ты одна моя милая –

Сколько раз судьбой без жалости битая,

Выживала я твоими молитвами.

 

Мы в 6 классе изучали древнегреческую, славянскую мифологию и литературу, теперь приступили к изучению библейской мифологии и литературы.

Притча – небольшой рассказ, заключающий в себе в иносказательном виде моральное или религиозное изучение.

Повесть – жанр повествовательной литературы, сложнее, чем рассказ.

В 19 веке в русской литературе появляется немало нравоописательных рассказов, повестей, герои которых люди «низшего сословия».

2) Работа в группах: 4 группы.

1. Обсуждение притчи и повести (у каждой группы своё задание).

2. Вживание в образ:

Окно в комнате станционного смотрителя.

(Учащиеся получали опережающее задание).

 Я – Дуняша               Я – Самсон Вырин

Каяться – признаваться                     В своём доме, смотря на картинки о

В своих ошибках, осознавать           блудном сыне, висящие на стене,

Свою вину.                                             Ждёт возвращения и раскаяния

Какова же природа раскаяния?       Блудной дочери, он готов её

Что происходит в человеческой       принять и простить, но не дождался,

Душе, прежде чем человек               умер.

Попросит прощение?

  1. Сравнительный анализ (у каждой группы схема).

1.Кто главные герои притчи и повести?

2.Что совершают главные герои?

3.Кто переживает за судьбы героев?

4.Что происходит с героями, когда они возвращаются в отчий дом?

5.В чем повезло блудному сыну и блудной дочери?

6.В библии говорится....? (да прощен будет раскаявшийся)

7.В чем главная мысль притчи и повести?

 

  1. В нашем анализе есть заповедь, а какие ещё библейские заповеди вы знаете? (раздать заповеди и обсудить).
  2. Какими качествами должен обладать сын и дочь? (вырезать лепестки цветка и на них писать)

Положительные качества – любовь к родителям, уважение, почитание родителей, сочувствие, просить прощение, сопереживание, взаимопонимание, доброта.

Какие отрицательные качества дочь или сын должны искоренять в себе, по отношению к родителям.

Отрицательные качества – эгоизм, обман, клевета, предательство, безразличие, себялюбие, безответственность, грубость, не обижать.

  1. «Запоздалая песня» (стихотворение)

 

Жила на свете птица синяя.

Росли у птицы сыновья,

Такие же, как мать, красивые

И радовалась птица синяя.

И в лютые морозы грела их,

И ласковые песни пела им.

Чего для них она не делала,

Пока совсем не стала белою.

И вот они большие – сильные –

Взмахнули на прощанье крыльями

Да скрылись поутру за далями,

Оставив мать с её печалями.

С тех пор прошло немало долгих лет-

Давно уже на свете мамы нет.

Но часто над седой осиною

Кружатся с криком птицы синие.

Опомнились, вернулись к старости,

И песня поздней благодарности-

Холодными ветрами осени

К родимому гнезду доносится.

 

  1. Притча о блудном сыне -  отражает тему отцов и детей в библейское время.

«Станционный смотритель» - 19 век.

А мы живём в каком веке? В 21 веке.

*Как вы думаете,происходят ли похожие ситуации в наше время?

*Да. Эта тема относится в литературе к вечным темам: Взаимоотношение отцов и детей!

*Мы познакомились сегодня с несколькими библейскими заповедями, а вы сейчас подумайте и напишите: МОИ ЗАПОВЕДИ ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ!

*Кто может с нами поделиться?!

8. Над темой нравственного становления человека всегда размышляли, размышляют и будут размышлять и знаменитые писатели, и философы, и психологи.

Перед вами мудрые высказывания, какое из них вам понятнее и ближе всего и почему? (обоснуйте).

Сколько достоинств у человека, столько и пороков (индийская мудрость)

Любовь к родителям- основа добродетели. Н.Радищев

Нет людей чисто беленьких или чисто черненьких- люди все пестрые. М.Горький

9.Я рада, что вы сегодня были со мной, были друг с другом, надеюсь, что ни один из вас не остался равнодушен к героям нашего урока, к заповедям из библии, и каждый из вас, если хоть на капельку станет заботливее и добрее к родителям, то мы не зря потратили время!

Итог: Объявление оценок за урок «5» - 6, «4» - 10, «3» - 0.

Лирические откровения:

Повесть Пушкина прочтя,

 мы увидели, как распалась семья.

Самсон Вырин очень страдал,

Так как Дуню гусар обманом забрал.

Вырин умер, его забрала земля,

 Но Дуня, почему так  к отцу отнеслась она?

Мы задумались тоже, как надо жить,

Любить родителей своих –

 им помогать и чтить.

Мы на уроке повесть изучали,

И притчу о блудном сыне узнали,

Вживались в образ Дуни и её отца,

Старались пропустить их через себя.

Мы состраданию учились и любви,

С урока вынесли мы выводы свои.

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Всепрощающая сила родительской любви" А.С.Пушкин "Станционный смотритель" »

КГУ «Белоусовская средняя школа №1»










Разработка открытого урока

«Всепрощающая сила

родительской любви»

Урок нравственности



Подготовила: учитель

литературы

Ниязова С.Г.







2015год.

Тема: Всепрощающая сила родительской любви.

(Притча о блудном сыне, повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)

Форма: Урок нравственности.

Цель: Рассмотреть идейное содержание притчи и повести, научить видеть общее в разных художественных произведениях. Вызвать учащихся на размышление, раздумье над вопросами человеческой жизни, развивать умение самостоятельно мыслить, желание спорить, высказывать своё мнение. Вызвав эмоциональный отклик, выйти на творческое задание. Воспитание нравственных идеалов: любовь и уважение к родителям.

Методы: Сотрудничество, интерактив, ТРИЗ.

Оборудование:

1.10 заповедей (Возлюби ближнего своего как самого себя, не сотвори себе кумира, не убий, не укради, не завидуй, чти отца своего и мать свою, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего)

2.Стихотворения «Мама», «Запоздалая песня».

3. Высказывания М.Горького, Омар Хайяма, индийская мудрость, русские пословицы.

4. Окно с занавесками, цветок герани, иконка.

Ход урока: 1)Оргмомент (тема, цели)

  1. Упражнение: дети по кругу говорят, как ласково называют их родители – мама или папа.

  2. Учитель читает стихотворение «Мама» и просит определить тему урока (тему заранее не писать).

Что имеем не храним,

Потерявши, плачем.

Пословица.

Умел грешить, умей и каяться.

Пословица.

Мама

Там далеко – далеко в тихом городе,

Посреди земли одна в тёмной комнате,

О спасении моём богу молится-

Полуночная моя богомолица.

Об одном она молит: «Храни, господи!»

И всю ночь в окне горят свечи восковы,

Чтобы веру и любовь потерявшая –

Свет нашла душа моя заплутавшая.

Мама, мама, ты одна

Не предашь и не разлюбишь.

В мире этом и другом

Ты всегда со мной будешь.

Я к одной к тебе иду в сердце раненая.

Мама, мама, неведом путь, тьма бездонная.

И пророчат беды мне силы тёмные.

Но во тьме хранят меня две бессонницы.

Глаза мамы, да ещё богородицы.

Говорят, что никогда не любила я.

Знаешь, только ты одна моя милая –

Сколько раз судьбой без жалости битая,

Выживала я твоими молитвами.


Мы в 6 классе изучали древнегреческую, славянскую мифологию и литературу, теперь приступили к изучению библейской мифологии и литературы.

Притча – небольшой рассказ, заключающий в себе в иносказательном виде моральное или религиозное изучение.

Повесть – жанр повествовательной литературы, сложнее, чем рассказ.

В 19 веке в русской литературе появляется немало нравоописательных рассказов, повестей, герои которых люди «низшего сословия».

2) Работа в группах: 4 группы.

1. Обсуждение притчи и повести (у каждой группы своё задание).

2. Вживание в образ:

Окно в комнате станционного смотрителя.

(Учащиеся получали опережающее задание).

Я – Дуняша Я – Самсон Вырин

Каяться – признаваться В своём доме, смотря на картинки о

В своих ошибках, осознавать блудном сыне, висящие на стене,

Свою вину. Ждёт возвращения и раскаяния

Какова же природа раскаяния? Блудной дочери, он готов её

Что происходит в человеческой принять и простить, но не дождался,

Душе, прежде чем человек умер.

Попросит прощение?

  1. Сравнительный анализ (у каждой группы схема).

1.Кто главные герои притчи и повести?

2.Что совершают главные герои?

3.Кто переживает за судьбы героев?

4.Что происходит с героями, когда они возвращаются в отчий дом?

5.В чем повезло блудному сыну и блудной дочери?

6.В библии говорится....? (да прощен будет раскаявшийся)

7.В чем главная мысль притчи и повести?


  1. В нашем анализе есть заповедь, а какие ещё библейские заповеди вы знаете? (раздать заповеди и обсудить).

  2. Какими качествами должен обладать сын и дочь? (вырезать лепестки цветка и на них писать)

Положительные качества – любовь к родителям, уважение, почитание родителей, сочувствие, просить прощение, сопереживание, взаимопонимание, доброта.

Какие отрицательные качества дочь или сын должны искоренять в себе, по отношению к родителям.

Отрицательные качества – эгоизм, обман, клевета, предательство, безразличие, себялюбие, безответственность, грубость, не обижать.

  1. «Запоздалая песня» (стихотворение)


Жила на свете птица синяя.

Росли у птицы сыновья,

Такие же, как мать, красивые

И радовалась птица синяя.

И в лютые морозы грела их,

И ласковые песни пела им.

Чего для них она не делала,

Пока совсем не стала белою.

И вот они большие – сильные –

Взмахнули на прощанье крыльями

Да скрылись поутру за далями,

Оставив мать с её печалями.

С тех пор прошло немало долгих лет-

Давно уже на свете мамы нет.

Но часто над седой осиною

Кружатся с криком птицы синие.

Опомнились, вернулись к старости,

И песня поздней благодарности-

Холодными ветрами осени

К родимому гнезду доносится.


  1. Притча о блудном сыне - отражает тему отцов и детей в библейское время.

«Станционный смотритель» - 19 век.

А мы живём в каком веке? В 21 веке.

*Как вы думаете,происходят ли похожие ситуации в наше время?

*Да. Эта тема относится в литературе к вечным темам: Взаимоотношение отцов и детей!

*Мы познакомились сегодня с несколькими библейскими заповедями, а вы сейчас подумайте и напишите: МОИ ЗАПОВЕДИ ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ!

*Кто может с нами поделиться?!

8. Над темой нравственного становления человека всегда размышляли, размышляют и будут размышлять и знаменитые писатели, и философы, и психологи.

Перед вами мудрые высказывания, какое из них вам понятнее и ближе всего и почему? (обоснуйте).

Сколько достоинств у человека, столько и пороков (индийская мудрость)

Любовь к родителям- основа добродетели. Н.Радищев

Нет людей чисто беленьких или чисто черненьких- люди все пестрые. М.Горький

9.Я рада, что вы сегодня были со мной, были друг с другом, надеюсь, что ни один из вас не остался равнодушен к героям нашего урока, к заповедям из библии, и каждый из вас, если хоть на капельку станет заботливее и добрее к родителям, то мы не зря потратили время!

Итог: Объявление оценок за урок «5» - 6, «4» - 10, «3» - 0.

Лирические откровения:

Повесть Пушкина прочтя,

мы увидели, как распалась семья.

Самсон Вырин очень страдал,

Так как Дуню гусар обманом забрал.

Вырин умер, его забрала земля,

Но Дуня, почему так к отцу отнеслась она?

Мы задумались тоже, как надо жить,

Любить родителей своих –

им помогать и чтить.

Мы на уроке повесть изучали,

И притчу о блудном сыне узнали,

Вживались в образ Дуни и её отца,

Старались пропустить их через себя.

Мы состраданию учились и любви,

С урока вынесли мы выводы свои.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Всепрощающая сила родительской любви" А.С.Пушкин "Станционный смотритель"

Автор: Ниязова Светлана Геннадьевна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167343


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства