kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С.Пушкин «Станционный смотритель».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: А.С.Пушкин «Станционный смотритель».

Герои произведения «Станционный смотритель». Трагедия Самсона Вырина.

Цель урока: Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы  «блудных» детей на примере образа Дуни.

Задачи:

Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести; совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; формировать навыки анализа художественного текста.

Развивающие: развивать логическое мышление, аналитическое мышление учащихся; совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родителям; воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.

Тип урока: урок анализ художественного произведения

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, слайды с иллюстрациями из произведения, фонограмма.

Ход урока

I.Организационный момент

II.  Проверка знаний учащихся.

1. Фронтальный опрос.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин «Станционный смотритель». »

Урок русской словесности в 6 классе

учитель СШ № 63 г. Астаны

Зайдильдинова Айсулу Жумашевна

Тема урока: А.С.Пушкин «Станционный смотритель».

Герои произведения «Станционный смотритель». Трагедия Самсона Вырина.

Цель урока: Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы «блудных» детей на примере образа Дуни.

Задачи:

Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести; совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; формировать навыки анализа художественного текста.

Развивающие: развивать логическое мышление, аналитическое мышление учащихся; совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родителям; воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.

Тип урока: урок анализ художественного произведения

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, слайды с иллюстрациями из произведения, фонограмма.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Проверка знаний учащихся.

1. Фронтальный опрос.

  • Творчество какого писателя мы изучаем?

  • Какую повесть прочитали на прошлом уроке?

  • С чего начинается повесть «Станционный смотритель»?(чтение фрагмента повести)

  • Что обозначало слово «Станция» во времена Пушкина? Кого называли станционным смотрителем? Что входило в его обязанности?

(Сообщение учащегося заранее подготовленного «Дорожный быт пушкинской поры»)

Обобщение

- Что по вашему , тяжелее всего было в положении этих людей, судя по прослушанной информации и по тому описанию, которое дает Пушкин.(унижение, бесправие,беззащитность)

  • Обратите внимание на эпиграф. Как вы его понимаете? Находится ли он в соответствии с пушкинским описанием? Почему Пушкин использовал слова князя П. Вяземского? (Чина «губернский регистратор » нет горькая ирония автора )

2. Постановка темы, задач урока.

– Имя станционного смотрителя - Самсон Вырин - образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. На далекой станции, на почтовом тракте , умер с горя станционный смотритель Самсон Вырин. Кто виноват в этом Дуня или он сам?Сегодня на уроке нам предстоит ответить на этот и другие вопросы. Мы проведем анализ повести «Станционный смотритель», поговорим о художественных и композиционных особенностях произведения, проследим историю жизни главных героев повести. Выясним, в чем же заключается трагедия Самсона Вырина. Ответим на главный вопрос , какой нравственный урок даёт нам Пушкин?

III. Анализ художественного текста с использованием приемов развивающего обучения.

  1. Работа над композиционными особенностями текста.

Аналитическая беседа

Определяем, что текст можно разделить на три части. (группа литературоведы )

  • 1 часть – встреча автора с Самсоном Выриным и его красавицей дочерью.

  • 2 часть – рассказ Самсона Вырина о судьбе Дуни.

  • 3 часть - литератор узнал о смерти станционного смотрителя и дальнейшей жизни его дочери.

  1. Работа над текстом повести (Текстологи)

Ваша задача - внимательно вглядеться в текст, ищите меткие пушкинские характеристики, описания, разъяснения. Отвечайте на вопросы только пушкинским текстом.

  • Каким предстал Самсон Вырин перед автором в первой встрече?

("Вижу как теперь , самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».)

  • Как выглядело жилище станционного смотрителя?

  • Как относился Самсон Вырин к дочери?

  • Какой была Дуня?

  • Счастлив ли Самсон Вырин? Почему жизнь «маленького человека» кажется ему счастливой?

  • Да, ребята, у них была семья

Ассоциация со словом «семья»

Делаем вывод:

Рядом со станционным смотрителем живет маленькое солнышко, которое преображает убогое жилище, есть любовь и преданность, что цены не имеет.

-Давайте вспомним, что такое притча?



  1. А что за история представлена в картинках, украшающих комнату?

Давайте эту историю пронаблюдаем в цитатах.

Запись тезисов по ходу беседы.

История блудного сына

1. «… Старик отпускает беспокойного юношу…»

2. «…изображено развратное поведение молодого человека…»

3. «…в лице раскаяние…»

«…в рубище пасет свиней и разделяет с ними трапезу…»

4.«…возвращается к отцу стоит на коленях…»

  • А что было под каждой картинкой ?

  • Какая меткая пушкинская характеристика бросается в глаза?

  • Как вы думаете, для чего Пушкин ввел в сюжет повести «Притчу о блудном сыне»? Это как – то касается Дуни и ее отца? Чем схожи и чем различны судьба Дуни и судьба героя библейской притчи? (Оба уходят из дома против воли отца, но обоих отец прощает, герои раскаялись. Дуня была счастлива, не вела распутную жизнь, но герой притчи прощен, а Дуня не получила прощения, и тем горше ее слезы).

Образ Дуни отчетливее вырисовывается из ее дальнейшего поведения.

  • Какой поступок девушки нагнетает чувство тревоги? (Поцелуй)

Прошло три года. Судьба вновь забрасывает автора на забытую богом станцию.

Ищем цитаты ответы.

  • Найдите в повести другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете?

Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).

  • Как изменилось его жилище ?

  • Чем вызваны были эти перемены? О Ком спросил автор Самсона?

  • Записи в тетради выход на понятие - антитеза.

Делаем вывод? Через три года рассказчик не узнал станционного смотрителя, потому что солнышко его закатилось, жизнь потеряла смысл. Солнышко теперь освещает жизнь другого - молодого гусара, поклявшегося смотрителю, что Дуня будет счастливой. Давайте историю Дуни пронаблюдаем в цитатах.

Запись тезисов по ходу беседы.

История Дуни

  1. «…Дуня со станции отправилась с гусаром…»

  2. «…прекрасная барыня ехала в карете в шесть лошадей…»

  3. «…одетая со всею роскошью моды…с нежностью смотрела на Минского»

  4. «…легла здесь (на могилу отца ) и лежала долго…»

Перед вами репродукция Венециана «Дуня на могиле отца», а это репродукция с картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Какая история производит более тяжкое впечатление и почему?

Делаем вывод: раскаяние Дуни более мучительное, ведь она застала вместо отца могилу, и некому было сказать : «Прости!».

Дочь вернулась слишком поздно. До конца жизни нести ей тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти. Дуня предала отца.

  • А как вы думаете, простил бы отец Дуню?

  • Какую очень важную библейскую заповедь нарушила Дуня? (Почитай отца своего и мать свою).

  • Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед самыми близкими нам людьми - родителями).

  • Обвиняете ли вы Дуню или защищаете? (возможна дискуссия)

  • Найдите в повести «Станционный смотритель» цитату, в которой явно говорится о заблудшем человеке.(«Авось,- думал смотритель,- приведу я домой заблудшую овечку мою»).

Синквейн (родительская) любовь

Родительская любовь беспредельна. Это мы видим на картинке Рембрандта. Блудный сын и Дуня поняли, что родительская любовь – это то, без чего нельзя жить на свете. Дуне можно что-либо исправить?

  • Обвиняете ли вы Дуню или защищаете? (возможна дискуссия)

Рефлексия

Y. Проверка правильности решения проблемы. Рефлексия.

Запишем в тетрадях: «Почитать родителей – это:

1.      Любить их истинно и чистосердечно.

2.      Говорить о родителях  уважительно.

3.      Вставать перед ними.

4.      Стоять перед сидящими родителями.

5.      Предоставлять им лучшее место.

6.      Не перебивать  родителей в разговоре и не говорить одновременно с ними.

7.      Не начинать никакого  дела без согласия на то родителей.

8.      Не делать ничего, что может повредить доброму имени родителей и за что им будет стыдно.

Итог урока

Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

-Как вы думаете, актуально ли это произведение в наши дни?

- Чем оно актуально? (прослушивание криминальной хроники по бродяжничеству)

- Что вы унесете сегодня с урока? Над чем задумались?

- Каким высказыванием вы бы закончили урок (высказывания на слайде):

«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)

«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)

Будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.

Домашнее задание: написать эссе на тему:

- Виноваты ли герои Пушкина друг перед другом? Если да, то в чем?
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.С.Пушкин «Станционный смотритель».

Автор: Зайдильдинова Айсулу Жумашевна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 144957


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства