Герои произведения «Станционный смотритель». Трагедия Самсона Вырина.
Цель урока: Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы «блудных» детей на примере образа Дуни.
Задачи:
Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести; совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; формировать навыки анализа художественного текста.
Развивающие: развивать логическое мышление, аналитическое мышление учащихся; совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родителям; воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.
Тип урока: урок анализ художественного произведения
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, слайды с иллюстрациями из произведения, фонограмма.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Проверка знаний учащихся.
1. Фронтальный опрос.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин «Станционный смотритель». »
Урок русской словесности в 6 классе
учитель СШ № 63 г. Астаны
Зайдильдинова Айсулу Жумашевна
Тема урока: А.С.Пушкин «Станционный смотритель».
Герои произведения «Станционный смотритель». Трагедия Самсона Вырина.
Цель урока: Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы «блудных» детей на примере образа Дуни.
Задачи:
Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести; совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; формировать навыки анализа художественного текста.
Развивающие: развивать логическое мышление, аналитическое мышление учащихся; совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родителям; воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.
Тип урока: урок анализ художественного произведения
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, слайды с иллюстрациями из произведения, фонограмма.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Проверка знаний учащихся.
1. Фронтальный опрос.
Творчество какого писателя мы изучаем?
Какую повесть прочитали на прошлом уроке?
С чего начинается повесть «Станционный смотритель»?(чтение фрагмента повести)
Что обозначало слово «Станция» во времена Пушкина? Кого называли станционным смотрителем? Что входило в его обязанности?
- Что по вашему , тяжелее всего было в положении этих людей, судя по прослушанной информации и по тому описанию, которое дает Пушкин.(унижение, бесправие,беззащитность)
Обратите внимание на эпиграф. Как вы его понимаете? Находится ли он в соответствии с пушкинским описанием? Почему Пушкин использовал слова князя П. Вяземского? (Чина «губернский регистратор » нет горькая ирония автора )
2. Постановка темы, задач урока.
– Имя станционного смотрителя - Самсон Вырин - образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. На далекой станции, на почтовом тракте , умер с горя станционный смотритель Самсон Вырин. Кто виноват в этом Дуня или он сам?Сегодня на уроке нам предстоит ответить на этот и другие вопросы. Мы проведем анализ повести «Станционный смотритель», поговорим о художественных и композиционных особенностях произведения, проследим историю жизни главных героев повести. Выясним, в чем же заключается трагедия Самсона Вырина. Ответим на главный вопрос , какой нравственный урок даёт нам Пушкин?
III. Анализ художественного текста с использованием приемов развивающего обучения.
Работа над композиционными особенностями текста.
Аналитическая беседа
Определяем, что текст можно разделить на три части. (группа литературоведы )
1 часть – встреча автора с Самсоном Выриным и его красавицей дочерью.
2 часть – рассказ Самсона Вырина о судьбе Дуни.
3 часть - литератор узнал о смерти станционного смотрителя и дальнейшей жизни его дочери.
Работа над текстом повести (Текстологи)
Ваша задача - внимательно вглядеться в текст, ищите меткие пушкинские характеристики, описания, разъяснения. Отвечайте на вопросы только пушкинским текстом.
Каким предстал Самсон Вырин перед автором в первой встрече?
("Вижу как теперь , самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».)
Как выглядело жилище станционного смотрителя?
Как относился Самсон Вырин к дочери?
Какой была Дуня?
Счастлив ли Самсон Вырин? Почему жизнь «маленького человека» кажется ему счастливой?
Да, ребята, у них была семья
Ассоциация со словом «семья»
Делаем вывод:
Рядом со станционным смотрителем живет маленькое солнышко, которое преображает убогое жилище, есть любовь и преданность, что цены не имеет.
-Давайте вспомним, что такое притча?
А что за история представлена в картинках, украшающих комнату?
Давайте эту историю пронаблюдаем в цитатах.
Запись тезисов по ходу беседы.
История блудного сына
1. «… Старик отпускает беспокойного юношу…»
2. «…изображено развратное поведение молодого человека…»
3. «…в лице раскаяние…»
«…в рубище пасет свиней и разделяет с ними трапезу…»
4.«…возвращается к отцу стоит на коленях…»
А что было под каждой картинкой ?
Какая меткая пушкинская характеристика бросается в глаза?
Как вы думаете, для чего Пушкин ввел в сюжет повести «Притчу о блудном сыне»? Это как – то касается Дуни и ее отца? Чем схожи и чем различны судьба Дуни и судьба героя библейской притчи? (Оба уходят из дома против воли отца, но обоих отец прощает, герои раскаялись. Дуня была счастлива, не вела распутную жизнь, но герой притчи прощен, а Дуня не получила прощения, и тем горше ее слезы).
Образ Дуни отчетливее вырисовывается из ее дальнейшего поведения.
Какой поступок девушки нагнетает чувство тревоги? (Поцелуй)
Прошло три года. Судьба вновь забрасывает автора на забытую богом станцию.
Ищем цитаты ответы.
Найдите в повести другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете?
(«Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).
Как изменилось его жилище ?
Чем вызваны были эти перемены? О Ком спросил автор Самсона?
Записи в тетради выход на понятие - антитеза.
Делаем вывод? Через три года рассказчик не узнал станционного смотрителя, потому что солнышко его закатилось, жизнь потеряла смысл. Солнышко теперь освещает жизнь другого - молодого гусара, поклявшегося смотрителю, что Дуня будет счастливой. Давайте историю Дуни пронаблюдаем в цитатах.
Запись тезисов по ходу беседы.
История Дуни
«…Дуня со станции отправилась с гусаром…»
«…прекрасная барыня ехала в карете в шесть лошадей…»
«…одетая со всею роскошью моды…с нежностью смотрела на Минского»
«…легла здесь (на могилу отца ) и лежала долго…»
Перед вами репродукция Венециана «Дуня на могиле отца», а это репродукция с картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Какая история производит более тяжкое впечатление и почему?
Делаем вывод: раскаяние Дуни более мучительное, ведь она застала вместо отца могилу, и некому было сказать : «Прости!».
Дочь вернулась слишком поздно. До конца жизни нести ей тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти. Дуня предала отца.
А как вы думаете, простил бы отец Дуню?
Какую очень важную библейскую заповедь нарушила Дуня? (Почитай отца своего и мать свою).
Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед самыми близкими нам людьми - родителями).
Обвиняете ли вы Дуню или защищаете? (возможна дискуссия)
Найдите в повести «Станционный смотритель» цитату, в которой явно говорится о заблудшем человеке.(«Авось,- думал смотритель,- приведу я домой заблудшую овечку мою»).
Синквейн (родительская) любовь
Родительская любовь беспредельна. Это мы видим на картинке Рембрандта. Блудный сын и Дуня поняли, что родительская любовь – это то, без чего нельзя жить на свете. Дуне можно что-либо исправить?
Обвиняете ли вы Дуню или защищаете? (возможна дискуссия)
Рефлексия
Y. Проверка правильности решения проблемы. Рефлексия.
Запишем в тетрадях: «Почитать родителей – это:
1. Любить их истинно и чистосердечно.
2. Говорить о родителях уважительно.
3. Вставать перед ними.
4. Стоять перед сидящими родителями.
5. Предоставлять им лучшее место.
6. Не перебивать родителей в разговоре и не говорить одновременно с ними.
7. Не начинать никакого дела без согласия на то родителей.
8. Не делать ничего, что может повредить доброму имени родителей и за что им будет стыдно.
Итог урока
Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
-Как вы думаете, актуально ли это произведение в наши дни?
- Чем оно актуально? (прослушивание криминальной хроники по бродяжничеству)
- Что вы унесете сегодня с урока? Над чем задумались?
- Каким высказыванием вы бы закончили урок (высказывания на слайде):
«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)
«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)
Будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.
Домашнее задание: написать эссе на тему:
- Виноваты ли герои Пушкина друг перед другом? Если да, то в чем?