kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотив "блудного сына" в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель" и в рассказе К. Г. Паустовского "Телеграмма".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе в 6 классе на тему:Мотив "блудного сына" в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель" и в рассказе К. Г. Паустовского "Телеграмма".

Цели:

1. Организовать деятельность учащихся по обобщению темы "блудных детей" в произведениях "Станционный смотритель" и "Телеграмма"; совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов;

2. Развивать у школьников умения структурировать информацию, сравнивать познавательные объекты, логическое и аналитическое мышление, эмоциональное восприятие художественного текста; совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся;

3. Воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других.

                                                           .Почитай отца твоего и мать твою, чтобы

                                                                       продлились дни твои на земле.

Библия

Есть на свете прекраснейшее существо,

у которого мы всегда в долгу - это мать.

 М. Горький

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мотив "блудного сына" в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель" и в рассказе К. Г. Паустовского "Телеграмма".»









Открытый урок по русской литературе в 6 классе





Тема урока: Мотив "блудного сына" в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель" и в рассказе К. Г. Паустовского "Телеграмма".





















с. Миролюбовка, 2015

Учитель русского языка и литературы: Шеянова Е. Г.



Цели:

1. Организовать деятельность учащихся по обобщению темы "блудных детей" в произведениях "Станционный смотритель" и "Телеграмма"; совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов;

2. Развивать у школьников умения структурировать информацию, сравнивать познавательные объекты, логическое и аналитическое мышление, эмоциональное восприятие художественного текста; совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся;

3. Воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других.

...Почитай отца твоего и мать твою, чтобы

продлились дни твои на земле.

Библия

Есть на свете прекраснейшее существо,

у которого мы всегда в долгу - это мать.

М. Горький

Вступительное слово учителя

- Добрый день, уважаемые ребята и наши гости. Сегодня мы рассмотрим повесть А. С. Пушкина "Станционный смотритель" и рассказ К. Г. Паустовского "Телеграмма", проанализируем яркие эпизоды, сопоставим с евангельской притчей и извлечем свои уроки нравственности. Прошу вас выполнить задание.

Продолжите ассоциативный ряд: семья - это дети и родители, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, близость интересов, единство...

- Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители. Чему они стремятся научить своих детей.

(Родители дают жизнь детям, воспитывают их, учат добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми)

- Давайте составим кластер, подбирая к существительным мать и отец прилагательные







родные

любимые нежные

добрые мать и отец

ласковые

заботливые

- Всегда ли дети слушают своих родителей?

(Нет, дети поскорее хотят быть самостоятельными и часто не слушают своих родителей, поступают по-своему)

- А в конечном итоге кто оказывается прав?

(Родители)

- Мы с вами уже знакомы с жанром притчи. Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста.

Стихотворение П. Довженко "Напомню притчу вам о блудном сыне..."

- Какую мысль на все времена Господь хотел внушить людям?

(Если человек осознал вину, его надо простить, а если виноват, нужно обязательно покаяться, попросить прощения)

- Почему притча получила такое название? На этот вопрос ответят лингвисты.

(Прилагательное "блудный" образовано от глагола блудить, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить. Прямое значение глагола "блуждать" - скитаться, сбившись с пути, переносное - потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать. Блудный сын - человек, сбившийся с правильного пути)

- К сюжету притчи обращались прославленные художники всех столетий. Рассмотрим картину Рембрандта "Возвращение блудного сына".

- А теперь обратимся к повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель", которая была создана в 30-е годы 19 века. Найдите описание картинок, которые были развешаны по стене комнаты Самсона Вырина (работа с учебником стр. 201)

- И так Пушкин ввел в свою повесть картинки, изображающие историю блудного сына, неслучайно. Назовите главных героев повести.

(Самсон Вырин и Дуня)

- Что вы узнали о Дуне?

(Дуня жила с отцом, а потом бросила его, сбежав с проезжим офицером Минским)

- С легкостью или болью покидает Дуня родительский дом?

("Ямщик сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей воле")

- Поняла ли "заблудшая овечка" свою вину перед отцом. Попросила ли у него прощения?

(Поняла, но слишком поздно. Дуня приезжает и узнает, что отец уже умер)

- Давайте обратимся в портрету С. Вырина, который автор дает при первой и второй встрече со смотрителем.

(1 портрет: "Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет 50-ти, свежего и бодрого, его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах...")

- Самсон Вырин, будучи бедняком производит впечатление человека бодрого и счастливого. Почему?

(У него была дочь красавица, которой он гордился)

- Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести?

(Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину...)

- Почему Вырин превратился в хилого старика?

(У него горе. От него уехала любимая дочь Дуня. Жизнь потеряла для него смысл)

- Вам жаль Самсона Вырина?

(Да)

- Ребята, история Самсона Вырина и его дочери так тронула читателей, что под Санкт-Петербургом создан единственный музей литературного героя "Дом станционного смотрителя" (экскурсия в музей)

- Ребята, мы рассмотрели с вами притчу и повесть. Можно ли провести некоторые параллели в содержании этих произведений (групповое задание)

Блудный сын

Дуня Вырина

1. Уходит из дома сам, благословленный отцом

1. Уезжает странно, вырываясь из дома...

2. Никто его не ищет

2. Не хочет, чтобы нашли


3. Ведет разгульный образ жизни

3. Живет в Петербурге, богато, мать троих детей

4. Рад встрече с отцом

4. При встрече с отцом упала в обморок...

5. Вернулся нищий и раскаялся в содеянном

5. Приехала поздно, не успела раскаяться



- Кто оказался счастливее: блудный сын или блудная дочь?

(Блудный сын)

- Чей отец оказался счастливее?

(Отец блудного сына)

- Ребята, тема блудного сына прослеживается ив рассказе замечательного писателя К. Г. Паустовского"Телеграмма". Как зовут главных героинь рассказа?

(Катерина Петровна, Настя)

- Что вас задело, тронуло в судьбе этой женщины?

(Она была очень одинока, уже три года не видела свою дочь)

- Какими художественными средствами и приемами Паустовский рисует трагизм положения Катерины Петровны?

(Вводит описание осеннего пейзажа, мрачного, гнетущего, состояния беспомощности пожилого человека, запущенность интерьера, описание заброшенности дома)

- Давайте мы обратимся к слайдам по рассказу Паустовского.

- Какой вывод можно сделать?

(Страдает человек и природа сочувствует ему)

- А теперь обратимся к образу Насти. Что мы узнаем о ее жизни и работе в Ленинграде?

(Она секретарь в Союзе художников. Работы много. Даже письмо матери некогда прочитать)

- Как оценили деятельность Насти художники?

(Благодарили за чуткость, заботу о человеке)

- А каково авторское отношение к Насте?

(Автор подчеркивает, что Настя нравилась сама себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие и холодные глаза)

- Глаза - зеркало человеческой души. А здесь такой разоблачающий эпитет. Автор также использует разоблачающее олицетворение. Какой писатель своим взглядом пронизывает Настю?

(Гоголь)

-Почему именно Гоголь? А не Пушкин или другой писатель?

(Гоголь сатирик, который обладал удивительной способностью сразу угадывать человека. И Гоголь видит, что доброта Насти показная, ненастоящая)

- Настя получила телеграмму: "Катя помирает. Тихон." Какой должна быть реакция нормального человека?

(Плакать, бежать...)

- Как реагирует Настя?

(Скомкала телеграмму, ответила художнику, что от одной знакомой)

- Чей взгляд почувствовала Настя, прежде чем выйти на улицу?

(Гоголя)

- Пробудилась ли совесть Насти?

(Отрывок из повести: "Ненаглядная моя...")

- Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

(Обращение к эпиграфу. Чтение отрывка Н. Хиероу)

- Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. Кто был рядом с Катериной Петровной?

(Манюшка - дочь сапожника, сторож Тихон)

- Сторож Тихон говорит Манюшке: "А ты смотри, за добро плати добром, не будь пустельгой." Как вы понимаете значение этого слова.

А для чего, по-вашему вводится в рассказ образ молодой учительницы?

(Чтобы показать, что не все такие как Настя. У нее тоже есть мама. И надо помнить об этом)

- С какой героиней Пушкина схожа Настя?

(С Дуней. Дуня приехала поздно на могилу отца, а Настя на могилу матери)

- Итак, ребята, мы рассмотрели с вами три произведения. Какова их общая тема?

(Взаимоотношения родителей и детей)

- Каково основная мысль этих произведений?

(Нужно помнить о родителях, писать им, навещать, это обязанность детей)

- Стихотворение "Заболела мать"

- Издавна у людей всех национальностей ценилось уважительное отношение к матери и отцу. Послушайте казахские пословицы и поговорки (Групповое задание)

1. Для отца все дети одинаковы: какой палец не порежешь - все больно.

2. Мать без детей, что яблоня без цветов.

3. Думы матери - о детях, думы детей - об играх.

4. Нет друга лучше матери.

5. Десять детей для одного отца - легкая ноша, один отец для десяти детей - тяжелая ноша.

6. Добрая слава отца сорок лет служит непутевому сыну.

7. Отец - дерево могучее, дети - его листья.

8. Хорошие дети - радость, плохие - горе.

- Ребята, а в наше время дети бросают своих родителей?

(Да)

- Да, к сожалению, бывает, что старикам приходится сталкиваться с проблемами, но государство не бросает таких людей в беде. У нас существуют дома престарелых, где людям обеспечен уход, медицинская помощь. Они не чувствуют себя одиноко. У нас в Кокпектинском районе тоже есть такой дом.

Информация о домашнем задании:

1. Написать письмо Самсону Вырину от лица Дуни.

2. Написать письмо Катерине Петровне от лица Насти.

- А теперь ваше домашнее задание к этому уроку. Вы должны были создать свой проект "Обязанности детей по отношению к родителям" (групповое задание)

- В заключение послушайте отрывок из поэмы Расула Гамзатова "Берегите матерей"

- Наш урок подходит к концу. Рефлексия.

- Любите, уважайте, цените и никогда не бросайте своих родителей. Будьте благодарными детьми, а придя домой, поцелуйте своих мам и пап и скажите им, что вы их очень любите.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шеянова Елена Генриховна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252709


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства