«Анализ художественного произведения «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского".
«Анализ художественного произведения «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского".
Решаемые учебные проблемы на уроке: раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести обучающихся в мир духовных исканий Раскольникова; проанализировать сцены встречи героя со следователем; выяснить, что помешало Раскольникову жить по теории, созданной им; выяснить, раскаивается ли герой в преступлении.
Задачи урока (для обучающихся):
- работа с фрагментами текста, которые помогают понять состояние героя после убийства;
- назвать художественные приёмы создания этих картин;
- определить, какое место в романе занимают эти картины, какова их функция в раскрытии основного конфликта романа;
- ответить на вопрос: «Почему герой признался в убийстве?»
Технологии и методы, применяемые на уроке: рефлексивная технология, технология формирования УУД, метод проблемного изложения, эвристический метод, исследовательский метод, принцип внутрипредметной связи, принцип повторного чтения.
Ожидаемые образовательные результаты. Формирование и развитие УУД.
Оборудование: проектор, экран.
Обеспечение урока: презентация к уроку; задания для выполнения.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Анализ художественного произведения «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского".»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТАГАНРОГСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: Литература
Тема: «Анализ художественного произведения «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и применение его результатов через умения определять историческую ситуацию, через умение высказать гражданскую позицию для решения профессиональных задач».
Специальность: 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Автор: Симонова С. М., преподаватель ГБПОУ РО «ТМехК»
Введение
Решаемые учебные проблемы на уроке: раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести обучающихся в мир духовных исканий Раскольникова; проанализировать сцены встречи героя со следователем; выяснить, что помешало Раскольникову жить по теории, созданной им; выяснить, раскаивается ли герой в преступлении.
Задачи урока (для обучающихся):
- работа с фрагментами текста, которые помогают понять состояние героя после убийства;
- назвать художественные приёмы создания этих картин;
- определить, какое место в романе занимают эти картины, какова их функция в раскрытии основного конфликта романа;
- ответить на вопрос: «Почему герой признался в убийстве?»
Технологии и методы, применяемые на уроке: рефлексивная технология, технология формирования УУД, метод проблемного изложения, эвристический метод, исследовательский метод, принцип внутрипредметной связи, принцип повторного чтения.
Ожидаемые образовательные результаты. Формирование и развитие УУД.
Оборудование: проектор, экран.
Обеспечение урока: презентация к уроку; задания для выполнения.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.
Предметные УУД:
- способствовать формированию понимания обучающихся о недопустимости существования страшного мира, описанного в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», невозможности человеческой жизни в подобных условиях;
- способствовать формированию у обучающихся собственной нравственной оценки поведения героя;
- актуализировать знания обучающихся о конфликте романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;
- вызвать интерес к творчеству писателя; вырабатывать активную жизненную позицию;расширять кругозор;прививать любовь к классической русской литературе;
- понимание связи произведения с эпохой его создания, выявление в нём вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современное звучание;
- понимание ключевых проблем романа, умение анализировать литературное произведение в единстве формы и содержания;
- определение в романе художественных приёмов и изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), выделение причинно-следственных связей в развитии сюжета романа;
-понимание авторской позиции, формулирование собственного отношения к авторской позиции;
- совершенствование навыков выборочного и выразительного чтения.
Метапредметные УУД:
- разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
- осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
- умение понимать проблему, структурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, выдвигать гипотезу и подбирать аргументы для её подтверждения;
- умение самостоятельно организовать собственную деятельность в решении задач, поставленных на уроке, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать и использовать в самостоятельной деятельности;
- смысловое чтение и адекватное его восприятие;
- умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, умение вести диалог, работать индивидуально и в группах, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия.
Личностные УУД:
- заботиться о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой;
- проявлять гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сохранять традиции и поддержание престижа своей образовательной
организации;
- формирование целостного гуманистического мировоззрения школьников, приобщение их к общечеловеческим ценностям бытия и духовному опыту русского народа, воспитание любви и уважения к русской культуре, к духовно-нравственным ценностям русской литературы, к её освоению не только эмоционально, но и в интеллектуальном понимании;
- формирование коммуникативной компетенции, сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности, развитие эстетического сознания через освоение художественного произведения классического образца «Преступление и наказание»;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе собственного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
Профессиональные компетенции:
- осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования знаний о закономерностях преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.
Ход урока
Организационный момент (объявляется тема, цели, задачи урока).Сообщение преподавателем темы урока. Тема: «Анализ художественного произведения «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и применение его результатов через умения определять историческую ситуацию, через умение высказать гражданскую позицию для решения профессиональных задач».
Актуализация знаний.
1)Слово учителя.
- На прошлом уроке мы анализировали сцены совершения преступления главным героем романа - Раскольниковым. Человек должен быть ответственен за ту идею, которой он руководствуется. Убийство человека – тяжёлое преступление. Писатель подводит нас к выводу о том, какую опасность таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий. Мы видим, что герой идёт на преступление как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну её практического осуществления.
2) Устный опрос по пройденному материалу. Проверка домашнего задания. Работа с текстом романа.
Давайте вспомним материал прошлых занятий и ответим на вопросы:
- Найдите и зачитайте строки, как было принято «окончательное решение» (ч. 1, гл.5).
- Расскажите, как теоретически был продуман героем его практический шаг.
- Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал хладнокровно и собранно? Что помешало Раскольникову жить по теории, созданной им? Раскаивается ли Раскольников в преступлении?
Предполагаемые ответы:
Герой идёт на преступление как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну её практического осуществления.
Раскольников хочет победить не только следователя, но и самого себя. Он делает в этой борьбе ставку на ум, логику. Победить свою натуру и следователя герой хочет, опираясь именно на свою систему взглядов. Вот почему он требует допроса «по форме». Раскольников не выдерживает разьединения с людьми и признаётся в преступлении. Гуманистическая мысль Достоевского: самое страшное наказание для человека – одиночество, человек может быть счастлив только с людьми. Волчьи законы общества, порождающие индивидуалистические идеи и теории, противны природе человека и человечности.
Вывод. Таким образом, мы увидели, какие страшные последствия могут иметь для отдельного человека и для общества подобные идеи. Следователь Порфирий Петрович скажет позднее Раскольникову: « Ещё хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!»
3) Вхождение в текст романа.
Звучит музыка (минор Л. Ван Бетховен.Симфония №7, ч. 2, фрагмент)
(преподаватель просит обучающихся по ссылке, которая отправлена в беседу группы, войти со своих телефонов для прослушивания симфонии)
Учитель. Эта музыка передаёт состояние героя. У героя было страстное желание примкнуть к миру людей, живущих по его теории, но он не может.
- Что же помешало Раскольникову жить по теории, созданной им? Раскаивается ли он в преступлении? Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи его с Порфирием Петровичем. Какова роль этих сцен в романе?
4) Работа в группах. (3 группы). Учитель раздаёт задания для групповой работы.
1 группа. Найти эпизод в романе о первой встрече героя со следователем и ответить на вопросы.
2 группа. Рассказать о втором поединке героя со следователем и ответить на вопросы.
3группа. Прочитать эпизод, где Порфирий Петрович обьясняет Раскольникову, почему «преступник не убежит». Почему герой требует допроса «по форме»?
По ходу анализа сцен составляется таблица в тетрадях (таблица заполняется в течение урока).
5)Сообщение группы по анализу текста по вопросам. Выводы.
1 группа. Идея продолжает воздействовать на ум Раскольникова. После убийства он хочет победить «натуру свою», побороть ощущение преступности, доказать себе, что он не «тварь дрожащая». Именно с этой целью он отправляется к следователю.
2 группа.На второй поединок со следователем Раскольников идёт, преследуя единственную цель: «… хоть на этот раз во что бы то ни стало победить раздражённую натуру свою».
3 группа.Раскольников хочет победить не только следователя, но и самого себя.Он делает в этой борьбе ставку на ум, логику. Победить свою натуру и следователя герой хочет, опираясь именно на свою систему взглядов. Вот почему он требует допроса «по форме».
6) Слово учителя. Ребята, вы будущие юристы. Чем привлекла вас работа следователя в романе? Как следователь сумел разгадать характер героя и сумел убедить его в явке с повинной? Ведь официальных улик у следователя не было, но через день сам Раскольников приходит к следователю и признаётся в содеянном. Какие конституционные права реализуются в романе?
7) Итог урока. Анализ заполненной обучающимися таблицы. Оценивание работы групп.
Выводы. Раскольников не выдерживает разьединения с людьми и признаётся в преступлении. Гуманистическая мысль Достоевского: самое страшное наказание для человека – одиночество, человек может быть счастлив только с людьми. Волчьи законы общества, порождающие индивидуалистические идеи и теории, противны природе человека и человечности.
8) Домашнее задание. Прочитать эпилог романа и проследить дальнейшую судьбу Раскольникова в конце романа. Напишите сочинение - миниатюру на тему «Какое наказание ждёт героя после признания в убийстве?»
(Подводятся итоги урока, выставляются оценки обучающимся за выполненную домашнюю работу и за текущий урок.)
Всем спасибо, урок окончен.
Приложения
Таблица, которую заполняют обучающиеся во время урока
Составляющие образа
Характерные признаки, вывод
Причины встречи со следователем.
Поведение героя и следователя.
Вывод.
Задания обучающимся для групповой работы (карточки)
1 группа
Ч.3 гл.5
Рассказать о первой встрече Раскольникова со следователем (причины, поведение, вывод). Зачитать авторские ремарки в разговоре Раскольникова со следователем при первой встрече.
2 группа
Ч.4, гл.6
Рассказать о второй встрече Раскольникова со следователем (причины, поведение, вывод). Какую цель преследует герой, идя на эту встречу?
3 группа
Ч.6 гл.1-2
Рассказать о третьей встрече Раскольникова со следователем (причины, поведение, вывод). Почему герой сделал «явку с повинной»?
Список использованной литературы:
Русская литература 19 века.10 кл. Профильный уровень. В 2 ч. Ч.2: учеб.для общеобразоват. Учреждений/ И.А.Биккулова, И.М.Лейфман, Г.А.Обернихина; под ред. Г.А.Обернихиной.- М.: Дрофа, 2006.
Русская литература 19 века. 10 кл.: книга для учителя/ Г.А.Обернихина, И.А.Биккулова, И.М.Лейфман; под ред. Г.А. Обернихиной.- М.: Дрофа, 2006.
Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского: Очерк.- 2-е изд.-М.: Дет. лит., 1984.
Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Коммент. Кн. Для учителя/ Под ред. Д.С.Лихачева.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1984.