Урок по русской литературе.Тема: "Ф. М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание" 1 часть
Урок по русской литературе.Тема: "Ф. М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание" 1 часть
Урок № 11
Тема курса: Русская литература 2 половины19 века.
Тема урока: Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Учащийся должен иметь представление: историко-литературной ситуации 2 половины 19 века.
Знать: биографические сведения Ф. М. Достоевском, проблематику и художественное своеобразие романа «Преступление и наказание»; средства композиции.
Уметь: анализировать прозаический текст; сопоставлять исторические и литературные факты на примере конкретного автора; работать с литературоведческими терминами;
Навыки: анализа прозаического текста текста, словесного рисования.
Цель: Показать скрытый ход авторской мысли в связи с темой урока:
Обучающая задача: определить место Ф. М. Достоевского в историко-литературном процессе 2 половины 19 века, выяснить специфику композиционных приемов писателя; попробовать прочитать роман с христианской позиции; подготовка к письменной работе (выстраивание логических цепочек, обобщение), знать композиционные приемы и их роль в художественном произведении, сильные позиции текста.
Воспитательная задача: формирование понимания единства человека и мира, гуманистического мировоззрения;
Развивающая задача: развить навыки анализа прозаического произведения, уметь находить композиционные приемы и определять их функцию в произведении, анализировать сильные позиции текста, интерпретировать художественный текст, используя композиционный анализ; развить умения мыслить; усложнение смысловой функции речи, обогащение и усложнение словарного запаса
Оборудование урока: портреты Ф. М. Достоевского, тексты романа, лист самооценки («радуга оценок»), плакат – композиция романа, ключевые слова, цветные карточки, лист- лесенка, литературоведческая карточка, иллюстрации к роману, карта Санкт – Петербурга.
ТСО: магнитофон, видео магнитофон.
Межпредметные связи: история (падение крепостного права).
Внутрипредметные связи: тема «Литературный процесс 2 половины 19 века ».
Использованная литература:
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» - А.: «Жазушы», 1982. – 378 с.
Преподавание литературы в 10 классе: Методические и справочные материалы. Часть 1. / Под ред. Г. А. Обернихиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 216 с.
Поурочные разработки по русской литературе 20 век. 11. Класс, 1 полугодие. – Изд. 2 – ое. Исправленное и дополненное./ Под ред. Н. В. Егоровой, И. В. Золоторевой. – М.: «ВАКО», 2003. – 320 с.
Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении. Пособие для учителя. СПб., «Фирма «Глагол», 2001. – 144 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русской литературе.Тема: "Ф. М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание" 1 часть»
6
Урок № 11
Тема курса: Русская литература 2 половины19 века.
Тема урока: Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Учащийся должен иметь представление:историко-литературной ситуации 2 половины 19 века.
Знать: биографические сведения Ф. М. Достоевском, проблематику и художественное своеобразие романа «Преступление и наказание»; средства композиции.
Уметь:анализировать прозаический текст; сопоставлять исторические и литературные факты на примере конкретного автора; работать с литературоведческими терминами;
Навыки: анализа прозаического текста текста, словесного рисования.
Цель: Показать скрытый ход авторской мысли в связи с темой урока:
Обучающая задача:определить место Ф. М. Достоевского в историко-литературном процессе 2 половины 19 века, выяснить специфику композиционных приемов писателя; попробовать прочитать роман с христианской позиции; подготовка к письменной работе (выстраивание логических цепочек, обобщение), знать композиционные приемы и их роль в художественном произведении, сильные позиции текста.
Воспитательная задача: формированиепонимания единства человека и мира, гуманистического мировоззрения;
Развивающая задача: развить навыки анализа прозаического произведения, уметь находить композиционные приемы и определять их функцию в произведении, анализировать сильные позиции текста, интерпретировать художественный текст, используя композиционный анализ; развить умения мыслить; усложнение смысловой функции речи, обогащение и усложнение словарного запаса
Внутрипредметные связи: тема «Литературный процесс 2 половины 19 века ».
Использованная литература:
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» - А.: «Жазушы», 1982. – 378 с.
Преподавание литературы в 10 классе: Методические и справочные материалы. Часть 1. / Под ред. Г. А. Обернихиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 216 с.
Поурочные разработки по русской литературе 20 век. 11. Класс, 1 полугодие. – Изд. 2 – ое. Исправленное и дополненное./ Под ред. Н. В. Егоровой, И. В. Золоторевой. – М.: «ВАКО», 2003. – 320 с.
Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении. Пособие для учителя. СПб., «Фирма «Глагол», 2001. – 144 с.
План урока:
I. Организационный момент:
1. задачи, цели, ход урока.
2. создание проблемной ситуации.
II. Изложение нового материала:
Вступительное слово преподавателя;
работа с композицией романа – плакат;
(в ходе беседы работа с иллюстрациями романа, с ключевыми словами в романе, с приемами композиции, просмотр видеофрагмента:
III. Подведение итогов урока: лист – лесенка, самооценка («радуга оценок»).
IV. Домашнее задание: письмо Родиону Раскольникову.
V. Комментирование и выставление оценок.
Преподаватель: Антонова О. С.
Ход урока:
Звучит спокойная музыка.
I. Организационный момент:
1. задачи: определить место Ф. М. Достоевского в историко-литературном процессе 2 половины 19 века, выяснить специфику композиционных приемов писателя; попробовать прочитать роман с христианской позиции;
цель: показать скрытый ход авторской мысли в связи с темой урока.
2. создание проблемной ситуации:
Учащиеся сидят кругом, входит почтальон и приносит письма, адресованные каждому учащемуся (письма от преподавателя) и приносит еще одно письмо, без адресанта: при вскрытии его преподавателем обнаруживается, что оно от Родиона Раскольникова, где он просит помочь ему разобраться в сложившейся ситуации. Почтальон обнаруживает так же письмо, адресованное ему, преподаватель просит его принять участие в уроке, он соглашается.
II. Изложение нового материала:
1.Вступительное слово преподавателя; работа с эпиграфом.
2. работа с композицией романа – плакат;
(в ходе беседы работа с иллюстрациями романа, с ключевыми словами в романе, с приемами композиции, просмотр видеофрагмента:
Термины для работы с литературоведческой карточкой:
Преподаватель методом фронтального опроса выясняет значение слов -
Композиция
Повтор
Усиление
Противопоставление
Монтаж
При возникновении сложностей обращается к литературоведческой карточке:
Композиция – построение художественного произведения, система организации образов, их связей и отношении (литературоведческий словарь);
Повтор - повторяющееся место явление (словарь С. И. Ожегова);
Противопоставление - сравнение, указывающее на различие, противоположность признаков одного и другого (словарь С. И. Ожегова);
Монтаж – соединенный в целое различные части чего – нибудь (словарь С. И. Ожегова);
Крест (церк.) - символ вечной жизни; - знак искупительного страдания; - грех – поступок, противный закону Божию (по В.Далю);
- покаяние – добровольное признание в совершенном проступке, в ошибк. (словарь С. И. Ожегова); - любовь (церк.) – закон, связывающий человека и Бога (по Достоевскому: “Бог есть любовь”).
Цель работы с данной таблицей: через анализ композиции восстановить ход событий в романе и ответить да главный вопрос урока: роль веры в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Каждый этап композиции раскрывается постепенно, прежде сами учащиеся рассказывают о том, что происходило до или после.
Работа с композицией:
1.Статья (за пол года)
2.Заклад колечко (через 3 месяца)
3.Подслушал разговор о процентщице
4. Созревание решения (через 2 недели)
5.Убийство старухи (через 1 месяц)
6. Смерть Мармеладова
7. Приезд матери и сестры
8. Знакомство с Порфирием Петровичем
9. Дома у Сони (встреча №1)
10. Допрос Раскольникова.
11.Поминки Мармеладова.
12. Дома у Сони (встреча №2)- просмотр видеоматериала
13.Встреча с Порфирием Петровичем №3.-
14. Встреча Дуни со Свидригайловым.
15. Донесение Раскольникова на самого себя.
16.Раскаяние Раскольникова
Учащиеся в конце работы со схемой обязательно должны определить основные причины, побудившие Раскольникова на преступление и роль Сони в романе, опираясь на название произведения, фамилию главного персонажа.
III. Подведение итогов урока: лист – лесенка,
Иоанн Лественичек: «На каждой ступеньке или бес, готовый подставить ножку, или ангел, готовый протянуть руку».
Каждому учащемуся дается данный лист, где он выполняет самостоятельно работу, в это время преподаватель делает аналогичную работу, а затем опрашивается несколько учащихся и сравнивается с доской.
Задание: попробуйте выстроить цепочку движения человека к Богу и падение человека в ад.
Ангелы: …
Бесы: …
Сочувствие, сострадание,
любовь, жертвенность, вера.
?
?
Презрение к людям, бунт,
неверие в любовь, своеволие.
самооценка («радуга оценок»).
Рефлексия
– самооценка происходит по “радуге оценок”. Она напоминает обычную природную радугу, но каждый цвет в ней имеет свое обозначение. Не обязательно что-то говорить, достаточно в перфокарте закрасить тот кружок, которым оцениваешь свою работу на уроке.
– Благодарим учащихся за искренность, откровенность, работу по сложной теме.
IV. Домашнее задание: письмо Родиону Раскольникову: обращение к письму Родиона(начала урока), зачитывание его и устные краткие ответы учащихся..