kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русской литературе.Тема: "Ф. М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание" 1 часть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 11

Тема курса: Русская литература  2 половины19 века.

Тема урока:  Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» 

Учащийся должен иметь представление: историко-литературной ситуации  2 половины 19 века.

Знать: биографические сведения  Ф. М. Достоевском, проблематику и художественное своеобразие  романа «Преступление и наказание»;  средства композиции.

Уметь: анализировать  прозаический текст;   сопоставлять исторические и литературные факты на примере конкретного автора;  работать с литературоведческими терминами;

Навыки:   анализа  прозаического текста текста, словесного рисования.

Цель:   Показать скрытый ход авторской мысли в связи с темой урока:

  1. Обучающая задача: определить место  Ф. М. Достоевского  в историко-литературном процессе  2 половины 19 века, выяснить специфику композиционных приемов писателя; попробовать прочитать роман с христианской позиции; подготовка к письменной работе (выстраивание логических цепочек, обобщение),                                                                                                           знать композиционные приемы и их роль в художественном произведении, сильные позиции текста.
  2.  Воспитательная задача:   формирование понимания единства человека и  мира, гуманистического мировоззрения;  
  1. Развивающая задача: развить навыки анализа  прозаического произведения,  уметь находить композиционные приемы и определять их функцию в произведении, анализировать сильные позиции текста, интерпретировать художественный текст, используя композиционный анализ; развить умения мыслить; усложнение смысловой функции речи, обогащение и усложнение словарного запаса

Тип урока: усвоение новых знаний.

Вид урока:      комбинированный.

Методы: беседа, репродуктивный, опережающие задания, рефлексия,   ассоциации.

Оборудование урока: портреты  Ф. М. Достоевского, тексты   романа,  лист самооценки («радуга оценок»), плакат – композиция романа, ключевые слова,  цветные карточки,  лист- лесенка, литературоведческая карточка, иллюстрации к роману, карта Санкт – Петербурга.

ТСО: магнитофон, видео магнитофон.

Межпредметные связи: история (падение крепостного права).

Внутрипредметные связи: тема «Литературный процесс 2 половины 19 века ».

Использованная литература:

  1.  Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» - А.: «Жазушы», 1982. – 378 с.
  2. Преподавание литературы в 10 классе: Методические и справочные материалы. Часть 1. / Под ред. Г. А. Обернихиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 216 с.
  3. Поурочные разработки по русской литературе 20 век. 11. Класс, 1 полугодие.  – Изд. 2 – ое. Исправленное и дополненное./ Под ред. Н. В. Егоровой, И. В. Золоторевой.  – М.: «ВАКО», 2003. – 320 с.
  4. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении. Пособие для учителя. СПб., «Фирма «Глагол», 2001. – 144 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русской литературе.Тема: "Ф. М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание" 1 часть»

6



Урок № 11

Тема курса: Русская литература 2 половины19 века.

Тема урока: Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»


Учащийся должен иметь представление: историко-литературной ситуации 2 половины 19 века.

Знать: биографические сведения Ф. М. Достоевском, проблематику и художественное своеобразие романа «Преступление и наказание»; средства композиции.

Уметь: анализировать прозаический текст; сопоставлять исторические и литературные факты на примере конкретного автора; работать с литературоведческими терминами;

Навыки: анализа прозаического текста текста, словесного рисования.

Цель: Показать скрытый ход авторской мысли в связи с темой урока:

  1. Обучающая задача: определить место Ф. М. Достоевского в историко-литературном процессе 2 половины 19 века, выяснить специфику композиционных приемов писателя; попробовать прочитать роман с христианской позиции; подготовка к письменной работе (выстраивание логических цепочек, обобщение), знать композиционные приемы и их роль в художественном произведении, сильные позиции текста.

  2. Воспитательная задача: формирование понимания единства человека и мира, гуманистического мировоззрения;

  1. Развивающая задача: развить навыки анализа прозаического произведения, уметь находить композиционные приемы и определять их функцию в произведении, анализировать сильные позиции текста, интерпретировать художественный текст, используя композиционный анализ; развить умения мыслить; усложнение смысловой функции речи, обогащение и усложнение словарного запаса

Тип урока: усвоение новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Методы: беседа, репродуктивный, опережающие задания, рефлексия, ассоциации.

Оборудование урока: портреты Ф. М. Достоевского, тексты романа, лист самооценки («радуга оценок»), плакат – композиция романа, ключевые слова, цветные карточки, лист- лесенка, литературоведческая карточка, иллюстрации к роману, карта Санкт – Петербурга..

ТСО: магнитофон, видео магнитофон.

Межпредметные связи: история (падение крепостного права).

Внутрипредметные связи: тема «Литературный процесс 2 половины 19 века ».

Использованная литература:

  1. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» - А.: «Жазушы», 1982. – 378 с.

  2. Преподавание литературы в 10 классе: Методические и справочные материалы. Часть 1. / Под ред. Г. А. Обернихиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 216 с.

  3. Поурочные разработки по русской литературе 20 век. 11. Класс, 1 полугодие. – Изд. 2 – ое. Исправленное и дополненное./ Под ред. Н. В. Егоровой, И. В. Золоторевой. – М.: «ВАКО», 2003. – 320 с.

  4. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении. Пособие для учителя. СПб., «Фирма «Глагол», 2001. – 144 с.




План урока:


I. Организационный момент:

1. задачи, цели, ход урока.

2. создание проблемной ситуации.

II. Изложение нового материала:

  1. Вступительное слово преподавателя;

  2. работа с композицией романа – плакат;

(в ходе беседы работа с иллюстрациями романа, с ключевыми словами в романе, с приемами композиции, просмотр видеофрагмента:

III. Подведение итогов урока: лист – лесенка, самооценка («радуга оценок»).

IV. Домашнее задание: письмо Родиону Раскольникову.

V. Комментирование и выставление оценок.


Преподаватель: Антонова О. С.









Ход урока:

Звучит спокойная музыка.

I. Организационный момент:

1. задачи: определить место Ф. М. Достоевского в историко-литературном процессе 2 половины 19 века, выяснить специфику композиционных приемов писателя; попробовать прочитать роман с христианской позиции;

цель: показать скрытый ход авторской мысли в связи с темой урока.

2. создание проблемной ситуации:

Учащиеся сидят кругом, входит почтальон и приносит письма, адресованные каждому учащемуся (письма от преподавателя) и приносит еще одно письмо, без адресанта: при вскрытии его преподавателем обнаруживается, что оно от Родиона Раскольникова, где он просит помочь ему разобраться в сложившейся ситуации. Почтальон обнаруживает так же письмо, адресованное ему, преподаватель просит его принять участие в уроке, он соглашается.

II. Изложение нового материала:

1.Вступительное слово преподавателя; работа с эпиграфом.

2. работа с композицией романа – плакат;

(в ходе беседы работа с иллюстрациями романа, с ключевыми словами в романе, с приемами композиции, просмотр видеофрагмента:

Термины для работы с литературоведческой карточкой:

Преподаватель методом фронтального опроса выясняет значение слов -

  1. Композиция

  2. Повтор

  3. Усиление

  4. Противопоставление

  5. Монтаж

При возникновении сложностей обращается к литературоведческой карточке:

Композиция – построение художественного произведения, система организации образов, их связей и отношении (литературоведческий словарь);

Повтор - повторяющееся место явление (словарь С. И. Ожегова);

Противопоставление - сравнение, указывающее на различие, противоположность признаков одного и другого (словарь С. И. Ожегова);

Монтаж – соединенный в целое различные части чего – нибудь (словарь С. И. Ожегова);

Крест (церк.) - символ вечной жизни; - знак искупительного страдания;
- грех – поступок, противный закону Божию (по В.Далю);

- покаяние – добровольное признание в совершенном проступке, в ошибк. (словарь С. И. Ожегова);
- любовь (церк.) – закон, связывающий человека и Бога (по Достоевскому: “Бог есть любовь”).

Цель работы с данной таблицей: через анализ композиции восстановить ход событий в романе и ответить да главный вопрос урока: роль веры в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Каждый этап композиции раскрывается постепенно, прежде сами учащиеся рассказывают о том, что происходило до или после.

Работа с композицией:

1.Статья (за пол года)

2.Заклад колечко (через 3 месяца)

3.Подслушал разговор о процентщице

4. Созревание решения (через 2 недели)

5.Убийство старухи (через 1 месяц)

6. Смерть Мармеладова

7. Приезд матери и сестры

8. Знакомство с Порфирием Петровичем

9. Дома у Сони (встреча №1)

10. Допрос Раскольникова.

11.Поминки Мармеладова.

12. Дома у Сони (встреча №2)- просмотр видеоматериала

13.Встреча с Порфирием Петровичем №3.-

14. Встреча Дуни со Свидригайловым.

15. Донесение Раскольникова на самого себя.

16.Раскаяние Раскольникова

Учащиеся в конце работы со схемой обязательно должны определить основные причины, побудившие Раскольникова на преступление и роль Сони в романе, опираясь на название произведения, фамилию главного персонажа.

III. Подведение итогов урока: лист – лесенка,

Иоанн Лественичек: «На каждой ступеньке или бес, готовый подставить ножку, или ангел, готовый протянуть руку».

Каждому учащемуся дается данный лист, где он выполняет самостоятельно работу, в это время преподаватель делает аналогичную работу, а затем опрашивается несколько учащихся и сравнивается с доской.

Задание: попробуйте выстроить цепочку движения человека к Богу и падение человека в ад.









Ангелы: …

Бесы: …


Сочувствие, сострадание,

любовь, жертвенность, вера.


?

?


















Презрение к людям, бунт,

неверие в любовь, своеволие.


самооценка («радуга оценок»).

Рефлексия

– самооценка происходит по “радуге оценок”. Она напоминает обычную природную радугу, но каждый цвет в ней имеет свое обозначение. Не обязательно что-то говорить, достаточно в перфокарте закрасить тот кружок, которым оцениваешь свою работу на уроке.

– Благодарим учащихся за искренность, откровенность, работу по сложной теме.

IV. Домашнее задание: письмо Родиону Раскольникову: обращение к письму Родиона(начала урока), зачитывание его и устные краткие ответы учащихся..

V. Комментирование и выставление оценок.


Преподаватель: Антонова О. С.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Антонова Ольга Сергеевна

Дата: 10.03.2016

Номер свидетельства: 303947


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства