kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ заголовка романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - урок семинар

 Цели урока:

 1. Формирование УУД ( личностных, коммуникативных, познавательных) учащихся через их включение в решение проблемного вопроса.

  2. Главная идея романа Достоевского "Преступление и наказание"

Задачи урока:

 Познавательные:

 1. Провести анализ заголовка художественного произведения.

 2. Закрепить умения учащихся отбирать и систематизировать конкретный материал.

4. Закрепить умение обобщать материал, делать выводы

5. Закрепить умение грамотно формулировать свою точку зрения письменно.

 Метапредметные:

1. Развить логическое мышление.

 2. Закрепить коллективные умения при работе в группе с различными источниками информации.

3. Интегрировать литературное обучение в единую систему знаний о мире у учащихся

4.Работа со словарной статьей.(ЕГЭ № 3  )

5.Связь с истории и обществознанием.

6.Анализ текста (ЕГЭ № 26)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Достоевский в Омском Остроге»

«Достоевский в Омском Остроге»

Четыре года своей жизни, с 1850 по 1854 года, Ф.М. Достоевский провёл в Омском остроге. Об этом времени, судя по разным публикациям, написано довольно мало, а ведь считается, что именно этот период «пробудил» в Ф.М. Достоевском Гения. С шестидесятых годов 18 столетия город Омск служил местом ссылки по Иртышской линии. Каторжный острог был неотъемлемой частью городского пейзажа. 23 января 1850 года из Тобольской пересыльной тюрьмы в Омскую крепость доставили писателя Ф.М. Достоевского и поэта С.Ф. Дурова.

С 1847 года Ф.М.Достоевский, посещая кружок М.В. Петрашевского, увлёкся демократическими и социалистическими идеями. Позже он также участвовал в собраниях петрашевца Н.А.Спесивцева, стремившегося создать тайную революционную организацию. В 1849 году последовали арест и приговор Ф.М Достоевского к смертной казни. На Семёновском Плацу в Петербурге Ф.М. Достоевский пережил обряд приготовления к смертной казни... Но буквально в последнюю минуту царский гонец доставил новый приказ: отменить казнь и сослать заключённых в Сибирь на каторгу.

После испытанного шока перед возможной смертью и помилования, Ф.М.Достоевский поверил в Бога. Позже, в романе «Идиот» он описал собственные чувства человека, приговорённого к смерти. 
Прибыв на место каторги в Омский острог, Ф.М.Достоевский отозвался о нём, как о «гадком городишке». Ведь для него Омск стал тем местом, где его поставили на самую низкую ступень социальной лестницы.

Четыре года, проведённые в Омской тюрьме, стали для Ф.М.Достоевского одними из самых трагичных страниц его жизни. Всю тяжесть своей каторги писатель отразил в «Записках из мёртвого дома». Это произведение стало первой книгой в России, написанной человеком в тюрьме. 
В письме брату Ф.М.Достоевский рассказывал: «Все четыре года я прожил безвыходно в остроге, за стенами, выходил только на работу. Работа доставалсь тяжёлая и я, случалось, выбивался из сил. Работали в ненастье, мокроту, слякоть или зной, в нестерпимую стужу. Раз я провёл четыре часа на экстренной работе, когда ртуть замёрзла и было, может быть, градусов 40 морозу» («Русская старина», 1885г.).

Тюрьма, где содержался арестант Достоевский, представляла из себя ветхий, деревянный дом, «здание, которое давно стоило сломать», - писал Ф.М. Достоевский брату. На территории острога находились ещё две тюрьмы и хозяйственные постройки. 
Первая тюремная похлёбка повергла писателя в шок: в ней плавали тараканы. Одевали арестантов в шинели из грубого материала, и меняли её только раз в три года. На спине шинелей пришивался светлый ромб так, чтобы конвоиры издалека видели арестантов и если кто-то пытался бежать, стреляли... Шапки арестанты шили сами - из уличных собак.

Все жители тюрьмы спали на нарах вместе: на каждого человека приходилось примерно по три доски. На пояс каждого арестанта закреплялись четырёх-пятикилограммовые кандалы, поверх которых одевались штаны. Все годы каторгы кандалы не снимались. Ф.М.Достоевский говорил: «Это не столько тяжело физически, сколько психологически».

Больше всего Ф.М. Достоевского огорчал запрет писать книги. Он сетовал: «Лучше 15 лет каторги, но чтоб можно было писать. Впоследствие, результаты работы трагически сказались на здоровье Ф.М. Достоевского. Кроме того, именно в годы каторги, у писателя развилась эпилепсия.

Арестантов жестоко наказывали плетьми за всевозможные провинности: число ударов доходило до 12 тысяч... Выйдя из тюрьмы, писатель так выразился о своём заключении: «Все эти годы я был заколочен заживо».

Время на каторге сыграли и свою положительную роль в судьбе Достоевского: он поистине стал Гением в литературе. В тюрьме же Достоевский стал человеком верующим: После освобождения Достоевский увлёкся социалистическими идеями. Этому способствовало его общение с арестантами разных слоёв общества в Омском остроге. Его сокамерник поручик Дмитрий Ильинский стал впоследствии прототипом одного из главных героев книги «Братья Карамазовы».

После заключения в Омской крепости, Достоевский уехал в Тобольск, где провёл ещё пять лет. В Санкт-Петербург писатель вернулся лишь 10 лет спустя. 

В память о великом писателе в Омске поставлен памятник, открыт Государственный литературный музей и названа одна из улиц. 





Просмотр содержимого документа
«Преступление и теория Раскольникова»


Преступление и теория Раскольникова.


Зачем человек рождается на свет… Какова цена человеческой жизни… В чем эта

истина и где ее искать… Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в романе

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Федор Михайлович Достоевский

помогает нам ответить на вопрос, который зародился одновременно с жизнью на

Земле. Может ли человек ставить себя выше себе подобных? Может ли человек

ставить эксперименты над живыми людьми?

Вечный спор Ангела и Демона происходит

в нашей собственной

совести. И ужаснее

всего, что мы никогда не

знаем, кого из них

любим, кому больше желаем

победы.

Д.С.

Мережковский

Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова? Добро и зло –

вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Кто же он –

тварь дрожащая или право имеющий… Право убивать…


Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя,

как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же -

убийство.

Анализ теИтак, значит, в теории есть обыкновенные и необыкновенные люди. Кто они?

По теории Раскольникова люди обыкновенные и

люди необыкновенные. Раскроем суть теории Раскольникова.



Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что

люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на

низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий

единственно для зарождения себе подобных…

Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих

разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще,

люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят

быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что

это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.

Первый разряд всегда -- господин настоящего,

Первые сохраняют мир и приумножают его численно;


… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в

среде своей новое слово.

Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому,

судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется,

относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в

весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя

лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через

труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать

себе разрешение перешагнуть через кровь, -- смотря, впрочем, по идее и

по размерам ее, -- это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей

статье об их праве на преступление.


Суть теории Раскольникова мы уже раскрыли. Теперь

нам нужно раскрыть причины её возникновения.

Их две – внешние и внутренние.

к внешним отнесем Петербург , так как

это – окружение героя, то есть то, что влияет на него извне.


Отношения Раскольникова с другими героями- отнесем

к внутренним причинам.

Нравственные истоки теории Раскольникова,

которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понята героем

(Наполеон — сострадание); То, что теория Раскольникова нечеткая,

противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией.


Какое наказание получает Раскольников, преступив через эти три черты, которые

мы вывели.

Социальное наказание. - лишение свободы; философское наказание. -

опровержение теории, её крах; нравственное наказание. - одиночество, утрата

всех жизненных ценностей.



Просмотр содержимого документа
«карточки к уроку на защиту»

Карточка № 1 Сострадание

Работа со словарной статьей (Задание № 3 (ЕГЭ))

СОСТРАДА́НИЕсостраданиямннетсрСочувствие чужому страданиюучастиевозбуждаемое горемнесчастьем другого человекаИспытывать глубокое сострадание к комуибудь

Из чувства состраданияВызватьвозбудить сострадание в ком-нибудь.


Цитаты для работы

Почувствовать боль другого человека – вот суть сострадания.
Уильям Беннетт

Сострадание примешано ко всем добродетелям, какими только может обладать человек.
Бернардино Сиенский

Сострадание — это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства.
Алигьери Данте

Как молния сверкает раньше грома,
Так сострадание предшествует любви.

Торквато Тассо

Тот, кто не имеет сострадания, жесток.
Бернард Мандевиль

Сострадание — это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивидууме действие себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода.
Жан Жак Руссо

В сострадании меньше нежности, чем в любви.
Люк де Клапье Вовенарг

Мы укоряем обездоленных, дабы не обременять себя состраданием.
Люк де Клапье Вовенарг

Сочувствие — неважная милостыня.
Георг Кристоф Лихтенберг

Подлинное сострадание есть сопереживание нравственной оправданности страдающего.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель



Работа с изобразительно-выразительными средствами (Задание № 26 (ЕГЭ))

Антите́заантите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом[1].

Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа. Так, контрастно изображал А. С. Пушкин своих героев — Онегина и Ленского.

Противопоставление — прием в литературе, позволяющий произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте. Так же в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.



Карточка № 2 Наказание

Работа со словарной статьей (Задание № 3 (ЕГЭ))

НАКАЗА́НИЕ, наказания, ср.

1. Взыскание, налагаемое имеющим право, власть или силу, на того, кто совершил преступление илипроступок; кара. Тяжкое наказание. Налагать на кого-нибудь наказание. Заслужить наказание. Подвергнутьсянаказанию за что-нибудь. Телесное наказание (причинение физических страданий, преим. побоев).

2. перен. Расплата. Болезнь послужила ему наказанием за неосторожность. «Анархизм нередко являлсясвоего рода наказанием за оппортунистические грехи рабочего движения.» Ленин.

❖ Наказание мне (тебе и т.п.) с кем или без доп., а также сущее (или божеское) наказание или прямо (илипросто и т.п.) наказание (разг.) - мне (тебе и т.п.) тяжело, хлопотно, мучительно с кем-нибудь.


Цитаты для работы

Наказание должно преподать урок тем, кто не желает грешить.
Карл Краус

Наказывай не только за проступок, но и за намерение.
Периандр

Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.
Платон

Позорит человека лишь то наказание, которое он сам заслужил.
Плавт Тит Макций

За преступлением следует наказание.
Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Гораздо тяжелее кажется то наказание, которое назначается мягким человеком.
Сенека Луций Анней (Младший)

Кто ждет наказания, тот наказан, а кто заслужил его, тот ждет непременно. Когда совесть нечиста, можно остаться безнаказанным, а уверенным нельзя.
Сенека Луций Анней (Младший)

Преступник может иногда избежать наказания, но не страха перед ним.
Сенека Луций Анней (Младший)

Первое наказание для виновного заключается в том, что он не может оправдаться перед обственным судом.
Ювенал Децим Юний

Работа с изобразительно-выразительными средствами (Задание № 26 (ЕГЭ))

Антите́заантите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом[1].

Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа. Так, контрастно изображал А. С. Пушкин своих героев — Онегина и Ленского.

Противопоставление — прием в литературе, позволяющий произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте. Так же в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.

Карточка № 3 Покаяние

Работа со словарной статьей (Задание № 3 (ЕГЭ))

ПОКАЯ́НИЕ, покаяния, ср.

1. Добровольное признание в совершенном проступке, в своей ошибке (книжн.).

2. Исповедь, признание верующим своих грехов перед священником (церк.).

3. Налагавшееся дореволюционным судом за некоторые преступления наказание, состоявшее впринудительной и подконтрольной молитве (дорев.). Приговорить к церковному покаянию.

❖ Отпустить душу на покаяние (разг. шутл.) - оставить кого-нибудь в покое, перестать донимать кого-нибудьперестать приставать к кому-нибудь.



Цитаты для работы

Признание — сестра покаянию.

Русские пословицы и поговорки

Господь никогда не говорил, что покаяние может смыть вину, однако покаяние может отвести дьявола.

Фэн Цзицай. Полет души

Стыдись грешить, но не стыдись каяться.

Иоанн Златоуст «Беседы о покаянии».

Только люди способны к покаянию, нелюди вины не чувствуют, потому и не раскаиваются.

Валентин Петрович Рычков

Не согрешишь — не покаешься.

Александр Иванович Куприн. Яма.Зоя

Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние.

Серафим Саровский

Нет тюрьмы хуже, чем строим мы из собственных страхов и покаяний.

Народная мудрость

 Кто исповедует грехи свои, от того отступают они, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества, не терпят обличения и позора.

Святитель Игнатий. 


Работа с изобразительно-выразительными средствами (Задание № 26 (ЕГЭ))

Антите́заантите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом[1].

Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа. Так, контрастно изображал А. С. Пушкин своих героев — Онегина и Ленского.

Противопоставление — прием в литературе, позволяющий произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте. Так же в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.




Карточка № 4 Всегда ли цель оправдывает средства?

Работа со словарной статьей (Задание № 3 (ЕГЭ))

ЦЕЛЬ, цели, род. мн. целей (целей прост.), жен.

1. Предмет, место, в которое стреляют или должны попасть при стрельбе, мишень. Попасть в цель. Битьмимо цели. Бить в цель (срн. бить). Стрельба по закрытым целям.

2. Тоже, что мушка2 (устар.).

3. перен.То, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществить. «- Конечная цель  партии -свержение капитализм и установление социализма. Ближайшая цель - свержение царизма иустановление демократических порядков.» История ВКП(б)«Работая, мелочи соразмеряй с огромнойпоставленной целью.» Маяковский«Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей.»Гончаров«В новый путь… пошел без цели я тогда.» Некрасов. Ставить что-нибудь 

своей целью. Преследовать какую-нибудь цель. Иметь своею целью что-нибудь. Достигнуть цели. 

С практической целью. Для практических целей.


Цитаты для работы

У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть, можно сказать, известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают.
Аристотель

Если цель законна, законны и средства.
Неизвестный автор

Когда мы стремимся к чему-то, это что-то представляется нам исключительно в положительном свете; но вот цель достигнута, и теперь уже в глаза бросаются лишь отрицательные стороны нашего предприятия.
Джонатан Свифт

Благая цель может сообщить ценность только таким средствам, которые достаточны и действительно ведут к цели.
Дэвид Юм

Разум указывает нам цель, а страсти уводят от нее.
Жан Жак Руссо

Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых.
Иоганн Вольфганг Гёте

Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью.
Поль Валери


Работа с изобразительно-выразительными средствами (Задание № 26 (ЕГЭ))

Антите́заантите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом[1].

Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа. Так, контрастно изображал А. С. Пушкин своих героев — Онегина и Ленского.

Противопоставление — прием в литературе, позволяющий произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте. Так же в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.

Карточка № 5 Ответственность перед собой и перед людьми


Работа со словарной статьей (Задание № 3 (ЕГЭ))

ОТВЕ́ТСТВЕННОСТЬ, ответственности, мн. нет, жен.

1. Положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своихдействиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, ввыполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. «Обезличка есть отсутствие всякойответственности за порученную работу… ответственности за нарушение договора.» Сталин. Моральная ответственность. Материальная ответственность. Нести полную ответственность за возложенноедело. Возложить ответственность на кого-нибудь. Лежит ответственность на ком-нибудь.

2. чегоотвлеч. сущ. к ответственный в 3 знач. (книжн.). Ответственность педагогической работы. Ответственность момента.

❖ Привлечь к (судебной) ответственности кого (офиц.) - считая виновным, заставить дать отчет в совершенных действиях (перед судом, органами власти и т.п.). Привлечь к судебной ответственности занарушение договора.


Цитаты для работы

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё.
Ф.М. Достоевский

Чем сильнее чувство ответственности, тем слабей жажда власти.
Стефан Гарчиньский

Ответственность и свобода составляют духовную сферу человека.
Виктор Франкл

Только там, где мы несем ответственность за свои действия, где наша жертва свободна и добровольна, решения, принимаемые нами, могут считаться моральными.
Фридрих Август фон Хайек

Человек может поступать как ему угодно, если он согласен нести за это ответственность.
Сомерсет Моэм

Ответственность — мужество иметь дело со всеми последствиями своих дел.
Александр Круглов

В мире существует парадокс — чем больше власти, тем меньше ответственности.
Фёдор Тютчев

Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся её.
Бернард Шоу

Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми.
Альбер Камю


Работа с изобразительно-выразительными средствами (Задание № 26 (ЕГЭ))

Антите́заантите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом[1].

Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа. Так, контрастно изображал А. С. Пушкин своих героев — Онегина и Ленского.

Противопоставление — прием в литературе, позволяющий произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте. Так же в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.

Карточка № 6 Совесть

Работа со словарной статьей (Задание № 3 (ЕГЭ))

СО́ВЕСТЬсовестимннетжен. Внутренняя оценкавнутреннее сознание моральности своих поступковчувство нравственной ответственности за свое поведение«Ничто не может нас среди мирских печалейуспокоитьничтоничто… едина разве совесть Пушкин

Ни стыда, ни совести нет. Без зазрения совести (см. зазрение).

❖ Для очистки совести – см. очистка.

На совести у кого или на чьей (лежит, имеется и т. п.) – кто-н. отвечает за что-н., виноват в чем-н., подлежитответственности за что-н. «На моей совести нет ни единой пакости.» 

На совесть – 1) добросовестно, хорошо (разг.). Сделать что-н. на совесть. 2) усердно, как следует (разг.). Поработали на совесть. 3) под свою ответственность, без оформления документами (устар.). Брать деньгина совесть.

Не за страх, а за совесть – вполне добросовестно. «К общей благости работай не за страх, 

а за совесть.» Маяковский.

По совести или говоря (сказать) по совести (вводное слово; разг.) – говоря откровенно, чистосердечно. «Никем, по совести, она не дорожит»Грибоедов

Свобода совести (полит.) – отсутствие ограничений в исповедывании какой-н. религии или

 в отказе от религии. «За всеми гражданами признается свобода совести и свобода

 антирелигиозной  пропаганды.»История ВКП(б).


Цитаты для работы

Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников.
Вольтер

Да, как ни дорога нам жизнь, одно еще дороже: правоты сознанье.
Еврипид

Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.
Пифагор Самосский

Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести.
Сократ

Совесть — это правильный суд доброго человека.
Аристотель

Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.
Дени Дидро

Лицемеря, совесть не сознает, что она лицемерит.
Люк де Клапье Вовенарг

Нет правил более изменчивых, нежели правила, внушенные совестью.
Люк де Клапье Вовенарг

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самаго человека, и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.
Екатерина II Алексеевна

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
Денис Иванович Фонвизин



Работа с изобразительно-выразительными средствами (Задание № 26 (ЕГЭ))

Антите́заантите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом[1].

Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа. Так, контрастно изображал А. С. Пушкин своих героев — Онегина и Ленского.

Противопоставление — прием в литературе, позволяющий произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте. Так же в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.


Просмотр содержимого презентации
«преступление и наказание»

Урок-семинар  Анализ заголовка романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Урок разработали  учителя русского языка и литературы Е.В.Погорелова А.А.Середич В.В.Арутюнова А.А.Масловская

Урок-семинар

Анализ заголовка

романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Урок разработали

учителя русского языка

и литературы

Е.В.Погорелова

А.А.Середич

В.В.Арутюнова

А.А.Масловская

Преступление Переступить через закон Переступить через людей Переступить через закон божий Наказание

Преступление

  • Переступить через закон
  • Переступить через людей
  • Переступить через закон божий

Наказание

  • Наказ
  • Урок
  • Испытание

Тюрьмы и наказания в 19 веке

В соответствии с Уставом предусматривалось три вида ссылки: ссылка в каторжные работы, ссылка на поселение и административная ссылка. При этом каторга определялась в качестве наиболее сурового уголовного наказания, соединенного с лишением всех прав состояния человека.

В зависимости от тяжести совершенного преступления Устав устанавливал разную степень суровости наказания ссылкой в каторжные работы. Наказание каторгой предполагало обязательное содержание преступников в оковах. При этом вес оков, ношение только наручников или ручных и ножных оков одновременно определялись в зависимости от разряда каторжного, его половой и возрастной принадлежностей. Жестокости каторжного режима середины XIX века, сохранившихся здесь рудиментах российского средневековья   свидетельствуют нормы физических наказаний, определенных каторжным статьями 799 - 868 шестого отделения Устава. Физические наказания являлись одной из составляющих наказания каторгой по приговору суда. Физическая расправа с нарушителями порядка на каторге была суровой.

Виды телесных наказаний:

1) розги: как наказания для крестьян по приговорам волостных судов, бродяг и ссыльных, и как дисциплинарное наказание в тюрьмах;

2) плети для ссыльно-каторжных и поселенцев.

Достоевский-каторжанин Омская область, 1850-1854 гг.

Достоевский-каторжанин

Омская область, 1850-1854 гг.

Покаяние –  сожаление, раскаяние, добровольное признание в совершенном проступке, в своей ошибке. Исповедь, признание верующим своих грехов, искупление.

Покаяние –

сожаление, раскаяние, добровольное признание в совершенном проступке, в своей ошибке. Исповедь, признание верующим своих грехов, искупление.

Преступление Родион (святой Родос – монах-отшельник, желающий искупить все грехи людей) Раскольников Раскол – «раздвоение». Символизирует раздвоенность главного героя, его внутреннюю борьбу с самим собой

Преступление

Родион

(святой Родос – монах-отшельник, желающий искупить все грехи людей)

Раскольников

Раскол – «раздвоение». Символизирует раздвоенность главного героя, его внутреннюю борьбу с самим собой

Покаяние Соня Мармеладова  Софья - «смиренномудрие». Героиня романа смиренно несёт свой крест и не перестаёт верить в добро и справедливость. Соня воплощает тему покаяния и раскаяния. Идея самопожертвования Имя Поступок

Покаяние

Соня Мармеладова

Софья - «смиренномудрие». Героиня романа смиренно несёт свой крест и не перестаёт верить в добро и справедливость.

Соня воплощает тему покаяния и раскаяния.

Идея самопожертвования

Имя

Поступок

Деление человечества на «тварей дрожащих»  и «право имеющих» Уязвленная гордость  и уверенность  в своей исключительности Разрешение «крови по совести, дабы осчастливить  человечество Цель – «свобода и власть» Желание испытать себя Преступление Наказание Открытие мира христианских ценностей через любовь к Соне Путь к покаянию Нравственные муки  Раскольникова, Неизбежное отчуждение от людей Осуждение Раскольникова «униженными»,  ради которых он пошел на преступление Крах антигуманной теории  Раскольникова

Деление человечества

на «тварей дрожащих»

и «право имеющих»

Уязвленная гордость

и уверенность

в своей исключительности

Разрешение «крови

по совести,

дабы осчастливить

человечество

Цель – «свобода и власть»

Желание испытать себя

Преступление

Наказание

Открытие мира христианских

ценностей через любовь к Соне

Путь к покаянию

Нравственные муки

Раскольникова,

Неизбежное отчуждение

от людей

Осуждение Раскольникова

«униженными»,

ради которых

он пошел на преступление

Крах антигуманной теории

Раскольникова

Работа в группах  Темы для мини-сочинений

Работа в группах

Темы для мини-сочинений

  • Сострадание
  • Наказание
  • Покаяние
  • Всегда ли цель оправдывает средства
  • Ответственность перед собой и людьми
  • Совесть


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ заголовка романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Автор: Погорелова Елена Владимировна Масловская Алла Александровна

Дата: 22.11.2018

Номер свидетельства: 486987


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства